Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Праздники великие со знаком креста в круге



Об этих праздниках в Типиконе сказано: «Им же бдение и вся служба праздника совершается по уставу». Эти праздники разделяются на три отдела: 1. Господские, 2. Богородичные и 3. Святых великих. Господские и Богородичные великие праздники иногда обедняются под общим названием «Двунадесятых праздников», потому что их числом всего двенадцать. Двунадесятые праздники суть следующие:

1. Рождество Пресвятыя Богородицы — 8 сентября,

2. Воздвижение Креста Господня — 14 сентября,

3. Вход во храм Пресвятыя Богородицы — 21 ноября,

4. Рождество Христово — 25 декабря,

5. Крещение Господне, или Богоявление — 6 января,

6. Сретение Господне — 2 февраля

7. Благовещение Пресвятыя Богородицы — 25 марта,

8. Преображение Господне — 6 августа,

9. Успение Пресвятыя Богородицы — 15 августа. Все эти праздники неподвижные. Кроме них есть еще три двунадесятых праздника подвижных:

10. Вход Господень во Иерусалим, празднуемый за неделю до Пасхи,

11. Вознесение Господне — в 40–ой день после Пасхи (четверг 6–ыя седмицы) и

12. Пятидесятница, или Сошествие Св. Духа (Троицын–день) в 50–ый день по Пасхе.

Службы неподвижным двунадесятым праздникам находятся в Месячной Минее; служба Входу Господню во Иерусалим — в Триоди Постной, службы Вознесению и Пятидесятнице — в Триоди Цветной. Праздник Пасхи, как «праздников праздник и торжество торжеств», высочайший из всех, не находится в числе двенадцати. Из этих двенадцати праздников 7 Господских, 4 Богородичных, а один — Сретение Господне занимает особое положение: он и Господский и Богородичный в одно и тоже время, но по основным уставным особенностям он принадлежит к числу Богородичных праздников.

К числу великих бденных праздников принадлежат еще праздники в честь святых. Таковы:

1. Рождество св. Иоанна Крестителя — 24 июня,

2. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя — 29 августа,

3. Святых первоверховных апостол Петра и Павла — 29 июня.

Кроме того, в Российской Церкви к разряду великих бденных праздников отнесен еще праздник

4. Покров Пресвятыя Богородицы — 1 октября, не принадлежащий к числу двунадесятых. К числу великих бденных праздников принадлежит также,

5. Обрезание Господне и память св. Василия Великого — 1 января.

Основной уставной особенностью и отличием великих праздников, от праздников средних, имеющих бдение, является то, что средним праздникам как указывает 47–ая глава Типикона, «прилагается канон Богородицы на утрени», а в великие праздники поются на утрени каноны только праздничные, а Богородице отдельного канона нет. Другая существенная особенность одних только двунадесятых праздников (но не всех великих) та, что на утрени, вместо «Честнейшую», поются на 9–ой песни особые припевы праздника, а на литургии, вместо «Достойно есть» — Задостойник — ирмос 9–ой песни канона. Характерной особенностью Господских двунадесятых праздников являются особые праздничные антифоны на литургии и входный стих, а также то, что в праздники Господские, случившиеся в воскресение, отменяется служба воскресная и поется вся служба лишь праздника. В праздники же великие Богородичные и святых, а также и в праздник Сретения Господня, если они придутся в воскресение, служба им соединяется со службой воскресной. В великие Господские праздники положены особые отпусты после службы, которые помещаются в Служебнике. В первый день Господского праздника также положена Великая вечерня со входом и Великим прокимном. Но если праздник придется в субботу, то великий прокимен поется накануне в пяток, ибо в субботу всегда бывает прокимен: Господь воцарися.

Великие праздники Господские, Богородичные и святых имеют еще ту особенность, что молитвословия, прославляющие данный праздник, имеются не в одном только последовании на самый день праздника, но и в последованиях некоторых предшествующих и последующих дней. Дни, предваряющие праздник, в которые праздник уже начинает воспеваться, называются предпразднством, дни, последующие за праздником, в которые праздник продолжает воспеваться, называются попразднством. Большинство великих праздников имеют по одному дню предпразднства и по несколько дней попразднства, обыкновенно прославляются главные участники, виновники события, прославляемого в самый день праздника. Так, напр., на другой день после Рождества Пресвятой Богородицы — 9 сентября, — прославляются родители Ее, свв. прав. Иоаким и Анна; после Рождества Христова, — 26 декабря, — празднуется Собор Пресвятой Богородицы; после Крещения Господня, — 7 января, — празднуется Собор св. Иоанна Предтечи; после Сретения Господня, — 3 февраля, — прославляются свв. прав. Симеон Богоприимец и Анна пророчица; после Благовещения, — 26 марта, празднуется Собор св. Архангела Гавриила. Службы этим святым присоединяются к службам, прославляющим праздничное событие. Число дней попразднства у разных праздников неодинаково: оно зависит от следующих за ними праздников или наступления поста и бывает то один день, то четыре, то шесть, то семь, то девять. Праздник Пасхи продолжает праздноваться целых сорок дней до праздника Вознесения Господня, причем отдание Пасхи соединяется с предпразднством Вознесения Господня.

Характерной особенностью отдания праздника, по сравнению с остальными днями попразднства, является то, что поется служба только праздника. Со службой отдания может соединяться только служба такого святого, которому положено бдение, или полиелей, или славословие. Служба же дневного святого будничного переносится на день раньше, накануне отдания. В день отдания праздника не совершается всенощное бдение, не бывает на вечерни входа и чтения паремий, а на утрени — полиелея, величания и Евангелия, но на 9–ой песни, вместо «Честнейшую» поются припевы праздника, «яко же на самый праздник», и утреня заканчивается «Великим славословием». На литургии не бывает праздничных антифонов, но поется прокимен, аллилуарий и причастен праздник. В отдание только Богородичных праздников читается еще праздничный Апостол и Евангелие.

Рассмотрим особенности празднования великих праздников в том порядке, как они следуют в Типиконе, начиная с сентября месяца, который является первым месяцем церковно–богослужебного года.

Месяцеслов

Сентябрь

8–го сентября — Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день празднуется рождение Пресвятой Девы Марии от свв. праведных Иоакима и Анны в галилейском г. Назарете. Св. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а св. Анна из архиерейского рода Ааронова. Дева Мария дарована была им в глубокой старости, после усиленных молитв их о разрешении неплодства Анны. Имя Мария в переводе с еврейского языка на русский значит: «высокая», «превосходящая» или «госпожа». Праздник Рождества Пресвятыя Богородицы имеет день предпразднства и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября.

14–го сентября — Всемiрное воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Этот праздник совершается в воспоминание двух событий: 1. Обретения животворящего креста Господня св. праведной царицей Еленой, матерью имп. Константина Великого, в 326 г. в Иерусалиме и 2. возвращения его от персов в 628 г. при греческом имп. Ираклии, после того, как в 614 г. персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, разграбил храм Воскресения и вместе с другими сокровищами похитил крест Господень.

В этот день совершаются особые священнодействия. По Уставу после отпуста малой вечерни из сосудохранительницы выносится крест Господень и с чтением предначинательных молитв и пением тропаря и кондака полагается на престол на место Евангелия, которое поставляется на горнее место. Теперь, обыкновенно, крест полагается на блюде перед Малой вечерней на жертвеннике, а после Малой вечерни переносится иереем на главе на престол. Крест украшается при этом васильками или другими цветами. На утрени: не бывает выхода на полиелей и величание на середину храма: величание поется в алтаре перед крестом, лежащим на престоле, и в алтаре же читается и Евангелие. Далее служба идет по уставу, а после Великого славословия, при пении последний раз «Святый Боже» протяжным похоронным напевом крест выносится из алтаря священником или архиереем на главе северными дверями, подносится к царскими вратам с возглашением: «Премудрость прости», а затем полагается среди храма на аналое. При троекратном пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя» вокруг креста совершается каждение, после чего в соборных храмах и монастырях совершается воздвижение креста и осенение им народа на все четыре стороны при многократном пении: «Господи помилуй». Диакон при этом произносит особую ектению, на каждое прошение которой поется 100 раз «Господи помилуй». Самое воздвижение состоит в том, что священник или архиерей осеняет крестом ту сторону, для которой бывает воздвижение (сначала восток, потом запад, затем юг, север и опять восток), трижды, затем преклоняется, держа крест в обеих руках, до земли, пока голова его не будет отстоять от земли на одну пядь. Потом он снова «воздвизается горе», то есть поднимается. При этом священника поддерживают с обеих сторон прислужники, а архиерея старшие священники под руки. Как преклонение, так и возвышение совершается медленно, пока пропоют 100 раз «Господи помилуй»: преклонение должно совершаться при пении первой половины сотницы, то есть 50–ти раз «Господи помилуй», а возвышение при пении второй половины сотницы. При конце сотницы священник снова знаменует крестом трижды, а лик поет особенно громко последние три раза «Господи помилуй». Это должно напоминать, как при нахождении креста Иерусалимский патриарх Макарий взошел на возвышенное место и оттуда воздвигал крест на все стороны, чтобы все могли его видеть, а народ, повергаясь перед крестом, восклицал: «Господи помилуй». После пятого воздвижения поется: «Слава, и ныне…», и кондак кресту: «Вознесыйся на крест волею…» При пении кондака крест опять полагается на аналогий и совершается поклонение кресту. Поется трижды: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» сначала духовенством, потом ликами, причем на каждое пение творится земной поклон, какой бы день седмицы ни случился. Затем лики поют особые стихиры кресту, во время которых сначала духовенство, а затем и все молящиеся прикладываются ко кресту, творя перед ним по три земных поклона, как обычно, то есть два поклона перед прикладыванием и один поклон после прикладывания. Воздвижение креста не всегда совершается, а только в соборных храмах и монастырях: если воздвижения не было, то после тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждения сряду совершается поклонение кресту с пением: «Кресту Твоему…» Если совершалось воздвижение креста, то после поклонения кресту уже не произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», как обычно на бдении, а сразу говорится ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». При выносе креста полагается перезвон колоколов. Предстоятель, выносящий крест, все равно священник или архиерей, к моменту выноса креста облачается в полное облачение.

На литургии поются особые праздничные антифоны, произносится «входное» и вместо «Святый Боже», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Воздвижение Креста Господня, в память страданий Господа на кресте, день постный, в который не разрешается ядения не только скоромной пищи, но и рыбы. В первый день праздника положена Великая вечерня со входом и Великим прокимном. Воздвижение имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание 21 сентября.

Кроме дня предпразднства и дней попразднства, праздник Воздвижения имеет еще ту особенность, что суббота и воскресение, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и неделей пред Воздвижением, а суббота и воскресение, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и неделей по Воздвижении. В эти субботы и недели указаны на литургиях особые Апостолы и Евангелия, имеющие отношение к чествованию креста Господня, которые читаются на первом месте, прежде рядовых, а перед ними говорятся сообразные прокимны и аллилуарии. Животворящий Крест, вынесенный на середину храма, лежит на аналогии до дня отдания 21 сентября. В день отдания он, после отпуста литургии, вносится священником, при пении тропаря и кондака, в алтарь св. дверьми, полагается на престол с каждением, а затем убирается в сосудохранилище.

Октябрь

1–го октября — Покров Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. — Праздник этот, хотя и греческого происхождения, но только у нас в России получил значение великого праздника, не входя, однако, в число двунадесятых праздников. Установлен он в память того, как св. Андрей, Христа ради юродивый и ученик его Епифаний видели во время всенощного бдения во Влахернском храме в Константинополе Пречистую Матерь Божию, молившуюся за предстоящий в храме народ и простершую над ним Свой омофор. Этот праздник (936 г). не имеет ни предпразднства, ни попразднства, но на другой день, 2 октября, празднуется память св. Андрея, который удостоился этого видения. Праздник Покрова совершается или самостоятельно, или в соединении со службой св. ап. Анании и преп. Роману Сладкопевцу. На 9–ой песни припевов не положено, а поется, как обычно: «Честнейшую».

Ноябрь

21–го ноября — Вход во храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. (В просторечии называется Введение во храм, хотя это неправильно, так как Пресвятая Дева Сама взошла по ступеням в храм). — В этот день вспоминается, как свв. праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии, исполняя свой обет о посвящении Ее Богу, привели Ее, когда Ей исполнилось три года, в Иерусалимский храм, где встретил Ее сам первосвященник Захария и, по особому откровению Божию, ввел Ее в самое Святая Святых, куда и сам он мог входить только однажды в год. Праздник этот замечателен тем, что он является как бы преддверием Рождества Христова и, начиная с него, на всех праздничных утренях поется катавасия праздника Рождества Христова: «Христос раждается, славите…» Вход во храм Пресвятыя Богородицы имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства. Особенность его отдания 25 ноября та, что служба отданию соединяется со службой священномученика Климента Римского и св. Петра, архиепископа Александрийского.

Декабрь

25–го декабря — Рождество Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. — В этот день вспоминается рождение Господа нашего Иисуса Христа от Пречистой и Безневестной Матери Девы Марии в 5508 г. от сотворения мiра, в царствование римского императора Августа в Вифлееме Иудейском. По случаю всенародной переписи, Дева Мария со своим обручником старцем Иосифом пришли из Назарета, где они жили, в свой отечественный город Вифлеем, чтобы записаться. Так как в городе все было переполнено, они должны были поместиться в пещере, куда пастухи на зиму загоняли скот. Там и родился Спаситель мiра и был положен в яслях.

Праздник Рождества Христова — самый важный по значению из всех двунадесятых праздников и является вторым после Светлого Воскресения Христова. В Типиконе он тоже называется «Пасхой». К достойному празднованию его, как и к Пасхе, верующие подготовляются сорокадневным постом, который начинается 15 ноября. Этот пост не так, однако, строг, как Великий: на рыбу разрешается в праздник Входа во храм, во все воскресные дни до 20–го декабря и по вторникам и в четвергам, когда случится святый, которому правится полиелей. В понедельник, среду и пяток разрешается на рыбу, если случится бденный святой. Если же нет никакого праздника, то в понедельник, среду и пяток положено сухоядение, а во вторник и четверток разрешается на вино и елей. В субботы также разрешение на рыбу, как и в воскресные дни (см. Типикон, главу 33). В некоторые дни Рождественского поста, которые отмечены словом «Алиллуиа», совершается богослужение отчасти сходное с богослужением Великого поста и читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с земными поклонами. Праздник Рождества Христова имеет 5 дней предпразднства, начиная с 20 декабря, и 6 дней попразднства: отдание его бывает 31 декабря. Кроме того, в два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым празднуется память тех ветхозаветных праведников, которые спаслись верою в имеющего родиться Господа Иисуса Христа. Это так называемая — Неделя святых праотец. Следующая неделя, непосредственно перед Рождеством Христовым, называется Неделею святых отец, или Неделею пред Рождеством Христовым, и в нее совершается в дополнение к воскресной службе из Октоиха особая служба из Минеи, и также читаются особые Апостолы и Евангелия. Особый Апостол и Евангелие читаются также в Субботу пред Рождеством Христовым. Бывает различный устав службы в Неделю святых отец в зависимости от того, когда она случится: 1. вне предпразднства, то есть до 20 декабря 18–го или 19–го декабря, 2. внутрь предпразднства, то есть с 20 по 23 декабря, и 3. в самое Навечерие Рождества Христова 24 декабря: чем ближе к празднику, тем больше в службе предрождественских песнопений. Во все дни предпразднства на малом повечерии поется особый трипеснец и каноны, подобные трипесцам и канонам Страстной седмицы. Самый строгий день поста и совсем особенная служба полагается в самый канун Рождества Христова, который называется Навечерием, или Сочельником от слова «сочево», что значит кутия с медом. В Навечерие, если только оно не случится в субботу или воскресение, во 2–ом часу дня (по нашему в 8 часов утра) отправляются Царские часы 1–ый, 3–ий, 6–ый и 9–ый. На каждом из них бывает по 2 особых пророческих псалма, особые тропари, прокимен, паремия, Апостол и Евангелие. Евангелие выносится в самом начале на середину храма и полагается на аналогии, царские врата во всю службу, пока Евангелие не уносится в алтарь, остаются открытыми, на каждом часе совершается каждение на 1–ом и 9–ом часах полное, на 3–м и 6–м малое. С часами соединяются и Изобразительные. Затем в 7 часу дня, а по нашему в 1 час пополудни, совершается литургия св. Василия Великого, начинающаяся вечерней. После входа с Евангелием и «Свете Тихий», читается 8 паремий, причем после первых трех возглашается особый тропарь, конец которого: С ними же помилуй нас, поется чтецом и ликами, а после 6 паремии возглашается другой тропарь, конец которого: Жизнодавче, слава Тебе, также поется чтецом и ликами. После 8–ой паремии произносится малая ектения с литургийным возгласом: Яко свят еси, Боже наш:, вслед за чем следует Трисвятое и обычным порядком литургия св. Василия Великого. После литургии среди храма поставляется икона праздника с возжженным светильником, и священнослужители с народом славят перед иконой наступивший праздник пением тропаря: Рождество твое, Христе Боже наш… и кондака: Дева днесь пресущественнаго раждает

Вечером совершается Всенощное бдение, состоящее из Великого повечерия (так как Вечерня уже совершалась) и Утрени с первым часом. На Великом повечерии торжественно поется песнь св. пророка Исаии: С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. Повечерие заканчивается чтением Великого Славословия, после чего бывает выход на литию: совершается лития, литийная ектения, стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое по Отче наш, поется троекратно тропарь праздника с каждением, благословение хлебов и «Буди имя Господне», то есть все, как обычно бывает в конце праздничной бденной вечерни. Таким образом Рождественская вечерня как бы разделена на две половины: первая половина ее совершается перед литургией, в соединении с нею, а конец присоединяется к концу Великого повечерия на Всенощном бдении. Далее следует обычным порядком бденная Утреня и первый час. В самый день праздника совершается литургия св. Иоанна Златоустого, на которой поются особые праздничные антифоны и «входное», а вместо Трисвятого поется: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, Аллилуиа. Вместо «Достойно» — Задостойник.

Если Навечерие случится в субботу или воскресение, тогда этот порядок несколько меняется. Царские часы отправляются накануне в пятницу, причем литургии в ту пятницу после Царских часов не бывает. В день Навечерия служится обычным порядком литургия св. Иоанна Златоустого, а уже после литургии в 1 час дня, совершается отдельно Рождественская Вечерня, причем на ней после паремий и малой ектении с возгласом: «Яко свят еси Боже наш…» Трисвятое уже не поется, так как литургии дальше нет, а читается Апостол и Евангелие праздника, ектения сугубая: «Рцем вси…», читается молитва: «Сподоби Господи…», ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву», возглас: «Премудрость» и обычный отпуст, после которого славится праздник пением тропаря и кондака. Бдение также состоит из Великого Повечерия и Утрени с Первым часом, но в самый день праздника совершается тогда Литургия св. Василия Великого.

На следующий день 26–го декабря празднуется Собор Пресвятыя Богородицы. Вечерня бывает великая со входом и великим прокимном: Кто бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса, но утреня лишь славословная. В следующую субботу, именуемую Субботою по Рождестве Христовом, положены особые Апостол и Евангелие. Следующая неделя (воскресение) именуется Неделею по Рождестве Христовом, или Святых Богоотец. В нее совершается память святых и праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Если она случится уже по отдании Рождества Христова 1 января, то служба святым этим совершается на второй день праздника 26 декабря.

Начиная от первого дня Рождества Христова, 25 декабря, и кончая праздником Богоявления, 6 января (исключая день навечерия 5 января), бывает во все дни «разрешение на вся», то есть отменяется пост и в среду и в пятницу, отменяются также коленопреклонения в церкви и в келиях, как гласит об этом Типикон в последовании 25 декабря.

В дни Рождества Христова обычаем принято священнослужителям «славить праздник», обходя с крестом и молитвою дома своих прихожан.

Январь

1–го января. — Обрезание Господне. Память св. Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Начало гражданского нового года. Это восьмой день по Рождестве Христовом, почему в этот день и вспоминается исполнение над младенцем Иисусом закона обрезания, который установлен в знамение завета Божия с Авраамом и его потомством. Праздник этот имеет знак великого, но не принадлежит к числу двунадесятых. С ним соединяется празднование памяти св. Василия Великого, а потому служба совершается двойная: празднику и святителю. При совпадении с воскресным днем, воскресная служба предваряет и, вместо припевов на 9–ой песни Обрезанию и св. Василию, поется «Честнейшая». Катавасия на утрени праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно», которая поется с 1 января до отдания Богоявления 14 января.

Особой службы по случаю Нового Года в этот день нет. Новый год 1 января стал праздноваться у нас только с 1700 года. До этого он праздновался 1 сентября, когда и теперь еще празднуется Церковное Новолетие. Это начало индикта — периода времени в 15 лет, который принят христианским летосчислением со времени избавления Церкви Христовой от гонений при Императоре Константине Великом в 312 году. «Индикт» от латинского — indictio, значит наложение дани, налог. В Римской Империи каждые 15 лет установлялись размеры налогов.

6–го января — Богоявление, или Крещение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — Вспоминается как Господь на 30 году Своей жизни, пред выходом на Свое общественное служение человеческому роду, принял крещение от Иоанна в реке Иордане, Дух Святый сошел на Него в виде голубя, а Бог Отец голосом с неба засвидетельствовал о Нем, как о Своем Возлюбленном Сыне. В древности в Навечерие Богоявления совершалось крещение оглашенных, а так как крещение есть духовное просвещение, то самый праздник этот именуется иногда в Типиконе «Просвещением». Праздник Богоявления имеет четыре дня предпразднства — с 2 по 5 января — и восемь дней попразднства. Отдается 14 января. Cуббота и неделя пред Богоявлением называются в уставе Субботой и Неделей пред просвещением и в них положены особые чтения из Апостола и Евангелия.

Весь устав службы на Богоявление, как и в дни предпразднства, очень напоминает собой устав службы на Рождество Христово: схема всей службы почти одна и та же. В дни предпразднства так же поются на повечериях трипеснцы и каноны, напоминающие трипеснцы и каноны Страстной седмицы. Канун Богоявления, или Навечерие просвещения, так же именуется Сочельником. В этот Сочельник положена по уставу служба точно такая же, как и на Рождество Христово, то есть; Царские часы и литургия свят. Василия Великого, начинается Вечерней. Всенощное бдение так же состоит из Великого Повечерия и Утрени. Если Навечерие случится в субботу и воскресение, то так же, как и на Рождество Христово, Царские часы совершаются в пятницу, а в Навечерие бывает обычная литургия свят. Иоанна Златоуста и после нее Вечерня праздника отдельно, а литургия свят. Василия Великого совершается тогда на самый праздник.

Главной особенностью праздника Богоявления является Великое освящение воды, которое совершается дважды: 1) В Навечерие после заамвонной молитвы, но обычно где-либо на реке или на источнике, в воспоминание Крещения Господа от Иоанна во Иордане. Когда Навечерие придется в субботу или воскресение, Великое освящение воды совершается в конце Вечерни после просительной ектении. Великое освящение воды состоит из пения стихир: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя…» чтения трех паремий, Апостола и Евангелия, Великой ектении с особыми прошениями, молитвы, начинающейся словами: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» и троекратного погружения креста в воду с пением тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» Последование его изложено, как в Минее под 5–ым января, так и в Требнике. Освященной водой, которая называется «Великой агиасмой» (то есть «святыней» по гречески —??????? ), окропляется храм и дома верующих, которые затем обходит священник. Принято до освящения воды в Навечерие не в вкушать пищи, но самое вкушение пищи само по себе не рассматривается, как препятствие для того, чтобы пить освященную воду. В Навечерие Богоявления вообще положен строгий пост, и только, если оно случится в субботу или воскресение, «поста несть», то есть можно вкушать пищу до вечерни, по отпусте литургии, но пищу постную.

На следующий день по Богоявлении, 7 января, празднуется Собор св. Иоанна Крестителя. Следующая за праздником Богоявления суббота и неделя называются Субботой и Неделей по просвещении, и в них читаются особые Апостол и Евангелие.

Февраль

2–го февраля — Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — в храме Иерусалимском праведным Симеоном и Анною пророчицею. Это было в сороковой день по Рождестве Христовом, когда Пресвятая Дева Мария, согласно требованию закона Моисеева, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм для того, чтобы принести жертву об очищении Своем (хотя Она и не имела нужды в нем, как непорочно бессеменно родившая), для представления Младенца Богу и для выкупа за Него. Праздник Сретения — одновременно и Господский и Богородичный, но по уставным особенностям он относится более к числу Богородичных, ибо при совпадении его с воскресным днем, воскресная служба не отменяется, а предваряет службе праздника, как бывает в Богородичные двунадесятые праздники. Но Сретение, хотя и не имеет праздничных антифонов (поются «изобразительные и блаженны»), однако, имеет «Входный стих», как Господские праздники и имеет особый праздничный отпуст. Если Сретение случится в приготовительные недели к Великому посту, на утрени не положено петь обычного: «Покаяния отверзи ми двери…» а поется стихира праздника; но положенное в эти недели «На реках вавилонских» не отменяется. При совпадении Сретения с воскресным днем, не поются припевы праздника; песнопения воскресные предшествуют песнопениям Сретения. Катавасия Сретения: «Сушу глубородительную землю: », поется начиная с 15 января, сразу после отдания Богоявления, и до отдания Сретения, которое нормально (если не наступает уже Великий Пост, или дни Недели сырной, когда дни попразднства Сретения сокращаются, о чем подробно указано в Марковых главах, с коими и надлежит всегда тщательно справляться) бывает 9 февраля. Если праздник Сретения случится в сырные среду и пяток, то литургия совершается, а накануне обычное всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, утрени и первого часа, при чем в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона с молитвою преп. Ефрема Сирина. Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу (родительскую), то заупокойная служба переносится или на субботу пред неделей блудного сына или на четверток мясопустный. Если Сретение случится в понедельник первой седмицы Великого поста, что бывает при самой ранней Пасхе, то служба праздника переносится на день назад на —1 февраля и совершается в неделю Сыропустную.

Март

25–го марта, — Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. — Вспоминается благовестие Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия, бывшее в Назарете, в доме обручника Пресвятой Девы св. праведного старца Иосифа. Праздник Благовещения в большинстве случаев приходится в дни Великого поста, начиная с четвертка 3–ей седмицы, может совпадать с Пасхой (это совпадение называется «Кириопасхой»), а самое позднее в среду Светлой седмицы. Поэтому устав службы его чрезвычайно изменчив и требует внимательного каждый раз ознакомления с Марковыми главами. Он имеет только один день предпразднства и один день попразднства, причем, если он случится в Неделю Ваий, или в Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет совсем ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется всего один день.

Всенощное бдение накануне Благовещения начинается иногда Великим повечерием, а иногда Великой вечерней. Великим повечерием оно начинается тогда, когда вечерня уже служилась накануне или особо или пред литургией Преждеосвященных Даров, всегда соединяемой с вечерней. Так, если Благовещение придется во вторник, среду, четверток, пяток и субботу великой Четыредесятницы, или во вторник, среду, четверток Страстной седмицы, накануне каковых дней совершается особо или с литургией вечерня, то всенощное бдение начинается Великим повечерием. Если же Благовещение придется в воскресный день или понедельник, то Всенощное бдение начинается Великой Вечерней. Если же Благовещение случится в Великий пяток или в Великую субботу, то всенощного бдения совсем не бывает, а только обычная утреня этих дней в соединении со службой Благовещению. В Кириопасху, то есть, если Благовещение случится в самый день Пасхи, на утрени с пасхальным каноном поется и канон Благовещения, а по 6–ой песни полагается чтение Евангелия празднику Благовещения. Во прочие же дни Светлой седмицы совершается обычная пасхальная служба этих дней с присоединением службы Благовещению: присоединяется лития и благословение хлебов на вечерни, полиелей, величание и чтение Евангелия на утрени.

Относительно утрени Благовещения необходимо знать следующее:

1. На утрени Благовещения всегда бывает чтение Евангелия, а потому поется и полиелей. Только на первый день Пасхи полиелея не бывает, а читается лишь Евангелие по 6–ой песни канона. При совпадении Благовещения с воскресными днями на утрени всегда читается Евангелие Благовещения, а не воскресное, исключая Недели Ваий, когда читается Евангелие Недели Ваий. В Великий пяток читается 13 Евангелий: 12 Святых Страстей и 1 Благовещения, в Великую субботу 2 Евангелия: одно — праздника по полиелее, другое, как обычно по Великом славословии.

2. По 8–ой песни канона поется «Честнейшая» только в 3, 4 и 5–ую недели Великого поста; во все остальные дни всегда поются припевы праздника на 9–ой песни, (или одни или с припевами Триоди).

3. Великое славословие поется только в субботы и недели Великого поста, в остальные же будничные дни оно читается. В Пасхальную седмицу Великого славословия совсем не положено.

4. Во все те дни Великого поста, когда положены великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина, совершаются они и на утрени Благовещения, но только три поклона с чтением молитвы, после сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже: »

Часы в день Благовещения бывают великопостные, если Благовещение случится в те дни Великого поста, когда по уставу полагаются часы великопостные, то есть: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Но поклоны с молитвой преп. Ефрема Сирина в Великую Четыредесятницу положены только на 1–ом часе и в конце изобразительных, а не бывают на 3–м, 6–ом и 9–ом часе. В Страстную же седмицу положены на каждом часе. Но никогда не бывает более 3–х поклонов. На часах читается тропарь и кондак Благовещения. В субботы и недели великой Четыредесятницы, а также в Четверток и Субботу страстной седмицы бывают обычные часы вседневные.

Литургия в праздник Благовещения, в какой бы день он не случился (не исключая и Великого пятка, когда обычно никакой литургии не положено), всегда совершается полная — или св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого (в 3–ью, 4–ую, 5–ую неделю св. Четыредесятницы, в Великий четверток и Великую субботу, когда эта литургия положена). В те дни, когда литургия начинается вечерней, так бывает и в день праздника Благовещения: во все седмичные дни св. Четыредесятницы, то есть кроме суббот и недели, литургия в день Благовещения всегда начинается вечерней. Особенность этой вечерни та, что на ней прибавляется 11–ая стихира на «Господи воззвах» со стихом: «Творяй ангелы своя духи».

На следующий день после Благовещения 26 марта, празднуется Собор Архистратига Гавриила. Это вместе с тем и день отдания Благовещения. Если отдание Благовещения случится в Субботу Лазареву, или в Неделю Ваий, или в один из дней Страстной или же Светлой седмицы, то отдания Благовещения совсем не бывает, а канон и стихиры этого дня поются на повечерии «в мимошедших днех шестыя недели».

Если праздник Благовещения случится в среду или четверток 5–ой седмицы Великого поста, то служба Великого канона преп. Андрея Критского, так называемое «Андреево стояние», переносится на вторник и, следовательно, совершается не в среду вечером, как обычно, а в понедельник вечером.

Июнь

24–го июня — Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. — Вспоминается рождение от неплодных и престарелых уже родителей священника Захарии и его жены Елисаветы величайшего из всех пророков св. Иоанна Крестителя, который должен был приготовить иудейский народ к пришествию Мессии Господа нашего Иисуса Христа. Это — великий праздник, который имеет и один день попразднства. Служба совершается бденная с литиею и благословением хлебов, с полиелеем и величанием, без каких-либо особенностей.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь