Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятийный аппарат педагогики досуга



 

Одним из признаков любой науки является наличие у нее понятийного аппарата (тезауруса). Каждая отрасль знаний имеет свою терминологию, выражающую систему понятий, в которых зафиксирована накопленная информация о закономерных и наиболее существенных связях и отношениях между соответствующими объектами. Свой понятийный аппарат имеет и педагогика досуга. При помощи понятий отображаются не только фрагменты социокультурной действительности, но и сам процесс постоянного изменения и развития педагогической деятельности в сфере досуга. Поэтому необходимо знать точный смысл используемых терминов.

Понятие как форма мышления – это закрепляемая термином (или слово-сочетанием) мысль, отражающая предметы и явления социокультурной действительности со стороны их отличительных, а в научном познании существенных признаков. Конкретное использование понятия требует адек-ватного понимания его содержания, его смыслового значения. Понятие раскрывает присущее термину признаки, основные и главные свойства и отношения, опираясь на которые можно познать его производные качества. Поскольку значения терминов, изучаемых объектов часто фиксируются в понятиях, определение можно рассматривать как формирование в сжатой форме основного содержания понятия. Определения составляют важнейшую часть научной теории, ибо дать определение, значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое. Этим обуславливается роль определений в научном познании.

Понятие как форма отражения социокультурной действительности несет двойную смысловую нагрузку: содержание – совокупность отраженных в нем признаков и объем – множество элементов, каждому из которых принад-лежат определенные признаки, относящиеся к содержанию понятия.

Как одна из отраслевых педагогических наук, педагогика досуга, исследуя развитие человека в досуговой деятельности, заимствует ряд терминов из соци-альной педагогики, социальной работы, социологии досуга. Являясь одновре-менно и отраслью культурологического знания, педагогика досуга использует понятия и термины, сложившиеся в социально-культурной сфере. В принятых в 1992 г. Основах законодательства Российской Федерации о культуре в статье 3 четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятель-ности. Законодательное закрепление культурологических терминов имеет прин-ципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания курса «Педагогика досуга».

Однако в определении понятийного аппарата педагогики досуга нельзя обойтись простым заимствованием определений из других наук. Одна из важных задач сегодня состоит в том, чтобы квалифицированно определить древо проблем педагогики досуга. Основная трудность на этом пути связана с пока еще неадекватным пониманием объекта и предмета научной дисциплины. Тем не менее мы считаем возможным предложить в предварительном порядке ряд наиболее актуальных для разработки проблем Сюда входят проблемы: взаимосвязь социального и культурного в досуговой деятельности; социально-культурная ситуация развития личности; технология социально-культурной профилактики девиантного ведения; общее и особенное в толковании понятий «социальная педагогика», «социальная работа», «социально-культурная Дея-тельность»; культурно-воспитательный опыт народной педагогики; обычай как фактор нормативной регулиции социального поведения; игровая деятельность в системе средств развития социальных свойств ребенка; общественное мнение как форма социального контроля; деятельность по целенаправленной педаго-гизации социально-культурной среды обитания; досуговое общение как фактор социального развития личности; детское сообщество как фактор социализации человека; семья как традиционный социокультурный институт; культурологи-ческие основания социальной педагогики, социальной практики и поведен-ческой психотерапии.

Исходя из накопленного опыта по ряду перечисленных проблем, можно попытаться составить перечень основных дефиниций, употребляемых в про-цессе досуговой деятельности. Овладение знаниями в области педагогики досуга предполагает, в первую очередь, уяснение определенной совокупности наработанных в ней понятий и терминов. Использование понятийного аппарата, выражающего специфику педагогической деятельности в досуговой сфере, является одной из важных научно-методических задач.

В организации современной досуговой деятельности широко используется следующие термины и понятия:

Адаптация социальная – вид взаимодействия личности или социальной группы с социально-культурной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Она определяется целями деятель-ности, социальными нормами, способами их достижения и санкциями за откло-нения от этих норм.

Активность социальная – характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта, которая заключается в сознательной направленности его деятельности по преобразованию социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социально-культурных инициатив, формировании у себя необхо-димых социальных качеств. Она может осуществляться в различных формах деятельности (индивидуальной, групповой, массовой). Через социальную активность выражается уровень социальных потенций субъекта, его культура, умения, знания и навыки, способность охватывать свой деятельностью окружа-ющий мир. Важную роль в социализации человека играет досуговая деятель-ность, которая обеспечивает воспроизводство, развитие личности, способности к труду. Социальная активность является одной из основополагающих социо-логических категорий, которая применяется в разработке проблем социальной деятельности и поведения.

Аудитория (посетители, слушатели, зрители) – относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их досугового интереса к определенным источникам информации (театральная публика, посетители учреждений культуры).

Бюджет времени – совокупность или отрезок времени (суток, недели, месяца, года и т.д.), в которых протекают жизненные процессы отдельных лиц или групп в том или ином виде деятельности. Он выражает возможность наполнения содержанием различных видов жизнедеятельности (труд, занятия любимым делом, учеба, отдых, развлечения и т.д.) и исчисляется в количест-венных пропорциях.

Время социальное – форма реализации социальной жизни в ее объективном и субъективном измерениях, социально-исторического существования людей, составляющая необходимый ресурс (условие) их деятельности. Характери-зуется длительностью, последовательностью, повторяемостью, одновремен-ностью, ритмом.

Гуманитаризм есть направление мышления и деятельности, ориентиро-ванное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного зна-ния в качестве средства гуманизации жизни.

Гуманизм – это направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безус-ловном уважении свободы каждой личности.

Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществ-ляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие лич-ностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые проблемы.

Деятельность – специфическая форма отношения человека к окружаю-щему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преоб-разование его в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат.

Деятельностькультурно-досуговая(КДД) - данный термин вошел в научный оборот в начале 80-х годов ХХ века. Его появление (автор Л.Коган), с одной стороны, отражало попытку найти обобщающее, собирательное определение противоречивой практике культурного досуга, именовавшейся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа». С другой стороны, появление термина «культурно-досуговая деятельность» являлось логическим следствием теоретического осмысления проблемы куль-турного досуга, ориентированного на принципиально новое понимание куль-туры, отличного от узкого ее рассмотрения только как культурное потребление. Сегодня она интерпретируется как живой культуротворческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественного творчества, приоб-щение к лучшим образцам, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговую деятельность правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей социально-культурной деятель-ности. Современное понимание сущности культурного досуга как одного из видов нерегламентированной человеческой деятельности, как составной части культуры позволяет отойти от традиционных советских стереотипов и штампов, помогает понять многосложную практику организации культурно-досуговой деятельности.

Диагностика досуговых социокультурных процессов – выявление на основе анализа содержательно-структурных элементов в соответствии с предложенной моделью деятельности и последующим определением факто-ров, влияющих на ее регуляцию.

Знания – обобщенный опыт человечества, отражающий различные области деятельности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука.

Институт социальный – устойчивая форма закрепления общественных связей и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающий стабильное функционирование общественных отношений, Выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе.

Институт социально-культурный – целостное образование, возникаю-щее и функционирующее в сфере досуга и организационно объединяющее людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-куль-турных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Информация социальная – знания, сообщения, сведения об отношениях людей, состоянии и характере развития социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, взаимодействия их интересов. Основные характеристики социально значимой информации: количество, ценность (полезность), содержание (смысл, значение), правдивость, адекватность, достоверность, точность, оперативность, надежность.

Инфраструктура социальная – устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека – трудовой, общественно-полити-ческой, культурной и семейно-бытовой. Характеризует взаимодействие матери-ально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общности).

Культура – исторически определенный уровень развития общества, твор-ческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах органи-зации жизнедеятельности людей в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Это качественная характеристика особенностей саморазвития, самопроизводства личности посредством ее собственной деятельности.

Культура досуга – набор ценностных ориентаций и кодов поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время.

Культурная деятельность – деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную зна-чимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации – совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение.

Культурные аспекты федеральных и региональных программ развития – перспективы социально-экономических, научно-технических, экологических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития – совокупность принципов и норм, которыми руковод-ствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Важнейшие сферы культурной деятельности:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное (любительское) художественное творчество;

- музейное дело и коллекционирование;

- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

- научные исследования культуры;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения и создания, распространения и освоения культурных ценнос-тей;

- иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, рас-пространяются и осваиваются культурные ценности.

В статье 8 Основ законодательства Российской Федерации о культуре отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Микросреда социальная – объективная социальная реальность, представ-ляющая совокупность материальных, политических, социально-психологи-ческих и других факторов, взаимодействующих с личностью в процессе их жизнедеятельности и оказывающих на нее влияние. Типы микросреды определяются по следующим основным признакам: деятельности личности (производственно-трудовой, общественно-политической, учебно-воспита-тельной, культурно-досуговой, спортивной и т.д.); семейно-бытовому, территориальному, национальному, возрастному.

Общение – взаимодейстаие индивидов, в котором происходит обмен ин-формацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности. Досуговое общение является необхо-димым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса, вида досуговой деятельности.

Одаренность – высокий уровень развития интеллекта, качественно свое-образное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализа-цию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека.

Ориентация личности ценностная – содержание социального уровня направленности, взаимодействующей со значимыми для нее оценками окру-жающей действительности. Она является важным фактором общения, объе-диняющм в своей структуре мыслительный и эмоциональный компоненты личности. Высший уровень ценностных ориентаций составляют мировоз-зренческие, определяющие самую общую ценностную направленность позна-вательной, духовной и духовно-практической деятельности человека, его высшие цели жизни.

Отдых активный – снятие утомления не столько состоянием покоя, сколько сменой вида деятельности.

Позиция групповая – позиция, обобщающая мнения и оценки членов группы. Может принять форму групповой нормы и проявляться в содержании и направленности групповой деятельности.

Потребности духовные – потребности людей в образовании, получении квалификации, приобщении к культуре, познании окружающего мира, эсте-тическом наслаждении.

Социализация – многогранный процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей общества, микросоциума, приобретения им социальных качеств, черт, опыта, включения в социальную практику и реалиизации своей сущности посредством выполнения определенных соци-альных ролей.

Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным лю-дям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных пот-ребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.

Социально-культурная деятельность – исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобра-зования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

Социально-культурная среда означает конкретное своеобразие и прояв-ление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный ( для неформальных групп и общностей) характер.

Социально-культурная сфера – обобщенный, универсальный, системо-образующий термин, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребностей граждан, различных видов социально-культурной деятельности, конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности, наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятель-ность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.

Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное прост-ранство, отражающее всю совокупность условий жизнедеятельности человека: социально-культурную среду, соответствующие сферы жизнедеятельности.

Способности – это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.С.Выгодского, наследуются не способности, а возможности их развития – задатки.

Сфера досуговая – сфера отношений между индивидами, группами людей, принимающих участие в досуговом общении, приобщении к духовным цен-ностям, культуре.

Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.

Технологии (социально-культурные) – средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры.

Ценности (духовные) – абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.

Экстериоризация – перевод из внутреннего плана во внешний, в деятель-ность среди людей.

Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания педагогики досуга. Без их освоения практически невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как досуговая деятельность.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте сущность понятий «досуг», «досуговая деятельность», «куль-турная деятельность».

2. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий «социаль-ное» и «культурное» в поведении и действиях человека или группы людей.

3. Назовите различные виды культурных ценностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наилучшей?

4. Что такое культурная среда? Попытайтесь дать характеристику различ-ным социально-культурным средам.

5. В чем, по вашему мнению, заключается смысл и содержание понятия культурно-досуговая деятельность?

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 204.

3. Краткий словарь по социологии. – М., 1988.

4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. – Омск, 1992.

5. Платонов К.К.Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984.

6. Практикум по социологии. – М., 1992.

7. Словарь иностранных слов. – М., 1990.

8. Философский словарь. – М., 1987.

9. ФЗ РФ (1992 г.) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». – М., 1993. – Ст. 3.

10. Эстетика. Словарь. – М., 1989. и др.

Глава II.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСУГА

 

Для того, чтобы досуговая деятельность была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой этой работы, т.е. совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения цели.

Методика досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функцио-нирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими сло-вами, методика досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-комму-никативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация - общение.

Методика является отдельным типом деятельности – методическим, выс-тупающим внутренним регулятором всего технологического процесса, кото-рый определяет и разрабатывает тактику, т.е. преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.

В основе методики досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении досуговой деятельности не ограни-чиваются только стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости.

К закономерностям методики досуговой деятельности можно отнести нераз-рывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержа-ния и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в соз-дании программы; активизация учстников досуговых мероприятий; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное включение во все более слож-ную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь