Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИНДЕЙЦЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ



 

Аборигены и их языки. В доколумбовой Америке проживало не менее 12 млн. человек. Истребление индейцев в ходе завоевания и колонизации, а также их массовая гибель от завезенных из Старого Света болезней, от которых у коренных жителей Америки не было иммунитета, привели к резкому сокращению их численности. Убыль коренного населения прекратилась только в XVIII в., после чего начался постепенный рост его численности. В настоящее время в регионе насчитывается, вероятно, около 30 млн. индейцев.

Расселение индейских племен по обширным пространствам Нового Света способствовало формированию многочисленных и разнообразных языков, культур и этносов. По разным подсчетам ученых, в Латинской Америке насчитывается до 2 тыс. языков и диалектов, объединяемых специалистами-языковедами в языковые семьи, число которых тоже очень велико. Кроме того, выделяется немало «изолированных языков», не принадлежащих ни к одной из этих семей. Ниже перечислены лишь некоторые — наиболее крупные — языковые семьи и отдельные языки, а также отдельные народы, говорящие на этих языках.

В центрально-американской языковой семье принадлежит язык ацтеков (астеков), создавших яркую цивилизацию, и ряда других племен и народностей в южной Мексике. В число последних входят и майя, расселившиеся на полуострове Юкатан и прилегающих землях, в южной Мексике, Гватемале, Белизе и отчасти в Гондурасе и Сальвадоре. К этой же семье принадлежат хорошо изученные исследователями языки групп племен миштеков, сапотеков и отоми. К семье языков чибча относятся собственно чибча, в том

 

 

числе, муиски — создатели еще одной высокоразвитой индейской культуры. Одна из крупнейших индейских языковых семей — андская. Среди языков этой семьи выделяются гуарани, один из официальных языков в Парагвае; язык кечуа, на котором говорили древние инки, официально признанный в Перу, Боливии и Эквадоре. К экваториально-туканоанской семье относятся язык аймара, распространенный в Перу и Боливии; язык аргентинских мапуче, на котором говорят отважные арауканы, дольше других народов Америки отстаивавшие свою независимость. Еще одна крупная семья языков носит имя же-пано-карибской. Этими языками пользуются многие народы Южной Америки. Есть и другие семьи языков, как и говорящие на них народы и племена, но даже простое перечисление их заняло бы слишком много места.

 

Высокоразвитые культуры и государства. Территории от Центральной Мексики до Гватемалы и Никарагуа— одна из областей Америки, где в древности культурное и общественное развитие индейских народов достигло особенно высокого уровня. На землях, прилегающих к Мексиканскому заливу, открыты многочисленные памятники археологических культур, в частности, культуры древних ольмеков (II—1тыс. до н. э.). Хозяйственной основой всех высокоразвитых обществ древней Америки было ручное и мотыжное земледелие.

Майя. История древних майя охватывает большую часть I тыс. и пять веков II тыс. н. э. и подразделяется на ряд эпох. Они были создателями довольно большого числа — свыше ста— городов-государств (самые известные — Паленке и Чичен-Ица на территории современной Мексики, Тикаль в Гватемале и Копан — в Гондурасе), которые возникали, развивали хозяйство и куль-гуру, воевали друг с другом, а в IX — X вв. и. э. сами подверглись завоеванию и отчасти разрушению вторгшимися с запада племенами тольтеков. На территории полуострова Юкатан возникло майя-тольтекское государство, которое в середине XV в. распалось, что облегчило испанским конкистадорам завоевание края.

 

 

Археологи продолжают открывать остатки городов древних майя с развалинами монументальных зданий: дворцов, храмов и других. Во главе городов стояли правители и жрецы, подчинившие себе купцов, ремесленников и многочисленных рабов. Одним из важнейших достижений культуры майя стал весьма точный календарь, согласно которому в году насчитывалось 365 дней.

Майя создали также оригинальную иероглифическую письменность, памятники которой в XVI в. подверглись запрещению и уничтожению католической церковью. Не считая надписей на архитектурных сооружениях, скульптуре и керамике, уцелело лишь четыре памятника письменности майя, над расшифровкой которых бьются ученые. Большой вклад в изучение письменности индейцев майя внес российский этнолог Ю.В. Кнорозов.

 

Ацтеки. Государственное образование, известное как царство ацтеков, существовало в XIV — начале XVI в. в Центральной Мексике. Его столица, г. Теноч-титлан, находилась на острове озера Тескоко (на месте современного г. Мехико), соединенного с берегом мостами и дамбами. По преданию, ацтеки долго не могли подыскать подходящего места для столицы. Ацтекские вожди обратили внимание на остров посреди большого озера. На нем они увидели орла, державшего в клюве змею. Это было воспринято как знак, что добро на этом месте будет всегда побеждать зло. Здесь и выстроили столицу, а с древней легендой связывается появление в государственном гербе Мексики изображения орла со змеей в клюве.

В 20-е гг. XV в. правитель ацтеков Ицкоатль, став во главе союза трех городов, добился освобождения ацтеков от власти правителей соседних городов. При его преемниках, в особенности, при Моктесуме II, царство ацтеков достигло наивысшего развития. Верховный правитель ацтеков носил титул тлакатекутли («вождь мужчин») и был прежде всего военным вождем собственно племени ацтеков и подвластной им группы племен. Ацтеки подчинили своей власти всю срединную Мексику с населявшими ее племенами.

 

Культура ацтеков вобрала в себя богатые традиции других народов, живших на территории Мексики, — тольтеков, миштеков. Хозяйство было основано па ручном земледелии и ремесле. Использовался труд рабов. Выращивали несколько сортов маиса (кукуруза), бобы, кабачки, красный и зеленый перец, тыкву, томаты, хлопчатник, табак, масличные и другие культуры. Особенно интересен магей (разновидность агавы), из очищенных волокон которого выделывали ткани и бумшу, а из сока— сладости и алкогольный напиток пульке, который, как и табак, использовали только при отправлении ритуалов.

Больших успехов достигли ацтеки в производстве разнообразных изделий из керамики, камня (кремня, нефрита, обсидиана), украшений из серебра, золота и меди. В храмовом и гражданском строительстве они пользовались адобе— сырцовым кирпичом. Города имели правильную планировку.

Большинство семей свободных ацтеков объединялось в двадцать своеобразных общин (кальпульи), имевших свои храмы, резервы обрабатываемой земли и общинное руководство. Глава кальпульи (кальлуллек) распределял земли, управлял общественными хранилищами, возглавлял совет старейшин.

Жизнь ацтеков в очень большой мере была связана с войной. Победоносные войны поставили ацтеков но главе сильного объединения племен, но не принесли им друзей, что, несомненно, облегчило конкистадору Эрнану (Фердинандо) Кортесу взятие их столицы, г. Теночтитланаи завоевание Мексики.

Календарь ацтеков сходен с календарем майя. Единая система письма у них не успела сложиться. Ацтеки пользовались рисунчатым письмом, отчасти иероглифами и некоторыми фонетическими шаками.

Инки. На горном Западе Южной Америки в доколумбову эпоху сложилось крупнейшее государство древней Америки — Империя инков или Тауантинсуйю (па языке кечуа — Четыре соединенные стороны све-

 

 

та). Оно занимало обширные земли в северной и центральной части Анд, а также на прилегающих равнинных территориях. Похожее по типу на рабовладельческие деспотии Древнего Востока, государство инков было централизованной монархией. Во главе его стоял Верховный инка (на языке кечуа — Сапа инка). Государственным языком был кечуа — язык этнических инков, несмотря на то, что в империю входили и области, населенные другими племенами. Инки проводили сознательную политику ассимиляции завоеванных племен.

Столица империи — г. Куско — возникла около 1100г. как центр кечуанских племен в районе, где развитие высокой культуры опиралось на еще более древние городские традиции. Хозяйственной основой инкского общества было земледелие, в частности террасное и орошаемое. Одна из его особенностей — культура картофеля. Инки — единственные во всей Америке — создали свое собственное животноводство: разведение лам и альпака на высокогорных пастбищах.

На высоком уровне находились у инков текстильное производство, обработка металлов (золота, серебра, меди, олова), изготовление украшений, бронзовых орудий и оружия. В строительстве использовалась, в частности, техника циклопической (из очень крупных блоков) каменной кладки без применения связующего раствора. Торговля государством не поддерживалась: пищевые продукты и иные предметы по мере необходимости распределялись государством по многочисленным дорогам, содержавшимся в отличном состоянии.

Местные общины (исключая, разумеется, знать, чиновников и воинов постоянного войска) платили государству натуральные налоги и несли трудовую повинность: строили и чинили дома, дороги, мосты и т. п. Самыми бесправными и обязанными трудиться считались янакуна, положение которых не многим отличалось от положения рабов.

Инки не создали настоящей письменности. Они пользовались так называемым «узелковым письмом» (кипу). С помощью особых шнурков — их цвета, поло-

 

жения и формы завязанных на них узелков — фиксировались и передавались сведения о виде, количестве и времени (дате) собираемой подати. Для обучения «узелковому письму», а также языку кечуа, солнечному и лунному календарю и другим знаниям создавались школы, в которых обучались дети знати.

 

Муиски. Цивилизация муисков не сложилась как единое государство, а представляла собой разобщенные города-государства, которым подчинялись отдельные группы племен, населявших долины Восточных Анд на территории современной Колумбии. Среди этих государств выделялась Богота, объединявшая до двадцати союзных и покоренных племен. Главным противником ее было государство Тунха. В государствах муисков власть принадлежала родовой аристократии, военной знати и жрецам. Во главе каждого из них стоял верховный правитель. Вражда между государствами муисков облегчила испанским завоевателям захват п колониальное покорение края.

 

Борьба за свободу. Испанское и португальское завоевание (конкиста) Латинской Америки встречало сопротивление и отпор со стороны индейцев. Против завоевателей боролись инки, создавшие сильные очаги сопротивления в горах. После окончания конкисты крупнейшим антиколониальным выступлением было восстание 1780— 1781 гг. против испанских властей в Пepy под руководством Хосе Габриеля Кондорканки — индейца-кечуа, принявшего титул и имя Инки Тупака Амару. С 1536 по 1882г. освободительные войны вели индейцы-арауканы (на территории современных ' 1плп). Эти войны вошли в историю как Арауканские.

Со временем методы борьбы менялись. Отдельным представителям индейцев удавалось получить образование, занять влиятельное положение в обществе и при пять участие в общественно-политической деятельности. Одним из них был Бенито Хуарес— индеец, представитель одного из сапотекских племен, который па посту президента Мексики (1858—1872) провел ряд демократических преобразований, несколько облегчав-

 

 

ших положение индейцев в Мексике. В условиях острых общественных противоречий жизнь выковывала сильные и яркие характеры, похожие на тот, что описан Дж. Лондоном в рассказе «Мексиканец».

В антиколониальной борьбе принимали участие беглые рабы-негры, которым волей-неволей пришлось превратиться в афро-американцев. В тех или иных странах Латинской Америки их называли по-разному: марунами, симарронами, мамби. Беглецы объединялись, строили в труднодоступных местах свои поселки, нередко вступали в дружественные отношения с местными индейцами. В северо-восточной Бразилии в XVII в. беглые рабы создали целое государство — систему укрепленных поселков. Во главе каждого поселка (киломбо или мокамбо) стоял вождь. Вместе взятые эти поселки образовали Республику Палмарис, которая просуществовала почти 70 лет и пала только в 1696г., после того как ее защитники отразили до 25 карательных экспедиций против нее.

 

ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 

Расовые и этнические группы. Исторический процесс в Новом Свете, и прежде всего в Латинской Америке, отличает следующая особенность: все три составные части населения — индейцы (монголоиды), выходцы из европейских стран (европеоиды) и афро-американцы (негроиды) — здесь вынуждены были жить вместе и взаимодействовать друг с другом в самых разнообразных областях деятельности. Взаимодействие это привело: во-первых, к биологическому смешению (метисации); во-вторых, к взаимному влиянию между языками — европейскими (главным образом, испанским и португальским), с одной стороны, и индейскими и африканскими — с другой; и, в-третьих, к установлению тесных связей между народами, племенами и иными этническими общностями и группами.

Потомки от смешения индейцев и белых назывались метисами. Метисы, по большей части, были не подневольными крестьянами, а ремесленниками, мелкими торговцами, низшими служащими. Кое в чем

 

 

сходство с ними имели потомки от смешения белых с афро-американцами, которых называли мулатами. Из части мулатов сложилась прослойка вольноотпущенников — людей, выкупившихся из рабства и посвятивших себя ремеслу, различным видам обслуживания. Потомки от браков между индейцами и неграми назывались самбо. Часть из них становилась слугами, уборщиками и т. п.

Родившихся в колониях «чистокровных» потомков европейцев в Латинской Америке называли креолами. (Строго говоря, большинство из них имело в той или иной степени примесь индейской либо негритянской крови.) Важнейшие, ключевые должности в аппарате колониального управления, армии и церковной иерархии мадридское и лиссабонское правительства старались замещать уроженцами метрополий, считавшими себя испанцами и португальцами, в то время как на долю креолов оставались должности пониже. К креолам относились не только латифундисты, но и весьма многочисленный слой людей, занимавшихся умственным трудом: врачи, учителя, адвокаты, служащие невысокого ранга (в том числе офицеры), приходские священники и т. д. Все эти люди постепенно переставали считать себя испанцами или португальцами, потому что их интересы, могилы предков и надежды на оудущее связывали их со странами, где они жили.

Процессы этнорасового смешения отчетливо сказались на современном составе населения стран региона. В настоящее время индейцы составляют примерно 15% жителей Латинской Америки, метисы — около 55%, доля афроамериканцев приближается к 10%, остальные — креолы и более поздние иммигранты из европейских стран. К концу колониального периода около 80% населения в Мексике и Чили составляли метисы; в Парагвае их доля достигает 90%. Белые, в том числе креолы, преобладают в Аргентине, Уругвае и Коста-Рике.

В условиях совместной жизни, деятельности и физического смешения неизбежно возникало индейско–испанское и индейско-португальское двуязычие. Многие жители Парагвая говорят на двух языках — ис-

 

 

панском и гуарани. Подавляющее большинство бразильцев говорит на местном диалекте португальского языка — в том числе и индейцы (араваки, тупи-гуара-ни и другие), которые знают также и свои языки. Среди части бразильцев распространен еще и так называемый «общий язык» (лингва жерал), созданный миссионерами еще в колониальный период на основе языка индейцев тупинамба.

Новые государства и нации. Из латиноамериканских стран раньше других добилось освобождения негритянское население французской колонии Гаити. Французские колонизаторы бежали в южные штаты США и на Кубу. После долгой освободительной войны (1790— 1804), одним из руководителей которой стал «черный консул» Франсуа Доминик Туссен-Лувертюр, появилась независимая негритянская Республика Гаити. Предками ее граждан — бывших рабов — были представители разных африканских народностей и племен. Жизнь во франкоязычной колонии заставила их перейти на французский язык. Именно этот местный вариант французского языка (на Гаити он называется криоль или патуа)стал официальным языком нового государства и вновь сложившейся нации.

К концу XVIII в. в американских колониях Испании и Португалии сложились условия для открытой войны за независимость. Для подавляющей части жителей каждой колонии ее природа, хозяйственная жизнь, языки, культура и повседневный быт стали родными; многие из них думали о себе как об отдельных народах. Складывалось национальное самосознание, сплачивавшее не только креолов, но и метисов, мулатов, индейцев и афроамериканцев под общим национальным знаменем.

Конец XVIII — первая четверть XIX в. стали эпохой становления наций и независимых государств в Латинской Америке. Особенно заметную роль в антиколониальной борьбе сыграл Симон Боливар (1783 — 1830), стремившийся к политическому объединению освободившихся провинций. Такому объединению, однако, препятствовала тенденция складывания ис-

 

 

паноязычных латиноамериканских наций. Ликвидация же рабства (которое дольше всего — почти до конца XIX в. — сохранялось на Кубе, Ямайке и в Бразилии), напротив, отчасти способствовала внутринациональному объединению (консолидации).

 

Этнические процессы и развитие новых наций. Образование новых наций и государств не избавило латиноамериканское общество от сложных проблем межэтнических отношений. Как позднее (в XX в.) отмечал известный французский исследователь Клод Леви-Стросс, изучавший индейцев Бразилии, индейские общности исчезали двумя путями: вследствие ассимиляции (слияния, растворения) их членов в бразильском обществе или в результате вымирания. В первом случае исчезали индейские общности, но люди, составлявшие их, оставались. Во втором — исчезали и общности, и люди. И этот второй случай был — не только в Бразилии — куда распространеннее первого.

Формирование крупных современных наций не означало создания внутринациональной однородности в странах Латинской Америки. Одним из факторов, препятствовавших этому, был рост городов. Оказывая в целом положительное влияние на развитие наций и их самосознания (города становились центрами промышленности, торговли, образования, профессиональной национальной культуры), он создавал очень большие, часто резкие различия между населением городов и сельских поселений. Они проявлялись в хозяйственных занятиях, уровне потребления профессиональной культуры, образования, во всем образе жизни, который у сельских жителей оставался в целом значительно беднее и примитивнее, чем у горожан. Л сельскими жителями были по преимуществу индей-

 

цы и метисы. Такое положение сложилось, например, в Гватемале — недаром ее нередко называют «сельской страной индейцев». Сельскими же жителями являются и гаучо — своеобразная и еще не ассимилированная этническая группа в Аргентине, Уругвае и отчасти на юге Бразилии (где их именуют гаушу), возникшая от смешения испанцев или португальцев с индейцами и сделавшая своим главным занятием подвижное скотоводство или работу в качестве пастухов в крупных скотоводческих латифундиях. Гаучо имеют яркие этнокультурные особенности; образ гаучо трудно себе представить без оседланного коня, лассо (веревка со скользящей петлей для ловли животных, аркан) и гитары.

Рост городов и городской культуры в Латинской Америке продолжается по сей день. Так, в Чили горожане превышают 70% всего населения. В развитии населения других стран региона наблюдается та же тенденция.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь