Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТВЕРСКОЕ Литературно-художественное общество имени И. С. Никитина



ТВЕРСКОЕ Литературно-художественное общество имени И. С. Никитина

Литературно-художественное общество имени Ивана Саввича Никитина было создано в Твери на Первом съезде пролетарских писателей Тверской губернии, который состоялся 6-8 ноября 1919 г. Среди его 23 делегатов из Твери, Торжка и Тверского уезда были С. Д. Дрожжин, избранный почётным председателем, И. А. Рябов, Я. И. Хохунов (Уховский), В. Я. Оранский, А. И. Рыбкин, С. И. Пухальский (от Тверского пролеткульта) и др. Новая литературная организация имела свой устав, разработанный специальной комиссией, в основу которого лёг устав московского литературно-музыкального кружка имени И. З. Сурикова. Целью общества указывалось «…выявление народного творчества, объединение и взаимопомощь писателей из трудового народа в их литературно-художественной деятельности». В правление общества вошли С. Д. Дрожжин, Н. С. Власов-Окский, М. С. Дудоров, Л. К. Мошин, Я. И. Уховский. Ревизионную комиссию возглавил С. И. Пухальский. Всего в Никитинское общество входило более тридцати поэтов и писателей Тверской губернии. Раз в неделю никитинцы собирались на свои «среды», где неизменный руководитель этих «лабораторных занятий» В. Н. Юренев знакомил их с правилами стихосложения, теорией поэзии, историей русской словесности. Кроме того, никитинцы читали лекции, делали и обсуждали доклады на литературные темы, в частности, о творчестве А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. В. Хлебникова, о современной русской поэзии и т.п. Обществом также устраивались платные литературные вечера, пользовавшиеся большой популярностью у горожан. Часть средств, вырученных от их проведения, никитинцы передавали нуждающимся студентам пединститута. Таким образом, благодаря связям никитинцев с известными поэтами России 1920-х гг. литературная жизнь Твери оказалась намного разнообразнее и богаче. Выпуск в 1920 г. первого коллективного литературного альманаха никитинцев «Зарницы». Совместное участие в поэтических альманахах стало важнейшей формой сотрудничества никитинцев. За непродолжительное время существования общество издало две таких книги – «Зарницы» (1920) и «Среды» (1923). Одной из главных в творчестве национально ориентированных поэтов-никитинцев была проблема «человек и земля», она приобрела социально-нравственное содержание. В духе новокрестьянской поэзии написаны стихи Матвея Семёновича Дудорова. Для его лирики характерны крестьянская лексика и образы: «луг – некошеный, зелёный», «как постриженный Монах», «на полях твоих молиться», «слиться с горем и нуждою», «душою отдохнуть» и т.п. Поэт не отделяет себя от пахарей и косарей. Опираясь на фольклор, он утверждает мысль о том, что родной край – это «родник богатства», «колыбель богатырей». Николай Петрович Рогожин (1890-1962) пытается передать свой внутренний дискомфорт осенней картиной разлуки журавлей с родными местами, и их прощальный крик сливается с церковным звоном, кажущимся поэту погребальным. Извечную проблему жизни и смерти В. Н. Юренев решает для себя в пользу последней из-за того, что не усматривает смысла жить. С конца 1924 г. деятельность общества начала постепенно ослабевать, а в 1926 г. была официально прекращена. Одной из причин его закрытия, безусловно, являлось негативное отношение ко всем рабоче-крестьянским поэтам, выразившееся в государственной политике в области литературы и искусства. Главная же причина ликвидации этого общества была политическая, оно считалось эсеровским по идеологии.

 

Тверская ассоциацияпролетарских писателей

Весной 1923 г. от небольшого литературного кружка при Тверском пролеткульте отделилась группа молодых поэтов и писателей и стала называться Тверской ассоциацией пролетарских писателей. В неё вошли Александр Ярцев, Андрей Гвоздев, Борис Полевой (Кампов), Николай Арефьев… Их программа состояла из критических разборов произведений тверских авторов, разнообразных докладов о проблемах искусства и литературы, изучалась политика партии в области художественной литературы и т.п. Важную роль в формировании идеологических и эстетических взглядов тапповцев сыграл Лелевич, он принял участие во встрече с тверскими писателями, где выступил с докладом о состоянии современной русской литературы, заострив внимание на том, что в ней должны обязательно отражаться классовые идеи. Одной из приоритетных задач тапповцы считали работу с поэтической молодёжью, которая должна была заключаться в консультировании начинающих авторов. Огромное внимание тверские пролетарские писатели уделяли студенчеству. Практически во всех литературных вечерах, проводимых в Твери, студенты принимали активное участие. 1927 г. стала выходить самостоятельная молодёжная газета «Смена». Усвоив постулат напостовцев о борьбе со всей «неклассовой» литературой заняли непримиримую позицию по отношению к тем, кто иначе понимал специфику литературного творчества и не отводил в нём главного места пролетарской идеологии. Первый свой удар они нанесли поэтам литературно-художественного общества имени И. С. Никитина. Своеобразие тверской ситуации в период сосуществования двух литературных группировок заключалось в том, что никитинцы публично не давали отпора своим критикам. Усиливающиеся гонения тапповцев привели к тому, многие поэты Никитинского общества были вынуждены покинуть тверские места навсегда, в том числе Н. С. Власов-Окский, Н. П. Рогожин..Они резко критиковали творчество Есенина, Саши Чёрного, Н.Клюева, А.Куприна. Пренебрежительное и ироническое отношение тапповцев к литературному наследию сохранялось на протяжении всего периода 1920-х гг. Подобным образом относились они и к зарубежной классике. Далее из небольшой группы пролетарских писателей ТАПП реорганизовалась в крупную литературную организацию, которая вела серьёзную просветительскую, идеологическую и литературную работу. В то же время творчество самих пролетарских писателей находилось под контролем партийных органов и направлялось ими. В ноябре 1928 г. в рядах ТАПП произошёл раскол. В тверском пролетарском литературном движении появилось два течения, одному из которых предстояла интересная творческая жизнь, другому была уготовлена скорая ликвидация.

 

 

БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ПОЛЕВОЙ

Б. Н. Полевой (настоящая фамилия Кампов) – известный советский писатель, публицист, общественный деятель, главный редактор журнала «Юность». В Твери (в 1931-1991 гг. Калинин) прошло детство будущего писателя. Борис Кампов родился в семье юриста и врача. Когда Борис Кампов учился в 6 классе, их школу посетил знаменитый на всю Россию крестьянский поэт С. Д. Дрожжин. Он произвёл сильное впечатление на будущего писателя. Первая книга Б. Н. Полевого была несовершенна по форме, неглубока по содержанию. Вторая книга Б. Н. Полевого – повесть «Горячий цех» – выйдет в свет только в 1939 г. в журнале «Октябрь». Она явилась откликом на стахановское движение и также «выросла из жизни». В конце 1930-х гг. Полевой, возглавлявший в то время производственный отдел в газете «Пролетарская правда», стал свидетелем трудового рекорда, поставленного в кузнечном цехе Калининского вагоностроительного завода. В целом повесть посвящена людям первых пятилеток, сумевшим сделать свой труд творческим и вдохновенным, энтузиастам-новаторам. Великими тружениками являются также герои многих рассказов Б. Н. Полевого, довоенных, военных, а также написанных после войны, вошедших в книгу «Мы – советские люди». Родная земля имеет чёткие очертания. Для писателя – это малая родина город Калинин. Во многих его произведениях можно не только найти городские приметы, но и составить по ним целый маршрут. Река Волга с ажурным мостом, перекинутым через неё, и высокой набережной; речки Тверца и Тьмака; улицы и площади города.1978 г. Б. Н. Полевому было присвоено звание «Почётный гражданин города Калинина», которым он очень гордился. Б. Н. Полевой был человеком, который любил людей, любил землю, которая его взрастила, и нам, тверитянам, он завещал работать на ней, любить и прославлять её и, если будет необходимо, защитить с оружием в руках.

 

Михаил Иванович Суворов

М.И.Суворов родился 24 февраля 1930 года в многодетной крестьянской семье в деревне Тишино Рузского района Московской области. В годы Великой Отечественной войны работал слесарем-инструментальщиком на местной картонной фабрике. В 13 лет от взрыва мины потерял зрение. После окончания войны был направлен в Куйбышевскую школу-интернат для слепых детей, где получил среднее образование. В 1953 г. стал студентом историко-филологического факультета Калининского государственного педагогического института. Еще в школе Михаил Суворов начал интересоваться поэзией, а потом и сам стал пробовать силы. Увлечение переросло в большую любовь, которая ос- талась с ним на всю жизнь. Год окончания института (1958) совпал с выходом первой книги стихов “Верность”. Через год выходит второй поэтический сборник “Счастье”. Направленность стихотворений, вошедших в эти книги, просматрива- лась довольно отчетливо – оптимизм и задор, юношеско-студенческая романтика, признания в дружбе и любви, утверждение себя и своего поколения, воспевание героизма, подвига, красоты, верности. М.И.Суворов – автор шестнадцати поэтических сборников. Поэту присуще очень яркое и своеобразное видение окру- жающего мира. Он создал свой мир, неповторимый и сочный, по памяти и в силу своего воображения. То, что другим удается создать с помощью ежедневных личных визуальных впечатлений, М.Суворову приходилось постигать внутренним, духовным зрением. Сквозная черта поэзии М.Суворова – жизнерадостность. На первых порах это было связано с преодолением недуга, с радостью возвращения к активной жизни. Со временем вырабатывается и зреет мужественный характер, не стыдящийся признаться в своих муках и слабостях. Может быть, именно это светлое мироощущение и заставляло М.Суворова писать замечательные стихи для детей. Многие стихотворения поэта положены на музыку и получили широкое признание: “Красная гвоздика”, “Поют девчонки о любви”, “Не грусти” и другие. Более тридцати лет М.И.Суворов преподавал в специализированной очно- заочной школе рабочей молодежи для слепых. Ему было присвоено звание заслуженного учителя Российской Федерации.

 

 

Галина Николаевна Киселева Родилась 7 января 1947 года в г.Зубцове Калининской (ныне Тверской) области. Окончила Лихославльский торфяной техникум (1968). Работала технологом по разработке торфяных месторождений в Брянской и Калининской областях.В 1970-1994гг. – корреспондент в газетах “Ленинский путь” (Зубцовский р-н), “За коммунизм” (с 1991г. – “Наша жизнь”; Лихославльский р-н). С 1994г. – собкор газеты “Тверские ведомости”. Стихи пишет с детства. Печаталась в районных, областных и центральных газетах, журналах, литературных альманахах “Поэзия” (1982), “Тверь” (1994), а также в коллективных сборниках “Волговерховье” (1984), “Беседка: Поэты Лихославля” (1999). С 1992г. - член Союза писателей России. Автор пяти поэтических сборников: “Бабье счастье”, “Созвездие Синичино”, “Деревенька моя”, “Тетушка Ольха”, “Земля обетованная”. В 2001г. стала лауреатом литературной премии имени М.Е.Салтыкова-Щедрина за книгу стихотворений “Земля обетованная”. БЕЗРУКОВА Галина Аркадьевна
Безрукова Галина Аркадьевна (журналистский псевдоним Г.Асина, Г.Ольгина, Г.Аркадьева) родилась 23 октября 1948 года в г.Свердловске. Закончила среднюю школу в г.Калинине (1961), затем Загорское художественно-промышленое училище игрушки (1964-1968). Работала в г.Халтурине на фабрике культтоваров (1968-1970), художником -оформителем на Вагоностроительном заводе (1970-1973), в сибирском городе Лесосибирске ( 1973-1975 ), художником в строительном управлении г.Калинина (1975-1978 ), с июля 1978 г. и до ее закрытия - в областной молодежной газете " Смена" (" Смена плюс" ): ретушером, библиотекарем, корректором, письмоводителем, зав. отделом писем. Лауреат премии еженедельника " Литературная Россия" за 1977 год, участница YII Всесоюзного совещания молодых писателей (1979). Ее стихи неоднократно звучали на Всесоюзном радио. В 1970-х годах печаталась в областных газетах " Смена", " Калининская правда", центральном еженедельнике " Литературная Россия", альманахе " Тверь", журналах " Знамя", " Кругозор", " Поэзия" и др. Автор трех поэтических сборников - " Расклейщица афиш" (М., 1978), " Светелка" (Тверь, 1992), "...ты не забудь меня, ладно? " (Тверь, 2000). Одна из лучших русских поэтесс, продолжавшая традиции А.Ахматовой и М.Цветаевой. Трагически погибла 29 апреля 1999 года.За книгу стихов "...ты не забудь меня, ладно? " удостоена ежегодной литературной премии им. М.Е.Салтыкова-Щедрина за 2000 год.

Сергей АНТОНОВИЧ Клычков

Сергей Антонович Клычков – современник Николая Клюева и Сергея Есенина, поэт, прозаик, один из ярких представителей новокрестьянской поэзии. Он родился 6 июля 1889 г. в деревне Дубровки Калязинского уезда Тверской губернии в старообрядческой семье. Его отец был кустарём-башмачником, мать, тихая и работящая женщина, занималась хозяйством и продажей обуви.Несколько лет будущий поэт учился в земской школе Талдома (к этому времени относятся его первые литературные опыты), а потом в московском реальном училище И. И. Фидлера. В 1906 г. он опубликовал подборку стихотворений в московском журнале «На распутье», а в 1907 г. – в альманахах и нескольких журналах. С 1909 по 1913 гг. поэт учился в Московском университете, но несколько раз отчислялся, так как не мог оплатить своё пребывание там.Можно сказать, что «обретение себя» произошло в 1913 г., когда был опубликован второй сборник стихов С. А. Клычкова «Потаённый сад». Все отмечали «песенность размеров», «певучую» и «безукоризненную рифму», особую нежность. Ранняя поэзия С. А. Клычкова проникнута отторжением от современной цивилизации, которая, по его мнению, слишком рациональна и индустриальна. Ей поэт противопоставил далёкое патриархальное прошлое, которое видится ему неким «потаённым садом», сказочным и романтичным, «золотым веком», давно закончившимся. Вполне закономерно, что память об ушедшем хранит «старец мудрый», который «грезит о былом». В этом ключе предстаёт перед читателем и жизнь деревни: она овеяна «седой стариной». В привычных и каждодневных крестьянских трудах вдруг проступают черты древнего магического обряда, а окружающая природа оборачивается сказкой.В стихах С. А. Клычкова ощущается некое предчувствие чего-то таинственного, какого-то неясного томления. Очевидна связь ранней поэзии С. А. Клычкова с народной песенной традицией. Не случайно он назвал свои стихи «песнями». В них нередко обнаруживаются переклички с обрядовой народной поэзией, с лирическими песнями. Наверное, именно отсюда берут начало мотивы несчастной любви, странничества, потери любимого или любимой. Начиная с 1912 г., поэт много печатался в известных московских и петербургских журналах и альманахах. Его растущей популярности не помешала даже начавшаяся Первая мировая война.В сентябре 1914 г. С. А. Клычков был призван в действующую армию. В 1918 г. увидел свет стихотворный сборник С. А. Клычкова «Дубравна», а затем книги «Гость чудесный», «Домашние песни». В те же годы С. А. Клычков обретает известность и как прозаик. В 1925 г. он опубликовал роман «Сахарный немец». В 1930-е гг. для С. А. Клычкова настали тяжёлые времена. В конце 1929 г. появился сборник «В гостях у журавлей», ставший его последней оригинальной книгой. В 1930-е гг. поэт переводил эпические сказания народов СССР. Ещё раньше, во второй половине 1920-х гг., стараниями рапповской критики его и других крестьянских художников слова окрестили кулацкими поэтами. Каждое новое произведение С. А. Клычкова встречалось враждебно. Даже в переводах (например, киргизского эпоса «Манас») официальная критика усматривала «кулацкую пропаганду» и преследовала его.В ночь с 31 июля на 1 августа 1937 г. поэт был и расстрелян. Тверская земля стала для С. А. Клычкова той животворной силой, которая всегда давала ему ощущение радости и полноты жизни. Географических примет в его стихах почти нет. Несколько раз упоминается река Дубна. Так, в стихотворении «Лель цветами всё поле украсил…» (1914) читаем: «На Дубне журавли не кричали, // Сыч не ухал над чащей лесной…» (122). А в стихотворении «В нашей роще есть хоромы…» (1914) та же Дубна «сквозь сон журчит» (136). Нарисованные им картины природы могут быть «опознаны» во многих деревнях средней полосы России. Поэт не стремился «привязать» изображение к определённому месту, и красота родной земли, воспетая им с радостью, воспринимается как нечто обобщённое, принадлежащее всему народа, свойственное всей русской земле.Сборник «Дубравна» (1918), в который вошли произведения 1911-1917 гг., написанные в родной деревне поэта, открывается небольшим стихотворением «Милей, милей мне славы…» (1911). Лирический герой утверждает как высшую ценность любовь к родным местам: Милей, милей мне славыПростор родных полей, И вешний гул дубравы, И крики журавлей.

 

 

ТВЕРСКОЕ Литературно-художественное общество имени И. С. Никитина

Литературно-художественное общество имени Ивана Саввича Никитина было создано в Твери на Первом съезде пролетарских писателей Тверской губернии, который состоялся 6-8 ноября 1919 г. Среди его 23 делегатов из Твери, Торжка и Тверского уезда были С. Д. Дрожжин, избранный почётным председателем, И. А. Рябов, Я. И. Хохунов (Уховский), В. Я. Оранский, А. И. Рыбкин, С. И. Пухальский (от Тверского пролеткульта) и др. Новая литературная организация имела свой устав, разработанный специальной комиссией, в основу которого лёг устав московского литературно-музыкального кружка имени И. З. Сурикова. Целью общества указывалось «…выявление народного творчества, объединение и взаимопомощь писателей из трудового народа в их литературно-художественной деятельности». В правление общества вошли С. Д. Дрожжин, Н. С. Власов-Окский, М. С. Дудоров, Л. К. Мошин, Я. И. Уховский. Ревизионную комиссию возглавил С. И. Пухальский. Всего в Никитинское общество входило более тридцати поэтов и писателей Тверской губернии. Раз в неделю никитинцы собирались на свои «среды», где неизменный руководитель этих «лабораторных занятий» В. Н. Юренев знакомил их с правилами стихосложения, теорией поэзии, историей русской словесности. Кроме того, никитинцы читали лекции, делали и обсуждали доклады на литературные темы, в частности, о творчестве А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. В. Хлебникова, о современной русской поэзии и т.п. Обществом также устраивались платные литературные вечера, пользовавшиеся большой популярностью у горожан. Часть средств, вырученных от их проведения, никитинцы передавали нуждающимся студентам пединститута. Таким образом, благодаря связям никитинцев с известными поэтами России 1920-х гг. литературная жизнь Твери оказалась намного разнообразнее и богаче. Выпуск в 1920 г. первого коллективного литературного альманаха никитинцев «Зарницы». Совместное участие в поэтических альманахах стало важнейшей формой сотрудничества никитинцев. За непродолжительное время существования общество издало две таких книги – «Зарницы» (1920) и «Среды» (1923). Одной из главных в творчестве национально ориентированных поэтов-никитинцев была проблема «человек и земля», она приобрела социально-нравственное содержание. В духе новокрестьянской поэзии написаны стихи Матвея Семёновича Дудорова. Для его лирики характерны крестьянская лексика и образы: «луг – некошеный, зелёный», «как постриженный Монах», «на полях твоих молиться», «слиться с горем и нуждою», «душою отдохнуть» и т.п. Поэт не отделяет себя от пахарей и косарей. Опираясь на фольклор, он утверждает мысль о том, что родной край – это «родник богатства», «колыбель богатырей». Николай Петрович Рогожин (1890-1962) пытается передать свой внутренний дискомфорт осенней картиной разлуки журавлей с родными местами, и их прощальный крик сливается с церковным звоном, кажущимся поэту погребальным. Извечную проблему жизни и смерти В. Н. Юренев решает для себя в пользу последней из-за того, что не усматривает смысла жить. С конца 1924 г. деятельность общества начала постепенно ослабевать, а в 1926 г. была официально прекращена. Одной из причин его закрытия, безусловно, являлось негативное отношение ко всем рабоче-крестьянским поэтам, выразившееся в государственной политике в области литературы и искусства. Главная же причина ликвидации этого общества была политическая, оно считалось эсеровским по идеологии.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные, отрицательные.
  2. А. Можно ли применить теорию потребительского поведения в практической деятельности фирмы?
  3. Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление: французского материализма XVIII века
  4. Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями.
  5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ, УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
  6. Антропология права в координатах Культура — Общество
  7. Башкирское общество в XV—первой половине XVI в.
  8. Безударные формы личных местоимений
  9. Бытие, действие и имение подобны треугольнику, все стороны которого поддерживают друг друга.
  10. В 2. Общество как система включает в себя
  11. Введение. Теория химического строения имени А.М. Бутлерова
  12. Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь