Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технология молодежного досуга



 

Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваи-вающих, а в более зрелом возрасте усвоивших образовательные, профессио-нальные, культурные и другие социальные функции. Как демографическая категория, молодежь объединяет население в пределах 15-29-летнего воз-растного интервала. За относительно короткий отрезок жизни представители этой возрастной группы переживают смену своего социально-демографи-ческого статуса несколько раз:

- до 18 лет – учащиеся;

- 18-24 года – студенты, работники, завершающие профессиональную подготовку;

- 25-29 лет – люди, сделавшие профессиональный выбор, имеющие квали-фикацию, опыт.

На молодежный возраст приходится около 90% всех первых браков, к 30 годам в семье рождены все запланированные дети.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, осо-бенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социали-зации в российском обществе. Молодежь – эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятель-ности. Для молодежи характерен альтруизм, что облегчает ее вхождение в культурную, общественную среду, сближение со сверстниками и становится важнейшим «группообразующим фактором». К специфическим чертам моло-дости относится преобладание у нее поисковой активности. Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки в связи с увеличением периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.

Культуре имманентно присуща особенность к «омоложению». Эта особен-ность лежит в основе процессов ее изменчивости, динамики и тесно связана с проблемой преемственности поколений. От того, какие ценности предпочтет молодежь, во многом будет зависеть то, каким будет общество, какое буду-щее его ждет.

Досуг – самая доступная сфера для молодежи, необходимая социальная площадка для своих конкретных дел, так как по своему статусу молодежь не принадлежит еще к миру взрослых, поэтому изучение молодежной культуры тесно связано с ценностями, поведением, активностью молодежи в сфере свободного времени. Молодежный досуг сочетает в себе элементы отдыха, спорта, просвещения, самообразования, развлечения, творческой деятельности, созерцания, размышления, праздника. Причем, одно часто вытекает и сочетается или содержится в другом. Во время и в сфере досуга реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлека-тельная функции культуры и досуга.

Молодежная культура – это часть общей культуры общества. Во многих современных отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается субкультурный характер молодежной культуры. Субкультурами называют этические, возрастные, региональные, групповые, профессиональные образо-вания, целостные и автономные по своему характеру, существующие внутри господствующей, преобладающей культуры. Впервые в отечественной лите-ратуре определение субкультуры дает профессор С.Н.Иконникова: «Субкуль-тура – это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы распознать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами».[28] В этом определении дана характеристика, дистанцирующей от общей культуры совокупности ценностей, норм и самодеятельного поведения молодежи в сфере досуга, которая может служить признаком отличия ее от общей культуры.

Итак, молодежную культуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, представляющая особую социально-демографическую группу. Молодежная субкультура характеризуется спе-цифическим набором ценностей и традиций, стереотипов и правил поведения, особым языком и внешним видом тех, кто к ней принадлежит. Отличи-тельными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выде-лить три основных элемента стиля:

1. Имидж – костюм, его значимые аксессуары (прическа, украшения кос-метика, украшения, бижутерия).

2. Манера поведения – особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка).

3. Арго (слэнг, жаргон) - специфический словарь неформальной лексики данной социокультурной группы и его использование.

Одна из основных функций стиля – это установление границ группы, отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой.

Главной характерной особенностью современной молодежной субкультуры является ее обособленность, отстраненность часто демонстративная, эпотажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная культура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой особенностью современной молодежной культуры, как показывают многочисленные исследования, является преобладание потребления над творчеством. Выявлено, что в структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными и они связаны с восприятием музыки. Шествие рок-музыки по российской земле оформилось в рок-движение. Рок музыка в нашем отечестве являет собой вызов окружающему миру, и молодежь использует ее как средство противопоставления себя, своего мироощущения идеалам старших поколений. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной культуротворческой деятельности.

Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно наз-вать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исто-рических и культурных традиций.

Молодежная субкультура дает молодежи условное решение проблем, которые она испытывает. Субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время, как в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Молодежная субкультура обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психологические проблемы. Этим объясняется исключительная притягатель-ность субкультур для некоторой части молодежи.

В зависимости от критериев социальной дифференциации юношества молодежная субкультура может рассматриваться, во-первых, как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; во-вторых, как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; в третьих, как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; в-четвертых, как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Д.В.Ольшанский[29] определяет следующие особенности суб- и контркультур-ного поведения молодежи:

Стремление быть самим собой. Юношескому возрасту свойственен поиск собственных возможностей, своего места в обществе. Это закономерно приводит к ревизии общезначимых норм и ценностей.

Заражение и подражание. Это свойство вытекает из того, что в период ранней юности особое значение приобретает референтная группа с ее харак-терным стилем общения, поведения и образа жизни.

Стадный инстинкт. Он свойственен не только субкультурной молодежи, но и вообще человеку в целом. Специфика данной среды заключается в том, что в период незрелости и несформированности целевых и ценностных установок групповые ценности и цели приобретают доминирующее значение.

Наличие конкурентов, недоброжелателей и врагов. Эта ситуация выступает необходимым условием для сплоченности группы, не имеющей определенной цели. Нонконформистские тенденции в поведении, встречая препятствия со стороны окружающих, приобретают еще большую силу, по принципу: «запретный сладок плод». Свобода, приобретенная путем борьбы, ценнее доступной. К тому же наличие врага – необходимое условие консолидации субкультурной группы, вычленения «нас» и «их», поскольку бунтовать необходимо против кого-то.

Завышенные притязания. Для молодежи вообще характерны как обост-ренное чувство справедливости, так и желание выделиться, которые при недооценке реальных жизненных трудностей и дают эффект завышенных притязаний.

Потребность самовыражения, самоутверждения и общения на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах неформальных досуговых объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит сти-хийно-групповое общение. Основная часть молодежи, входящей в нефор-мальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий. Это в первую очередь относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения. Однако факты свидетель-ствуют о наличии в молодежной среде иногда диаметрально противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности. Серьезные упущения в культурно-воспитательной работе по месту жительства, работы и учебы привели к распространению в обществе примитивного вкуса, пошлости, росту алкоголизма, наркомании, преступ-ности.

Существуют различные подходы к типологии неформалов. По содержа-тельному признаку неформальные досуговые группы В.Т.Лисовский[30] под-разделяет на:

- общественно-политические;

- социально-культурные, творческие (художественные, театральные, клубы по интересам);

- прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив);

- клубы социальной помощи;

- религиозные и полурелигиозные;

- правозащитные группы и объединения;

- спортивные;

- спортивные и музыкальные фанаты;

- асоциальные в сфере свободного времени (панки, металлисты, мажоры, качки, рокеры и т.д.);

- антисоциальные (криминальные, хулиганствующие и др.);

- этические (или социально-психологической направленности, семейные, родительские клубы);

- историко-патриотические.

Д.В.Ольшанский выделяет особый тип неформалов – психологически творческие неформалы – особый тип молодых людей, живущих по непонятной и неудобной для массового сознания логике, отличной от привычной, обыденной.

Если проанализировать их психику, то, как правило, это удивительно живые юноши и девушки. У человека, одержимого подлинным социальным творчеством, психика не может быть слишком устойчивой, как говорят неформалы «железобетонной». Такой молодой человек может быть безразли-чен к тем неприятным и даже опасным для него лично социальным послед-ствиям своих отчаянных поступков, которые остановили бы иного, более предусмотрительного человека. Он глубоко верит в свою правоту и не видит ничего дурного даже в самых крайних своих действиях. У лучших из пред-ставителей молодежных субкультур главная направленность их личности – стремление раскрыть, осуществить, реализовать себя и свои творческие потенции – придает необычную окраску подавляющему большинству обычных человеческих черт и качеств. Они пристальнее вглядываются в окружающий мир, острее и озабоченней видят его. Их мировоззрение часто более свободно, чем наше, от тенденциозности и заданности. Многие из них мыслят необычно и раскованно.

Поведение таких молодых людей отличается особой свободой, произволь-ностью и подчиненностью своим собственным оценкам. Их принцип выража-ется в двух простых и ясных фразах: «даже если все вокруг презирают тебя за твои убеждения, ими нельзя поступаться, если ты уверен в своей правоте. Нельзя подчиняться силе только потому, что ты слабее».

Среди группировок асоциальной направленности можно выделить следую-щие:

Гопники или пацаны (самоназвание) – дворовая субкультура жилмассивов. Характеристика, выделяющая эту субкультуру из основной массы подростков и молодежи – ориентация на систему ценностей взрослой криминальной субкуль-туры, культ силы, землячества, взаимовыручки и взаимозависимости. В осталь-ном – внешний вид, музыкальные вкусы, стиль жизни и т.д., - почти не отли-чаются от обычных ребят. Чуть больше «накачаны», чуть короче стрижены, чуть более агрессивны на своей территории, чуть более дисциплинированы внутри своей компании (или банды). Образ жизни – «тусуются» в своих микрорайонах, ходят в кафе и дискотеки. Иногда нападают на неформалов и просто на несмелых молодых людей. Участвуют в мелком бизнесе, как легальном, так и нелегальном.

Неформалы – расплывчатый термин, обозначающий весьма расплывчатую субкультуру. В эту субкультуру входят подростки, близкие по своим, часто еще неопределенным, вкусам и убеждениям к гранджистам, панкам, металлистам, хиппи и т.п. По мере взросления «неформалы» выходят из субкультуры или переходят в вышеупомянутые, более четкие, субкультуры. Внешний вид – обычные джинсы, длинные волосы, кожаные куртки, преобладание черных тонов в одежде, изображения на майках. Образ жизни неформалов – чаще тусовка (т.е. проводят время без определенной цели, в поверхностном общении), иногда ходят на концерты, самые активные пытаются играть рок-музыку.

Рэперы или хип-хоперы – поклонники музыкального стиля «рэп», танце-вального стиля «хип-хоп» и современной негритянской культуры американс-ких городов. Рэп – рифмованный набор фраз, быстро произносимых под рез-кую, ритмичную мелодию. Рэперы – самая ненавистная из всех молодежных субкультур для скинхэдов. Хип-хоп культура проникла в Россию в середине 90-х годов и резко популяризировалась. Хип-хоп – это развитая молодежная субкультура и под эти термином подразумевается несколько взаимосвязанных между собой составляющих: стиль одежды, граффити, искусство диджеев, собственно рэп, брейу-данс и его разновидности. Рэперы носят широкие, далеко не по размеру штаны, яркие куртки, сутулятся и при разговоре страстно жестикулируют. Эту субкультуру активно поддерживают (раскручивают) телевидение и большинство СМИ.

Скинхэды или бритоголовые – появились в Англии в середине 70-х годов ХХ века. Это был продукт разложения движения панков, с одной стороны, и экономического кризиса – с другой. Занимались избиением и террором иностранных рабочих с целью их изгнания из страны. В России скины появились в начале 1994 года, их численность сейчас, по некоторым подсчетам, составляет несколько десятков тысяч человек. Скины выходили на улицы города бригадами с целью «очистки» улиц городов от лиц неславянской внешности. Бритоголовые особенно не церемонились со своими жертвами – просто вылавливали из толпы свою жертву, вели в ближайший подъезд и били. Кроме отлавливания кавказцев на улицах во время своих рейдов, бригады также совершали набеги на общежития иностранцев (обычно это были выходцы с Кавказа и азиаты) и устраивали там погромы.

Футбольные фанаты – часть футбольных болельщиков, которая придер-живается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, особая практика поведения, символика и т.п.) и действует в соответствии с ней. Это фан-движение в России зародилось в 70-х годах ХХ века. После распада СССР футбольное фан-движение стало расширяться. Фан-группы постоянно совершают определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они используют специальную символику (клубные шарфы, футболки, кепки, шапки, значки, флаги, колпаки немыслимых размеров и т.д.), слэнг и другие атрибуты этой субкультуры. У фандвижения имеется определенные финансовые ресурсы (от руководства клубов, а также система членских взносов в рамках фан-групп). Усиление региональных фан-движений активизировало новые очаги конфликтности между фан-группировками команд-соперниц. Драк только на кулаках в таких войнах практически не бывает. Как минимум фанаты воружаются ремнями с металлическими бляхами или бутылками, а периодически в драках «всплывает» металлическая арматура, камни, дубины и т.п. Поэтому драки заканчиваются довольно тяжелыми повреждениями. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой для представителей целого ряда других субкультур: скинов, неформалов и др.

Исследователи пытаются определить причины участия молодежи в нефор-мальных группировках с асоциальной направленностью. Главная причина заключается в общих просчетах в политическом, гражданственном, нравст-венном, патриотическом и интернациональном воспитании молодежи. Противоправные действия являются и откликом на социальную незащищен-ность и ущемленность в правах молодежи. Научные исследования нефор-мальных движений показывают, что большинство их участников отмечает формализм, фальшь, бездуховность, показуху в работе с молодежью социаль-ных институтов (семья, школа, училище, вуз, учреждения социально-куль-турной сферы и др.).

В решение проблемы неформалов должны включиться не только право-охранительные органы, но и общественные организации, профсоюзы, трудо-вые коллективы, учебные заведения и культурно-досуговые в особенности. Несмотря на то, что группировки неформалов существуют независимо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих групп-пировок сотрудничает с ними.

Эффективная организация социального воспитания молодежи возможна только в том случае, если социальный педагог, организатор досуга знает и умело использует в своей деятельности объективно существующие факторы и внутренние движущие силы развития личности. В основу нового подхода к построению социовоспитательного процесса с молодежными группами легла концепция формирования человека в ходе удовлетворения его потребностей и реализации его способностей. Педагог постоянно опирается на предметную деятельность, которая выступает для него в качестве важного средства воспи-тания. В конечном счете работа педагога есть научно обоснованное регу-лирование деятельности как основного инструмента, направленного на фор-мирование человека.

Содержание технологического процесса в досуговой сфере – это то, чем наполняется организуемое взаимодействие между различными социальными группами молодежи, участниками социально-культурных акций и организа-торами, учредителями, это также то, чем наполняется деятельность, познание, общение, творчество. Содержание технологий молодежного досуга включает элементы отдыха, обучения, воспитания, поскольку нельзя решать ту или иную проблему, не получив о ней всю полноту информации, не освоив тот или иной опыт поведения и не передав опыт управления поведением, навыки общения.

Успешность деятельности специалиста, организатора досуга во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования. В энциклопедических словарях проект определяется как предварительный план, замысел. Проект – это своеобразный ответ на «социальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то или иное социальное явление. По самой своей природе социально-культурное проектирование технологически основано на сочетании нормативного под-хода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диагности-ческим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д.

Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформ-ления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предло-женный психологами так называемый «принцип антиканонов».Он ориенти-рован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереоти-пов. Еще Поль Гоген заметил, что «гениев порождает не система, а противо-действие ей». Названный принцип выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Такова здесь «генеральная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому.

Суть инновационных технологий в сфере досуга во многих случаях составляет радикальный отказ как от традиционных концептуальных основа-ний социально-культурного процесса (социально-философских, психоло-гических), так и от общепринятых, содержательных и методических прин-ципов и замену их другими, альтернативными. Инновационные технологии в организации досуговой деятельности всегда предполагают прочную взаи-мосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. В практике досугового проектирования принцип антиканонов предполагает формирование у педа-гогов-организаторов способности к инициированию нестандартных решений, к пробе творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

В качестве базы проектных технологий широко известны разновидности социально-культурных проектов для молодежи: проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты конкурсно-досуговых программ («Эрудит»), игровых программ («В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», «Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй гармонь» и др.), конкурсных шоу-программ (это всевозможные «Мисс…»), конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев); проекты создания новых или развития существующих досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы и др.

В рамках регионально ориентированных совместных образовательных, досуговых, художественно-творческих и других проектов и программ координируются усилия государственных (муниципальных) и негосударст-венных (общественных, предпринимательских и других) субъектов культурно-досуговой деятельности, практически выстраивается и реализуется последовательная политика протекционизма по отношению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных молодежных групп и отдельных граждан. Особенно актуальна и значима разработка социально обеспеченных проектов для культуроёмких областей жизни отдельно взятого региона, дополнительного образования и досуга, эстетического воспитания, народных ремесел и творчества.

Конечным результатом проектирования в сфере молодежного досуга выступает разработка и реализация культурно-досуговых программ. Порядок формирования программ для определенной группы молодежи следующий:

- дается краткая характеристика социальной группы, локализованной на предприятии, по месту жительства, учебы;

- формулируются основные задачи культурно-досуговой программы;

- определяется приоритетное для данной группы направление социокуль-турной деятельности;

- разрабатывается конкретное мероприятие и формы культурного досуга с учетом оптимального соотношения информационно-просветительской нап-равленности и творческих видов деятельности (т.е. различных форм общест-венной инициативы);

- производится оценка затрат (организационно-творческих, материальных, финансовых).

Главная цель предполагаемой организационной схемы и конкретных методик разработки культурно-досуговых проектов и программ состоит в том, чтобы включить в действие не только различные субъекты социально-культурной жизни территории, но и другие механизма, позволяющие макси-мально демократизировать систему социально-культурной работы с моло-дежью, повернуть ее от «производства показателей» к реальному человеку, от унификации и обезличивания – к всемерному учету специфики молодежного досуга.

Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор пререключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха. Следовательно, много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.

В педагогическом плане, досуговая деятельность состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым любит человек заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко равивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства. Вся социально-педагогическая работа в сфере досуга с молодежью должна базироваться на определенной перспективе на такую систему мероп-риятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации, но и развивала бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на создание культурных ценностей – творчество. Элементы творчества заключают в себе многие фор-мы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. К таким формам организации досуга относятся различного вида хобби, клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы. Но если иметь в виду собственно творческие аспекты досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового, иногда достигая более высокого мастерства, чес в профес-сиональной деятельности. В социально-педагогическом плане любительские объединения обладают высокой степенью самоорганизации и самоуправляе-мости и являются своеобразной формой социализации человека.

Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, созна-тельно формировать себя.

Картина социального и социокультурного воспитания была бы неполной без рассмотрения проблемы культурного досуга молодежи за рубежом. Обратимся здесь к опыту Франции, одной из типичных передовых стран западного мира.[31]

Анализ участия молодежи в различных видах культурных посещений поз-воляет распределить их на три группы.

Первая включает посещения, практикуемые молодежью в массовом порядке: кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования и, в меньшей степени, рок-концерты. При этом частота посещений мероприятий такого уровня достаточно высока: не менее одного раза в месяц ходят в кино 21% молодых кинозрителей, не менее трех раз в год идут на концерт рок-музыки 34% молодых посетителей таких концертов, 33% молодых людей, посещающих дискотеки, делают это по крайней мере десять раз в год.

Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посе-щений; концерты классической и джазовой музыки, танцевальные (балетные) и оперные спектакли.

Третья группа, которую можно назвать промежуточной, включает посеще-ния менее чем одним представителем молодежи из трех: театр, музеи и памятники.

Разумеется, интерес к тем или иным видам культурных занятий зависит в определенной степени от различных критериев (возраста, пола, места проживания – город или село и т.п.). Так, например, посещаемость танце-вальных спектаклей, как классических, так и современных, среди девушек в два раза выше, чем среди юношей. Среди посетителей джазовых концертов большинство составляют мужчины.

Свидетельством непрерывного поиска в досуговой сфере является появле-ние в ряде западных стран (Швейцария, Германия, Франция) новой профессии – социокультурный аниматор. Одно из значений этой профессии заключается в придании досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогической направленности. Досуг рассматривается не только как средство развлечения и рекреации, но и как средство духовного и физического развтия. Ярким примером социокультурного аниматорства является деятельность ряда неза-висимых французских театров, в том числе, уличных, которые не ограни-чиваются традиционным показом спектаклей, а переходят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания будущего спектакля (или после его показа) организуется серия культурно-просветительских мероприятий (беседы, обсуждения, выставки и т.п.), что несколько напоминает недавний опыт работы советских учреждений культуры. Нередки случаи, когда местные жители, артисты любительских коллективов, становятся соавторами пьес (сценариев) театральных представлений документального характера. Население города привлекается к репетициям, участию в массовых сценах. Желающие могут познакомиться с театральной техникой и т.п. Все это дает возможность не только лучше подготовиться к восприятию содержания пьесы, но и почувствовать себя одним из создателей спектакля.

Открытое взаимодействие театра с публикой дает, как правило, положительный художественно-эстетический, а самое главное – социальный эффект.[32]

Отмечая позитивность зарубежного опыта в сфере досуга и воспитания, следует отметить, что молодежные проблемы в целом и организация досуга молодых людей в частности далеки от своего решения. Коммерциализация сферы культуры, стремление получить максимальную прибыль приводит к однобокости зарубежного досуга – развлекательному уклону. Еще больший вред досуговой и воспитательной сферам приносит бытующий на Западе принцип «двойного стандарта» в оценке социополитических, экономических и культурных явлений. Действие этого принципа можно считать главной причиной проникновения негативных явлений и в сферу досуга, и в сферу социального воспитания и по существу являются той «ложкой дегтя», которая может испортить любое доброе начинание в социокультурной сфере. Распространители «культурных» услуг часто действуют исходя не из общест-венной пользы «товара», а в зависимости от личной выгоды, получаемой в процессе его реализации. Так, например, распространение наркотиков на молодежных дискотеках и рок-фестивалях приносит громадные барыши наркоторговцам. И в то же время наносит громадный вред потребителям этого зелья и обществу в целом. Культ насилия, пропагандируемый в произведениях искусства, особенно в кино и на телевидении, базируется на низменных инстинктах человека. Но в результате этот культ становится нормой жизни для определенной части представителей западного общества, прежде всего, молодежи.

Выход здесь один – нравственное совершенствование и самосовершенст-вование западного общества. А процесс этот очень длителен.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Объясните термин «субкультура». По отношению к каким явлениям это понятие употребляется в научной литературе?

2. Для характеристики каких явлений молодежного движения в России стало использоваться понятие субкультура?

3. Что означает «субкультурный подход» к молодежи?

4. Охарактеризуйте понятие «стиль» как отличительную черту молодежной субкультуры.

5. Назовите факторы, обуславливающие развитие неформальных движений, дайте им характеристику.

6. Какие педагогические возможности в социальной работе с молодежью открывают технологии проектирования досуговой деятельности?

Список рекомендуемой литературы:

1. Андреева И.Н., Голубева Н.Я, Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы, система ценностей //Социологические исследования, 1989. – № 4.

2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений //Общественные науки и современность. – 1996. - №3.

3.Криминологи о неформальных молодежных объединениях. – М., 1990.

4. Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника) /Сост. В.Березовский, Н.Кротов, - М.: Молодая гвардия, 1990.

5. Соколов Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга //Социология культуры: методология и практика культурно-просветительной деятельности: Сб. научных трудов. – Л., 1992.

6. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. – Ростов-на-Дону, 1997.

 

 

Технология семейного досуга

 

Семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества, главным институтом социализации, обеспечивающим взаимодей-ствие родителей и детей, определение приоритетности их интересов и пот-ребностей, интеграцию в социум. Семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. А поскольку эти привычки являются первыми, то оказываются наиболее прочными.

Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее социально-культурном уровне. Во-первых, - это прежде всего проблемы количественного и качественного дефи-цита социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи. Во-вторых, - отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов умственного, физического и психического развития детей в семье. В-третьих, нехватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного досуга и культурного сотворчества. В-четвертых, недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфликтов и взаимного недопонимания.

Прямо или косвенно центр тяжести социокультурной деятельности семьи затрагивает весь общественный функционал семьи, в структурную архитек-тонику которого входят такие функции, как репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая. В этом смысле не могут игно-рироваться многие другие ролевые функции семьи: эмоциональная, сексуаль-ная, рекреативная и досуговая. Социально-культурная среда дает возможность каждой семье реализовать свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий. Все это приводит к улучшению общей досуговой ситуации.

Общеизвестно, что ничто так не сплачивает семью, не помогает достичь взаимопонимания между всеми ее членами, как совместный активный отдых. Поэтому важнейшей функцией семьи в жизнедеятельности является органи-зация досуга. Ее главная цель – общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при его социальном контроле. Работа социального педагога, организатора досуга – это взаимодействие с семьей и детьми одновременно. Использование педагогического потенциала досуга для предотвращения социальных проблем в семье, помощь в их разрешении – вот основная задача этой работы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь