Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Каменская Г.'В, Родионов А. Н. Политические системы современности. Учебное пособие. М, 1894 Краснов Б. И. Политические системы //Социально-политический журнал. 1995. № 3.




тема 6

/Лямократия

как форма власти

и средство политического

процесса

1. Общие принципы демократии.

Прямая и представительная демократии

2, Демократия как идеал общественного устройства

и как реальность

'................................................................................................................................................................. ■ 1, . ■ ■ -

Общие принципы демократии. Прямая и представительная демократии

В предыдущей теме мы ознакомились в краткой форме с общими принципами демократического режима правления. Сейчас необхо­димо перейти к более детальному рассмотрению демократии и как политической системы и как формы устройства власти.

Термин «демократия» производно от двух греческих слов —
demos — народ и era toe — власть и переводится буквально «власть
народа». В политологическом словаре демократия определяется как
«власть народа, народовластие, форма политического, государст­
венного устройства, основанная на признании народа как источника
власти, его права принимать участие в решении общественных, го­
сударственных вопросов, на признании принципов свободы, равен­
ства и других прав граждан, предусматривающая введение право­
вых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни
общества»..

Местом рождения демократии является город-государство Афины, V век до н. э. (Перикловы Афины). Центральным политичес­ким институтом в Афинах VI-V века до н. э: было Собрание, привле­кавшее обычно 5-6 тысяч участников и открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключа­лись). Собрание простым большинством голосов могло решать любые внутренние проблемы без всяких правовых ограничений. Суды про­водились присяжными в составе 501 гражданина, также большинст­вом голосов решавших, виновен человек или нет.

Лидеры Собрания не избирались, а тянули жребий, поскольку афиняне считали, что любой гражданин способен занимать государст­венную должность: Отсутствовали такие исполнительные институты как президент, премьер-министр, правительство. Ответственность за принятие решений ложилась на плечи граждан— членов Собрания.


Несмотря на наличие врагов и на внутренние слабости, афин­ская демократия просуществовала почти 200 лет. В данном случае демократия предстает как механизм политического управления.

В системе современного социального знания существуют раз­личные подходы к ее пониманию и анализу:

1) демократией называют политическую или социальную сис­
темы, которые ставят своей целью свести к минимуму социальные и
экономические различия;

2) форма правления, при которой право принятия политичес­
ких решений осуществляется всеми без исключения гражданами, в
соответствии с правилами правления большинства. Это — прямая
демократия;

3) форма правления, при которой граждане осуществляют
свое право не лично, а через своих представителей, т. е. представи­
тельная демократия;

4) форма правления, где власть большинства реализуется в
рамках конституционных ограничений, которая гарантирует мень­
шинству условия для осуществления прав, таких как—свобода сло­
ва, вероисповедание и т. д. Это либеральная или конституционная
демократия. ■

Существует несколько теорий демократии. Наиболее распрост­раненной из них считается плюралистическая. Демократия пред­ставляет собой в некотором роде механизм урегулирования возника­ющих в обществе конфликтов. Поэтому важно выявить источники и субъекты конфликтов. В плюралистической модели политическая си­стема —слаженный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализа­ции своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множест­ва центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компро­миссы, в ходе которых принимаются взаимоприемлемые решения.

Следует упомянуть о разных подходах в анализе демократии. Это — нормативный и описательно-эмпирический. Нормативный предполагает конструирование идеальной модели демократии, обоснования ее преимущества по сравнению с другими формами правления, анализ путей осуществления демократического идеала. Этот подход исходит из должного и стремится строить в соответст­вии с юши реальную политическую жизнь.

Второй, описательно-эмпирический подход абстрагируется от идеалов, анализирует демократию в том виде, в каком она сущест­вует в действительности.

В плюралистической концепции эти два подхода тесно пере­плетаются. В концентрированном виде сущность плюралистической концепции выражается в следующем: ни народ, ни личность не явля­ются главными движущими силами политики в демократическом го­сударстве. Такой силой является социальная группа. Именно в груп­пе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы,


ценностные ориентации и мотивы политической деятельности инди­вида. С помощью группы личность получает возможность политиче­ского выражения и защиты своих интересов. Представители этой те­ории: Бентли, Уоллес, Мэдисон и др.

Общие черты плюралистической демократии:

1) признание заинтересованной группы центральным элемен­
том демократической политической системы, гарантирующим реа­
лизацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность оттесня­
ется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного
субъекта власти;

2) рассмотрение соперничества и баланса групповых интере­
сов как социальной основы демократической власти, ее динамики;

3) значительное расширение сферы деятельности государст­
ва, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие сопер*-
ничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего
общества; ■ \■. " '

4) забота о формировании демократической культуры, кото­
рая рассматривается как условие цивилизованного характера борь­
бы интересов и относительно безболезненного разрешения функци­
ональных конфликтов;

5) поддержка государством социально ущемленных групп и
индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления
социальной справедливости.

Плюралистическая модель демократии не единственная в по­литологии. Учеными выделена сонсоциативная или согласительная модель Демократии, в наиболее законченной форме реализованная в Швейцарии. Она предусматривает систему правления, основанную на принципе участия большинства, на принципе пропорционального участия в осуществлении власти политических, религиозных и эт­нических групп. Как отмечал И. Шумпетер, демократическая форма правления характеризуется не отсутствием элит, а наличием мно­жества элит, конкурирующих друг с другом за голоса избирателей.

Сторонники разных концепций единодушны в выделении об­щих признаков демократии:

1) признание народа источником власти, сувереномв государ­
стве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу
принадлежит учредительная, конституционная власть в государст­
ве, что он выбирает своих представителей и может периодически
сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно уча­
ствовать в разработке и принятии законов путем народных инициа­
тив и референдумов;

2) равноправие граждан. Демократия предполагает как мини­
мум равенство избирательных прав граждан;

3) подчинение меньшинства большинству при принятии ре­
шений и их выполнении;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь