Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политическая элита « политическое лидерство 169
ситуациях. Go стабилизацией социальной системы оно трансформи Авторитет традиционного лидера, согласно М. Веберуопирав ется на многолетнийобычай.Человек обладает «правом на лидерство» благодаря происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества. Бюрократическое лидерство присуще индустриальному об Среди отмеченных типов лидерства наиболее большой интерес вызывает харизматический. Понятие «харизма» означаем «бо-жия благодать». Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру. Всякое сомнение в его качествах рассматривается как святотатство. В этом М. Вебер усматривает важнейшие отличия этого типа лидерства от бюрократического и традиционного. В конце XX века стало очевидным, что и Запад, и Восток в по Порой харизматический лидер способен не только своими по-ступккми, но и одной лишь силой морального воздействия, самим фактом своего существования преодолеть разобщенность общества. Но нельзя не' видеть и негативных аспектов этого процесса, когда харизматический лидер с легкостью окружается ореолом незаменимого. По стилю Деятельности типы лидера выделяются как авторитарный и демократический. Авторитарный — это лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы сведены на нет и проходят под контролем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие — «железная требовательность», угроза наказания. 170. Демократические же лидеры инициируют максималытое участие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди членов группы^ создают атмосферу сотрудничества. По характеру деятельности типы лидерства выделяются как: 1) универсальный, то есть постоянно проявляющий качества 2) ситуационный, проявляющий качество лидера в определен По содержанию типы лидерства выделяются как: а) лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и орга -'Но видам деятельности различают «формальное» и «нефор* Форма льный л и Дер связан с установленными правилами на- ■ ■, Неформальный лидер возникает на основе личных отношений. участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает. Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство -^ Политическое лидерство приписывается обычно одному человеку, но его многочисленные роли выполняют другие люди, прежде всего ближайший штаб. Решения подготавливаются коллективами людей, профессионалами. В демократических обществах политические институты обладают высокой степенью автономии и управлент ческая машина работает независимо от смены лидеров. Например, в Италии с 1945 года сменилось более 50 глав правительств, но стабильность общества сохранилась. ЛИТЕРАТУРА Ашия Г. Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль //Общественные науки и современность. 1993. №2. Бенние У, Почему лидеры не могут руководить //США: Экономика, политика, идео- Разумов А. Политики кривые зеркала //Свободная мысль. 1995. № 1. Харнавн М. Г. Составные части лидерстве //Мир политики. Суждения и оценки за-падвык политологов- М.; 1991 Что такое политическое лидерство? //Политология в вопроса* и ответах (Консульта I I тема 12 1 ]тлжшческая культура 1, Политическая культура: понятие и структура 2.Типология политических культур 3. Политическое сознание: общая характеристика. Роль и функции политического сознания 4. Уровни политического сознания 5. Политическая социализация: суцр+остъ, этапы и факторы 6. Политическая символика как элемент политической культуры 7. Политическая коммуникация '-" ■ ■ 1. . j Политическая культура: понятие и структура . Политизация современной жизни—факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по любой теме — желаем мы того или нет г— приобретают политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в отсутствии политической культуры. Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру путают с политическим поведением. Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к середине XX в. На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли X. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье. 1 Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев). Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры. а) это культура личности, социальной общности, объединяю б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя в) это совокупность стереотипов политического сознания и по г) это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.; ■ ■;.., -.! Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение. Политическая культура — это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации вееЙ политической жизни в обществе. Как очевидно из приведенных определений, основными характерными чертами политической культуры являются: - «предписыванием во взаимоотношениях властей и граждан - обеспечение целостности и интегрированности политической - координация политическими методами жизнедеятельности Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы. Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления. Нравственно-оценочный элемент состоит из политических Поведенческий элемент содержит в себе политические уста-новки.типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности* политическое поведение. Соответственно знание и понимание гражданами: а) политических интересов—личных, коллективных, государственных общественных, региональных, глобальных; б) конституции и других законов страны; в) программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; г) сложившихся в стране политических отношений; д) происходящих политических событий и явлений; е) сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; ж) основных политических норм и процедур; з) форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управ- Политическвя культура 173 лении обществом и государством; и) особенностей политических Осознанное участие граждан: 1) в обсуждении проектов госу-дарственных документов в ходе референдумов; 2) в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; 3) в работе различных государственных и общественных организаций; 4) в политических кампаниях и мероприятиях; 5) в деятельности политических партий и общественно-политических организаций — связано с поведенческим элементом политической культуры. Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический, МировоззренческиЙуровень является базовым. На этом уров Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или вострчной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т. п. Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро* политической культуры. Данный уровень характеризует отношение людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, либо вступая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей. Именно на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в приоритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия. Политический уровень. На данном уровне складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям; от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотношения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политическое (либо аполитичное) поведение. Достигнув этого уровня, люди или активно включаются в по* литичесКую жизнь общества, или сознательно устраняются от политики/При этом определенная часть людей занимает и позицию «наблюдателей*. Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой. ..ъ; к г Типология политических культур Основные модели политической культуры—тоталитарно-авторитарная и Либерально-демократическая. Тоталитарно-авторитарна я модель политической культу ры ' - политическое сознание и ценности общества фбрмйруются - политическое информирование общества дозировано и одно- - политический язык стандартизирован и скуден. Ему прису - политическая культура общества формируется «сверху» на - уровень политической культуры большей части общества Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самбизолярованностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе й прямое. В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности. Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать отдельные либерально-демократические элементы. Либерально-демократическая модель политической культу* ры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование. Политическая культура 175 Этой модели присущи следующие характерные черты: - политические сознанием ценности общества формируются Основные ценности: права человека, свобода, плюрализм (т. е, многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.; - политическое информирование общества многоканально иаль- существует свобода слова и печати, однако уровень этой свободы различен. Он зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий; - политический язык обширен и нестандартен. Непрерывно • политическое поведение многообразно; - политическая культура общества находится на достаточном Названные обстоятельства в совокупности обеспечивают высокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой. Либерально-демократическая модель политической культуры отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное политическое насилие. В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т. а) в пределах либерально-демократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т. п. Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются и типы. Они различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию. Охарактеризуем основные типы политической культуры: 1. «Закрытый» тип. Отличается политической замкнутостью. Данному типу свойственны ограничение и регулирование политических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры. 2. «Открытый» тип. Восприимчив к «некультурному опыту. Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либераль-нб^демократической модели политической культуры. 3. Патриархальная политическая культура. Данный тип при У людей — носителей этого культурного типа отсутствует политическая активность и разборчивость. Распространена политическая наивность. Политические взгляды людей «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях. Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам и институтам. 4. Подданическая политическая культура. Носители этого ти Представителям данного типа свойственны отсутствие активной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они не готовы к активному участию в политической жизни. Для таких людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой. 5. Активистская политическая культура. Отличительной чер Третий, четвертый и пятый типы политической культуры от Политическая культура 177 12 ■ Политология б.Патриархалыю-подданическая политическая культура.. 7. Подданическо-активистскаяиалитич«скан культура. 8. Патриарэсальао-активистская политическая культура.. , Дело в том, что в реальной политической жизни различные по 9. «Культура гражданина» (относится к числу «смешанных» ти 10. Фрагментарная политическая культура. Наиболее отчет В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества. Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, цолитической агрессивностью и нетерпимрстью. Ей свойственна и харизматичность, —то есть ориентация не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальной групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями». ■ г Данный тип может характеризоваться также политическим нигилизмом и растерянностью. Он может усиливать в обществе чув^ етво изолированности и разногласия между социальными группами, нарушать политическое равновесие и гражданское согласие, 1 П. Интегрированный тип политической культуры. Отличается наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни. Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры. ■ ■ ■ ■ ■ Речь идет о специфических «подкультурах» («суб» в данном случае в переводе с латинского означает «под»). Политические, субкультуры характерны для конкретных . К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относят-сяследующие: а) политическяя«убкультура Запада. Ориентирована на либе- Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах относительно высок. Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентации, отличается многообразием. Эта политическая субкультура является базовой основой либерально демократической модели политической культуры; б) политическая субкультура Востока. Ориентирована на ис- В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и г Распространена передача власти по наследству и ее эли в) региональные политические субкультуры. Выделяются по По этим признакам наблюдаются различия в стилях поли Так, политической культуре граждан США свойственны: ин Политической же культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской морали; идеологизированность; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; ограниченность личных притязаний на власть; политическая лояльность и подданническое отношение к государству; правовой.нигилизм; предрасположенность к политическому конформизму (т. е* приспособление к конкретному политическому режиму); политическая наивность, доверчивость и др. Отметим также, что многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных республик-субъектов РФ, а также центрально-чернозёмного, южного, урало-сибирского и дальневосточного регионов. Политическая культура 179 С учетом регионального фактора возможно также различать городскую и сельскую политические субкультуры; г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются тес Например, такие субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах. Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и определенные возрастные категории граждан; д) этно-политические субкультуры. Характерны для госу В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчасти негры в США, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие. Политические субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется; е) молодежная политическая-субкультура. Ее основными но Данной субкультуре присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов и поведения. Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность, —т.е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений. Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе. Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил. Немаловажно ито, что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры. Возникает вопрос: а существует ли общечеловеческая политическая культура? Ведь человечество представляет собой чрезвычайно пеструю социально-политическую общность. В наше время более чем 6 миллиардов землян разделены примерно на 1 тысячу народов, говорящих на более чем 5 тысячах языках и проживающих а государствах, общее количество которых приближается к 200. Соответственно «Среда жизни» людей «разрезана» многими тысячами километров государственных границ. На пути к политико-культурному единству человечества имеются и другие серьезные препятствия: 1) политические режимы; 2) военно-политические и экономические международные блоки; 3) расовые, религиозные и территориальные противоречия и др. Не преодолено и главное, наиболее серьезное противоречие современности — разрыв в уровнях жизни и технико-экономического развития между «элитными» государствами планеты (североамериканскими, западноевропейскими, Японией и некоторыми другими) и «остальным миром». В первой половине 1990-х годов на долю 20 % наиболее богатой части населения планеты приходилось 83 % мирового дохода, а на долю остальных 80 9Ь; землян —17; : %, причем на долю 20 % беднейшей части населения мира -—■ всего 1, 4%. При этом разрыв между 20 % наиболее богатых и 20 % наиболее бедных на нашей планете растет: в 1960 г. он составлял 30: 1, а в 1990 г.—уже 60: 1. Й все же общечеловеческая политическая культура медленно, но неуклонно становится реальностью Эта культура просматривается через целую группу политических универсалий (в буквальном переводе с латинского «универса- лис» означает «всеобщий»). Под политическими универсалиями следует понимать ряд черт, характерных для значительного большинства государств планеты и известных политических субкультур. К числу наиболее отчетливых общечеловеческих политико-культурных универсалий относятся следующие: 1. Общечеловеческие политические ценности и принципы. 2. Международный политический язык. В нем отражены об Ключевыми словами международного политического языка являются, например, ассоциация, парламент, паритет, гарантия, гуманизм, партия, экология, референдум, конверсия, конституция, бюрократия, тоталитаризм и др. 3. Международная политическая символика. Она тесно связа Политическая культура 181 В международной политической жизни такая символика представлена; «апример, рядом эмблем, смысл которых однозначно воспринимаетсявсемй людьми. Так, изображение земного шара символизирует единство че ■ • Определенной символичностью в мире политики обладают и 4. Существование и функционирование международных по 5. Международное право. Оно во многом регулирует отноше : 6. Глобальная политическая интеграция (объединение). Она пока имеет форму тенденции. Вызвана обострением глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь при условии объединенных усилий всего человечества. ■ 7, Глобальнаяраспространенность государства как политического института. Этот институт представляет собой политико-организационный «фундамент» человеческой цивилизации. 8. Политический абсентеизм (негативная универсалия), — г В современной политической жизни активно участвует лишь 35-50% взрослого населения планеты. 9. Политический регионализм (негативная универсалия). Поэтому в мире по-прежнему создаются и действуют множе 10. Политическое насилие (негативная универсалия). Оно присутствует в жизнедеятельности человечества на протяжении всей его истории. Его питательной средой является столкновение несовпадающих политических и иных интересов, стремление либо удержать власть, либо добиться ее. По меньшей мере косвенное по* литическое насилие, т— в виде психологического, экономического, дипломатического давления; информационной цензуры; навязывания определенной идеологии; угрозы применения силы к оппозиции; политически корыстного законотворчества, -*- будет существовать до тех пор, пока будут иметься политические противоречия и несо-^ впадение политических интересов людей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы