Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Великие недвунадесятые праздники.



 

1. Обрезание Господне и память св. Василия великого - 1 января

2. Покров Пресвятой Богородицы - 1 октября

3. Рождество св. Иоанна Предтечи - 24июня

4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи - 29августа

5. Память свв. Апостолов Петра и Павла - 29июня.

 

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Днями предпразднства Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника.

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднств, за исключением Рождества Христова, предпразднство которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня – 4 дня. Предпразднства не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника.

Число дней попразднств не одинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы - 4 дня

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 дня

3. Рождество Христово - 6 дней

4. Пятидесятница - 6 дней

5. Преображение Господне - 7 дней

6. Воздвижение Креста Господня - 7 дней

7. Крещение Господне - 8 дней

8. Вознесение Господне - 8 дней

9. Успение Божией Матери - 9 дней

10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) – зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника.

 

Средние праздники.

 

Средние праздники различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение (дни памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова – 8 мая и 26 сентября, св. Иоанна Златоуста – 13 ноября, св. Николая Мирликийского – 6 декабря и 9 мая, свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – 30 января, св. Георгия Победоносца 23 апреля и др.). К разряду средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем покоятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти праздники совершается служба не только празднуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие песнопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.

Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга. В эти праздники совершается служба полиелейная. Может быть совершено и бдение, «аще восхощет настоятель совершити» (Типикон). Служба святым, имеющим означенный знак, называется «службой святым с полиелеем».

 

 

Малые праздники.

 

Малые праздники бывают также двух видов: одни из них обозначаются знаком – три красных точки в красной скобке, что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окончание).

Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине, что означает «шестеричную службу», т.е. также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихир святым на «Господи воззвах…» из Минеи.

Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаким знаком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседневную) службу.

По месту празднования праздники разделяются на общие, отправляемые всей Православной Церковью, каковы праздники великие, средние и малые; местные, т.е. праздники которые отправляются в какой-либо одной местности, например в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь святого, которые особо почитаемы именно в данной местности, и храмовые.

По времени празднования праздники разделяются на неподвижные (непереходящие), которые бывают всегда в одни и те же числа месяца (например, Рождество Христово – 25 декабря) и подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в разные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи, например, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница).

Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией матери, или в честь святых, то по этому признаку праздники разделяются еще на три разряда: праздники Господни (рождество Христово, преображение и др.), праздники Богородичные (рождество пресвятой Богородицы, введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).

 

Посты.

 

С древнейших времен Святая Церковь учредила посты. Пост освящен самим Господом Иисусом Христом, Который перед началом своего общественного служения провел в посте 40 дней. О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соблюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви.

Важнейшим из постов, установленных Церковью, является Великий пост, или Святая Четыредесятница. Пост этот установлен в память подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа, с той целью, чтобы христиане, очистившись от своих прегрешений, достойно встретили Св. Пасху. К Св. Четыредесятнице примыкает Страстная седмица, посвященная воспоминанию о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя. Этот пост строгий: запрещается вкушать мясную, молочную, яичную и рыбную пищу, кроме двунадесятых праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, когда разрешается вкушение рыбы.

Следующим постом является Петров пост – в честь и память святых Апостолов. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти свв. Апп. Петра и Павла. Продолжительность его в разные годы неодинакова (от шести недель до одной недели и одного дня) и зависит от дня празднования пасхи в данном году. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы.

Третьим годовым постом является успенский пост. Установлен он в честь Божией матери, в память Ея успения. Пост начинается с 1 августа и оканчивается в праздник Успения. В этот пост, как и в Великий, запрещается вкушать рыбу, кроме праздника Преображения.

 

Последним годовым постом является рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова, цель его – приготовить христиан к встрече этого светлого и радостного праздника. Начинается пост на следующий день после памяти св. ап. Филиппа (отсюда он иногда называется в народе Филиппов пост), («Филипповка») и продолжается до праздника Рождества Христова. В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост.

Кроме этих многодневных постов есть еще посты однодневные. К ним относятся еженедельные посты в среду и пятницу каждой недели. Пост в среду установлен в воспоминание предания Иисуса Христа Иудой, а пост в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя.

В году есть еще несколько недель. В которые пост в среду и пятницу отменяется (сплошные недели – седмицы): это 1) святки, т.е. время празднования Рождества Христова, до кануна праздника Крещения Господня; 2) Неделя о мытаре и фарисее; 3) Сырная неделя (или масленица, - на этой неделе запрещается вкушать мясо), 4)Пасхальная и 5) Троицкая недели.

К однодневным постам относятся посты в день праздника Воздвижения, в день памяти Усекновения главы св. Иоанна предтечи, а также в канун праздников Рождества Христова (день особо строгого поста, которым завершается Рождественский пост), и Богоявления; последние два дня называются сочельниками.

 

Богослужебные книги.

 

Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах; изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправления Богослужения. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности. История Церкви указывает, что они были в употреблении уже в третьем веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке. На Руси они появились с принятием христианства. Греческие богослужебные книги были переведены на славянский язык. Начало этому было положено свв. Братьями Кириллом и Мефодием. Богослужебные книги в русской Церкви постепенно дополняются, ибо составление служб новопрославленным святым продолжается до наших дней.

Употребляемые при богослужении книги могут быть разделены на священно–богослужебные и церковно-богослужебные. К священно – богослужебным книгам относятся: Евангелие, Апостол и Псалтирь, т.е. книги взятые из Библии. К церковно-богослужебным книгам относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий, Требник, Книга молебных пений – книги, составленными Отцами и Учителями на основании Священного Писания и Священного Предания.

Раздел конспекта «Богослужебные книги» представляет собой лишь руководство к ознакомлению с каждой из этих книг; поэтому воспитанники должны изучать здесь, прежде всего книгу (Богослужебное Евангелие, Октоих и т.п.); бессмысленное зазубривание конспекта без книги не допустимо!

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь