Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А. Маслоу (Maslow A.H.): теория самоактуализации
Американский психолог Абрахам Харол ьд Маслоу (1908- 1 970) — один из основателей гуманистической психологии. Его родители-евреи эмигрировали в США из России. Маслоу получил психологическое образование, стал профессором психологии, являлся членом ряда профессиональных обществ психологов, был редактором-основателем " Журнала гуманистической психологии" и " Журнала трансперсональной психологии". Большинство его книг написаны в последние 10 лет его жизни: " По направлению к психологии бытия" (1968), " Религии, ценности и вершинные переживания" (1964), " Мотивация и личность" (1987) и другие. А. Маслоу считал, что психоанализ является хорошей системой для анализа психопатологии, но психоанализ совершенно не пригоден как теория для объяснения всего человеческого поведения. Маслоу свое исследование основывал не на изучении больных людей, как это делал Фрейд, а на изучении биографий здоровых, наиболее зрелых, творческих и выдающихся личностей, полагая, что только при изучении лучших представителей человеческого рода можно приблизиться к границам человеческих возможностей и их исследовать. Маслоу замечает, что хотя в его выборке " лучших из лучших" не оказалось абсолютно совершенных и идеальных людей, однако их всех отличала одна характерная особенность, которую он обозначил как самоактуализация (Self-Actualization). Термин " самоактуализация" впервые был предложен Куртом Гольдштейном. Его представления значительно отличались от формулировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимавшимся пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который заключается в тенденции актуализировать все заложенные в нем индивидуальные способности, " свою природу". Не всегда этот процесс имеет только позитивные последствия для индивидуума. Маслоу понятие " самоактуализация" определяет как стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих талантов, способностей и возможностей. Маслоу считает, что эта высокая гуманоидная потребность в самоактуализации всегда присутствует у здорового человека. Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено от рождения, то, что он может. Если в нем заложены способности ученого или актера, то он обязан это реализовать. Если он этого не делает, если условия жизни мешают самореализации, то начинается конфликт неудовлетворенности, лежащий в основе неврозов. В персонологии наиболее важным является вопрос о мотивации. Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования (" пирамида потребностей" ): физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации (личного совершенствования). Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание и участие в мотивации поведения потребностей более высокого порядка. Концепция самоактуализации — наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Для приближения к ее пониманию он приводит ряд " типов поведения", ведущих к самоактуализации: 1. Свежесть восприятия. Обычно мы мало и поверхностно со 2. Личностный рост и центрированность на проблеме. новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном. 3. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся 4. Непосредственность, простота и естественность. В пове 5. Автономия: независимость от культуры и окружения. Все 6. Креативность. Самоактуализация—это также постоянный и 7. Более эффективное восприятие реальности. Дальнейший механизмы искажения реальности в угоду самомнению. Нам нужно сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством вытеснения, проекций и других механизмов защиты. 8. Вершинные, мистические переживания. " Пик-переживанием" (peak-experiences) называет Маслоу особо выраженные и достаточно продолжительные самоактуализирующие моменты, длящиеся несколько минут (редко часы). Они вызываются сильным чувством любви, переживаниями исключительной красоты природы или произведений человеческого разума. В такие моменты мы более интегрированы в мир, больше его осознаем, действуем и чувствуем более ясно. Наиболее значительные " пик-переживания" редки. Поэты описывали их как моменты экстаза, а люди религии — как глубокого мистического переживания. По Маслоу, эти вершинные переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы—люди просто чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего " Я" или выходят за его пределы, утрачивается чувство времени и места. В отличие от вершинных переживаний, " плато-переживание" более устойчиво и длительно. Маслоу описывает его как новый, более глубокий способ видения и переживания мира. Сам Маслоу пережил подобное в конце жизни, после сердечного приступа. Состояния, сходные с описаниями " пик-переживаний", часто встречаются в психопатологии в виде своеобразных измененных состояний сознания — аура перед эпилептическим припадком, во время приступа мигрени, при приеме наркотиков и др. Маслоу находит подобные состояния у здоровых людей и считает их существенным свойством самоактуализации. Он обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся индивидов стремились испытывать много " пик-переживаний", в то время как другие сталкивались с ними редко. Первых он называет " транс-цендирующими самоакту ализаторалпГ', и они вносят чаще мистичность в происходящее, мыслят более хаотично, способны транс-цендировать (от лат. transcendere — переступать) категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Они являются более новаторами, чем систематизаторами идей других, коими является другая половина самоактуализаторов из его выборки. Маслоу считал гуманистическую психологию, психологию " третьей силы" (после психоанализа и бихевиоризма), переходной и подготовительной к еще более высокой, четвертой психологии — трансперсональной психологии, центрированной на космосе, а не на человеческих интересах и потребностях. Она будет выходить за пределы человеческо- го самоопределения, самоактуализации. Энтони Сутич, основатель и первый редактор " Журнала трансперсональной психологии" (основан в 1989 г. при участии А. Маслоу) определил ее как " исследование предельных способностей и возможностей" человека. Эта психология включает изучение религиозного опыта, медитацию и другие способы получения измененных состояний сознания, феномены парапсихологии и т.п. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учения средневековых мистиков (особенно Майстеро Экхарта, XIII-XIV вв), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф. Сущность теоретических представлений здесь сводится к тому, что детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта. Человек с его прижизненно сформированной психикой, опытом и качествами традиционно обозначается как " persona". Кроме этого, в человеке существует нечто вне его индивидуального опыта, вне его " персоны", т.е. трансперсональное. Этим " нечто" является, по концепции мистиков, частица Бога, у К. Юнга — архетипы. Маслоу полагает, что самоактуализация является высшей потребностью человека, реализация которой возможна после удовлетворения потребностей более низшего порядка—в уважении, любви и принадлежности, безопасности, а также физиологических потребностей (" пирамида" потребностей). Невроз в понимании Маслоу — " болезнь лишенности" удовлетворения фундаментальных потребностей, подобно тому, как недостаток витаминов вызывает физическую болезнь. В мотивационной сфере личности Маслоу различает мотивацию, которая ориентирует поведение на устранение дефицита чего-либо необходимого организму, т.е. удовлетворения какой-либо потребности, которая не удовлетворена или фрустрирована (Д-мотивация), и мотивацию роста, бытия (Б-мотивация). Примерами мотивации первой группы (дефицентная мотивация) являются голод, боль, страх. Но когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни страха, появляются новые мотивации, такие как любопытство или желание игры. Эта деятельность может приносить удовлетворение сама по себе как таковая. Она относится к миру бытия, удовлетворению и наслаждению в настоящем (бытийная мотивация). В соответствии с этим Маслоу различает Б- и Д-познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-любовь и тому подобные. Например, в Д-познании объекты рассматриваются исключительно как удовлетворяющие потребности. Голодный замечает пищу, а нищий—деньги. Б-познание более точно и эффективно, меньше искажает свое восприятие в соответствии с потребностью или желанием, оно не судит, не оценивает, не сравнивает. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, наблюдать их рост. Д-любовь скорее выразится в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь—это любовь к сущности, " бытию" и существованию другого. Психологическая утопия: Эупсихея. А. Маслоу, как и многие другие психологи — создатели психологических теорий личности, не обошел вниманием устройства общественных отношений. Он мечтал об утопическом обществе, которое называл Эупсихея. По его мнению, хороший человек и хорошее общество — это одно и то же. Общество, как полагал Маслоу, должно находить пути для реализации возможностей своих граждан: " просвещенное управление" предполагает, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, они лишь нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничениях и контроле администрации. Принуждение себя к действию всегда указывает на определенный конфликт мотивов, а в идеале человек делает то, что ему следует делать, потому что он хочет делать это. Карл Роджерс (С. Rogers): феноменологическая теория личности Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) — американский психолог, работы которого получили широкое признание в области клинической психологии. Главным его трудом является книга " Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и история" (1951). В ней изложена теория, которая наиболее полно отражает феноменологическое направление в изучении личности. Роджерс также является автором многих книг по психологическому консультированию. Феноменологическое направление в психологии подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности — с точки зрения его внутреннего, субъективного опыта. Внешний мир есть лишь та реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретируется человеком в данный момент времени. Другая важная идея феноменологического направления заключается в признании того, что люди свободны в решении своей судьбы. Если люди считают, что они живут, подчиняясь каким-то силам, которым не могут сопротивляться, то это происходит потому, что они потеряли веру в свободу самоопределения, которая заложена в их природе. 3 Сидоров П. И. и Ир. Т. II 65 Последний важный тезис феноменологического направления заключается в том, что человек по своей природе добр и стремится к совершенству, реализации своих внутренних возможностей. Точка зрения Роджерса на личность сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений, в отличие от Фрейда, который в инстинктах усматривал движущие силы личности, Роджерс пришел к выводу о том, что человек по своей внутренней природе добр и его сущность ориентирована и направлена прежде всего на движение вперед—к позитивным целям. Человек стремится реализовать себя, если дать ему возможность раскрыть свой врожденный потенциал. Конечно, Роджерс допускал, что у людей бывают иногда злые чувства и аномальные разрушительные импульсы, но тогда человек ведет себя не в соответствии со своей внутренней природой. Роджерс утверждает, что его точка зрения на природу человека не является наивным оптимизмом, а основана на 30-летнем опыте работы психотерапевтом. К. Роджерс, как и А. Маслоу, главным жизненным мотивом поведения человека считал его тенденцию к актуализации, представляющую собой стремление развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Эта фундаментальная тенденция (единственная, которая постулирована автором) может объяснить все другие мотивы — голод, половое влечение или стремление к безопасности. Все они являются только специфическими выражениями основной тенденции — сохранить себя для развития, актуализации. Реально для человека, его мыслей и чувств, является только то, что существует в пределах его внутренних координат или субъективного мира, включающего все, что осознается в данный момент времени. Говоря феноменологически, каждый человек реагирует на события в соответствии с тем, что он чувствует, субъективно воспринимает в данный момент. Поскольку разные люди одну и ту же ситуацию могут воспринимать диаметрально противоположно, феноменологическая психология отстаивает доктрину, согласно которой психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они видятся, воспринимаются конкретными людьми. Роджерса в психологии интересует именно эта психологическая реальность, а объективная реальность, по его мнению, удел изучения философов. Если мы хотим объяснить, почему человек чувствует, думает и ведет себя определенным образом, то нам следует постичь его внутренний мир, его субъективный опыт, т.е. психологическую реальность. Поведение человека определяется не прошлыми событиями его жизни, а только тем, как человек воспринимает свое окружение здесь и сейчас. Разумеется, прошлый опыт влияет на восприятие настоящего, однако поступки человека определяют, каким это прошлое воспринимается сейчас, в настоящее время. Более того, Роджерс считал, что на поведение в большей степени влияет не прошлая история человека, а как ему видится его будущее. И наконец, он подчеркивал, что личность должна рассматриваться не только в контексте " настоящее—будущее", но и как единый, целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям личности. Приверженность Роджерса к холистическому направлению видна практически в любом аспекте его теоретической системы. Самым значительным элементом психологической реальности, индивидуального опыта человека является его самость, или Я-кон-цепция. Я-концепция—это система взглядов человека на свою сущность, на то, что он из себя представляет. Кроме истинной самости (Я-реальное) и идеальной самости (Я-идеальное), Я-концепция может включать целый набор Я-образов: родителя, супруга, студента, музыканта, руководителя и т. д. Я-концепция является продуктом социализации человека, и в процессе ее формирования ребенок, а потом уже и взрослый человек, всегда нуждается в позитивном внимании к себе со стороны своего окружения. Это внимание, по Роджерсу, должно быть безусловным, т.е. без всяких " если" и " но". Человек должен восприниматься таким, какой он есть на самом деле. Именно такое безусловное позитивное внимание мы видим в любви матери к сыну вне зависимости от его проступков. Обусловленное позитивное внимание мы видим тогда, когда ребенку говорят, что если он получит отличные оценки за полугодие в школе, то ему купят какую-либо интересную для него игрушку. Такое обусловленное позитивное внимание широко распространено и в повседневной жизни взрослого человека. Роджерс утверждает, что обусловленное позитивное внимание причиняет ущерб личностному становлению, ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он сам хочет быть и чего добиваться. Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части согласуется {конгруэнтно) с Я-концепцией или, по крайней мере, человек стремится к этому. Все переживания, которые согласуются с Я-концепцией, хорошо осознаются и точно воспринимаются. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с " Я", к осознава-нию и точному восприятию не допускаются. В теории Роджерса тревога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда 3* 67 люди начинают сознавать несоответствие Я-концепции своему актуальному реальному состоянию. Так, если человек считает себя честным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать тревогу с замешательством, чувством вины. Весьма вероятна и такая ситуация, когда человек испытывает тревогу, но причин ее не осознает. Тревожный человек — это человек, который смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к нарушению целостности его теперешнего Я-образа. Психологические личностные защиты и призваны к сохранению целостности Я-структуры. Если переживания человека совершенно не согласуются с Я-кон-цепцией (неконгруэнтность), то появляется сильная тревога и у него возникает невротическое расстройство. У " невротика" психологическая защита все-таки достаточно сильна и, хотя он и нуждается в помощи психотерапевта, Я-структура у него не является значительно нарушенной. При неэффективности психологической защиты и значительном разрушении Я-структуры у человека развивается психоз и он нуждается в помощи психиатра. Роджерс предполагает, что личностные расстройства могут возникать как неожиданно, так и постепенно. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между " Я" и переживанием, защита человека перестает функционировать адекватно и ранее целостная структура Я разрушается. Клиен! -центрированная недирективная психотерапия. В терапии личностных расстройств, по Роджерсу, для осуществления конструктивных личностных изменений требуется наличие следующих условий: 1. Наличие психологического контакта между психотерапевтом 2. Клиент неконгруэнтен, уязвим и тревожен, поэтому он и об 3. Психотерапевт должен быть конгруэнтным, гармоничным и 4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внима 5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внут 6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понима смысленно испытывать подобные чувства к своему клиенту, если последний знать об этом не будет. Психотерапевт должен каждым словом, жестом стараться передать это отношение клиенту. Роджерс утверждает, что именно клиент, а не психотерапевт ответственен за личностный рост и результаты психотерапии. Использование автором понятия " клиент" вместо " пациент" подчеркивает именно признание этого. Данный подход понятен всем, кто разделяет оптимистический взгляд Роджерса на человеческую природу — при наличии правильных условий человек сам стремится к движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья. Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие (неконгруэнтность) между переживаниями и самостью. Группы тренинга. Группы тренинга создаются для занятий со здоровыми людьми. Речь идет об использовании групповых форм взаимодействия людей не с терапевтическими целями, а для приобретения жизненного опыта и роста личности. Появление такого рода психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыражению, характерным для гуманистического направления. Среди таких психокоррекционных групп могут быть выделены группы организационного развития (решения определенных проблем); группы подготовки руководителей, обучения межличностным умениям (социально-психологический тренинг); группы личностного роста и другие. Особенно большое внимание оказанию психологического содействия росту личности групповыми методами уделял К. Роджерс (1947). Его концепция " групп встреч", фокусированная на поиске аутентичности (подлинности) в выражении чувств, мыслей и поведения, тесно связана с его работами в области клиент-центрированной психотерапии. При проведении занятий в группах тренинга считается, что группа — это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же жизненные проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений, разрешения конфликтов и т.п. Отличие от реальности заключено лишь в том, что в этой " лаборатории" каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента. Прежде всего группа тренинга человеческих отношений (Т-группа) учит тому, как учиться. Все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, и они при этом научаются в большей мере полагаться друг на друга, чем на руководителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя прежде всего процесс самораскрытия (расширения представлений о самом себе). Наиболее эффективной моделью для понимания этого процесса является " окно Джогари", названное так в честь его изобретателей Джозефа Лаф-та и Гарри Инграма.
Окно Джогари В соответствии с моделью " Джогари" можно представить, что каждый человек заключает в себе четыре личностные зоны: 1) " Арена" — это то, что знают обо мне другие и знаю я сам, или 2) " Видимое" — это то, что известно только мне (например, мои 3) " Слепое пятно" — это то, что знают обо мне окружающие, мне 4) " Неизвестное" — это скрытое от всех (зона подсознательного), в " Окно Джогари" наглядно демонстрирует необходимость расширять контакты, увеличивать " арену". В начале занятий " арена" обычно небольшая, но по мере нарастания сплоченности и взаимопонимания в группе она увеличивается, активизируются все лучшие личностные ресурсы. Получая сигналы обратной связи друг от друга, участники группы могут откорректировать собственное поведение, становятся более естественными в выражении своих чувств. Важным условием работы группы является сосредоточение внимания на принципе " здесь и сейчас". Актуально в группе только то, что в ней происходит. Создание различных экспериментально-групповых ситуаций позволит применить полученные знания и навыки социального взаимодействия и в реальной жизни (в семье, на производстве). Раздел 5 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 20 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Предмет и методы возрастной психологии Возрастная психология изучает особенности психического развития человека в онтогенезе. Предметом ее исследования является возрастная динамика, ведущие закономерности и факторы развития и формирования личности на разных этапах его жизненного пути — от рождения до старости. В возрастной психологии обычно выделяют следующие разделы: детская, подростковая и юношеская психология, психология взрослого человека и геронтопсихология (геронтология — наука о старости). В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психических функций и свойств личности. Изучение в сравнительно-возрастном аспекте основных параметров нормального развития психики имеет большое практическое значение. Например, педагог получает возможность " расшифровывать" многие факты детского поведения, причины устойчивых ошибок определенного типа у некоторых учеников, особенности взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, причины рассеянности внимания и др. Важное значение приобретает возрастная психология в выработке возрастного нормирования — готовность к школьному обучению, брачный возраст, выход на пенсию и т.п. Возрастная психология тесно вязана с медициной, так как психическое развитие неразрывно связано с физическим развитием. Для врача знание основных закономерностей становления психических процессов позволяет понять предпочтительность возникновения симптомов и синдромов нервно-психических расстройств и особенности качества их кли- нических проявлений у детей и подростков, а также видоизменение психопатологических синдромов при заболеваниях у лиц пожилого возраста. Знание основных закономерностей возрастной динамики психики важно и для создания научно обоснованной системы профилактики и охраны психического здоровья. В возрастной психологии (психологии развития) используются те же методы исследования, которые приняты в общей психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты и социально-психологические методы. Однако получение научных данных о возрастном развитии психических функций имеет свои особенности. Исследования в возрастной психологии могут проводиться по трем основным направлениям. 1. Большинство исследований в психологии развития проводится 2. Продольное (лонгитюдное) исследование предполагает изу 3. Экспериментально-генетический подход (греч. " генезис" — предполагая закономерности его развития в обычных условиях. Этот подход дает возможность проверить эффективность методов обучения и воспитания детей. Понятие возраста в психологии Возраст—важнейший атрибут существования любого физического тела. Возраст в психологии — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, в психологии возраст обозначает определенную, качественно новую ступень онтогенетического развития. Психологический возраст опосредуется социальными и биологическими факторами. Возрастные " прибавки" являются в действительности суммацией разнородных явлений роста: общесоматического, полового и нервно-психического созревания. Этот рост имеет место и в период зрелости, и в период старения, так как он конвергирует и пересекается со многими сложными явлениями социального и культурного развития человека в конкретных исторических условиях его существования. Обозначение определенных этапов в систематиках возрастного развития свидетельствует лишь о том, что для данного возраста новыми и наиболее типичными являются определенные психические качества индивида. Датирование сроков начала и особенно окончания этапа является также весьма искусственным. В систематике возрастных этапов оправданно использовать метод " перехлестывания" возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека. В нашей стране принята следующая периодизация возраста: 1) младенчество — от рождения до конца первого года жизни; 2) раннее (преддошкольное) детство—от 1 до 3 лет; 3) дошкольное детство — от 3 до 6-7 лет; 4) младший школьный возраст — от 6 до 10 лет; 5) подростковый возраст — от 10 до 15 лет; 6) юность—от 15 лет до 21 года, включает: а) первый период (старший школьный возраст) от 15 до 17 лет; б) второй период — от 17 до 21 года; 7) зрелый возраст: а) первый период — от 21 до 3 5 лет; б) второй период — от 35 до 60 лет; 8) пожилой возраст—от 60 до 75 лет; 9) старческий возраст—от 75 до 90 лет; 10) долгожители—от 90 лет и старше. Возрастная эволюция мозга и психики Эволюция человека как биологического вида исключительно сложна. Из всех живых существ у человека новорожденный самый беспомощный, а детство у него — самое продолжительное. В то же время у человека самая высокая способность к обучению, к творчеству. В эволюционном плане обучаемость в животном мире тесно связана с увеличением размеров и усложнением функций коры больших полушарий мозга. Наибольшее развитие кора головного мозга получила у человека. Этот отдел мозга был наименее специализированным и, следовательно, оказался наиболее пригодным для фиксации личного опыта. Динамика возрастного развития у человека наиболее интенсивна в раннем возрасте. Масса мозга новорожденного составляет 350 г, к 18 месяцам она увеличивается в 3 раза, а к 7 годам достигает 90% массы взрослого человека, т.е. 1350 г. В анатомическом отношении мозг новорожденного и мозг взрослого человека существенно отличаются. А это означает, что в процессе индивидуального развития происходит возрастное усложнение мозговых структур. Однако и после завершения морфологического созревания нервной системы у человека остаются огромные возможности для совершенствования, перестройки и нового образования функциональных систем на основе этой первичной структуры мозга как совокупности морфологически относительно неизменных нервных элементов. Изучение развивающегося мозга позволяет условно говорить о " биологическом каркасе личности", который влияет на темп и последовательность становления отдельных личностных качеств. " Биологический каркас личности" — понятие динамическое. Это, с одной стороны, генетическая программа, постепенно реализующаяся в процессе взаимодействия со средой, а с другой стороны, промежуточный результат такого взаимодействия. Динамичность " биологического каркаса" особенно наглядна в детстве. По мере взросления биологические параметры все более стабилизируются, что дает возможность разрабатывать типологию темпераментов и других личностных характеристик. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1683; Нарушение авторского права страницы