Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие этнологии как науки.



Этнология.

Машковцева Виктория Вячеславовна.

 

Лекции письменно (на листочках)

 

Развитие этнологии как науки.

Век. Век просвещения.

Новации: вместо простого описания появляются первые попытки критического анализа этнографических сведений, попытки привести собранные данные в систему. В первой половине 19 века стали возникать первые этнологические общества, что свид-ло об утверждении этнологии как самостоятельной науки (Парижское этнологическое об-во в 1839, Американское этнологическое об-во 1842).

 

Середина-2я половина 19 века – время активного развития этнологии в ведущих западно-европ гос-вах, это связано с их активной колониальной политикой.

В 19 веке этнология развивалась наиболее динамично в Англии. Франции и США.

Россия

Активное развитие этнологии не обошло стороной и Россию, сам интерес наблюдался уже в 18 столетии, попытки научно обосновать этногенез русского народа, место России в мировой истории.

Теоретическое осмысление проблем этнологии в России относится к 19 веку. Усиление интереса к этническим проблемам в России 19 столетия объясняется следующими причинами:

- рост самосознания русского народа, вызванный победой в Отеч. Войне 1812 года и появлением славянофильства.

- вхождение в состав России ряда народов, отличавшихся культурным своеобразием (грузины, армяне, молдаване).

- общее развитие науки в России – появление в 1845 году Русского географического общества, в 1949 в составе РГО было открыто отделение этнографии.

 

У истоков русского этнологической мысли стояли: К.М. Бэр, Кавелин, Надеждин. Большую известность в истории русской этнологии получила научна деятельность Миклухо Маклая.

 

На рубеже 19-20 столетий весомый клад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Шпета, посвящены проблемам этнической психологии. На развитие этнологии определённое воздействие оказывал марксизм, большую роль в популяризации идей Маркса сыграл Зибер.

 

Новый этап в развитии отечественной этнологии начинается после 1917, открываются новые научные заведения. Которые занимались этническими исследованиями.

В 1918 появился этнографический факультет географического института.

В 1925 фак-т общественных наук в МГУ преобразован в этнологический фак-т.

В 1930 институт народов Севера.

В 1933 институт антропологии, археологии, этнографии.

 

Период после Великой Отеч. войны: несколько фундаментальный направлений в развитии этнологии:

- Изучение народов Азии (Чебоксаров)

- Изучение народов Америки (Аверкиева)

- Изучение народов СССР (Токарев)

- Разработка общетеоретических проблем в этнологии (Левин)

В 70-80 годы 20 века значительный вклад в развитие отеч этнологии внесли Л.Н. Гумилёв, Ю. Бромлей.

В натсоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является институт этнологии и антропологии РАН. Развитию этнологии сегодня способствуют специализированные журналы: «Этнографическое обозрение», «Этнополитический вестник».

 

Основные этнологические теории и научные направления .

1. Эволюционизм

2. Диффузионизм

3. Американская школа исторической этнологии

4. Функционализм

Эволюционизм

Импульсом для развития эволюционизма стало утверждение в науке принципа развития (Окен – Ламарк – Дарвин).

Основоположниками эволюционизма в этнологии можно считать немецких учёных Клемма, Унгера, Вайца.

Особое развитие эволюционизма получает в Англии (Тейлор, Спенсер, Фрейзер).

Тейлор «Первобытная культура».

-Первая форма первобытного об-ва – анимизм. Сон, болезнь. Обморок и тд. – навели на мысль об особом учении о душе. Душа – нематериальная субстанция, которая может жить отдельно, болезнь-душа покинула на время, смерть-навсегда, сон-путешествие, приход гостей.

- Метод пережитков. В современном об-ве сохранились обычаи, привычки. Чихание – через открытое отверстие может выйти душа.

Фрейзер «Золотая ветвь».

- Выдвинул идею эволюционных стадий в умственном развитии человечества – магия, религия, наука.

- Магия: вера человека в свои сверхъестественные способности ( вызвать дождь, нанести вред человеку на расстоянии)

- Религия: человек теряет веру в свои сверхъестеств способности, а наделяет ими богов и надеется на их помощь.

- Наука: появляются законы науки, они занимают место богов.

Спенсер

-В историческом развитии выделяет 2 важнейшие тенденции: дифференциация и интеграция.

-Отличительный метод – аналогия общества и человеческого организма. В человеческом организме - кровяные частицы, в обществе – деньги, сосуды в организме человека, в обществе – пути сообщения и тд.

 

Американский эволюционизм. Л. Морган.

Посвятил изучение индейских племён «Эракезов».

Морган «Древнее общество».

- выделяет три этапа в развитии первобытного об-ва: дикость, варварство, цивилизация.

Дикость – изобретение гончарного круга – варварство- изобретение металла.

 

Русский эволюционизм.

Ковалевский, Каверин, Зибер.

 

Основные положение концепции эволюционизма:

1. Идея прогресса в общественном развитии.

2. Развитие человечества происходит по тем же законам, что и развитие природы.

3. Развитие человеческой культуры в различных частях света единообразно.

4. Развитие культуры происходит в соответствие со стадиями, едиными для всех культур в мире. Развитие культуры изначально предопределено (метод пережитков).

 

Диффузионизм

Диффузия (лат.) распространение.

В этнологии понимается распространение культурных явлений через контакты между народами (через торговлю, переселение, завоевания).

Основоположник Ратцель.

Ученик – Лео Фробениус, сопоставляет человека и культуру, человека ниже, чем культура. Культура на 1 месте, но жить без человека культура жить не может. Человек – ноги культуры, он распространяет её.

Гребнер. Теория культурных кругов.

- Объединил культурные достижения народов всей планеты на догосударственные стадии развития в 6 культурных кругов, каждый из них включает примерно 20 элементов, это разного рода элементы материальной и духовной культуры.

- Сделал вывод, что в истории человечества и культуры нет повторяемости, нет закономерности, все явления культуры уникальны, строго индивидуальны. Каждый элемент культуры создаётся только один раз в определённом месте, а затем распространяется по разным странам.

Основополагающие элементы:

1. Культура – это живой организм, все его элементы имеют строго индивидуальный характер.

2. Элементы культуры возникают в конкретной географической среде, в конкретном регионе планеты, а затем распространяются по средствам заимствований. Переносов.

3. У каждой культуры есть свой центр зарождения, задача этнологии – обнаружить его.

4. Факторами, способствующими изменению культуры, являются перемещения, передвижение её элементов.

 

13. 09.

Признаки племени:

1.Внутренняя структура племени основывалась на принципе кровного родства, при котором родовая экзогамия сочеталась с племенной эндогамией.

2.Племена имели сравнительно небольшую численность.

3.Племенное самосознание основывалось на представлении об общности происхождения от какого-либо, чаще всего мифического предка.

4.Единство религиозных представлений и обрядов.

5.Наличие самоназвания племени.

6.Наличие примитивных органов власти (в лице военного вождя, совета старейшин, народного собрания).

 

 

Народность

- это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, определённую общность культуры и зачатки экономических связей.

 

В Европе складывание народностей началось с конца эпохи великого переселения народов. Например, основу немецкой народности составили древнегерманские племенные объединения саксов, баварцев, франков, которые в первые века нашей эры смешались с романизированным кельтским населением. Французская народность сформировалась к 9 веку. В результате смешения гермаских племён бургунтов, вестготов, франков с романизированным населением Галлии.

На территории Руси процесс складывания древнерусской народности приходится на время – конец 9-10 века. Народность складывалась из разноязычных этнических компонентов. Например, в формировании древнерусской народности, наряду со славянскими племенами, участвовали балтские и финно-угорские: поляне, древляне, вятичи, кривичи, северяне и другие.

Отличительные признаки:

1.Племы объединяют брачно-родственные связи, а народность – территориально-политические связи, которые складывались в государственный период.

2.Если племя отличается этническим единством, то народность может включать в себя разнородные этнические компоненты.

Нация (народ)

Данный термин стал активно употребляться в новое время для обозначения совокупности граждан одного государства. Затем ему стали придавать этническое значение. В отечественной этнологии нация – это тип этноса, характерный для периода нового и новейшего времени.

Признаки нации:

1.Достижение экономической общности, в виде национального рынка.

2.Сложение и распространение национального литературного языка.

3.Появление национальной интеллигенции.

4.Общие черты психического склада (менталитет, система ценностей, модель поведения).

5.Национальное самосознание, его уровень и степень развития определяют по критериям:

А) историческая память, знание истории своего народа

Б) отношение к национальным обычаям, праздникам, традициям

В) отношение к языку своего этноса

Г) чувство национального достоинства

Д) самоидентифицирование (отличие себя от лиц других национальностей)

Е) осознание неразрывных связей своего «Я» с жизнью данного этноса.

 

Нация формируется двумя путями. Либо на основе трансформации в неё какой-либо одной народности (шведы, англичане, русские), либо в результате сплочения нескольких народностей, родственных по языку и культуре.

 

Этнические процессы

Этнические процессы – процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса, например, элементов материальной и духовной культуры, языка, самосознания, социальной структуры.

Групы:

1. Этнообъединительные этнические процессы

1)Этническая фузия – процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый, новый, более крупный этнос.

Пример: слияние восточнославянских племенных союзов в древнерусский народ (поляне, древляне, вятичи)

Скорость этнической фузии зависит от факторов:

- уровень социально-экономического развития страны, в которой идёт процесс фузии, интенсивность хозяйственных и иных связей между отдельными её частями.

- географические условия, в которых живёт население.

- степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе.

- сложность этнической структуры населения той территории, где идёт процесс фузии.

- наличие у складывающейся этнической общности письменности, которая может играть важную роль в интенсификации процесса, при этом важно, чтобы для всех этносов, участвующих в процессе фузии, был избран какой-то один диалект языка, в качестве основы литературного языка.

 

2)Этническая консолидация – её сущность заключается во внутреннем сплочении этносов, в ходе сглаживания различий между имеющихся внутри него локальными группами.

Пример: после того, как русские сложились в единый народ, в течении длительного времени шло сближение локальных групп в их составе.

 

3)Этническая ассимиляция – процесс растворения ранее самостоятельного этноса или его части, в среде другого, обычно более крупного народа.

Пример: во времена Киевской Руси, финно-угорские племена: мещора, мурома были ассимилированы древнерусским народом.

Скорость этнической ассимиляции зависит от:

- численность ассимилируемой группы.

- характер расселения ассимилируемой группы

- время пребывания ассимилируемой группы в ассимилирующей среде.

- род занятий ассимилируемой группы, её хозяйственные связи с основным населением данной территории.

- семейное положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки.

- наличие контактов с родиной

- отношения к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды.

- близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии

- степень развития этнического самосознания

- уровень материальной, духовной культуры ассимилируемой группы

 

4)Межэтническая интеграция – процесс взаимодействия внутри государства или какого-либо крупного региона нескольких, существенно различающихся между собой по языку и культуре, этносов. Результатом этого процесса является – приобретение ими ряда общих черт.

В результате межэтнической интеграции складываются не новые этносы, а особые межэтнические общности.

5)Этногенетическая миксация – в результате неё новый этнос образуется путём слияния народов не связанных родством.

Пример: формирование башкирского этноса, он образовался из тюркских и финно-угорских групп, включил в себя монголоидные и европиоидные элементы.

2. Этноразделительные процессы

1)Этническая парциация – разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, при этом ни один из новых этносов полностью не отождествляет себя со старым.

В первобытную эпоху основной причиной парциации был численный рост племён с истощение ресурсов, это обуславливало деление племён на территориально обособленные части. В более позднее время парциация могла быть вызвана делением этноса государственными границами (после распада Арабского халифата возникло несколько самостоятельных эмиратов, на их основе в новое время сформировались Египет, Сирия, Ливия, Тунис). В результате политического обособления возникло несколько арабских народов, существенно отличающихся друг от друга по языку, культуре, вероисповеданию

2)Этническая сепарация – (отделение, разделение) – отделение от какого-либо этноса его части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос.

Пример: конфессиональные различия привели к отделению боснийских мусульман от остальной части сербов. Отделение эльзастсев от немцев, валлонов от французов. В Бирме араканцы мусульмане отделились от бирманцев буддистов.

 

Национальная политика

1.Понятие и принципы национальной политики

2.Национальная политика в России

 

Лекция

С начала 90х начинается ограничение финской автономности.

1990 – Манифест. Объединение почты Финляндии и России. В гос дело финское делопризводство вводится русский язык, на важные должности – русские чиновники. Несмотря на некоторое дискриминационное отношение, в целом национальная политика была достаточно терпимой.

Национальная политика в советский период.

После октябрьской революции 1917 новая власть стала уделять весомое внимание национальному вопросу, в честности, 2 ноября 1917 года Совнарком утвердил проект декларации прав народов России, в ней провозглашались основные положения советской национальной политики. Народы России получили право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и создания самостоятельных государств.

20 ноября 1917 обращение СНК ко всем трудящимся мусульманам России и Востока. В нём указывалось, что все верования и обычаи мусульманских народов, культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными.

Придерживаясь провозглашённых принципов советской политики, 18 декабря СНК признал государственную независимость Финляндии, позже – независимость Польши и Прибалтийских республик.

30 декабря 1922 первый Всезоюзный съезд советов – создание СССР, новое государство на принципе федерализма и равенства субъектов. За союзными республиками – право свободного выхода из состава СССР. После создания СССР началось активное национальное государственное строительство. Его цель: предоставление широкой государственной автономии всем крупным этносам. Например, в 1924-25 года, на территории Средней Азии проведено национальное размежевание. В результате проявились узбекская и туркменская союзные республики. В составе Узбекистана образовалась Таджикская АССР, Кавказская и Киргизская АССР, позднее – статус союзной республики.

Развитие государственности на Кавказе привело к появлению Абхазской и Аджарской автономных республик и Югоосетинская автономная область в Грузии. А Азербайджане образовалась Нахичеванская АССР, Нагорно-карабахский АО. На Украине – Молдавская АССР. В составе РСФСР появилась масса новых автономных республик: Якутская АР, Бурятская АР. За 10 лет после образования СССР, помимо союзных и автономных республик, возникло 10 национальных округов и 230 национальных районов. Эти национально-государственные образования создавались специально для малых народов Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Новая власть всячески содействовала культурному развитию народов СССР. За первые 5 лет советской власти удалось подготовить к печати буквари для взрослых на 39 языках (башкирском, бурятском, марийском, чеченском, для удмуртов).

Однако, в годы ВОВ органами НКВД были проведены мероприятия, в последующем негативно отразившиеся, на межнациональном отношении в стране. Например, в августе 1941 была ликвидирована немцев Поволжья, свыше 430 тысяч депортировано в Северный Казахстан и Южную Сибирь. Следующая вона депортации – конец 1943-начало 44 годов, в конце 43 упразднили Карачаевскую автономную область, Калмыкскую АСС, коренных жителей выслали на Алтай, в Среднюю Азию, Западную Сибирь. В феврале 44 – насильственное переселение чеченцев и ингушей (496 тысяч человек). В марте 44 – балкарцы высланы.

Помимо массовой депортации, в годы войны ещё одним серьёзным нарушением национальной политики стала компания по борьбе с космополитизмом, началась в 1947 году, как акция по укреплению советского патриотизма и преодолению низкпоклонству перед западом. Однако уже к концу 1948 данная компания стала приобретать антисемитский оттенок.

Хрущёвский и Брежневский период характеризуется наибольшей стабильностью в области межнациональных отношений. В эти годы фиксируется наибольшее количество смешанных браков. Кроме того, среди представителей других этносов, значительно возросла доля людей, считающих русский язык родным. Тем не менее, и в эти годы периодически возникали конфликты, имевшие национальный оттенок. В апреле 1965 года состоялось несанкционированное стотысячное траурное шествие в Ереване (геноцид Армян в Турции). В октябре 66 года – массовые митинги крымских татар, проживавших в узбекских городах – Ташкенте, Самарканде, Фергане, их участники требовали разрешить им вернуться на историческую родину и восстановить крымско-татарскую автономию. Наконец, выступления имели место в Прибалтике – октябрь 1977 (принята Конституция СССР 1977 – молодёжь Вильнюса выступила против).

Именно в 50, в первой половине 80 годов 20 столетия была достигнута наибольшая стабильность в сере межнациональных отношения, правохранительные органы весьма жёстко пресекали любы проявления национализма и межнациональной розни.

Национальная политика в годы перестройки и на современном этапе.

В годы перестройки произошло резкое обострение национального вопроса. В 88 – 91 годах национальные проблемы вышли на поверхность и дали знать о себе в целом ряде кровавых межэтнических конфликтов в разных частях СССР. В сентябре 1989 на пленуме ЦК КППС принят документ «О национальной политике партии в современных условиях». В апреле – мае 1990 Верховный совет СССР принял ряд законов, призванный урегулировать межнациональные отношения. Националисты на всей территории СССР пользовались схожими идеями:

-внушали своим народам мысль о том, что в результате нахождения с составе советского союза, они оказались в состоянии глубокого культурного упадка, порой на грани исчезновения.

- в сознание населения республик внедрялась мысль об экономическом грабеже центра и возможности быстрого улучшения социально-экономической ситуации, при условии выхода из состава СССР.

- в лице русского народа создавался образ врага.

После распада СССР центробежные тенденции стали проявляться и в России. Воспользовавшись декларацией о государственном суверенитете России, лидеры, входивших в неё автономных республик, решили повысить статус своих регионов. В 91 году, ряд бывших автономий избрал президентов, что было призвано подчеркнуть их статус как государственных образований. В сентябре 1991 свою независимость провозгласила Чечня, в октябре 1991 власти Татарстана приняли постановление «Об акте государственной независимости республики Татарстан». 31 марта 1992 принят новый федеративный договор, в нем разграничивались предметы ведения или сферы ведения между центром и тремя типами субъектов федерации: 1. Республики, 2. края, области, города федерального значения, 3. Автономные округа и области. Республики назывались суверенными, вся полнота власти на своих территориях, республики могли самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

В 1993 принята новая конституция, в ней провозглашается равенство субъектов федерации. После прихода к власти Путина, началось значительное укрепление основ федерации, этому способствовал указ президента о создании семи федеральных округов (2000 год), также работа по приведению регионального законодательства в соостветствии с общероссийским.

Фильм «Саамы, Саами».

 

Этнические конфликты

План

1.Этнический конфликт, понятия и причины

2.Формы и динамика этнических конфликтов

3.Способы урегулирования этнических конфликтов.

1. Понятия и причины

В настоящее время насчитывается более 230 государств, немногие из них моноэтнические, преобладающие – полиэтничекие.

Этнический конфликт – конфликт между представителями различных этносов.

Причины этнических конфликтов:

1.Исторические причины – это прошлые негативные взаимоотношения между народами (армяно-тюркский антагонизм, исторический фактор сыграл большую роль в российско-чеченском конфликте – депортация 1944 года).

2.Территориальные споры – дана проблема может возникать под влиянием нескольких причин:

- в силу миграции населения, также других демографических изменений (наглядно в ходе Косовского конфликта между сербами и албанцами).

- территориальная проблема в результате непродуманного изменения границ (решение кавказского бюро РКПБ о передаче нагорного Карабаха в состав Азербайджана).

- столкновения между узбеками и киргизами из-за спорных территорий в Ферганской долине (часть Ошской области Киргизии),

-осень 1992 года конфликт между осетинами и ингушами, причины: территория пригородного района Северной Осетии.

 

3.Экономические причины – проявляются в жёсткой борьбе за природные ресурсы и собственности – земля, вода, месторождения полезных ископаемых (Российско-чеченский конфликт конца 20 века, конфликт между узбеками и киргизами в Ошской области Киргизии).

 

4.Политические причины – возникают в двух основных случаях:

А) когда происходит серьёзное ущемление политических и личных прав и свобод представителей тех или иных этносов, это проявлялось, например, в ходе конфликта в Нагорном Карабахе между армянами и азербайджанцами.

Б) стремление этносов к создаю независимых государств (грузино-абхазский конфликт).

 

5.Религиозные причины (конфессиональные) – В СССР проявился в ходе Карабахского конфликта. Участники: армяне (христиане монофизиты), азербайджанцы (мусульмане шииты).

 

 

Европейская часть России.

Наиболее многочисленным этносом является русские, поскольку, это историческое ядро российской государственности. Помимо русских представлены украинцы и белорусы. В частности доля белорусов наиболее существенна в Карелии (7%) и Калининградской области (8, 5%). Украинцы в Белгородской и Воронежской областях (5%), в Москве (3%).

Неславянские народы европейской части занимают преимущественно её переферийные территории. На северо-западе и севере проживают финно-угорские народы: вебсы, саамы, ижорцы, карелы, коми, коми-пермяки.

В Среднем Поволжье и Прикамье проживают финно-угорские народы: удмурты, марийцы, мордва. Крупные тюркские этносы: татары, башкиры, чуваши.

На юго-востоке: моголоязычные каомыки (165 тыс человек, 146 тысяч в самой Калмыкии). В городах европейской части России проживает основная масса евреев (семито-хамитская языковая семья). Всего евреев 536 тысяч человек (175 тысяч в Москве, 106 в Спб).

 

Северный Кавказ.

Наряду с Поволжьем – это наиболее сложный по национальному составу район страны. На северном Кавказе проживает свыше 50 различных народов. На данной территории 8 республик и Дагестан (около 30 этносов).

Народы Кавказа относятся к трём языковым семьям:

1)Северокавказская:

1.Нахско-дагестанская языковая группа (чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, даргинцы).

2.Абхазо-адыгская языковая группа (абхазы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы).

2) Алтайская:

1.Тюркская языковая группа (нагайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы).

3) Индоевропейская:

1. Армянская языковая группа

2. Греческая

3. Иранская (осетины, курды)

4.Славянская (русские, украинцы)

 

Сибирь и Дальний Восток.

Население данного региона, особенно северной таёжной и тундровой зоны, до вхождения данного региона в состав России было очень редким. В 17 веке в южные районы Сибири начался приток русских переселенцев, он возрос во второй половине 19 века, в связи с отменой крепостного права. Новым импульсом к развитию переселенческого движения стала постройка Трансиба и Столыпинская аграрная реформа. В советские годы численность населения данного региона выросла в 3 раза.

 

Русские, украинцы и белорусы: 9/10 населения Сибири и Дальнего Востока.

Русские доминируют во всех 4 краях данного региона ( алтайский, красноярский. хабаровский, приморский). Русские буду преобладать во всех национально-государственных образованиях: в республике Алтай 60%, алтайцы 31%, Хакасия 70%, хакасы 11%. Тува и Агинский бурятский автономный округ: местные русских превосходят.

Украинцы на юге Приморского и Хабаровского края, на Чукотке, в Тюменской и Магаданской областях.

Белорусы появились в период Столыпинской аграрной реформы и в советские годы. Тюменская область (1, 5%), Хабаровский край (1, 5%), Приморье (1%).

 

Сравнительно малочисленные коренные народы Сибири и Дальнего Востока, в общей сложности ок. 1 млн человек. Они размещаются на огромной территории.

 

Наиболее крупные этносы данного региона относятся к алтайской языковой семье. В первую очередь к её тюркской языковой группы (якуты, тувинцы, хакасы, сибирские татары). Помимо этого народы монгольской языковой группы (буряты), их большинство проживает в пределах своих национально-территориальных образований (в Бурятии, Агинский бурятский округ, Усть-ордынский бурятский автономный округ).

 

Все остальные этносы являются крайне малочисленными, они составляют незначительный процент населения даже в пределах своих национальных образований (ненцы, эвенки, долганы).

 

 

15.10.12

 

Европиоидная раса

90% населения России. Основная масса проживает в европейской части страны, здесь условно выделяется 3 зоны, где население разделяется по своей пигментации:

1.На северо-западе ареал распространения блондинов

2.На Северном Кавказе – брюнетов

3.Между ними широкий пояс промежуточных по пигментации групп: тёмно-русые, шатены.

В антропологической классификации это деление соответствует северным, южным европиоидам и переходный или среднеевропейским формам.

 

1.Северные европеоиды

А) атланто-балтийский: высокий рост, светлые волосы, глаза, светлая кожа, развитый волосяной покров.

Представители: эстонцы, латыши, русские: Посков, Новгород, Ленинградская обл.

Б)Беломорско-балтийский тип: средний рост, светлая кожа, волосы, глаза, волосы прямые, нос короткий, средний третичный покров).

- Восточно-балтийский тип: карелы, р. Коми.

-Беломорский тип: северные карелы, побережья Балтийского моря.

 

2.Переходные и среднеевропейские формы европеоидов:

А)Восточно-европейская группа

Б)Атланто-черноморская группа

Черты: светлая кожа, русые или тёмно-русые волосы, светлые или смешанные оттенки глаз, рост средний или выше среднего, средний головной указатель.

Представители: большая часть русских, мордовы, белорусов, украинцев, литовцев, молдаван, живущих в России.

С продвижением на восток европейской части России, у проживающей здесь части европеоидов заметным становится влияние монголоидов. Например, монголоидные признаки имеются во внешнем облике чувашей, татар, марийцев, удмуртов, части мордвы. У них лицо более уплощённое, чем у чистых европеоидов, рост средний или ниже среднего, ослаблен рост бороды, всех их можно отнести к субуральскому типу, он образовался в результате взаимодействия европ и монгол.

 

3.Южные европеоиды Северного Кавказа

4 типа:

А)Кавкасионский: широкое, уплощённое лицо, примесь светлых оттенков глаз и волос, высокий рост (ингуши, осетины, карачаевцы, чеченцы)

Б)Каспийский тип: наиболее тёмная пигментация волос, глаз, кожи, лицо узкое, средний нос (азербайджанцы, курды, народы Восточного Дагестана)

В)Понтийский тип: отличается от кавкасионского большей длинноголовостью и менее широким лицом (адыгейцы, черкесы, часть западных грузин – мингрелы)

Г)арменоидный тип: по пигментации и ширине лица – промежуточное положение между каккасионским и каспийским типом, более резко выражен третичный волосяной покров.ю особенно густота бровей (армяне, ассирийцы, часть грузин)

 

Наеселение Ср Азии и Казахстана значительно разнообразно в расовом отношении. К европеоидам будут относиться таджики, узбеки и туркмены. Таджики и узбеки являются южными европеоидами представителями памиро-ферганского типа. Они отличаются тёмной пигментацией волос и глаз, средним ростом. У части узбеков и таджиков отмечается некоторая примесь монголоидных черт. Туркмены относятся к хоросанскому типу европеоидов.

 

 

Монголоидная раса

Около 9% населения России относится к монголоидам или представителям смешанных форм между монголоидами и европеоидами.

Смешение монголоидов и европеоидов:

А) в эпоху мезолита на северо-западе Сибири и на Крайнем востоке Европы сложилась уральская раса. К ней близка лапаноидная раса. Многие антропологи объединяют их в одну – урало-лапаноидную. Представители: саамы.

Б) в эпоху великого переселения народов в 4-8 века нашей эры масса монголоидного населения Центральной Азии проникли в Западную Сибирь, Казахстан, в Юго-Восточную часть Европы, население которых относилось преимущественно к европеоидам. В резуьтате здесь образовались смешанные расовые типы, например, южно-сибирский (киргизы, казахи).

В)в 17 веке в Сибирь стали проникать первые русские колонисты. В ряде местности они смешались с местным населением, в результате образовались небольшие по численности своеобразные антропологические группы: камчадалы, калымчане.

 

Монголоидная раса

Характерные признаки:

-прямые, часто жёсткие волосы

- слабое развитие третичного волосяного покрова

-желтоватый оттенок кожи

-карие глаза

Наклонённые глазные оси

-уплощённое лицо с сильно выдающимися скулами

- узкий или среднеширокий нос

-наличие эпикантуса (кожная складка верхнего века, прикрывающий слёзный бугорок).

 

В европейской части России типичными монголоидами являются калмыки, они обладают прямыми и тугими жёсткими, чёрными волосами, выступающими скулами, эпикантусом. Среди народов Северного Кавказа монголоидные черты преобладают во внешнем облике нагайцев. Основная масса проживает на территории Сибири и Дальнего Востока.

 

1.Северные (континентальные) монголоиды: менее интенсивная пигментация, массиность скелета, широкое и плоское лицо с выступающими скулами, сильное развитие эпикантуса, более тонкие губы (эвенки, юкагиры, якуты, буряты, тувинцы, хакасы, южные алтайцы)

 

2.Арктические монголоиды: смуглая кожа, тёмные волосы и глаза, слабое развитие эпикантуса, резко очерченный нос, рост бороды, особенности телосложения: грудь более округлая, корпус и рука короче, нога длиннее (чукчи, коряки, эскимосы, алеуты)

 

3.Тихоокеанские монголоиды: смуглая кожа, тёмные глаза, волосы прямые, жёсткие и очень тёмные, эпикантус встречается от 70 до 95% случаев, слабый третичный волосяной покров, нос длинный, лицо средней ширины (корейцы).

 

18.10.12

Христианство

Православие

Догматы:

- вера в единого бога, имеющего три ипостаси.

-признание двойственной природы Христа – Бога и человека.

-признание Священного писания (Ветхий и Новый завет), Священного предания (постановления церковных соборов и учение отцов церкви).

-признание семи таинств.

-обрядовая специфика: совершение обряда крещения путём погружения в воду, сопровождение богослужения только хоровым пением.

-требования к духовенству: целибат чёрного духовенства.

 

Структура РПЦ, Управление.

- отсутствие единой организационной структуры, наличие нескольких автокефальных церквей (Константинопольская, РПЦ, Александрийская, Американская и др.)

 

Управление:

1)Во главе РПЦ – патриарх

- созывает соборы и председательствует на них

-рукополагает епископов

-епархиальный архиерей Московской епархии

- настоятель всех важнейших русских монастырей

2)Постоянный орган при патриархе – Священный Синод.

3)Под юрисдикцией Московской патриархией – 150 приходов в дальнем зарубежье.

-Приходы в Европе – 1 епархий (Сурожская, Корсуеская, Берлинская, Цюрихская, Брюссельская, Гаагская, Венская)

-Южной Америки – Аргентинская епархия

-В составе РПЦ – автономная Японская церковь.

4) РПЦ (на 2.02.2010) 160 епархий, 30142 прихода, 188 монастырей, 28434 священника, диаконы, епископы

5) Сеть православных учебных заведений: 87 духовные школы, 5 академии, 3 университеты, 2 богословские институты, духовные семинарии, училища.

 

Этнический состав приверженцев православия

- восточные славяне (русские, украинцы, белорусы)

-финно-угорские народы уральской языковой семьи (карелы, вепсы, ижорцы, саами, мордва, коми)

- тюркские народы алтайской языковой семьи (чуваши, якуты, хакасы, алтайцы)

-романские народы индоевропейской языковой семьи (молдаване)

- иранская группа индоевропейской яс (осетины)

-абхазо-адыгская группа северокавказской яс (абхазы)

-тунгусо-камчатская группа (чукчи, коряки, эвенки, удэгейцы)

Численность православных в современной России – 70-80 млн человек.

 

Православие:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.177 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь