Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Скорбь, которая не заканчивается



 

Некоторые люди пребывают в состоянии шока очень долгое время. Пример тому — шестидесятилетняя женщина, потерявшая мужа больше пятнадцати лет назад. Со стороны казалось, что Джиннет не слишком потрясена утратой; она продолжала работать, в воскресенье ее навещали дети, каждое лето она уезжала в отпуск. Однако в ее доме присутствие покойного мужа все еще чувствовалось в каждой комнате. Его трубка по-прежнему лежала в пепельнице в гостиной, в их общем гардеробе висела его одежда, и даже его рабочий стол был нетронут; ежедневник был открыт на дате его смерти.

На самом деле с уходом мужа Джиннет перестала жить. Она существовала, как робот, и выживала, а не жила. Она прошла через жизнь, как зомби, без души и без цвета. Неудивительно, что у этой женщины были проблемы с ногами. Теперь ей нужно спать в откидном кресле, подняв ноги, потому что они ее больше не носят. Из-за того, что ее муж умер во сне в их кровати, она не может больше спать на матрасе, который привыкла с ним делить, хотя открыто признать это она так и не смогла.

Поскольку она все это время пребывала в состоянии отказа, ее жизнь приостановилась, и процесс скорби так и не завершился. Она стала равнодушна к окружающему миру.

В то же время могло, например, произойти так, что вы очень долгое время находитесь с кем-то в ссоре и не разговариваете. Однажды вы обнаружите, что человек умер, а у вас так и не было возможности помириться с ним. Важного кусочка мозаики теперь нет, и вам не удастся собрать ее.

Медленное умирание

Вот почему люди переживают отсутствие покойных десятилетиями. Жан, лучший друг Кристиана, умер, когда Кристиан был в путешествии со своей новой возлюбленной, бывшей девушкой Жана. Кристиан годами испытывал чувство вины, потому что он так и не удосужился рассказать Жану, что ухаживал за женщиной, с которой его друг детства прожил почти три года. Что еще хуже, зная, что Жан все еще ее очень любит, Кристиан чувствовал себя еще более виноватым, зная, что его друг разбился на мотоцикле, узнав от кого-то, что эти двое уехали на праздники вместе.

Месяцами Кристиан изводился, представляя, как его друг спровоцировал аварию, оборвавшую его жизнь. Даже хотя он выяснил, что фатальный случай произошел на скользкой дороге во время ливня, сомнения его по-прежнему терзали. День и ночь он раздумывал над смертью лучшего друга, взывая к своему чувству ответственности. «Если я бы я знал, я бы никогда не уехал вот так, неожиданно. Если бы я был рядом с ним, мог бы его спасти. Мне нужно было рассказать ему все с самого начала. Если бы я только несколько месяцев подождал, прежде чем уезжать с Синтией».

Конечно, его отношения с Синтией не выдержали такого чувства вины и глубоких экзистенциальных вопросов. Кристиан в итоге погрузился в глубокую депрессию примерно на пять лет, и по сей день он одинок, боится новых обязательств, чувствуя, что теперь, когда его друг мертв, он не заслуживает счастья.

Тут проблема не в том, что шаги не были пройдены, а в том, что он постоянно застревал то на одном этапе, то на другом, постоянно пребывая в одержимости, без изменений, не переходя к следующему шагу.

Избавиться от страха

В жизни каждый раз, будучи вынуждены проходить через печаль или болезненные переживания, не пройдя через все этапы, не прожив все аспекты этого опыта, вы не сможете до конца освободиться. С моей точки зрения, это самый главный секрет исцеления. Самое важное — осознать неизбежную реальность, потому что если вы пропускаете этап, вы, конечно же, в конце концов вернетесь к нему: это единственная возможность освободиться от продолжающегося процесса.

Разрешите, приведу пример из собственной жизни. Годами мне приходилось изучать различные аспекты моих беспокойных отношений с отцом. Во время терапии, равно как и в своем духовном развитии, я поработала над собой. Я подумала, что завершила петлю и что мне удалось преодолеть жестокость, которой я подвергалась, и что я простила его за неуклюжие попытки получить от меня энергию, которой ему не хватало.

В то время мне очень часто снилось, что какие-то невидимки входят в мою комнату и хотят на меня напасть, хотя связи между этими снами и детством я не увидела.

Я не представляла, что этот анонимный злоумышленник мог быть моим отцом. В себе я исцелила печаль, бессилие, свою жертву. Я приняла ответственность за себя и начала все заново, творя свою жизнь. Так что у меня не было причин злиться на него. Но я не учла одну сторону ситуации, которая никогда ранее не тревожила меня: страх, который с тех пор во мне жил.

Через несколько месяцев после того, как родился Эмиль, мой сын, мне вновь приснилось, что невидимый человек забрался ко мне в дом. Держа на руках новорожденного, я бросилась в его комнату, чтобы спрятать его. Произошло неожиданное: мой сын, глядя мне за плечо, увидел что-то смешное за мной и начал смеяться.

В ужасе я не могла понять, почему он так реагирует. Затем, все еще во сне, я поняла, что идущего за нами человека он знает, иначе бы не улыбался так. Я повернулась и поняла, что это отец.

Вследствие этого я поняла, что все эти годы была поражена страхом и панически боялась именно отца. Целых десять лет я боялась иного мира, невидимого мира и закрыла свои экстрасенсорные возможности, веря, что меня окружает негативная энергия. В то утро, проснувшись, я заплакала. Я только что поняла, какую историю рассказывала себе так долго, а также что все еще не прошла этап горя до конца.

Наши отношения с отцом уже давно стали лучше и, казалось, исцелились, но я не знала о своем детском страхе, не принимала и не признавала его. Поскольку я не определила источник страха, то постоянно проживала его, не будучи в силах указать на его источник или преодолеть его.

Этапы горя похожи на спираль или бесконечную петлю: пока мы не завершили процесс, мы возвращаемся к тому же состоянию разума, пока не примем и не освободимся раз и навсегда.

То же самое касается вашей жизни. Проходя через несчастье, через болезненные переживания или травмы, пока какие-то аспекты не интегрированы вами, как белка в колесе, вы будете по-прежнему ходить кругами, не в состоянии добраться до другого места.

Это немножко похоже на игру в стулья с музыкой. Как видно на следующей иллюстрации, пока вы не посидели на каждом из стульев в кругу (этапы горя), занять центральное место, приятие, невозможно.

 

Типичные шаблоны, конфликтов: музыкальные стулья

Конечно, вы уже увидели связь между этапом приятия и защитными механизмами, о которых мы говорили в главах 9 и 10: состояние шока и отрицания — любимый способ бегства Равнодушного; печаль — эмоция, наиболее любимая Жертвой; гнев остается во владычестве Деятеля; торг и чувство вины занимают всё внимание Спасителя. Наконец, занять место Свидетеля можно, лишь развив исключительную способность ежедневно восстанавливать в себе равновесие через отстраненность и безусловное приятие всего происходящего.

 

Музыкальные стулья

Источник нашей проблемы с отсутствием равновесия — не механизмы, с помощью которых мы обычно получаем энергию, а жизненные позиции, от которых мы отказываемся и которые представляют этап приятия. Так что наиболее важен стул, на котором мы больше всего боимся сидеть, а не тот, к которому больше всего привыкли.

Если вы обратитесь к результатам эгограммы, рассчитанной в главе 9, соответствующая схема реакции — та, по которой вы набрали наименьшее количество ответов «близко к правде». Если ваш счет примерно одинаков по каждой схеме реакции, значит, вам удалось пройти через все этапы скорби, не застряв ни в одном из представленных выше конфликтующих паттернов поведения.

Но если вы любой ценой избегаете одной из базовых реакций, жизнь обязательно будет преподносить вам одни и те же возможности, чтобы пережить этап скорби, который вы минули. Пропустить один шаг к приятию — все равно что облокотиться на стол, у которого нет одной ножки: вам не удастся долго сохранять равновесие. Это все равно что вести машину со спущенными шинами: либо недалеко уедете, либо не доберетесь до места вовремя.

Процесс горя завершается; лишь когда все шаги были пройдены, после того, как вы поэкспериментировали с каждым из защитных механизмов и посидели на всех стульях в большой игре под названием жизнь.

Если вы боитесь выражать гнев, то будете склонны отрицать ситуацию, печалиться и чувствовать себя виноватым вместо того, чтобы выразить свое расстройство и несогласие. Точно так же, если вы себе не позволяете отстраниться и взглянуть на проблемную ситуацию с некоторым равнодушием, вас постоянно будут переполнять гнев, печаль и чувство вины, истощающие вашу жизненную энергию.

Круг за кругом — и прочь

Что касается меня, часть меня, которую я отказывалась принять, был Равнодушный. Чтобы стала ясна его связь со страхом, о котором я упоминала раньше, расскажу вам о случае, в результате которого он появился и который глубоко впечатлил меня, ребенка. Когда мне было около двенадцати, у меня, как и у почти всех детей моего возраста, был велосипед и я на нем гоняла ежедневно. Каждый вечер отец говорил: «Велосипед убрать не забудь, а не то смотри у меня! »

Как и все дети двенадцати лет, я была забывчива и часто оставляла велосипед на улице. Потом мне приходилось выходить уже в пижаме, чтобы его убрать. Однажды вечером, когда отца не было, я пошла спать, совсем забыв про велосипед, и тот остался на улице. Когда отец вернулся и увидел, что велосипед загораживает въезд, он рассердился. Взял игрушку одного из моих братьев, пластиковую бейсбольную биту — которая была не такой твердой, как настоящая, но все-таки, — и разбудил меня ударами этой биты по голове.

Получить удар во время сна — одно из самых травматичных переживаний моей юной жизни. Несколько ночей потом я спала, закрыв дверь в комнату и приперев ручку двери стулом, с мыслью, что если отец и зайдет еще раз, я проснусь до того, как он меня ударит, потому что стул упадет на пол. Позднее, через много лет, я не могла заснуть глубоко. Я говорила себе: «Меня никогда больше не застанут врасплох. Отныне я буду всегда готова к худшему» Мое тело запомнило: «Человек не может быть равнодушным; это опасно. Всегда будь начеку».

Часть нас, которая всегда начеку, — Спаситель, всегда ищущий решений и ответов, которые можно было бы дать. В моем случае этот защитный механизм возобладал, в то время как другой, Равнодушный, почти полностью ушел в тень, вместе со страхом, который я испытывала в то время. С тех самых пор, когда происходило какое-то непредвиденное событие, первой моей реакцией было — немедленно выяснить, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Спустя двадцать пять лет, когда умерла мама, я немедленно занялась организацией похорон, поминок, памятником и так далее. Другими словами, я искала решения. Таким образом я пропустила этап шока и отрицания.

В общем, я потратила большую часть своего времени в фазе торга. К счастью, в течение последних нескольких лет поняв этот механизм, я преобразовала свой тип реакции. Я постоянно несла стражу, сохраняя активность и становясь незаменимой. Поскольку я не позволяла себе немного отдалиться, металась с одного стула на другой, жонглируя печалью, гневом и чувством вины, мне так и не удалось завершить процесс горя.

В эту игру можно играть вдвоем

В 1987 году, начав встречаться со своим мужем, я думала про себя: «Он обворожителен». Серж был артистичен и беззаботен, и раскован, и вечно витал в облаках. В то время я думала: «Он — точно то, что мне больше всего нужно в жизни, чтобы войти в состояние дзэн, а то я вечно настороже».

Я тогда еще не знала, но это исключительное существо я привлекла в свою жизнь, чтобы понять, как держать дистанцию и позволять себе иногда быть равнодушной к окружающему миру — чего я никогда не делала. Бессознательно я соглашалась делить свою жизнь с кем-то, кто дополнил бы меня. Мы хорошо уравновешивали друг друга.

К сожалению, всего лишь через несколько месяцев легкомысленный характер Сержа стал меня раздражать. У нас начались конфликты. Я считала, что он пустоголов, а он считал меня вздорной и требовательной.

Возвращаясь к аналогии с музыкальными стульями, когда в паре начинается процесс горя, каждый из игроков переходит с одного стула на другой, проживая сменяющие друг друга состояния сознания, часто противоположные той позиции, которую решил занять другой партнер. Поскольку два человека не могут занимать одновременно один и тот же стул, некоторые стулья другой человек так и не использует, и цикл так и не завершается. Любой, у кого есть отношения с другим человеком, возможно, узнает себя и партнера в этой ситуации.

Поскольку у меня был нрав Спасителя, а мой партнер был Равнодушным, наши семейные стычки почти всегда начинались одинаково: я пыталась повесить на него ответственность за свою внутреннюю пустоту. Я говорила что-нибудь вроде: «Когда бы мы ни были вместе...» Серж, который терпеть не мог конфликтов, избегал ответа, а полное отсутствие реакции с его стороны лишь подогревало мое неудовольствие, питало огонь моего гнева, и я немедленно начинала читать нотацию, как истинный Деятель. Мой муж, не понимающий, откуда столько ненависти, если по его мнению, он ничего плохого не делал, печалился, неожиданно чувствовал вину за все, что было неправильно. Потом он автоматически занимал оборону с позиции Жертвы.

Когда я видела его в этом состоянии, во мне автоматически включался рефлекс Спасителя, потому что я не собиралась ранить его. Реакции Сержа не заставляла себя долго ждать: он занимал стул Деятеля, нападая на меня, чтобы я почувствовала себя виноватой за то, что напала на него.

Танец Спасителя и Равнодушного

Этот ужасный танец мог длиться часами или даже днями, потому что его не прерывало никакое внешнее событие, и мы оба неизбежно плюхались на те же самые стулья (в нашем распоряжении имелось только четыре стула), так и не сумев завершить петлю.

Самым неприятным для меня было замечать через несколько часов или дней, что ничто так и не разрешилось и что «мы по-прежнему ничего не делаем вместе».

Важно отметить, что в этом примере был стул, * на который я ни разу не осмелилась сесть, и то же самое было у Сержа. В самом деле, младший в большой семье, с самого раннего возраста мой муж чувствовал — верно или ошибочно, — что никто не ценит его мнение и что у него нет такой роли как Спаситель. Он предпочитал оставаться на расстоянии (Равнодушный), чтобы ему не сделали больно.

Вследствие этого, поскольку стул Равнодушного был его стулом, я никогда не садилась на него. Точно так же, поскольку стул Спасителя был моим, он не осмеливался на него опуститься. Однако, если посмотреть на ситуацию внимательнее и объективнее, то становится понятно, что были два стула, соответственно, позволявшие нам быстрее разобраться с тупиком, в который мы себя загоняли.

Сумей я взять на себя роль Равнодушного, я смогла бы прервать процесс, потому что нашла бы свое решение внутри себя: не беспокоиться ни о чем. Точно так же, если бы Серж отважился стать Спасителем, он бы занимался удовлетворением моих потребностей, и я бы почувствовала, по крайней мере, что значу для него хоть что-то, и сам источник конфликта, делавший нас врагами, исчез бы.

Все это я рассказывала, чтобы объяснить, что страдание возникает, если мы застреваем в том или ином этапе горя, и затем этот этап горя становится нашим основным защитным механизмом просто потому, что у нас не хватает смелости изменить отношение или жизненную позицию. Мы не научились отпускать.

Танец Деятеля и Жертвы

В глубине души каждый страдалец попал в ловушку той или иной игры в контроль, и застрял на определенном этапе горя. Как говорилось в главе 10, некоторым людям удается гневаться всю жизнь, потому что они не могут установить контакт с чувствительностью или уязвимостью в себе. Ими управляет инстинкт самосохранения: агрессия и контроль, которые они выплескивают на других людей.

Жертвы довольствуются сентиментальной историей и тем, что все кругом их жалеют, а не верой в свой внутренний потенциал и не утверждением своей силы материализации, позволяющей им создать себе жизнь. В игре в музыкальные стулья эти две взаимодополняющие друг друга личности будут привлекать друг друга, чтобы уравновесить природные силы, которыми их, по их мнению, несправедливо обделили.

Отсюда выражение: «противоположности притягиваются». Точнее сказать, нехватка качеств у одного человека автоматически наполняется кем-то еще.

Когда приходится разбираться с конфликтной ситуацией, в которой мы играем разные роли, нужно понимать, что, постоянно меняя стулья, мы никуда не уедем. Другие люди будут реагировать, на положение, которое мы занимаем, каким бы оно ни было.

Как только мы разрешим себе посидеть на всех стульях, дать выход всем своим базовым измерениям, уже не будет необходимости противостоять другому человеку, чтобы завершить процесс горя. Вновь можно восстановить равновесие и стать безучастным Свидетелем.

Когда мы узнаем в другом человеке тот аспект нашей личности, который нам нужно интегрировать в себе, нам больше не нужно противостоять ему, чтобы получить его энергию. Нам удается найти баланс самим, открываясь освобождающей энергии, присутствующей по всей Вселенной.

Потом становится возможным признать силу другого человека и обратиться к нему за сотрудничеством, чтобы во всех экспериментах в личной жизни прийти к обоюдной победе. Все меняется. Мы больше не пытаемся контролировать, парализовать, обвинять или крушить другого человека. Наоборот, мы открываемся его лучезарному дополнению и ценим его таланты и жизненный опыт, потому что теперь знаем, что он здесь, чтобы помочь нам найти равновесие и примириться со всеми частями себя.

Такой способ позволяет соединить духовность и психологию. Сохраняя равновесие, мы помогаем другому, потому что не вытесняем его в излюбленный защитный механизм, а ему не приходится к нему прибегать, потому что он больше не испуган. Когда мы ценим другого, показывая ему его собственный потенциал, мы даем Вселенной команду передать его сильные стороны в наше распоряжение. Это поощряет все лучшее, что есть в каждом из нас.

 

Чужой одиночный танец

Впервые я объясняла дочери, как работают этапы горя, когда она как раз подала заявление, чтобы представлять в учебном совете новой школы, в которую она поступила, интересы своего класса. Марлен была избрана на эту должность вместе с еще одной девочкой; назовем ее Женевьевой.

Марлен, которая любит выступать посредником между людьми, загорелась идей дуэта и демократии, в то время как ее подруга хотела власти и популярности, которые получала благодаря этой должности. Через некоторое время дочь заметила, что ее коллега не помогает ей, а пытается править без нее. Поскольку ценности Женевьевы вовсе не устраивали Марлен, она попыталась поговорить с ней, но безуспешно. Позднее она решила уйти из ученического совета, потому что никак не могла ужиться с Женевьевой.

Поскольку упомянутая девушка стремилась доминировать, она немедленно обозвала Марлен «дезертиром», и это здорово нервировало Марлен. Вот тут я и поделилась с ней пятью этапами приятия и сказала: «Если бы тебе удалось держать расстояние, не включаясь в эмоциональную перепалку, которую на тебя обрушила Женевьева, менее чем за неделю она обошла бы все стулья и в итоге оставила бы тебя в покое. Но если ты включишься в игру, она всегда будет иметь над тобой некоторую власть, постоянно будет пытаться расстроить тебя и уворовать у тебя энергию. Она всегда будет нападать в попытке манипулировать тобой, и это может длиться очень долго».

Дочь вернулась на следующий день в школу настороже и хорошо подготовленная.

В течение дня Женевьева была совершенно равнодушна к решению Марлен: «Это твоя проблема; ты хочешь сбежать; это неважно, потому что я найду кого-нибудь получше тебя. Это тебе плохо; мне-то все равно». Дочь вернулась из школы со словами: «Ты была права: она в отрицании. Я это видела и в игру не втянулась».

На второй день Женевьева упрямо облаивала ее: «Ты меня бросила. Мне теперь все придется делать самой, а я не могу. Это все ты виновата». Дочь немного поплакала, и Женевьева это поощряла, пока Марлен не вспомнила о моем предупреждении: что будет, если она позволит своей бывшей подруге расстроить себя. Она взяла себя в руки и подумала: «Она сердита. У нее есть на это право, но это не моя проблема». Марлен уравновесилась. Вернувшись домой, она сказала мне: «Мам, ты была права: сегодня была фаза гнева». Я ответила: «Редко так бывает, чтобы кто-то прошел две эмоциональные фазы за один присест, потому что это тяжело для физического тела. Итак, очевидно, завтра она начнет торговаться».

В самом деле, на следующий день девушка попыталась сделать так, чтобы Марлен передумала: «Я буду хорошей. Честное слово, у тебя будет больше возможности для инициативы. Ты можешь вернуться. Клянусь, я изменилась». На этот раз моей дочери не оставалось ничего, кроме как рассмеяться (конечно, про себя).

Затем, как и предсказывалось, на выходные Женевьева позвонила, крича в трубку: «Ты не можешь так со мной поступить. Я никогда одна не справлюсь; это слишком сложно». Моя дочь ответила: «Это хорошо. Ты завершила полный путь скорби. В понедельник у тебя все будет в порядке, потому что ты наконец приняла мой выбор». На следующей неделе девушка перестала переживать то, что для нее стало прошлым, и в итоге оставила Марлен в покое. Со временем оказалось, что Женевьева не очень подходит для этой должности, директор в итоге сместил ее и предложил моей дочери вернуться на пост главы ученического совета, сказав: «Мы поняли, что проблема была не в тебе, а в Женевьеве. Так что если хочешь вернуть себе эту должность, мы будем рады».

Важно, что Марлен, узнав о процессе, не включилась в игру другого человека. Этапы горя таким образом для обеих быстро завершились.

В ЦЕНТРЕ КРУГА

Цель упражнения с музыкальными стульями — по- прежнему в том, чтобы добраться до центра круга, достичь отстраненности и приятия, позволяющих найти баланс в себе, не крадя энергию у других людей и не завися от них в этом. В этом ключ к тайне духовной эволюции: каждый стремится достичь просветления, вознестись, жить в постоянной благодати, но рано или поздно мы сваливаемся в защитные механизмы.

Почему? Даже если мы стремимся к тому, чтобы следовать срединным путем, в действительности, пока какая-то часть нас не объединилась с остальными нашими измерениями, она сделает все, чтобы ее услышали, признали и приняли безусловно. Аспект нас, которым до сих пор пренебрегали, готов кричать, орать и привлекать к нам весь опыт, необходимый, чтобы мы обратили на него внимание и вернули его на законное место. В глубине души он предлагает нам объединить все части нас и слить их в Божественной заботе, возвращении к жизни и бесконечной энергии.

Интеграция: зов волка

 

Расскажу целительную притчу, которая позволит вам интегрировать объясняемые выше идеи с помощью правого полушария, творческой и интуитивной доли, которая функционирует не по принципам картезианского мышления.

В далеком краю во время особенно трудной и морозной зимы несколько жителей деревни пришли к королю, чтобы пожаловаться на очень серьезную проблему: стая лютых волков нападала на скот и истребляла его. Король немедленно созвал лучших лучников из своего гарнизона и дал им задачу: избавить страну от этих кровожадных чудищ.

«Самых достойных из вас, — добавил король, — пригласят за мой стол, и вы будете делить трапезу со всей моей семьей до наступления весны».

Все солдаты поспешили на охоту, храбро противостоя снегу и холоду. Они шли поодиночке, каждый в своем направлении, и каждый хотел заслужить одобрение короля. Целыми днями они выслеживали волков во всех уголках леса, останавливаясь лишь для еды и сна.

Наконец первый охотник вернулся и предстал перед королем. Он был покрыт ранами и опирался на костыль, одна рука его была перевязана, а одна нога — откушена по колено.

— Я, конечно, самый достойный, ваше величество, — сказал солдат, чуть не плача. —Ясражался с волками голыми руками, и хотя мне не удалось изничтожить их, мне удалось поранить, по крайней мере, одного. Смотрите, я даже потерял правую ногу.

Король переполнился сочувствием к раненому, но, прежде чем он успел открыть рот, перед ним предстал другой солдат, неся на плечах останки волка.

— Мой король, я принес вам шкуру вожака стаи. Я застрелил его одной стрелой, а остальные не стали дожидаться продолжения и разбежались.

— Очень хорошо, доблестный солдат, — сказал король. — Поздравляю тебя со столь храбрым поступком.

Государя вновь прервали, на этот раз это было впечатляющее появление еще одного солдата, которого сопровождал молодой волк, мирно идущий с ним рядом.

— Что это? — спросил король вновь прибывшего.

— Ваше величество, — ответил лучник, — в то время как мои коллеги гонялись за волками, чтобы убить их, я подумал, что пока хоть один из них жив, они будут возвращаться и нападать на соседние фермы. Так что я потратил время, чтобы понаблюдать за ними с расстояния, и заметил, что они не жестоки и не люты, но просто ужасно голодны, как и мы в эту суровую зиму. Для них, как и для нас, охота скудна, пережить зиму — целая задача, а хорошая погода не торопится в наши края. Эти волки рыщут по твоим землям, крадя домашний скот, потому что больше им нечего есть.

Так что у меня появилась идея. Я приносил им каждый день немного еды, пытаясь уводить все дальше, и дальше из королевства. Я привел их в долину, где погода мягче, и где почки уже набухли. Лед у берегов рек подтаял, так что стая могла утолить жажду и даже поймать немного рыбы. Я не думаю, что они скоро вернутся.

— А этот? — осведомился король, указывая на послушно лежащего у ног солдата волка.

— Он спас мне жизнь, — ответил молодой человек без колебаний. — На вершине горы лютое животное сожрало бы меня живьем, не вмешайся этот прекрасный зверь.

Король признал, что этот храбрый солдат — самый достойный из всех, и пригласил его за свой стол за вечерний пир. Но лучник отказался:

— Благодарю, но я уже получил награду, мой король. — Под недоверчивыми и даже злобными взглядами зевак он продолжал: — Мы с этим волком подружились. Мы приручили друг друга, и отныне он мне больше не враг. Я теперь знаю, что если думаю о нуждах других, вместо того чтобы сражаться с ними или навязывать им свою волю силой, они будут уважать меня и помогут мне в ответ. Так мы оба выйдем победителями.

Старик, знаменитый своей мудростью, подошел к молодому человеку. Положив ему руку на плечо, он прокашлялся и объявил во всеуслышание:

— Сегодня этот чистосердечный человек понял один из основных законов Вселенной. Все внешние угрозы иллюзорны: они — не что иное, как эхо наших собственных страхов и отражение теней, спрятанных внутри нас.

Зачем убивать в себе неприрученного зверя, называемого эго, если можно прислушаться к нему и приручить его, сделав своим союзником? Вы легко овладеете низшими инстинктами, как только перестанете стремиться к контролю над ними любой ценой и вместо этого просто примете их без условий и направите их на более светлые пути, ведущие к внутренней ясности и полноте.

А вы? Как вы отвечаете на зов вашего внутреннего волка? На которого из солдат вы похожи больше всего? Как вам удалось примирить и объединить все части себя?

 

Глава 12

 

Пирамида двойственности:

Q=4pE


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь