Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление этнических знаний.



Становление этнических знаний.

Становление этнологии как самостоятельной науки в этом отношении не является исключением. Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие такого рода знаний позволяло легче ориентироваться в окружающем мире, надежнее и увереннее чувствовать себя в нем. На протяжении нескольких столетий накапливались этнографические знания о близких и дальних народах. Такого рода сведения мы находим в мифах, сказках, легендах древних народов. В Древнем мире в государствах Месопотамии, Египта, Персии в надписях, графических изображениях и других письменных памятниках той поры также встречается немало сведений о различных народах.

К эпохе античности такого рода сведений о далеких народах и землях было накоплено довольно много, они были точны и обстоятельны. Поэтому в Древней Греции и Древнем Риме были предприняты первые попытки привести многочисленные знания и материалы в систему. Они послужили основой для рождения первых этнографических описаний. Их характерной чертой был этноцентризм, т.е. деление народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, причем эталоном была собственная культура этих первых учений.

В раннее средневековье в результате произошедших демографических, экологических и социальных изменений интерес к этнографическим знаниям в Западной Европе падает. Ведущими центрами их накопления и хранения становятся Византия, Китай и Арабский Восток.

Возрождение интереса к знаниям о других народах и странах в Западной Европе было вызвано интересами католической церкви и колониальной политикой европейских государств. Крестовые походы, путешествия миссионеров и купцов, Великие географические открытия позволили западноевропейцам собрать обширные сведения о народах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее Океании и Австралии.

С эпохи Просвещения (XVIII в.) начинается непосредственная предыстория этнологии как особой науки о народах. В это время господствующей была теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, народы и культуры рассматривались как продукты окружающей природной среды. Обширный этнографический материал стал, таким образом, основой для построения теории поступательного развития отдельных народов и их культур. Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX века и было связано с назревшей необходимостью теоретического объяснения различий в культурном развитии народов, понимания механизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причин расовых различий народов, установления взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства, определения причин расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и начали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах, названную этнологией. Вплоть до XIX века понятие «этнология» не имело широкого распространения и спорадически употреблялось при описании различного рода этнографических процессов, но не как обозначение особой науки. Использование этого понятия в качестве наименования вновь народившейся науки о народах и культурах было предложено французским ученым Жан-Жаком Ампером, который в 1830 году разработал общую классификацию антропологических (гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию. Это название довольно быстро получило широкое распространение в крупнейших европейских странах, а с середины XIX века стало употребляться и в русском языке.

Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 году Парижского общества этнологии. Однако это событие сразу же было ознаменовано началом острой научно-теоретической дискуссии различных направлений и школ о предмете, целях и месте данной науки. В определенной мере эти споры не прекратились и сегодня. Среди них одним из самых продолжительных и интенсивных стал спор о содержании и смысле самого названия рассматриваемой научной дисциплины. В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестрая картина значений и интерпретаций понятия «этнология».

Середина XIX века оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территориальной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем непохожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, и поэтому новая наука пользовалась поддержкой своих правительств.

XX век по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно возрастающие темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительные движения. Конкретными результатами этих процессов являются обретение государственной самостоятельности Норвегией и Ирландией, Польшей, Финляндией, странами Балтии, возникновение национальных государств в Центральной Европе и на Балканах в результате развала Австро-Венгерской империи после первой мировой войны.

Основными источниками вновь систематизированных данных стали результаты многочисленных полевых исследований, и если в первой половине столетия исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах, то со второй половины столетия ситуация коренным образом меняется. Стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по вопросам из самых разных сфер общественной жизни становятся необходимыми для решения политических, экономических и социальных проблем. Они также эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. Соответственно, этнологические исследования в последние десятилетия стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований.

3. Основные понятия этнологии

Каждое из понятий, являющихся основными, базовыми для этнологии, — этнос, культура, общество, традиция — являются общим для целого ряда наук.

Этнос это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие характер активностичеловека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержанияопределенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительноговремени, включая периоды крупных социокультурных изменений.

Термин “ этничность” - совокупности характерных культурных черт этнической группы, когда этническая группа непременно понимается как часть более широкого социокультурного окружения, находящаяся с этим окружением в более-менее конфликтных отношениях, что находит свое выражение в специфике тех культурных черт, которые определяются как этничность. этнос обладает внутренними механизмами, обеспечивающими его устойчивость и выражаются они в особом распределении культурных черт и характеристик между членами этноса. Этносу присущи:

§ Определенные поведенческие и коммуникативные модели, которые типичны для всех членов этноса (в предыдущей главе мы рассмотрели несколько примеров, иллюстрирующих это положение);

§ Поведенческие, коммуникативные, ценностные, социально-политические модели и культурные элементы свойственные только определенным группам внутри этноса — но распределение этих моделей внутри этноса не хаотично: в своей совокупности они образуют целостную структуру.

Этнологическая “культура” собственно и подразумевает собой структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющее его от распада. Многие антропологи, как отечественные (например, Э.С. Маркарян), так и зарубежные (например, Теодор Швартц — один из ведущих современных психоантропологов) рассматривали культуру как адаптивную систему. Совокупность адаптивных моделей может быть понята как культура. Чем тогда будет этнос? Носителем данных моделей, то есть данной культуры. А если так, то этнос можно понимать как общество, являющееся носителем определенной культуры. Но только с той оговоркой, что культура понимается в узком, или точнее специфическом, этнологическом, значении — как функционально обусловленную структуру, имеющую внутри себя явновыраженные механизмы самосохранения даже в меняющихся культурно-политических условиях, способствующие как адаптации своих членов к внешнему — природному и культурно-политическому окружению (в этом — адаптивная функция культуры), так и приспосабливание внешней реальности к своим нуждам и потребностям (в этом адаптирующая функция культуры). Именно в таком смысле мы и будем понимать термин “культура” применительно к исторической антропологии.

Аналогичным образом обстоит дело с термином “традиция”. Он также как и термин культура имеет несколько значений, причем значений друг друга исключающих. Так, возможно понимание термина “традиция” в узком значении, как наследие прошлого, которое принципиально не изменчиво, не гибко.

Этнос, в свою очередь, может рассматриваться как носитель традиции — но только в том случае, если традиция понимается как комплекс культурных парадигм, крепко сцепленных одна с другой и представляющих собой устойчивую целостность, которая однако же может принимать в зависимости от внешних условий различные формы выражения. Говоря о культуре, мы подчеркиваем то, что она является функционально структурированной целостностью, обладающей адаптивными и адаптирующими свойствами. Говоря о традиции, мы подчеркиваем наличие неизменного культурного ядра, обуславливающего характер социокультурных изменений, которые может претерпеть общество, являющееся носителем данной традиции. Если так, то можно считать, что традиция является более узким понятием, в сравнении с понятием культуры. Культура, будучи комплексом разнопорядковых культурных элементов, как стабильных, так и изменчивых, включает в себя традицию, представляющую собой средоточие культурных парадигм, которые неизменны по своей сути, а допускают только внешние, хотя порой по видимости и очень значительные, изменения.

Теперь нам необходимо разобраться с такими понятиями, как традиционное сознание, этническое сознание, менталитет, этническая картина мира.

Традиционное сознание - это система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.

“этническое сознание” — это “традиционное сознание” этноса. Этническое самосознание - понимается как осознание принадлежности людей к нациям, которое объединяет представителей этнической группы разных социальных классов под одним понятиям (немцев, американце, японцев). Этническое самосознание - это такая система взглядов, представлений, идей этнической группы, которые отображают знание о собственной этнической группе и отношении к этой группе. Этническое самосознание — это чувство принадлежности к определенному этносу, в основе которого лежит представление об общности происхождения и исторических судеб входящих в этнос людей, и представление об отличии своего этноса от других. Этническое самосознание является одной из форм социальной идентификации личностей. Внешним выражением этнического самосознания является этноним — этническое самоназвание.

Менталитет - глубинные структуры культуры, исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию. Наиболее распространённое представление менталитета связаны с его жизненными предпочтениями, стилем жизни, профессиональной направленностью, культурным конформизмом, что лежит в основе всего социально-психологического портрета ментальности личности. Например, есть народы земледельцы, скотоводы, рыбаки, воители, мореплаватели, торговцы, ткачи, ювелиры и др... Более локальными является менталитет городского жителя, деревенский и хуторской менталитет.

Этническая картина мира это совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности.

Э. к. м. выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию, ценностные ориентации и интересы и т. п. представителей той или иной нации, в основе функционирования которых лежат проявления традиционного сознания этноса (см.).

Э. к. м. обнаруживает себя через поступки и действия людей, а также через их объяснение своих намерений и поведения.

 

4. Особенности ментальности народов мира: англичане и американцы

Американцы. По язы­ковой принадлежности его нередко делят на две части: население Латинской Америки, т. е. стран Северной (Мексика), Центральной и Южной Америки, где господствующими язы­ками являются испанский (в большинстве стран) и португальский (в Бразилии); и насе­ление Северной Америки, в основном говоря­щее на английском языке (США и Канада), хотя в одной из восточных областей Канады до сих пор сохраняет этническую самостоя­тельность франкоязычное население. Подоб­ное деление не учитывает, что до сих пор не только сохранились индейские языки корен­ного населения, но на них говорят почти 36 млн. человек. За несколько столетий американцы-выходцы из Европы значительно изменились и теперь даже отдаленно не напоминают своих европейских предков. Этот новый национальный симбиоз отличается совершенно неевропейской ментальностью. Новая американская ментальность бывших Европейцев не имеет себе подобных. Если в Европе можно не сразу определить – немец или француз, швед или швейцарец ваш собеседник, то американца можно угадать в американце безошибочно.
Первая и главная особенность граждан США – патриотизм. Для американца это не политическая пропаганда. Они действительно считают свою страну самой лучшей, свою демократию самой демократичной, свои автомобили самыми лучшими и т.п. Почти каждый американец считает своим долгом украсить свой дом национальным флагом.
Европа и тем более Азия для среднестатистического американца где-то очень далеко и мало его волнуют. Культурные и образованные американцы восприняли европейские ценности, но достаточно свысока относятся к Старому Свету, не желая отождествляться с жителями современной Европы.
По мнению некоторым социологов, причиной американского патриотизма является то, что первопоселенцы в США были людьми достаточно отчаянными и авантюристически смелыми. Они прошли трудный путь освоения Нового Света. Они избавились от британского господства и освоили огромные просторы своей новой родины. Они возродили ее из племенной в могущественную державу. Удаленность США от Старого Света позволила американцам строить свою страну без оглядок на европейские модели. Именно эта пассионарность молодой нации заложила корни сегодняшнего высокомерного патриотизма. Где бы ни жил и как долго бы ни жил на земле американец, он считает себя американцем и остается американцем. Эта же пассионарность молодого выработала и другую черту американского менталитета – деловитость, предприимчивость, деловую агрессивность.
Американцы весьма деловиты. Они стремятся много работать, и соответственно, много зарабатывать. Средний американец, преимущественно житель мегаполиса, стремится сделать хорошую карьеру и заработать как можно больше денег. Он стремителен и пунктуален. Время, которое у него есть, это эквивалент денег.

Большинство верующих в США - христиане. Среди них преобладают протестанты - примерно 51 % населения США (около 158 миллионов человек). Вторая по численности христианская церковь в США - католики, примерно 25 % населения США или около 75 миллионов человек. На третьем месте - члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), примерно 1, 7 % населения США или около 5, 5 миллиона человек.

Для христиан США характерно наличие большого количества конфессий.

Крупнейшие конфессии христианской церкви в США:

· Католическая церковь - свыше 75 миллионов человек

· Южная баптистская конвенция - свыше 16 миллионов человек

· Объединенная методистская церковь - около 8 миллионов человек

· Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) - свыше 5, 5 миллионов человек

· Церковь Бога во Христе - около 5, 5 миллионов человек

Есть в США и православные христиане, которых объединяет автокефальная Православная Церковь в Америке, Предстоятель которой носит титул " Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады".

Вторая после христианства по распространенности в США религия - иудаизм. Около 16 % евреев, живущих в США, посещают синагогу не реже одного раза в месяц.

Каждый шестой американский еврей употребляет в пищу лишь кошерные продукты.

Третья по распространенности религия в США - ислам.

Мусульманами были многие из рабов, завезенных в Америку из Африки. В конце XIX - начале XX веков в США иммигрировали много людей из арабских районов Османской империи, большинство из которых также исповедовали ислам. В 1915 году в штате Мэн была построена первая в США мечеть.

Буддизм - четвертая по распространенности религия в США. Большинство буддистов в США - американцы азиатского происхождения, но достаточно много приверженцев буддизма есть и среди других этнических групп США.

Англичане:

Англичане, как островные жители имеют «островную» психологию, они глубокие индивидуалисты. Англичане говорят: «Мой дом — моя крепость» или своего рода личный остров на котором он обитает. Принято считать, что англичанам свойственны снобизм, чопорность, некоторая надменность по отношению к другим народам. Все это связанно с богатой историей Британии, трепетным отношением к своим традициям и воспитанию. Англичане воспитывают своих детей несколько строже, чем принято у других народов. Настоящему джентльмену с детства прививается чувство долга и чести. Для англичанина крайне сложно расстаться с прошлым, они никогда не выкинут старую мебель, они, как и их предки разводят сады в определенном стиле, у них своя, исторически сложенная мера весов (всем известная английская пинта — 0, 5 литра, знаменитый английский завтрак, сдержанная манера одеваться независимо от финансового положения. Каждый уважающий себя англичанин должен иметь хобби и не важно какое, главное, чтобы оно было и человек знал свое увлечение в совершенстве. Несмотря на высокомерие и чопорность, англичане умеют над сабой смеяться, правда у них своеобразное чувство юмора, чего стоят похождения Мистера Бина и Шоу Бенни Хилла. У англичан не принято делиться своими трудностями или проблемами. Ну наверное самая главная традиция — это верность монархии, несмотря на то, что королева скорее просто символ Великобритании. Кстати, в Англии до сих пор сохранена старая система сословий, аристократы имеют права и статус согласно своему титулу. Большинство англичан принадлежат к англиканской государственной церкви (одна из крупнейших ветвей протестантского христианства), распространены также католическая и пресвитерианская церкви. Также проживает большое количество мусульман - одна из самых больших диаспор в Западной Европе. Господствующая религия Великобритании - англиканство. Англиканская церковь является одной из государственных церквей наравне с пресвитерианской церковью Шотландии.
Возникла она в период Реформации в 16 веке. Вероучение сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По культу и организационным принципам она близка к католической.

5. Особенности ментальности народов: французы и немцы

Франция: Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство», её принцип — правление народа, народом и для народа. Столица — город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение и говорит на языке романской группы. Франция является ядерной державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. С 1950-х годов Франция является одним из государств, участвующих в создании Европейского союза. В связи с ростом числа выходцев из стран Африки во Франции обострилась проблема мигрантов, многие из которых являются мусульманами: 10 % населения Франции составляют некоренные мусульмане (в большинстве выходцы из Алжира). С одной стороны, это вызывает рост популярности ультраправых (ксенофобских) организаций у коренных французов, с другой стороны, Франция становится ареной беспорядков и терактов. Североафриканская иммиграция берёт своё начало в конце XIX — начале XX в. Замедление темпов естественного прироста населения и нехватка рабочей силы во Франции на фоне экономического подъёма вызвали необходимость привлечения иностранной рабочей силы. Главными сферами применения труда иммигрантов являются строительство (20 %), отрасли промышленности с применением поточно-конвейерного производства (29 %) и сфера обслуживания и торговли (48, 8 %). Из-за низкой профессиональной подготовки выходцы из Северной Африки часто становятся безработными.

Флаг - Французский триколор из трёх вертикальных полос — синей, белой и красной — передаёт три основные идеи Французской революции — свободу, равенство и братство. В лексиконе французов слово «национальность», «nationalité » означает исключительно «гражданство», а прилагательное «национальный, национальная», «national, nationale» означает принадлежность к государству — Французской республике, поскольку Республика исходит из нации, то есть народа, которому принадлежит государственный, национальный суверенитет, что зафиксировано в статье 3 Конституции Французской республики. Аналогично в Соединенных Штатах Америки, например, проживают граждане только одной национальности — американцы, если не принимать во внимание иностранцев, проживающих в США на тех или иных основаниях легально или нелегально. Таким образом, все граждане Франции включаются в одну категорию официальной статистики — «французы». Франция — светская страна, свобода совести предусмотрена конституционным правом. Здесь зародилась и развилась доктрина светскости (laїcité ), в соответствии с законом 1905 года государство жёстко отделено от всех религиозных организаций. Светский характер республики воспринимается как идентичность. Когда французская нация перестает быть столь единой, то вопросы религиозного характера воспринимаются довольно болезненно. Франция — самая посещаемая страна в мире (по количеству приезжающих иностранцев); Париж — самый туристический город; Эйфелева башня — самая посещаемая и популярная в мире достопримечательность, а это означает, что Франция — бесспорная чемпионка мирового туризма. соборы в Базилика святого Сатурнина в Тулузе, самая большая романская церковь в Европе. Образование во Франции является обязательным с 6 до 16 лет[49] и строится на следующих основных принципах: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность, нейтральность. Высшее образование доступно только при наличии законченного среднего образования (фр. baccalauré at, не путать с бакалавром — степенью высшего образования) и отличается большим разнообразием ВУЗов и предлагаемых дисциплин. Большинство высших учебных заведений являются государственными и подчиняются Министерству образования Франции. Французы - народ сдержанный, они разумны и расчетливы. Они очень приветливы и вежливы, никогда не скажут тебе правды в лицо, хотя французы недолюбливают другие нации: англичан считают заносчивыми и скучными, американцев - жадноватыми и лицемерными, русских - невоспитанными.

 

Большинство французов не любят английскую речь, поэтому, если Вы не знаете французского языка, лучше сразу скажите, что Вы из нашей страны. С вопросами об ориентировании на местности лучше всего обращаться к полицейским. По телефону не принято тревожить человека позже 21.00, для проведения делового разговора лучше звонить в офис.

 

По всей стране с 13.00 до 16.00 принят обеденный перерыв (сиеста). В это время все учреждения, банки и магазины закрываются. Осматривать церкви во время обеденного перерыва и богослужения не разрешается.

 

Музеи в большинстве своем открыты только в первой половине дня. Понедельник - в музеях выходной.

 

Традиционно обед у французов начинается в 20.00, так что, если Вас пригласили на обед, знайте, что Вас ждут именно на это время. После обеда на десерт подается сыр, причем сразу нескольких сортов. Запивать сыр можно только красным вином, а ни в коем случае не соком или кока-колой. Помните об этом, заказывая десерт даже в скромном ресторане.

 

В Париже принято давать чаевые везде: в такси, на заправке, в ресторанах, барах - обычно 10 % от заказа. В католических церквях и соборах обычно говорят шепотом, не принято выражать свои эмоции шумно, в некоторых соборах могут сделать замечание.

Для любого француза очень важно им и являться, то есть, не кем-нибудь, а именно Истинным Французом. Ведь они так уверены в превосходстве над остальными народами – как общественном, так и индивидуальном. На нас (не французов) они смотрят свысока и немного с сожалением. Но и в этом также заключен французский шарм. Блеск, красота, живое движение жизни – всё это очень привлекает французов. Они всегда аккуратны, что вовсе не означает спокойных размеренных характеров. Под внешним лоском скрыты пылкие сердца, и иногда французы способно на диковатые порывы, и необдуманным, но крайне эмоциональным «безумствам».

Германия:

Герма́ ния официальное название — Федерати́ вная Респу́ блика Герма́ ния. Столица — Берлин. Государственный язык — немецкий. Около 64 % населения исповедует христианство. сновными отраслями промышленности являются машиностроение, электротехническая, химическая, автомобильная и судостроение, каменноугольная.

Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося и на весь Центральноевропейский регион, — уголь, как каменный (Рурский бассейн), так и бурый. Поэтому её экономика сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг. Свобода совести и свобода вероисповедания гарантированы германской конституцией.

Большинство немцев — христиане, при этом католики составляют 32, 4 %, лютеране — 32, 0 %, православные — 1, 14 %. Небольшая часть верующих принадлежит к христианским деноминациям — баптисты, методисты, верующие Новоапостольской церкви — 0, 46 % и приверженцы других религиозных течений.

Часть верующих составляют мусульмане (от 3, 8 млн до 4.3 млн или от 4, 5 % до 5, 2 %[32]), Свидетели Иеговы (около 164 000 или 0, 2 %) и члены иудейских общин (около 100 000 или 0, 12 %). Около 31 % немецкого населения, преимущественно на территории бывшей ГДР, атеисты (там 70 %).

Дружба и немцы. Считается что европейцы, и немцы в частности, не умеют дружить. Это не совсем верно, так как они рассматривают понятие «дружба» немного в другом плане, нежели мы. Друзья для немца – это его окружение, в котором он может провести приятные минуты своей жизни. Выбраться на природу, поболеть за любимую команду, отпраздновать юбилей. Работа и немцы. Немцы славятся своей пунктуальностью и аккуратностью. Поэтому, если вы работаете в немецком окружении, стоит обратить внимание на соответствие этим двум крайне важным качествам. Кроме того, существует ряд негласных правил, которые следует соблюдать на работе. Например, ни в коем случае не носить на работу обычный пакет, вместо рабочей сумки. немцы – хорошие семьянины. Однако, достаточно большое количество семей не заводят детей, либо заводят, но довольно поздно. В целом, детей принято уважать и ценить, но по достижению совершеннолетия, родители снимают с себя ответственность за будущее своего ребенка, тем самым подводя его к самостоятельности.

Немцам свойственна честность и крайней степени педантичность. Бунтарский дух, как правило, не их черта. Среднестатистический немец прекрасно представляет свою жизнь на несколько лет вперед, однако в окружающих его людях ценит гибкость.

 

 

 

Народы Прибалтики

Латыши, литовцы и эстонцы в силу специфики исторического развития обладают общими национально-психологическими характеристиками, отличающими их от других народов. Они имеют:

v сравнительно высокую образовательную и техническую подготовленность, любовь к технике;

v уравновешенный темперамент, высокую эмоциональную устойчивость, невозмутимость, хладнокровие в сложных ситуациях, терпеливость и обстоятельность во всех видах деятельности, способность выдерживать большие нагрузки, стойко переносить трудности и лишения повседневной жизни;

v приверженность к строгой логике в мышлении, тщательное осмысление явлений, событий, фактов;

v трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению трудовых обязанностей, пунктуальность, аккуратность, исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое до конца;

v некоторую замкнутость и слабую общительность во взаимоотношениях с представителями других национальностей.

Присущая литовцам, как оптимистичность характера. Их трудно чем-либо расстроить или вывести из себя, они настойчивы в любом деле, упорны в преодолении трудностей. Никакие трудности и невзгоды их, как правило, не тяготят. От них не часто услышишь жалобы на неудобства быта, сетования по поводу больших перегрузок, связанных с физическим напряжением. А их высокая общеобразовательная подготовка позволяет быстро осваивать многие специальности и успешно выполнять поставленные задачи. Латыши, как правило, внимательны, аккуратны на работе, неторопливы и осмотрительны во всех видах деятельности, педантичны и дисциплинированны в выполнении служебных обязанностей, любят работать по инструкции, по плану, решать задачи последовательно. Особенно возмущает многих латышей недобросовестность, легкомысленное нарушение правил и мер техники безопасности, нежелание овладевать специальностью. Представители этой национальности не любят конфликтовать, весьма терпеливы во взаимоотношениях, однако они не мирятся с недостатками других, если это идет во вред общему делу. Для эстонцев характерно особое отношение к труду — как к призванию. Любовь к труду в культуре эстонского этноса составляет ключевое качество, определяющее вес личности в обществе. Отношение к своим профессиональным обязанностям в представлениях эстонцев — не только проявление высокого трудолюбия, но и способ жизнедеятельности, форма самовыражения.

 

Национальный характер

Одной из типичных черт национального характера болгар является чувство юмора, которое очень ценят жители любого уголка страны. Особенно прославились этим жители города Габрово, благодаря габровским анекдотам, получившим известность далеко за пределами Болгарии. б олгарский язык достаточно близок русскому, но тем не менее в значительной степени от него отличается, и порой это может вызвать некоторые затруднения, при объяснении дороги к той или иной достопримечательности, поскольку, например, на болгарском языке «направо» означает «прямо».

К наиболее известным культурным особенностям Болгарии относится, например, выражение согласия в виде кивков головой вправо-влево, а выражение отрицания - вверх-вниз. Но в настоящее время, как правило, это явление наблюдается вдали от мест, облюбованных туристами. Избежать недоразумений, связанных с этой болгарской особенностью, поможет внимательное отношение к речи собеседника, поскольку «да» - и в Болгарииозначает «да», а «нет» - это «нет».

Религия

Болгарию можно отнести к государствам, в которых бок о бок сосуществуют представители различных религий, однако большая часть верующих болгар исповедует православие. На протяжении многих веков болгарская православная церковь во многом формировала культуру и национальные особенности страны, управляется она патриархом, а церковные службы по сию пору проходят на болгарском языке.

Белоруссия. Белорусы — третий по численности славянский народ (9, 5 млн. человек, из них 7, 7 млн. проживают непосредственно в республике Беларусь).

Как название народности, так и само слово «белорусы» имеет свои древние корни, хотя белорусская нация сформировалась окончательно довольно поздно — в конце XIX — начале XX в. Причем процесс этот проходил трудно и многосложно.

Самобытность и своеобразная психология белорусского народа — результат многовекового развития. Бесчисленное количество раз приходилось ему браться за оружие. И после каждого нашествия завоевателей начинал этот народ строить жизнь почти заново — поднимая свою землю из разрухи, возрождая свой народ из пепла. По этой причине упорство является одной из наиболее характерных черт белорусов. И еще они отличаются большим трудолюбием, надежностью, скромностью и уважительным отношением к старшим, сослуживцам, а также выносливостью, неприхотливостью в любых условиях, верностью в дружбе.

Специальные прикладные исследования свидетельствуют: большинству белорусов присущи такие национальные качества, как стремление добросовестно относиться к любому делу, упорно добиваться поставленных целей, деловитость, уважение к порядку, дисциплинированность, доверительное отношение к людям, коммуникабельность, обстоятельность, честность, порядочность, совестливость. Любое дело им не в тягость. Свои профессиональные обязанности они выполняют ревностно, по этой причине при сложившихся обстоятельствах белорус вступает в конфликт с теми, кто работает, трудится недобросовестно, пытается переложить ответственность на чужие плечи.

В многонациональных коллективах белорусы показывают во всем пример, привносят ответственное отношение в исполнение порученного дела, показывают сознательную приверженность к порядку. И хотя чаще всего белорусы немногословны, их присутствие всегда положительно сказывается на настроении товарищей в многонациональном коллективе.

Особо следует отметить любовь белорусов к технике. Они быстро и уверенно осваивают сложнейшие трудовые специальности, проявляют разумную инициативу в любом деле, смело берут на себя ответственность, если этого требует обстановка, и всегда доводят начатое дело до конца.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1609; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь