Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политические идеологии: история и современность 213




В частности германский фашизм утверждал приоритетное поло­
жение в современной мире культуросозидающей расы — ариев, к
которой были отнесены прежде всего немцы и ряд северных наро­
дов (шведы, норвежца, датчане). Целостность расы, создание воз­
можностей для ее развития объявлялось непреходящей ценнос­
тью. Поэтому личностное начало расценивается в фашизме как
вторичное по сравнению с расово-этническим, национально-госу­
дарственным началом. Вместе с тем, в идеологии фашизма сущест­
венное место занимает вождизм или принцип фюреризма, требую­
щий безусловного подчинения масс своему конкретному руководи­
телю, а создателей фашистских партий и государств наделяет
сверхъестественными способностями. Значительную роль в идео­
логических построениях играет ницшеанская идея сверхчеловека,
который в интересах своей расы имеет право преступать нормы об­
щественной морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли
господствовать над сильными. 1-^-

Реализация этих идей в политической и экономической прак­тике фашизма во внешней политике привело к экспансионизму. Фашисты стремились покорить многие государства и народы. Во внутренней политике на базе фашистской идеологии были созданы тоталитарные государства, в которых все стороны общественной и личной жизни были поставлены под государственный контроль. Б фашистских государствах широко применялись методы государ­ственно-монополистического регулирования экономики, активно внедрялась идея классовой гармонии на базе теорий народного со­дружества и корпоративности. Эти общие черты фашистской идеот логии получили различные формы воплощения. Наиболее яркое выражение фашизм получил в Германии в период правления А. Гитлера. В Италии — Б. Муссолини, в Испании — Ф. Франко, в Португалии — А. Салазар создали более «мягкие» формы фашист­ских государств.

В настоящее время фашистская идеология значительно утра­тила свое влияние, хотя ее рецидивы встречаются в различных стра­нах мира в виде расизма, антисемитизма и других учений и полити­ческих движений, утверждающих превосходство тех или иных ра­совых, этнических, классовых, земляческих и иных сообществ.

ЛИТЕРАТУРА

Бер« 3. Размышления о революции во Франции //Социологические исследования. 1991. № 0, 7, 9; 1902. № 2; 1993. № 4,

Григорьян Б. Т. «Просвещенный» консерватизм //Вопросы философии. 1979: № 9.
Джилас М, Настоящее и будущее социалистической идеи //Рабочий класс и совре­
менный мир. 1990. №5. .
Рахтмир Ц.Ю. Происхождение фашиаиа. М., 1981.

Самуэль Г. Либерализм: опыт изложения принципов и программы современного ли­берализма. М., Г906. Хайек Ф. Дорога к рабству//Вопросы философии. 1992. № 5.


М

г тема 14

ировая политика и международные отношения

1. Мировой политический процесс

2. Геополитический статус России и модели мирового порядка 3. Глобальные вызовы современной эпохи

■..■; ■ ■ ■ ■ 1.

-■ -,.. Мировой политический процесс .

Анализ политики как сложного и многогранного явления может счи­татьсяПолным лишь в том случае, когда он ведется не только на вну­триполитическом уровне, но и на уровне международном.

Под международными отношениями обычно понимают сис­темную совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и их отношений между основными субъектами мирового сообщества. Талями субъектами выступают действующие в нем народы, госу-дарства, Общественные силы, движения и организаций.

Ведущая роль политики в международных отношениях обус­ловлена следующим:

Во-первых, международные политические отношения тес­нейшим образом связаны, я подчас и переплетены с международны­ми экономическими отношениями. Убедительным примером тому могут служить международные политические и экономические от­ношения периода «холодной войны»-, когда по политическим сообра­жениям над созданием средств разрушения, а не созидания работа­ли более половины ученых и технической интеллигенции планеты.

Во-вторых, политические отношения включают в себя наибо­лее мощные рычаги управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, общественных группировок, объединений, союзов.

В-третьих, международные политические отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, что требует совер­шенно нового механизма для их регулирования.

В-четвертых, международные политические отношения ока­зывают существенное влияние на формирование международного и мирового порядка, т. е. обеспечение нормального функционирования государств и других международных институтов. При этом мировой порядок, как систему политических отношений, значимых для всех государств мира, не следует путать с идеологическими схемами типа либерально-демократического, «нового мирового порядка» и т. п.


Сегодня никого не удивляет термин «мировая политика», ос­новные направления которой во многом определяют облик современ­ного мира. Центры социально-политического или экономического напряжения привлекают внимание всех народов. С другой стороны, политические события в любой, самой маленькой стране могут поро­дить столкновения главных политических сил планеты,

В мировом политическом процессе выражены реалии, кото­рые структурно выглядят так;

- политически значимая деятельность ООН и других легитим­
ных международных органов, организаций и учреждений;

- политические акции институтов регионального и субрегио­
нального, т. е. межгосударственного, национального характера, а
также соответствующих общественных группировок, объединений
и союзов; . •

- внешнеполитическая деятельность суверенных государств, f
составляющаяжнвую ткань мировой политики, международных отно­
шений и связей (См. Политология: Курс лекций. М*, 1993. С, 180-192).

Весь мир расчленен сегодня на зоны политического влияния тех или иных группировок, блоков, в сложном взаимодействии кото­рых и формируется мировой политический процесс.

Доминантой международного политического процесса 80-90-х годов является проблема укрепления международной безопаснос­ти, устранения феномена войны из жизни человечества.

Важным направлением укрепления международной безопас­ности является нераспространение ядерного оружия. Возникновение идеи нераспространения относится к концу 50 — началу 60-х годов, когда международное сообщество стало сознавать бесперспектив­ность ядерного противостояния, опасность угрозы неконтролируемо­го расползания смертоносного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан в 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лон-доне(кначалу 1991 г. к договору примкнуло 141 государство). Ядро до­говора составили встречные обязательства государств, в соответст­вии с которыми государства, обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательства не передавать кому бы то ни было ядерное ору­жие и другие ядерные устройства, а государства, не обладающие та­ким оружием, — не производить и не приобретать его или другие ядерные устройства.

Контроль за выполнением этих обязательств государств был воз­ложен на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Несмотря на эффективность договора, за его пределами нахо­дятся две ядерные державы — КНР и Франция, группа «околоядер­ных» стран—ЮАР, Израиль, Пакистан, Индия, Аргентина, Бразилия.

Проблема безопасности не сводится к чисто военной, военно-технической стороне. Она выступает в гораздо больших масштабах — безопасности всех сфер человеческой жизнедеятельности. Речь идет в первую очередь о создании условий для нормального, эффективного


функционирования человека как ценностного начала, ядра отноше­ний цивилизации. Бее человечество оказалось в одной лодке, раскачи­вание которой одним из субъектов международных отношений приве­дет к неминуемой катастрофе всех в ней находящихся. Уходят в про­шлое в этих условиях политические амбиции, реализация которых проходила под девизом завоевания «жизненного пространства» («ме­ста под солнцем»), мир расстается с существованием последнихимпе­рий, военного противоречия и соперничества. И дело не столько в сути конкретных перемен, сколько в логике общечеловеческой эволюции, обозначившей новое качество и новый этап в истории нашей планеты. Все большее значение приобретает разрешение такого проти­воречия мирового развития, как растущее разнообразие мира и функционирующих в нем социально-экономических и политичес­ких систем и одновременно всего существующего разнообразия в ин­тересах человека как единого целого. Основу такого единения со­ставляет цивилизаторский подход к этапам и содержанию общест­венного развития, пришедший ва смену противопоставлению капитализма и социализма. Единение человечества означает вместе с тем углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса.

.?

Геополитический статус России и модели мирового порядка

Вопрос о месте России в мировом сообществе, в том геополитическом пространстве, которое образовалось после распада СССР, весьма не­прост, отзывается болью в национальном сознании.

Почему социально-экономический и политический кризисы в СССР породили и геополитический кризис? Ведь переживали по­добные и даже более тяжелые кризисы другие государства, не раз­валиваясь как геополитическая целостность?

В настоящее время нет однозначного ответа ва этот вопрос. Все зависит от политико-идеологических позиций. Спектр их весьма широк. Одна из них объясняет развал СССР как исторически неиз­бежный и давно назревающий процесс крушения «империи зла», «тюрьмы народов » и т. д. Суть другой—этот процесс явился резуль­татом козней западных держав, предательства собственными поли­тиками национально-государственных интересов, измены принци­пам патриотизма, идеалам социализма и т. д. Между этими позиция­ми лежит много промежуточных вариантов.

В этом плаве показательна и полемика в российской прессе по вопросу о статусе России в мировом сообществе, ее месте в системе международных отношений.

Одна из высказываемых точек зрения заключается в том, что Россия, признанная официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладая


Поделиться:



Популярное:

  1. Архитектура предприятия, история возникновения.
  2. Базовые социально-политические идеи анархизма, национализма, фашизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма
  3. Билет 1 История изучения древнерусского искусства
  4. Билет 13. Высшие иерархи церкви как особо значимые политические фигуры: отражение в СМИ («Известия», «Литературная газета»).
  5. Внешнеполитические приоритеты Республики Беларусь
  6. Вопрос 1. Значение и история документоведения
  7. Вопрос 18. Общественно – политические движения второй половины XIX века. Народники и их организации. Первые рабочие кружки.( в семинаре)
  8. Вопрос 23.Февральская революция 1917г. Падение монархии.Двоевластие. Народные массы и политические партии.(партии в семинаре)
  9. Вопрос. История формирования экологических представлений в древнем мире, средних и 16-18вв.
  10. Вопрос. Понятие «Римское право». Периодизация эволюции римского государства и права. История публичных институтов.
  11. Всемирная история как единый закономерный мировой процесс
  12. Выдающиеся политические ораторы


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь