Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОРЕШЕ НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ



 

Происхождение коренного населения. В Западном полушарии до сих пор не были найдены останки предков человекообразных обезьян, все найденные археологами в Америке скелетные останки человека представляют современный тип, очень напоминающий эскимосов и индейцев. По мнению большинства ученых, заселение древними монголоидами Америки началось свыше 30 тысяч лет назад из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив, который в то время был сушей. I 1еболыиие группы охотников на бизонов и карибу, двигаясь вслед за животными, стали, сами того не подозревая, первооткрывателями Нового Света.

Древнейшие обитатели североамериканских прерий и предгорий совмещали охоту на крупных млекопитающих (мамонтов, оленей, медведей) с собирательством (яиц птиц, гнезд ос, улиток, косточковых). Мы можем с достоверностью судить об их хозяйстве по археологическим раскопкам одной из самых древних палеолитических стоянок Северной Америки — стоянки Луисвилл.

Образ жизни палеолитических охотников Нового ('пета отличался большой подвижностью. С изменением климата и миграцией промысловой фауны на юг древние люди перемещались с севера в юго-западные районы нынешнего США, заселяя новые неведомые чем ли материка.

 

Антропологическая характеристика. По своему антропологическому типу американские индейцы, а еще больше эскимосы, сходны с населением Северной и Восточной Азии и входят в большую монголоидную расу. Это одно из свидетельств в пользу происхождения коренного населения Америки из Азии.

Индейцы Северной Америки, относясь в основном к монголоидной расе, имеют несколько расовых раз-

 

новидностей: эскимосскую, атлантическую, тихоокеанскую. Но, несмотря на существующие среди индейских племен физические различия в форме головы, чертах лица и телосложения, единство монголоидной расы американских индейцев неоспоримо.

Типичный индеец, как правило, среднего роста, коренастый, но гибкий, с довольно длинными руками и тонкими запястьями; лоб широкий, орлиный нос, довольно большой рот, монголоидный разрез карих глаз, выдающиеся на уплощенном лице скулы, светло или темно-желтая кожа, прямые черные волосы. Прозвище «краснокожие» североамериканские индейцы получили из-за бытовавшего среди них обычая натирать в торжественных случаях лица и тела красной охрой. Такими индейцев увидели и запомнили первые мореплаватели и первые переселенцы из Европы.

 

Классификация языков североамериканских индейцев. У индейцев существует легенда, согласно которой Творец, создавая мир, двигался с востока на запад. Он нес с собой множество языков и каждой появившейся группе людей давал особый язык. А когда дошел до внутренних районов материка, ему там так понравилось, что он решил не идти дальше. Языков у него осталось еще множество, и он просто разбросал их вокруг себя. Вот почему индейцы говорят на стольких языках.

И действительно, языки североамериканских индейцев весьма многочисленны и разнообразны. Определить их родство трудно — выделяют до ста языковых семей. Поэтому существует несколько полных и детальных классификаций языков североамериканских индейцев. Кратко можно выделить следующие основные языковые группы Северной Америки:

Эскимосско-алеутская семья, которая объединяет эскимосов и алеутов. Эти народы населяют северное побережье Северной Америки — от острова Кадьяка на Тихом океане до Лабрадора на Атлантическом, побережье Гренландии и острова Арктического архипелага.

Большая семья на-дене, племена которой сегодня живут преимущественно на северо-западе, главным

 

образом в Канаде. Это атапаски — группа, встречаю-щаяся от берегов Ледовитого океана до Мексики и от Тихого океана до берегов Гудзонова залива, тлинкиты и хайда (занимающие северо-западное побережье).

Северо-америндская семья. Ее наиболее многочисленную группу составляют языки алгонкинских племен, занимавших области от Атлантического океана до Скалистых гор, восточную и центральную Канаду, область Великих озер, кроме Эри и Онтарио, долины среднего течения Миссисипи и Огайо. И сегодня в Канаде живет довольно значительное число алгонкинских племен (кри, делавары, оджибве). К северо-аме-рипдекой семье относятся языки племени дакота, обитавшего в центральных районах материка, союза племен ирокезов, живших в прошлом к югу и востоку от Великих озер и прославившихся упорным сопротивлением англо-французской колонизации, обширной группы племен сиу, населявших бассейн Миссури и великие степи от Миссисипи до Скалистых гор и от Канады до Арканзаса.

Центрально-америндская семья, в которую входят viчыки калифорнийских пенути, племен чинук и якона, живших в бассейне реки Колумбия, и др.

Индейские племена, обитавшие на территории нынешних Соединенных Штатов, говорили на разных языках. Иногда представители соседних племен не могли даже понять друг друга. Чтобы преодолеть эти трудности, индейцы изобрели язык жестов, который оценивают сейчас как великолепную форму мимического языка. Первоначально язык жестов облегчал даже объяснения с белыми, пока большинство индейцев не мы учились английскому языку.

Потребности межэтнического общения привели к возникновению межплеменных жаргонов. Наиболее известный был в ходу на северо-западном побережье (Северной Америки от Аляски до Калифорнии. Позже, в XIX веке европейцы назвали его чинук и, вслед за индейцами, использовали при торговых сделках. Постепенно в него вошли исковерканные русские, французские и особенно много английских слов. На юго-востоке США, при контактах мускогов, алгонкинов,

 

 

ирокезов, сиу сложился язык мобиле, который стал средством межплеменных и торговых сношений от Флориды до Миссисипи. В области Великих озер при торговле пушниной между французскими торговцами и индейцами был в ходу жаргон на основе языка оджибве (чиппаев), а на юге страны ходил жаргон, основанный на языке команчей. Но не только английские слова входили в индейские языки межплеменного общения. Процесс был взаимным. Полагают, например, что широко известное «о'кей» вошло в американский английский из языка мобиле, сохранив свое первоначальное значение — «все в порядке».

 

Культура коренного населения арктической области Северной Америки. На побережье Гренландии, севере Канады и Аляске живут эскимосы, название которых на языке индейцев оджибве означает «поедатели невареного мяса».

Эскимосы создали специализированный и хорошо приспособленный к местным условиям тип хозяйства: рыболовство и охота на морского зверя (летом на лодках, зимой — у лунок на льду). Собирательство служило источником растительной пищи (ягоды, трава, коренья). Эскимосы издавна владели способами консервации продуктов, которые они коптили, вялили, сушили. Появление в колонизационный период мучной и других видов европейской пищи привел к появлению среди эскимосов ранее неизвестных им болезней — авитаминоза, рахита, лечить которые они не умели.

 

Охота на морского зверя велась с помощью гарпуна с отделяющимся наконечником и надутым пузырем из шкур морских животных, который не позволял утонуть добыче. Для охоты на других животных и птиц и кимосы использовали лук со стрелами, силки, ловушки, капканы. Рыбу доставали с помощью острог, ловушек.

Добытые животные и рыба использовались во всех сферах хозяйства и быта: мясо и жир служили пищей, жиром отапливали и освещали жилища, из шкур (преимущественно оленьих) делали одежду, постели, из костей — орудия труда. Интересно, что дерево эскимосы либо приобретали во время сезонных откочевок к лесным районам, либо собирали выброшенные на берег морским течением стволы деревьев.

Летнее жилище представляло собой конус из жердей, покрытый шкурами и берестой наподобие чума. Зимнее — землянку с одним или двумя жилыми помещениями и хозяйственным тамбуром. Временным жилищем во время охотничьих экспедиций было легендарное «иглу» — круглая постройка из снежных блоков, внутри которой из пологов-шкур сооружалась жилая камера. Ну а внезапно настигшую пургу в крайнем случае можно было переждать, зарывшись в снег с собаками.

Летняя одежда эскимосов состояла из шкур в один слой, зимняя — из двухслойных шкур мехом внутрь и наружу и делалась в основном из меха оленей. Меховые рубаха с капюшоном, штаны, мокасины, подвязы-

 

вавшиеся к поясу, рукавицы, привязывавшиеся к рукам, украшенные разноцветным мехом, бисером довершали костюмный комплекс.

Передвигались эскимосы на нартах, запряженных собаками, или по воде на одиночном каяке или многоместном умиаке в поисках охотничьей добычи по огромным пространствам. Неоднократно отмечалась поразительная способность эскимосов, впервые увидевших географическую карту, быстро ориентироваться в ней и их умение точно, с большим количеством деталей рисовать на снегу или бумаге чертежи известных им районов.

Искусна и высокохудожественна эскимосская резьба по кости и рогу (фигурки промысловых животных, собачьих упряжек, бытовые и праздничные сценки), орнаментация меховой одежды.

Среди эскимосов часто устраиваются певческие праздники и состязания. Досуг может проводиться в играх: у женщин — плетение пальцами рук различных фигур из «бесконечного», то есть связанного концами шнурка (аналог русской игры «снимать веревочку»), у мужчин — мяч, кости, бильбоке (ловля на острую палочку подбрасываемых предметов с отверстием).

 

Северная лесная область объединяла многочисленные алгонкинские и атапаскские племена. Занимали они северо-восток, центральную и северо-западную части Северной Америки.

Кочевые охотничьи племена принадлежали преимущественно к языковой группе атапасков (самоназвание дене). Их промысловой добычей были североамериканские лось и олень. Охота на них велась загонная или пассивная с помощью ловушек. Именно индейцам этих областей принадлежит открытие пеммикана — консервов, которые состояли из сушеного мяса, костного мозга, жира и хранились в берестяных коробках до трех лет. Эта пища, предназначенная для длительных охотничьих походов, сразу же привлекла внимание европейцев. Основываясь на этой идее и технологии, переселенцы и «изобрели» известные всем нам мясные консервы.

 

Жили атапаскские племена в легких жилищах, сделанных из древесной коры. В каноэ из коры дене ловили рыбу по большим рекам и Канадским озерам. Зимой кии передвигались на собачьих упряжках или на лыжах.

Сегодня остатки атапаскских племен Аляски и Канады живут в нескольких резервациях.

Распространенная здесь одежда из кожи и меха оленей стала символом индейской одежды вообще. Именно этот облик в первую очередь истает в сознании обывателя, когда речь заходит об индейцах Северной Америки. Итак, зимой— меховая, летом— замшевая рубаха (у мужчин - до колен, у женщин— до щиколоток), штаны, мягкая обувь (ноговицы или мокасины), перчатки даже летом (от гнуса) со сложной opнаментацией кусочками меха, волосом оленя, иглами дикобраза, почти обязательное украшение из перьев: у простых охотников — из

одного-двух ястребиных или орлиных, у вождей племен пли старейшин — сложные перьевые уборы.

 

Северо-западное (тихоокеанское) побережье Северной Америки. Это суровый, но щедрый на рыбу (кету, горбушу, чавычу, которые входят не менее двух раз в год и реки метать икру) и морских зверей (каланов, котиков, тюленей, моржей, которых привлекала рыба) край. Географические особенности облегчали промысел и человеку хищным животным (медведям, волкам, лисам), которые становились предметом охоты человека.

На Алеутских островах и на Аляске жили и живут племена алеутов, близкие по языку эскимосам, а севернее тлинкиты (начиная от Медной реки), хайда и нутка (па островах Королевы Шарлотты), цимшиан

(в Британской Колумбии), прибрежные селиш (в американском штате Вашингтон) и чинук, живущие на границе штатов Вашингтон и Орегон. И хотя эти племена относятся к разным языковым группам, их объединяет основной способ ведения хозяйства — рыболовство. Сетями и вершами они ловили треску, камбалу и лосося. Северо-западные индейцы охотились и на морских выдр, тюленей, китов. Водоросли, ягоды, корнеплоды, которые собирались на берегу, дополняли рацион питания.

Эти индейские племена строили деревянные дома (например, огромный дом народности селиш длиной 160 метров), лодки — целые корабли до 15-22м в длину, вырезали из дерева обрядовые маски, ритуальные предметы. Резные тотемные столбы — еще один символ североамериканских индейцев — вкапывались в землю перед домами и изображали «тотемных предков»— воронов, орлов, китов и усопших вождей.

Регулярно устраивались празднества в честь покровителя-тотема с потлачем — церемонией раздачи подарков приглашенным. Это был важный ритуал в жизни индейских племен всего побережья Тихого океана от Орегона до Аляски. Раздача подарков сопровождалась многодневными пирами, танцами, пением, атлетическими соревнованиями, азартными играми и рассказами по вечерам у очага. У индейцев северозападного тихоокеанского побережья существует предание о первом потлаче. Когда дочерям Золотого Орла удалось совершить то, что было не под силу лучшим охотникам — подстрелить необыкновенную птицу — они ознаменовали это событие праздником, на котором одарили ее радужным разноцветным опереньем всех приглашенных птиц. Каждая получила тот цвет, который ей полагалось носить. Так и произошел первый потлач, когда те, кого пригласили, получили подарки от тех, кто пригласил.

Индейцы северо-запада славились своими тканями, сырьем для которых служила собачья шерсть (на юге) или шерсть горных коз (на севере). Самым известным изделием тлинкитских ткачих являются накидки — так называемые чилкаты.

 

В жизни северо-западных индейцев большую роль играл обмен, даже были изобретены «деньги» (пластинки из чистой меди). В их обществах существовали элементы первобытного рабства. Рабами становились плененные в войнах иноплеменники. Оружием служили стрелы, деревянные копья с медными наконечниками. Головы и тела воинов оберегали деревянные шлемы и доспехи.

 

Калифорния. Калифорнийские разноязыкие семьи индейцев хока, пенути, алгонкинов, шошонов, атапасков, юки живут южнее северо-западного побережья, в североамериканском штате Орегон и далее на северо-западе Мексики.

До появления европейцев главными занятиями индейцев были сбор съедобных растений, охота (преимущественно на оленей с помощью лука и копья), рыболовство. Калифорнийские индейцы собирали желуди, каштаны, коренья, разные лесные плоды, дикий овес. Пищу (кашу и супы) они варили в водонепроницаемых корзинках, опуская в них раскаленные камни. Калифорнийские племена владели редкостным гончарным мастерством. Минимальная одежда (набедренные повязки) п примитивные жилища (полуземлянки или конические сооружения, крытые корой) объясняются особенностями благодатного климата Калифорнии.

Калифорнийцы жестоко пострадали от европейской «цивилизации». В XVIII веке — от францисканских миссионеров, а в первой половине XIX столетия, когда и их земле было найдено золото, от тысячи золотоискателей, которые уничтожили не только своеобразную культуру калифорнийских индейцев, но и их самих. Сейчас малочисленные группы калифорнийских индейцев разбросаны по 116 резервациям (территории принудительного расселения индейцев Северной Америки, где они живут под строгим контролем правитель-ственных агентов).

 

Лесные области востока Северной Америки. Южнее Великих озер от Миссисипи до Атлантического побережья раскинулись широколиственные леса с мяг-

 

 

ким и влажным климатом. Здесь были расселены разноязыкие племена — делавары, могикане (алгонкинская семья), аппалачи, семинолы (мускогская группа), ирокезские племена, некоторые племена сиу. Многие из них знакомы читателям по романам Фенимора Купера.

Алгонкинские племена всегда играли видную роль в истории северо-восточной части североамериканского континента. Названия алгонкинских племен носят многие города, штаты США и другие географические объекты на территории (Манхэттен в Нью-Йорке, Майами, Чикаго, Миссисипи, Миссури и т. д.). Алгонкинского происхождения и большинство индейских слов, ставших международными — томагавк (ударное или метательное оружие в виде топорика), вампум (пояс, украшенный нитками бус, который служил украшением, меновой единицей, а также как средство передачи сообщений), вигвам (жилище), скво (женщина), мокасины (обувь), тобогган (бесполезные сани).

К алгонкинским племенам относятся и живущие южнее ирокезов делавары (самоназвание лени ленапе, то есть «настоящие люди»). Алгонкинские делавары еще до прихода белых создали собственную систему пиктографического (рисунчатого) письма.

Здесь сложилась Конфедерация Повхатана, объединявшая в XVI и XVII веках алгонкинские племена современной Виргинии. Конфедерация была тогда настолько сильной, что англичане по своей инициативе признали право вождя Повхатана на владение Виргинией и, как символ признания, прислали ему из Лондона королевскую корону. Позднее дочь Повхатана — прекрасная Покахонтас — вышла замуж за британского дворянина, который по достоинству оценил ее обаяние и ум, и уехала с ним в Лондон. Но через несколько лет индейская принцесса заболела туберкулезом и умерла. Ас ее смертью окончилось перемирие между виргхгнскими алгонкинскими племенами и англичанами. После многочисленных сражений воины Конфедерации были побеждены, и союз племен распался.

У берегов Мексиканского залива и в глубине континента, главным образом по нижнему течению реки Миссисипи, мы находим важную юго-восточную груп-

 

 

и у индейских племен мускогской языковой группы (племена крик, чоктав, чикасов). Они возделывали поля, жили в больших укрепленных деревнях, которые первые европейцы часто именовали индейскими городами. На центральной площади города происходили все важные совещания, совершались религиозные обряды.

В середине XVIII столетия здесь сложилась Крикская конфедерация. До изгнания криков за Миссисипи она объединяла 50 «городов», обитатели которых говорили на шести различных языках. С образованием Соединенных Штатов, все мускогские племена были согнаны со своей территории и переселены далеко на запад.

Одной из самых значительных групп индейских племен, обитающих на востоке Северной Америки, являлись ирокезы. В доколумбову эпоху ирокезы жили на территории ряда штатов нынешних США— в Пенсильвании, Огайо, Нью-Йорке, а также вокруг Великих озер — Онтарио и Эри — и по берегам реки Святого Лаврентия. Они были оседлыми земледельцами, выращивали кукурузу, табак, бобовые, тыкву, подсол-печник, занимались также рыболовством и охотой. Между кукурузой высаживали фасоль и тыкву, так как, согласно легенде индейцев онейда, они муж и жена и их нельзя разлучать. Из кленового сока варили сахар.

Охотились ирокезы на оленей, лосей, выдр и бобров. Из звериных шкур они шили себе одежду. Умели обрабатывать медь, которая шла на изготовление ножей. Не зная гончарного круга, владели гончарным искусством. Жили ирокезы в деревнях, состоявших из нескольких десятков «длинных домов». В помещениях en I х домов жили отдельные семьи, и у каждой был свой I > чаг.

Наименьшей общественной единицей ирокезов была овачира, члены которой— обитатели одного «длинного дома» — вели свое происхождение от одной прародительницы. Во главе каждой овачиры стояла старшая из женщин. Несколько овачир составляли ирокезский род. Несколько родов одного племени объединялись во фратрию (греч. — «братство»). Роды од-

 

ной фратрии считались братскими, роды разных фратрий одного и того же племени считались состоящими в двоюродном родстве. Брак между членами рода и фратрии был строжайше запрещен.

У каждого рода было свое имя, полученное от тотемного животного (например, в племени тускарора было восемь родов: Серый Волк, Медведь, Большая Черепаха, Бобр, Желтый Волк, Кулик, Угорь, Маленькая Черепаха). Эти восемь родов, соединенных в две фратрии, образовывали племя. И такая схема общественной организации (овачира): род— фратрия — племя — была когда-то характерна для всех почти индейцев Америки. Но лишь несколько племен создало конфедерации, подобно ирокезам.

Наивысшей формой общественной организации был Союз, или Лига, ирокезов — конфедерация пяти ирокезских племен: онондага, кайюга, могауков, оней-да и сенека. В 1570 году их объединил вождь ононда-гов Гайавата. Это имя прославил американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло. А прекрасный перевод «Песни о Гайавате» подарил русским читателям Иван Бунин.

Гайавата как историческое лицо был современником русского государя Ивана III. «Песнь о Гайавате» рисует перед нами образ мужественного борца за счастье «...всех племен и всех народов».

Создав мощный «Союз пяти племен», он открыл индейским племенам путь к мирному существованию, присоединиться к которому предлагалось всем индейским народам. В 1722 году такой возможностью воспользовалось одно из племен ирокезской языковой группы, жившее тогда южнее — в Северной Каролине, племя тускарора, переселившееся на территорию Лиги. С этого времени Лига стала союзом «шести племен». Тс племена, которые не присоединились к Лиге, платили ей дань. Некоторые племена, например воинственные гураны, выступали против засилья ирокезской конфедерации. Но могучий союз «шести народов» сокрушил сильное племя гуронов.

Какова была жизнь Гайаваты после создания союза племен, нам неизвестно. Существование самого

 

союза окончилось вместе с теми племенами, которые его создали, под натиском европейцев и победным шествием американской цивилизации.

В поэме реальные исторические события сочетаются с легендарным материалом. Здесь Гайавата — не человек, а полубог. Он вождь, защитник своего народа, его пророк, учитель. Он несет своему народу знания о ремесле, искусствах, борется со злом, ложью, насилием. Таким он остался в памяти своих единоплеменников.

Лонгфелло создал прекрасную поэму о жизни героя, впитавшего в себя историю целого народа. Первые песни поэмы в иносказательной форме рисуют нам борьбу первобытного человечества за существование. Гайавата, то есть человек, дарит миру хлеб (маис — кукурузу). В этом состоит его первый подвиг, выводящий полудикого обитателя земли на путь культуры. За этим следует изобретение искусств и в особенности ремесел. В образах зверей — друзей Гайаваты — проходит перед нами картина приручения животных. Сватовство Гайаваты дает нам картину родственного объединения, союза отдельных племен, помогающего им сплотиться для совместного труда и борьбы. Ловля птиц Гайаватой рассказывает нам о первых днях охоты, а изобретение Гайаватой письменности — о завоевании человечеством нового средства общения. Гайавата выступает также в роли врачевателя. Те песни, и которых рисуется борьба Гайаваты с преступниками, намекают на зачатки правосудия, карающего нарушителя интересов племени или рода. Таким образом, поэма художественными средствами отражает историю человечества.

 

Прерии. К западу от Мисиссипи до Скалистых гор ищутся травянистые холмистые степи, получившие название прерии, что означает «большая травянистая равнина» (франц.). Среди прерийных индейцев в первую очередь заслуживают упоминания многочисленные племена большой языковой семьи сиу (от оджибвеского) — «змеи», «гады»; самоназвание —дакота — (союзники»). К сиу принадлежали ассинибойны, айвы, омаха, собственно дакота и др. Кроме племен,

 

говорящих на сиу, в прериях жили племена алгонки-нов (чейены, арапахо), «черноногих» (команчи) языковой группы шошонов. Все они стали неотъемлемыми героями книг и фильмов про ковбоев.

В начале XVI века, когда в Северной Америке появились первые европейцы, здесь насчитывалось примерно 400 индейских племен. До прихода европейцев индейцы жили на крайнем востоке прерий по течению больших рек, где занимались примитивным земледелием (чейены на реке Ред-Ривер в Северной Дакоте) или охотились (команчи).

Вся жизнь прерийных индейцев была связана с двумя животными — бизоном и лошадью. Бизон давал мясо для «консервов» — пеммикана, шкуры для конусообразных палаток — типи, одежды и обуви. Охота на бизонов была коллективной, загонной. Основным оружием индейцев доколумбовой эпохи был лук из рога или твердого дерева и длинные копья с каменными наконечниками.

В середине XVI в. европейцы завезли в Северную Америку лошадей. Лошади, вырвавшиеся на свободу из испанских скотоводческих ферм и одичавшие в прериях, получают в Америке название мустангов. Индейцы быстро привыкли к ним, приручили, научились ездить верхом. На лошадях они покорили прерии, заселив их всего за несколько лет уже в послеколумбову эпоху. Только тогда и родился прерийный индеец. Культура прерийных индейцев — самая молодая индейская культура Северной Америки.

Лошадь играла важную роль в жизни и хозяйстве индейцев. Она неизмеримо повысила продуктивность охоты на бизонов. В результате индейцы постепенно отказались от своего прежнего образа жизни и стали кочевниками.

Вся одежда мужчин и женщин изготовлялась из выделанных бизоньих шкур. Основным будничным одеянием мужчины была набедренная повязка и ноговицы, закрывающие ноги выше щиколоток. Мужчины и женщины обувались в мокасины, богато украшенные иглами дикобраза. Женщины носили длинные прямые одеяния из замши. Боевые рубахи, украшен-

 

 

ные скальпами носили только вожди и самые прославленные воины племени.

Но самым великолепным украшением прерийных индейцев была налобная повязка с орлиными перьями, которых могло насчитываться до пятидесяти штук. Каждое птичье перо в повязке означало какой-нибудь мужественный поступок воина, носящего это украшение. Перья были по-разному окрашены и особым образом подрезаны. Налобные повязки были своего рода орденскими ленточками прерийных индейцев. Носили их вожди и великие воины. Воины, кроме того, украшали себя ожерельями из когтей гризли. Основным орудием охоты и оружием индейцев прерий оставался лук. В бою прерийные индейцы защищали себя щитами из оленьей или бизоньей кожи.

Индейцы прерий не отличались особой воинственностью. Свою первую оборонительную войну они начали только после того, как белые вопреки договорам стали лишать индейцев последней принадлежавшей им земли.

11аименыпей общественной ячейкой у прерийных индейцев, как и всюду, был род. Индеец принадлежал либо к роду своей матери (например, у вороньих индейцев), либо к роду отца. Взрослые мужчины объединились в особые «мужские» общества.

Колдуны, шаманы пользовались большим уважением Главной их обязанностью было общение с духами, и ото рое позволяло им врачевать больных, руководить религиозными обрядами, предрекать будущее, отвращать непогоду с помощью шаманского бубна и трещотки.

Индейцы верили, что шаман является носителем той сверхъестественной всеобъемлющей магической силы, которая у племен алгонкинской языковой группы называлась манито или манидо. Из манито некоторые авторы «романов об индейцах» сделали верховного бога прерийных индейцев или какого-то «Великого духа», которого в действительности индейцы, не знали Прерийные индейцы почитали мать-землю, могучий гром и особенно солнце.

Самобытная культура охотников прерий просуществовала до середины XIX в., до прихода сюда евроиен пен охотников за бизоньими шкурами, которые за

 

50 лет (зафиксирована даже дата гибели последних особей— 1881г.) полностью истребили всех бизонов. Также исчезновению бизонов способствовало строительство через прерии и Скалистые горы Тихоокеанской железной дороги (1869). Она изменила привычный образ жизни этих животных — разбила «тропу бизонов», по которой они мигрировали осенью на юг, где было теплее, а весной возвращались на север. В 1870г, к югу от железной дороги не осталось ни одного бизона.

Отношение индейских племен к добыче и животным отражено в одной из легенд. В ней рассказывается о молодом воине, дух-покровитель которого — Великий лось — внушал ему: «Никогда не добывай добычи больше, чем тебе требуется» Но однажды юноша ослушался этого совета. В ожидании суровой зимы, оп убивал зверей до тех пор, пока случайно не убил и своего духа-покровителя. Атак как жизнь их была связана воедино, сразу же после этого погиб и он сам. Бездумное, молниеносное уничтожение величественных животных, которые были частью мира индейцев, нанесло непоправимый удар по их культуре.

Но не только уничтожение бизонов погубило культуру прерийных индейцев. Прерии погубил и плуг. Существует предание, о том, как в конце XIX в. некий фермер в Северной Дакоте во время распашки земель увидел старого индейца из племени сиу, который стоял и внимательно следил за плугом, вминавшим в землю сочную траву, некогда кормившую тучные многочисленные стада бизонов. Индеец пощупал распаханную борозду и сказал: «Плохой земля вверху, худо». И удалился. Долгие годы эта история рассказывалась как смешной анекдот. А сегодня в Северной Дакоте на шоссе №10 на том самом месте, где находилось поле фермера, стоит указатель, на котором начертаны слова сказанные стариком индейцем. Они напоминают белому о мудрости коренного жителя страны, ибо в этих местах бездумная распашка земли необратимо погубила некогда богатые прерии.

Когда-то независимые и гордые племена были либо почти полностью уничтожены, либо перемещены в резервации.

 

 

Юго-запад США и север Мексики (область Пуэбло). С Калифорнией соседствует американский штат Аризона, а с Аризоной— штат Нью-Мексико. Оба штата населяют так называемые юго-западные индейцы. На этой географически единой территории живут юто-ацтекские народы (папаго, пима, зуньа) и воинственные атапаски (навахи, апачи) — две в культурном отношении значительно отличающиеся друг от друга индейские группы. Племя навахов — сегодня самая многочисленная индейская народность США более 200 тыс. чел.), живущая более или менее изолированно в самой крупной из современных индейских резерваций. Близкие родственники и соседи навахо — апачи.

На юго-западе США сохранились поселения и другой индейской группы— жителей особых каменных, вплотную приставленных друг к другу жилищ, которые носят с ними одно название — пуэбло (от испанского «поселение», «народ»). Это и есть последняя, высшая ступень в развитии доколумбовых культур Северной Америки. Если у ирокезов численность племен и редко превышала 4 — 5 тыс. человек, то здесь одно поселение объединяло до 4 тысяч человек, центральное поселение нередко превращалось в город-крепость— единое здание, вмещавшее все население центра, жилые и хозяйственные постройки.

Индейцы пуэбло сооружали разветвленные оросительные системы. Основной их земледельческой культурой была кукуруза. Кроме того, культивировались тыква, красный стручковый перец, салат, фасоль, табак. Поля возделывались деревянной мотыгой. Охота пыла для них лишь дополнительным источником пропитания, одним из мужских занятий. Мужчины также ткали хлопковые ткани и изготовляли оружие. Женщины же возделывали поля. Постройка жилищ была тоже исключительно женским делом. Индейцы пуэбло были замечательными гончарами, хотя, как и все остальные группы индейского населения Америки, до прихода первых европейцев они не были знакомы с гончарным кругом. Производством керамики мужчины и женщины занимались сообща.

 

 

Жители каждого пуэбло делились на ряд родовых групп. Названия им давались обычно по имени какого-либо животного или растения. И этот тотем все члены рода считали своим древним предком. Религиозные представления были неразрывно связаны с земледельческими навыками. Важнейшие события жизни в сознании индейца пуэбло были связаны с кукурузой, дарительницей жизни. Главными божествами считались Солнце и Мать-Земля. Немалую роль в жизни пуэбло играли ритуальные танцы, из которых важнейшим был так называемый танец змей. Это был ритуальный акт поклонения змеям — легендарным предкам индейцев. Священнослужители танцевали, зажав в зубах гремучую змею, и никогда не случалось так, чтобы во время танца эта опасная змея ужалила кого-либо. По окончании обряда женщины обсыпали гремучих змей зернами кукурузы.

Сегодня на огромном материке, который Маяковский называл «отколотой половиной Земли», большинство коренных жителей живет в резервациях — часто небольших и малопригодных для жилья землях, куда они были загнаны уговорами, хитростью, силой. В США, например, резервации занимают лишь 2% территории страны для 700 тыс. индейцев.

 

Индейцы в городах. Индейцы южных и восточных районов были оттеснены в ходе колонизации в резервации западных малозаселенных районов США и Канады. Тех из них, кто покинул резервации и оказался в городах или на фермах, выдавая себя за белых, называют «невидимыми индейцами».

В целом североамериканские индейцы с трудом приспосабливаются к особенностям городской европеизированной жизни: учету времени, пользованию транспортом, магазинами, правилам городской жизни. В этом была основная причина того, что их не использовали как рабов в период ввоза рабов с африканского континента. В силу исторического развития многие индейцы имеют иную, чем у белых, систему моральных ценностей. Они не раздумывая делятся с собратом всем, что имеют сами, не придают значения на-

 

коплению денег, с трудом принимают идеи бережливости и борьбы за работу, должность, статус. Американская фольклористка Полин Джонсон записала индейскую легенду о юноше Шак-Шаке, «заболевшем» недугом стяжательства. Верховные боги превратили его за это в страшного змея, которого победил герой, вооруженный чистотой и щедростью. Для индейцев жадность и накопительство — презреннейшее из состояний, порок, для которого в индейских языках есть специальное название — «недоброта белого человека».

Не принимается ими и трудовая этика. Для них труд— не товар, а свобода, предоставляемая и принимаемая деятельность. Ловкие и смелые, они были незаменимы, например, при строительстве знаменитого моста «Голден гейт бридж» в Сан-Франциско, работая верхолазами, монтажниками, то есть там, где нужно умело совершать точные, тонкие движения. Но подрядчикам приходилось к ним приспосабливаться — индейцы не выносят окриков и не подчиняются им.

Не все виды работы приемлемы для индейцев. Привыкнув к сезонной работе в резервациях, к свободному времени для посещения друзей, участия в ритуальных праздниках, в городах они совершенно не готовы к восьмичасовому рабочему дню. Оторванные от семьи и друзей в чужом мире, они испытывают еще большие трудности, чем в резервациях.

У индейских детей свои проблемы. Утратив связь индейской культурой, они становятся «асфальтовыми индейцами». Опыт стариков в городе не востребован, они уже не учат молодежь «как быть индейцем». Часто, уйдя в город, через какое-то время индеец возвращается в резервации с мыслью о сохранении индейской культуры, которая еще может удержаться в резервациях, ставших своего рода этноубежищами.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1381; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь