Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН (1848-1930) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовка Городненской волости Тверского уезда Тверской губернии в1848 г. в семье беднейших крестьян, крепостных помещика М. Г. Безобразова. Дрожжины жили очень бедно и гнетущая, доходящая до нищеты нужда с детских лет окружала будущего поэта. Одновременно на становление его личности самое непосредственное влияние оказала патриархальная атмосфера крестьянского уклада, а также привитие ему с детства начатков православной веры.Осенью 1858 г.Спиридон пошел в школу к деревенскому дьячку, где он и проучился «две неполные зимы». Затем в конце 1860 г. С. Д. Дрожжин по причине тяжёлого материального положения семьи был отправлен родителями на заработки в Петербург. Его первая профессия – мальчик-половой, пытаясь выбиться из нужды, Дрожжин сменил множество занятий: был приказчиком в табачной лавке и магазине газовых свечей, подручным буфетчика, чернорабочим, лакеем у помещика... В течение всего 35-летнего периода скитаний поэт попеременно проживал в Санкт-Петербурге, Москве, Ташкенте, Харькове... На долю Дрожжина выпадали месяцы полной нищеты, когда ему приходилось закладывать предметы одежды и ночевать прямо на улицах и в парках. Вынужденная необходимость продавать свой труд за мизерную плату, постоянная материальная и жилищная зависимость от работодателей сформировали у поэта обострённое чувство общественного неравенства. Дрожжин впервые знакомится со стихотворениями Н. А. Некрасова, с революционно-демократическим журналом «Искра». Неустанно занимаясь самообразованием, поэт в 1866 г. записывается в Императорскую Публичную библиотеку. В круг его чтения входили произведения Л. Н. Толстого, И.С. Тургенева, А. Ф. Писемского и др., а также запрещённые в то время сочинения Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. В личной библиотеке поэта были книги А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова... Неоднократное посещение собраний кружка петербургских студентов-разночинцев в 1867 г. способствовало формированию самостоятельности убеждений С. Д. Дрожжина, в которых соединялись революционно-демократические и православно-державные воззрения. Первые поэтические опыты С. Д. Дрожжина относятся к 1865 г. Дрожжин сближается с православным литератором и педагогом Н. А. Соловьёвым-Несмеловым, который оказал огромное влияние на духовное и творческое развитие поэта. При его посредничестве Дрожжин с начала 1880-х гг. публикуется в журналах «Семейные вечера», «Свет» и др На рубеже XIX-XX веков поэт достигает пика литературной деятельности.Большой популярностью пользовались сборники С. Д. Дрожжина «Песни крестьянина», «Поэзия труда и горя»..На его стихи сочиняли музыку более 30 композиторов. Основными темами поэзии С. Д. Дрожжина были деревенский труд и быт, пейзажи всех времён года, самоотверженное патриотическое служение Родине и социальный протест против угнетённого положения беднейших слоёв народа, лирико-философские размышления над универсальными константами бытия, нравственное совершенствование, крестьянское горе и душевный стоицизм. Его поэзия принадлежит к общероссийским, а не к регионально замкнутым литературным явлениям. Благодаря народно-песенной основе, выражению крестьянского миропонимания, национальному характеру, фольклорной аксиологии и образности, жизненной достоверности, простоте слога она была доступна самой широкой читательской аудитории. Природа в стихах Дрожжина – это непритязательные по внешней красоте лесные, водные и луговые ландшафты Верхневолжья. Они отличаются реалистической конкретикой, выпуклостью, тесной связью с хозяйственным круговоротом крестьянской жизни, синтезом природного и бытового пейзажа. Именно из любви к окружающему крестьянскому и природному миру выросло в поэзии Дрожжина высокое и непоколебимое чувство патриотизма. Любовь к малой деревенской родине вызывает в его душе всечеловеческую отзывчивость, любовь ко всему «белому свету»: Идёшь, идёшь – и края нетДалёкого пути, И хочется мне белый светОбнять и обойти.(«Родина»
ВЯЧЕСЛАВ ЯКОВЛЕВИЧ ШИШКОВ (1873-1945) «Родиной тверяк», – так писал прозаик Вячеслав Яковлевич Шишков. Он родился 4 октября 1873 г. в Бежецке Тверской губернии. Здесь прошли детство, отрочество и юность будущего писателя.Духовный мир мальчика формировался под влиянием живописной местности деревни Дуброва, где Вячеслав часто бывал у бабушки в детские годы, под воздействием разных историй, которые рассказывали ему приказчики и кухарка. После окончания Бежецкого училища с отличием Шишков поступает в Вышневолоцкое техническое строительное училище. Позже, живя и работая в Сибири, он никогда не забывал родных и свой Бежецк. Писатель присылал деньги, помогая братьям и сёстрам учиться.Серьёзно заниматься литературным творчеством В. Я. Шишков стал в Сибири. Началом своей писательской деятельности сам он считал 1912 год, когда в петербургском журнале «Заветы» появился рассказ из тунгусской жизни – «Помолились», а в томской газете «Сибирская жизнь» были напечатаны его очерки и рассказы («Человек из города», «На севере», «На богомолье» и др.). Тем не менее, не следует забывать о тех местах, которые определили мировоззрение и характер будущего писателя. Богатая талантами Тверская земля оказала особое влияние на формирование творческого мира В. Я. Шишкова. В созданных в 1918-1925 гг. «шутейных рассказах» и книге очерков «Ржаная Русь» целый ряд эпизодов и зарисовок навеян странствованиями писателя по Тверской губернии. Например, в «Описи моего происшествия» (август 1917) молодой кронштадтский рабочий рассказывает, как он в начале Февральской революции проводил агитацию на родине – в деревне под Бежецком. В рассказе «Бабка» затронута проблема «насильственной мобилизации крестьян в Красную Армию в период гражданской войны, что вызвало активное противодействие деревни». Изображая послереволюционную действительность в «шутейных рассказах» В. Я. Шишков опирался на факты антимобилизационных крестьянских восстаний в Тверской губернии.По впечатлениям от поездки в Осташков в Нилову пустынь в 1918 г. им был написан большой очерк «К Угоднику», вошедший в книгу «Ржаная Русь». В основе произведения – картины Осташкова и Нило-Столобенской пустыни, зарисовки станции и города Бологое, встречи с разными людьми, характерные разговоры того сложного, противоречивого времени, диспуты о царе, свободе, большевиках и немцах, о старых и новых порядках. В. Я. Шишков излагает свои наблюдения над социально-психологическими изменениями в народе, выводя колоритные образы старух-богомолок, мужиков, инока, помешавшейся от всего происходящего учительницы, «мешочников», тонко передавая особенности речи этих людей. Л. В. Сланевский в статье «Через века и расстояния здравствуйте, земляки! » выявляет тверские имена, названия и мотивы в романе «Емельян Пугачёв». В романе встречаются тверские названия – Бежецк, Ржев, Княжево. Тверское влияние проявляется и на лексическом уровне: так слова «прохиндей» и «пентюх» бытовали «в простонародной разговорной бежецкой речи» взято писателем из детских воспоминаний.Вячеслав Яковлевич Шишков прошёл большой жизненный и творческий путь. И хотя его наиболее значительные произведения так или иначе связаны с Сибирью, писатель никогда не забывал о своей «первой» родине, всегда ощущал себя уроженцем Тверского края. И в этом нетрудно убедиться, читая его книги, во многих из которых отчётливо прослеживается «тверское» влияние. Михаил Иванович Суворов М.И.Суворов родился 24 февраля 1930 года в многодетной крестьянской семье в деревне Тишино Рузского района Московской области. В годы Великой Отечественной войны работал слесарем-инструментальщиком на местной картонной фабрике. В 13 лет от взрыва мины потерял зрение. После окончания войны был направлен в Куйбышевскую школу-интернат для слепых детей, где получил среднее образование. В 1953 г. стал студентом историко-филологического факультета Калининского государственного педагогического института. Еще в школе Михаил Суворов начал интересоваться поэзией, а потом и сам стал пробовать силы. Увлечение переросло в большую любовь, которая ос- талась с ним на всю жизнь. Год окончания института (1958) совпал с выходом первой книги стихов “Верность”. Через год выходит второй поэтический сборник “Счастье”. Направленность стихотворений, вошедших в эти книги, просматрива- лась довольно отчетливо – оптимизм и задор, юношеско-студенческая романтика, признания в дружбе и любви, утверждение себя и своего поколения, воспевание героизма, подвига, красоты, верности. М.И.Суворов – автор шестнадцати поэтических сборников. Поэту присуще очень яркое и своеобразное видение окру- жающего мира. Он создал свой мир, неповторимый и сочный, по памяти и в силу своего воображения. То, что другим удается создать с помощью ежедневных личных визуальных впечатлений, М.Суворову приходилось постигать внутренним, духовным зрением. Сквозная черта поэзии М.Суворова – жизнерадостность. На первых порах это было связано с преодолением недуга, с радостью возвращения к активной жизни. Со временем вырабатывается и зреет мужественный характер, не стыдящийся признаться в своих муках и слабостях. Может быть, именно это светлое мироощущение и заставляло М.Суворова писать замечательные стихи для детей. Многие стихотворения поэта положены на музыку и получили широкое признание: “Красная гвоздика”, “Поют девчонки о любви”, “Не грусти” и другие. Более тридцати лет М.И.Суворов преподавал в специализированной очно- заочной школе рабочей молодежи для слепых. Ему было присвоено звание заслуженного учителя Российской Федерации.
Галина Николаевна Киселева Родилась 7 января 1947 года в г.Зубцове Калининской (ныне Тверской) области. Окончила Лихославльский торфяной техникум (1968). Работала технологом по разработке торфяных месторождений в Брянской и Калининской областях.В 1970-1994гг. – корреспондент в газетах “Ленинский путь” (Зубцовский р-н), “За коммунизм” (с 1991г. – “Наша жизнь”; Лихославльский р-н). С 1994г. – собкор газеты “Тверские ведомости”. Стихи пишет с детства. Печаталась в районных, областных и центральных газетах, журналах, литературных альманахах “Поэзия” (1982), “Тверь” (1994), а также в коллективных сборниках “Волговерховье” (1984), “Беседка: Поэты Лихославля” (1999). С 1992г. - член Союза писателей России. Автор пяти поэтических сборников: “Бабье счастье”, “Созвездие Синичино”, “Деревенька моя”, “Тетушка Ольха”, “Земля обетованная”. В 2001г. стала лауреатом литературной премии имени М.Е.Салтыкова-Щедрина за книгу стихотворений “Земля обетованная”. БЕЗРУКОВА Галина Аркадьевна Сергей АНТОНОВИЧ Клычков Сергей Антонович Клычков – современник Николая Клюева и Сергея Есенина, поэт, прозаик, один из ярких представителей новокрестьянской поэзии. Он родился 6 июля 1889 г. в деревне Дубровки Калязинского уезда Тверской губернии в старообрядческой семье. Его отец был кустарём-башмачником, мать, тихая и работящая женщина, занималась хозяйством и продажей обуви.Несколько лет будущий поэт учился в земской школе Талдома (к этому времени относятся его первые литературные опыты), а потом в московском реальном училище И. И. Фидлера. В 1906 г. он опубликовал подборку стихотворений в московском журнале «На распутье», а в 1907 г. – в альманахах и нескольких журналах. С 1909 по 1913 гг. поэт учился в Московском университете, но несколько раз отчислялся, так как не мог оплатить своё пребывание там.Можно сказать, что «обретение себя» произошло в 1913 г., когда был опубликован второй сборник стихов С. А. Клычкова «Потаённый сад». Все отмечали «песенность размеров», «певучую» и «безукоризненную рифму», особую нежность. Ранняя поэзия С. А. Клычкова проникнута отторжением от современной цивилизации, которая, по его мнению, слишком рациональна и индустриальна. Ей поэт противопоставил далёкое патриархальное прошлое, которое видится ему неким «потаённым садом», сказочным и романтичным, «золотым веком», давно закончившимся. Вполне закономерно, что память об ушедшем хранит «старец мудрый», который «грезит о былом». В этом ключе предстаёт перед читателем и жизнь деревни: она овеяна «седой стариной». В привычных и каждодневных крестьянских трудах вдруг проступают черты древнего магического обряда, а окружающая природа оборачивается сказкой.В стихах С. А. Клычкова ощущается некое предчувствие чего-то таинственного, какого-то неясного томления. Очевидна связь ранней поэзии С. А. Клычкова с народной песенной традицией. Не случайно он назвал свои стихи «песнями». В них нередко обнаруживаются переклички с обрядовой народной поэзией, с лирическими песнями. Наверное, именно отсюда берут начало мотивы несчастной любви, странничества, потери любимого или любимой. Начиная с 1912 г., поэт много печатался в известных московских и петербургских журналах и альманахах. Его растущей популярности не помешала даже начавшаяся Первая мировая война.В сентябре 1914 г. С. А. Клычков был призван в действующую армию. В 1918 г. увидел свет стихотворный сборник С. А. Клычкова «Дубравна», а затем книги «Гость чудесный», «Домашние песни». В те же годы С. А. Клычков обретает известность и как прозаик. В 1925 г. он опубликовал роман «Сахарный немец». В 1930-е гг. для С. А. Клычкова настали тяжёлые времена. В конце 1929 г. появился сборник «В гостях у журавлей», ставший его последней оригинальной книгой. В 1930-е гг. поэт переводил эпические сказания народов СССР. Ещё раньше, во второй половине 1920-х гг., стараниями рапповской критики его и других крестьянских художников слова окрестили кулацкими поэтами. Каждое новое произведение С. А. Клычкова встречалось враждебно. Даже в переводах (например, киргизского эпоса «Манас») официальная критика усматривала «кулацкую пропаганду» и преследовала его.В ночь с 31 июля на 1 августа 1937 г. поэт был и расстрелян. Тверская земля стала для С. А. Клычкова той животворной силой, которая всегда давала ему ощущение радости и полноты жизни. Географических примет в его стихах почти нет. Несколько раз упоминается река Дубна. Так, в стихотворении «Лель цветами всё поле украсил…» (1914) читаем: «На Дубне журавли не кричали, // Сыч не ухал над чащей лесной…» (122). А в стихотворении «В нашей роще есть хоромы…» (1914) та же Дубна «сквозь сон журчит» (136). Нарисованные им картины природы могут быть «опознаны» во многих деревнях средней полосы России. Поэт не стремился «привязать» изображение к определённому месту, и красота родной земли, воспетая им с радостью, воспринимается как нечто обобщённое, принадлежащее всему народа, свойственное всей русской земле.Сборник «Дубравна» (1918), в который вошли произведения 1911-1917 гг., написанные в родной деревне поэта, открывается небольшим стихотворением «Милей, милей мне славы…» (1911). Лирический герой утверждает как высшую ценность любовь к родным местам: Милей, милей мне славыПростор родных полей, И вешний гул дубравы, И крики журавлей.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы