Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Атаки с толчками, нажимами и скольжениями
Кроме ударов по оружию (батманов) и захватов, этих основных видов действий на оружие в атаке, имеются еще их разновидности: толчки, нажимы и скольжения. Эти действия выполняются обычно из соединения. Напомним, какая разница между ними. Толчком в фехтовании называется резкое толчкообразное давление сильной или средней частью клинка атакующего на клинок противника, преследующее те же цели, что удар (батман) и захват. Действительный толчок следует делать коротко и резко, так чтобы клинок противника по инерции отделился от клинка атакующего и вышел за пределы его поражаемого пространства. Нажимом в фехтовании называется умеренное плавное давление любой частью клинка атакующего на клинок противника, не вызывающее значительного его отклонения в сторону. Скольжением в фехтовании называется продвижение оружия вперед в легком соприкосновении с оружием противника. Скольжение обычно происходит при атаке с шагом вперед из соединения с пассивным держанием атакующим своего оружия. Смысл этого приема заключается в сохранении атакующим максимальной готовности реагировать в атаке на контрдействия противника при помощи тонкого ощущения оружия противника. Толчки нажимы и скольжения в атаках применяются преимущественно как ложные действия на оружие противника. Техника выполнения атак с толчками и нажимами сходна с техникой выполнения атак из соединений с ложными прямыми ударами (батманами) и захватами во всем, кроме характера воздействия на оружие противника. В фехтовальном бою толчки, нажимы и скольжения применяются, подобно ударам (батманам) и захватам, не только как предварительные приемы в атаке, но и как обособленные тактические приемы.
Комбинированные атаки
Комбинированными атаками называются атаки, включающие в себя и действие на оружие и обман. Такие атаки применяются против фехтовальщиков, обладающих сильной защитой и поэтому строящих свой бой в большой мере на ответных уколах после взятой защиты, но пользующихся также и контратаками. Успешно применяются комбинированные атаки против быстро и глубоко отступающих фехтовальщиков, и особенно против фехтовальщиков, привыкших к отражению двухтемповых атак сложной защитой с ответом. В последнем случае обман, совершаемый во втором действии атаки, вызывает у противника мощное защитное движение, создающее благоприятные условия атакующему для укола в третьем его действии. Главная техническая трудность в выполнении комбинированных атак заключается в том, что в короткий отрезок времени, в течение которого протекает атака с дальней дистанции, необходимо совершить три действия оружием. При наиболее распространенном способе сближения посредством шага с последующим выпадом следует выполнять: удар (батман) по оружию противника — в начале шага, обман — в конце шага и в начале выпада и укол — в конце выпада. При применении в такой же атаке захвата последний должен длиться все время шага, а обман и укол выполняться на протяжении одного выпада. Разумеется, что приведенные выше сочетания движений вооруженной руки и ног являются схематичными, ориентирующими. Неповторимые условия каждой атаки могут создавать самые разнообразные предпосылки для различных уклонений от рекомендуемых сочетаний движений вооруженной руки и ног. Комбинированная атака с дальней дистанции может выполняться в броске, с приставкой сзади стоящей ноги и выпадом и с другими приемами сближения. Во всех случаях действие на оружие и обман следует завершать к моменту возникновения средней или немного меньше дистанции. Обманы в комбинированных атаках обычно делаются уколом переводом или переносом, так как обман прямым уколом после действия на оружие может легко быть «пойман» невольным защитным движением оружия обороняющегося. Ниже приводятся наиболее часто применяемые в фехтовальном бою комбинированные атаки, в которых на обман атакующего противник реагирует обычно прямыми защитами. Комбинированные атаки на противника, держащего оружие в верхних позициях или соединениях: 1) ложное действие на оружие в шестое соединение — обман переводом вниз — укол переводом вверх или переносом; 2) ложное действие на оружие в шестое соединение—обман переносом — укол переводом или переносом; 3) ложное действие на оружие в четвертое соединение — обман переводом кнаружи — укол переводом вниз, внутрь или укол переносом; 4) ложное действие на оружие во второе соединение — обман переводом вверх — укол переводом или переносом от шестой или четвертой защиты. Комбинированные атаки на противника, держащего оружие в нижних позициях или соединениях: 1) ложное действие на оружие во второе или восьмое соединение и на движение оружия противника в шестую защиту — обман переносом в четвертый сектор — укол переводом во второй или третий сектор; 2) ложное действие на оружие во второе или восьмое соединение — обман переводом вверх — укол переводом вверх; 3) ложное действие на оружие в седьмое соединение — обман переводом вверх — укол переводом вверх или переносом. Все приемы сложных атак: обманы, удары (батманы), захваты и комбинации этих приемов применяются во всех тактических разновидностях нападения, за исключением контратак и ответов, в которых обычно используются только обманы. Кроме того, приемы простых и сложных атак находят место в различных подготовительных действиях фехтовального боя, где они, сохраняя свою форму, разрешают пока не основную задачу — поразить противника, а подготовительные к этому тактические задачи разведки средств обороны противника, маскировки своей действительной атаки, овладения полем боя, вызова противника на определенные действия и т. п., что имеет целью лишь обеспечить в наибольшей степени успех решающего основного действия — истинной (действительной) атаки. Приемы сложных атак: обманы, удары (батманы) и захваты находят широкое применение в повторных и ложных атаках.
Атаки второго намерения
Относительная легкость защиты в фехтовании на рапирах побуждает рапиристов широко пользоваться атаками второго намерения. Эта атака начинается ложной атакой, которую атакующий умышленно не доводит до конца, имея целью лишь вызвать противника на какую-нибудь определенную контратаку или защиту с последующим ответом с тем, чтобы, отбив их, немедленно поразить противника уколом. Ложная атака может применяться и для вызова защиты без ответа с целью поразить уже в повторной атаке с выпадом или без выпада — сдвоенным уколом. Характерным в атаках второго намерения, закончившихся поражением противника, является то, что атакующий поражает его уколом после встречи своего оружия с оружием противника. В целом атака второго намерения является сложной атакой. При атаке второго намерения с целью вызова противника на определенную защиту и определенный ответ после ложной атаки происходит то, что атакующий, оставаясь на выпаде или начав уход с выпада, успевает взять не только защиту от ответа противника, но и уверенно нанести ему укол в контрответе. Ложная атака в этом случае отличается от действительной лишь своей укороченностью. Ложная атака с целью вызова противника на контратаку с выпадом состоит из шага вперед «ли затянутого выпада с предварительным раскрытием фехтовальщиком себя по какой-нибудь линии; далее, если противник оказался обманутым, т. е. пошел в ожидаемую контратаку, следует уверенная защита с точным поражением противника ответным уколом, стоя на месте или с выпадом. Ложная атака, вызывающая защиту без скоростного прямого ответа, выполняется с медленным и коротким выпадом и замедленным выпрямлением вооруженной руки. Разновидностью ложной атаки, вызывающей контратаку, является простая атака с дальней дистанции с одним выпадом. Выполняется она так с расчетом на то, что противник, приняв начало выпада за предварительное сближение перед атакой, попытается контратаковать, делая при этом, в свою очередь, выпад, в результате чего фехтовальщики сближаются настолько, что оба оказываются одновременно пораженными. Такой исход, задуманный фехтовальщиком, начавшим первым атаку, ему выгоден тем, что укол в этом случае засчитывается только контратаковавшему. Однако все движения такой ложной атаки фехтовальщик должен делать не быстро, чтобы дать возможность противнику уловить начало своего движения вперед и этим побудить его для совершения контратаки.
СЛОЖНЫЕ ЗАЩИТЫ
Сложными защитами называются защиты, состоящие из двух и более движений оружием и завершающиеся в конце отбивом или отводом оружия атакующего противника. В этих защитах возможны самые разнообразные сочетания движений прямых, полукруговых и круговых защит. Самой частой причиной возникновения сложной защиты является реагирование обороняющегося фехтовальщика движением защиты на ложные угрозы в атаке противника. Применяются сложные защиты обычно с отходом. Сложные защиты могут быть трех типов: 1) Защита с реагированием законченным защитным движением на обманы противника. Этого типа сложная защита является результатом принятия обороняющимся фехтовальщиком ложных угроз за действительные. Такая сложная защита требует исключительной быстроты движения оружия и высокой степени автоматизированности двигательного навыка, так как эта защита возникает как реакция на неожиданные действия противника. 2) Защита с неполным начальным движением. Применяется она в тех случаях, когда обороняющийся ожидает атаку с ложными угрозами. В этом случае он реагирует на обманы не доведенным до конца защитным движением, сохраняя полную возможность послать оружие в обратном направлении для отражения действительной попытки противника колоть. Такое неполное движение оружия в сторону клинка атакующего, совершающего обман, имеет еще значение и вызова его на попытку завершить ожидаемую атаку с тем, чтобы, защитившись, нанести ответ. 3) Безотносительная сложная защита. Заключается она в сочетании обычно двух защитных движений, выполняемых с предельной быстротой слитно, как единое движение. Производится это движение независимо от действий противника в атаке с целью «поймать» («взять») оружие противника в любом моменте его атаки. Применяется эта защита обычно против атак с обманами. Однако такая защита, как действие наугад, ненадежна. Она не должна быть основным приемом защитных действий фехтовальщика. Наиболее часто применяемыми «системами» сложных безотносительных защит являются: круговая шестая — вторая защита; круговая шестая — седьмая защита; седьмая — шестая защита; четвертая — круговая четвертая защита; вторая — четвертая защита. Ответ после сложной защиты этого типа совершается независимо от момента «взятия» оружия атакующего — немедленно по завершении всего сложного движения защиты.
ФЕХТОВАНИЕ НА САБЛЯХ
В отличие от фехтования на других видах оружия фехтование на саблях имеет больше различных технических приемов поражения противника, что объясняется возможностью наносить не только уколы, но и удары. Бой на саблях проходит в большом отдалении фехтующих друг от друга и характеризуется некоторой убранностью на себя вооруженных рук, что обусловлено стремлением затруднить атаку противника ударом по руке. Возникает бой без характерных для фехтования на только колющем классическом оружии постоянных скрещиваний оружия. Отсутствие соединения клинков и большое расстояние между фехтующими придают решающее и исключительное значение дистанционным обыгрываниям, быстроте и глубине передвижений. Поэтому бой на саблях насыщен большими перемещениями фехтующих по всему полю боя. Свободное владение саблей требует сильную руку: обширность поражаемого пространства, затрудняя оборону, вызывает у фехтовальщиков стремление добиваться победы активными нападающими действиями и в противовес им часто применять удары в темп в отступлении и, противодействуя последним, — ложные атаки. Все это в сочетании с рубящими ударами придает бою на саблях энергичный мужественный характер. Поэтому к соревнованиям по фехтованию на саблях допускаются только мужчины и юноши. В фехтовальном бою на саблях разрешается рубить и колоть. Поражаемым пространством являются голова, руки и туловище до линии, проходящей через верхушки бедер (рис. 106). Полем боя служит прямоугольник длиной 24 м и шириной 1, 8—2 м (рис. 107). При одновременном нанесении ударов или уколов удар-укол присуждается тому из фехтовальщиков, который в данной схватке был тактически неправ, т. е. оказался виновником их одновременности. Бои проводятся для старших юношей и мужчин на 5 ударов-уколов при чистой продолжительности боя не более 6 мин. и для юношей среднего возраста на 3 укола-удара при чистой продолжительности боя не более 5 мин.
САБЛЯ И ЕЕ ДЕРЖАНИЕ
Сабля (рис. 108, а) — оружие, рубящее и колющее. Вес ее — от 325 до 600 г, общая длина не более 105 см. Клинок (рис. 108, 6) в слабой части — плоский, а в средней и сильной — трехгранного сечения; обе узкие стороны плоской части клинка и узкая сторона средней и сильной части называются лезвиями. Противоположная лезвию утолщенная часть клинка называется обухом. Общая длина клинка без стержня («хвоста») —88 см. Клинок в боковой плоскости может быть выгнут, стрелка прогиба при этом не должна быть более 4 см. Монтировка (рис. 108, в) состоит из гарды (рис. 108, г, ), рукоятки (рис. 108, д) и гайки (рис. 108, е). Гарда предназначена для защиты кисти от ударов и уколов. Диаметр гарды не более 15 см в направлении лезвия и не более 14 см в перпендикулярном направлении. Чаша гарды с одной стороны переходит в дужку. Рукоятка приспособлена для наиболее удобного держания сабли при нанесении и рубящих и колющих ударов. Сечение ее четырехгранное, длина (без гайки) не более 15 см. Плоская узкая грань ее немного изогнута и называется спинкой, а противоположная ей грань имеет закругленные ребра и называется брюшком. Гайка навинчивается на стержень (рис. 108, ж) клинка, продетый сквозь гарду и рукоятку, и скрепляет клинок с монтировкой.
Саблю следует держать за рукоятку (рис. 109) таким образом, чтобы большой палец находился на, спинке рукоятки, касаясь ее внутренней поверхностью первой фаланги и не доходя до гарды примерно на 1 см. Большому пальцу противостоит указательный палец, подхватывающий рукоятку снизу. Брюшко рукоятки при этом лежит на сгибе первой фаланги, выступающей вперед и слегка касающейся гарды. Остальные пальцы, обнимая рукоятку со стороны брюшка и левой от держащего оружие стороны рукоятки, прижимают ее правым ребром спинки к краю ладони у основания мизинца. Саблю следует держать легко, без изллшнего напряжения в руке, сжимая рукоятку более сильно только в моменты действия оружием. Во время боя допускаются перехватывания сабли, смещая кисть к концу рукоятки (к гайке), вплоть до упора мизинца в дужку гарды, но не захватывая пальцами за нее. Расположение пальцев по отношению к сторонам рукоятки остается при этом неизменным.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЕ
Стойка «смирно» и положение «вольно» с саблей выполняются так же, как и с рапирой. Исходное положение с саблей отличается от рапирного лишь повернутостью вооруженной руки ладонью вниз. Приветствие с саблей по общему рисунку движений аналогично рапирному, различия имеются лишь в конечных положениях. При выполнении простого и сложного приветствий следует, приветствуя судей справа, саблю держать горизонтально, лезвием вправо (пронация), приветствуя судей слева, саблю держать горизонтально, лезвием влево (супинация), и приветствуя противника, — горизонтально, снова лезвием вправо.
БОЕВАЯ СТОЙКА
Боевая стойка (рис. 110) саблиста отличается от боевой стойки при фехтовании рапирой вследствие двух причин: во-первых, потому, что противник может применять рубочные удары, и, во-вторых, потому, что противник во время боя находится дальше. Эти обстоятельства привели к тому, что в типовой сабельной боевой стойке аналогичным боевой стойке рапириста остается только положение туловища. Ноги саблиста расставлены уже — расстояние между стопами равно примерно длине и ширине стопы фехтующего, сложенным вместе. Ноги согнуты немного — в такой степени, что таз оказывается значительно выше коленей, правое колено над подъемом правой стопы, а левое над носком левой. Вооруженная рука при фехтовании на саблях больше согнута, нежели у рапириста, и держится несколько ниже и ближе к своему телу — локоть от бока на расстоянии разведенных большого и указательного пальцев. Острие на уровне глаз и против середины лица. Лезвие обращено вниз и слегка вправо. Левая рука согнута в локте и опирается тыльной стороной пальцев а левый бок. Необходимо отметить, что расстановка ног и степень их со-гнутости в боевой стойке для одного и того же фехтовальщика величины не постоянные, так как они зависят от дистанции в бою: чем ближе держатся противники, тем шире и глубже должны быть их боевые стойки, и наоборот.
Описанная выше боевая стойка является выражением фехтовальной классики и может быть рекомендована как типовая для изучающих фехтование. Однако в среде опытных саблистов существуют два варианта боевых стоек, которые имеют такое широкое распространение у мастеров, что о них нельзя не упомянуть. Оба варианта представляют собой поправку на особенности современного стиля сабельного фехтования. Являясь поправкой, эти варианты в то же время и обусловливают современный стиль фехтования на саблях. Большое расстояние между фехтующими делает очень затруднительным доставание противника при помощи одного только выпада. Поэтому многим саблистам не хочется жертвовать легкостью, быстротой и длиной передвижений ради создания положения, способствующего быстроте стартового начального движения в выпаде (что имеет большую ценность в фехтовании на рапирах). Установка на легкую маневренность и доставание противника при помощи предварительного сближения с последующим выпадом или при помощи броска приводит некоторых саблистов к несколько, как говорят фехтовальщики, «боксифицированной» боевой стойке (рис. 111, слева). Выражается это в следующем: центр тяжести явственно перемещен к впереди стоящей ноге. Сзади стоящая нога опирается на основания пальцев и носком стопы обращена вперед-влево, вследствие чего колено этой ноги обращено несколько вниз. Туловище наклонено вперед и обращено к противнику грудью, лишь слегка повернутой влево. Такие стойки встречаются у саблистов всех национальностей, но наиболее часто такая стойка, встречается у польских спортсменов (чемпион мира 1957 г., Е. Павловский, призер первенства мира 1955 г. К. Заблоцкий). Второй вариант боевой стойки обусловлен теми же причинами, но выражен иначе (рис. 111, справа). Он отличается от типовой боевой стойки отодвинутостью таза фехтовальщика назад, вследствие чего центр тяжести явно смещен к левой стопе. Туловище обращено грудью вперед и лишь слегка влево. Малая нагруженность правой ноги не утомляет ее мышц и позволяет фехтовальщику в этой стойке без особых усилий выносить правую ногу вперед в шаге вперед и стремительно и длинно выполнять атаки броском. Почти фронтальное положение туловища позволяет правой руке более свободно перемещаться назад, минуя локтем свой правый бок. Недостатком такой боевой стойки является почти вертикальное положение левой ноги, не дающее возможности в начале выпада полноценно использовать в толчке ее разгибание. Этот вариант находит также применение в спортивной практике советских и зарубежных, особенно венгерских, мастеров сабельного фехтования. Очень ярко он выражен у многократного чемпиона мира венгра П. Ковача. В зависимости от тактических соображений типовая боевая стойка саблиста во время фехтовального боя может изменяться теми же способами, как и у рапиристов (изменением положения оружия, сокращением боевой стойки, изменением положения туловища).
Говоря о боевых позициях саблистов, нельзя не отметить особого положения, в котором иные из них проводят большую часть времени боя и которое как бы выходит за рамки специальной фехтовальной техники. В этом положении рука с оружием свободно опущена вниз (рис. 112). Клинок, не касаясь пола, направлен острием вперед-вниз и лезвием обращен вправо-вниз. Эта позиция похожа на положение отдыха и вызова в одно и то же время. Возникнуть она могла только в фехтовании на саблях вследствие большой отдаленности фехтующих одного от другого и невыгодности выставления оружия вперед. Положительными моментами такой позиции являются: поддержание мышц вооруженной руки в состоянии постоянной свежести, лишение противника возможности с неглубоким продвижением вперед атаковать руку и совершать атаки с действием на оружие и удобство выполнения ударов по руке противника снизу и снаружи. Минусом такой позиции является необходимость держать при ней все время дальнюю дистанцию. Специально обучать этой позиции нет нужды, тем более, что она не должна быть постоянной во время боев.
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫПАД, БРОСОК
Приемы маневрирования и сближения в атаке в фехтовании на саблях по своей технике в основном сходны с таковыми у рапиристов, и поэтому при описании целесообразно отправляться от уже изложенного в четвертой главе. Шаг вперед у фехтующего на саблях, как правило, длиннее, нежели у рапириста, что объясняется, с одной стороны, большой отдаленностью противника, и с другой — технической возможностью выполнять удлиненные шаги благодаря более узкой расстановке ног в боевой стойке. Длина шага может достигать полуметра. Относительная узость стойки придает повышенное значение в начале шага усилиям и сокращению отводящих ногу мышц левой ноги. Особую важность имеют в сабельном фехтовании шаги, непосредственно предшествующие выпаду, поскольку применение одного только выпада в атаках обыкновенно оказывается недостаточным. Специфичен шаг вперед как вызов контратаки с последующим продолжением атаки или ответом. Он начинается плавным толчком сзади стоящей ноги с одновременным, тоже плавным, выносом правой ноги и завершается последующим быстрым и четким подставлением левой ноги вперед, после чего, подхватывая уже начатое продвижение, стремительно производится выпад. При этом вторая часть шага вперед, т. е. перестановка левой ноги вперед, и выпад, выполняются как одно целое и занимают примерно столько же времени, сколько плавное начало шага вперед. Шаг назад, подчиненный общему масштабу сабельных перемещений, также обыкновенно бывает длиннее, нежели у рапиристов. Широкое применение в отступлении имеют сочетания нескольких шагов назад, обеспечивающие непрерывное и быстрое движение назад с сохранением активного положения туловища. Скрестный шаг назад и прыжок назад в форме скрестного шага находят немалое применение в отступлении от глубоких атак и тем более выполняемых броском. Применяются и сочетания одинарных шагов назад со скрестными. Наиболее распространена комбинация движений, состоящая из начала одинарного шага назад, т. е. отставления назад левой ноги, переходящего без замедления в скрестный шаг назад. В глубоких отступлениях нередко используется прыжок назад, переходящий без остановки движения в обыкновенное естественное шагание назад с сохранением боевого положения вооруженной руки и туловища. Выпад в сабельном фехтовании отличается меньшей длиной и меньшим наклоном туловища вперед, нежели у рапиристов (рис. 113). Объясняется это тем, что рапирист имеет большую возможность, оставаясь в глубоком выпаде, отразить ответ, нежели саблист, и тем, что, если наклон туловища вперед в значительной степени затрудняет нанесение ответа рапирой, то такой же наклон у саблиста лишь облегчает нанесение ему ответного удара сверху. И не случайно поэтому почти все лучшие рапиристы мира очень часто прибегают к выпаду, в котором таз оказывается у них ниже колена выставленной вперед ноги, в то время как у лучших саблистов мира такой выпад почти не встречается. Наиболее подходящим для сабельного фехтования следует считать такой выпад, при котором бедро выставленной вперед ноги при вертикальном положении голени оказывается горизонтальным. Левой руке при выпаде положено покоиться в том же положении, какое она занимала в боевой стойке. Однако не следует считать ошибкой и усиленно бороться с движением отмашки предплечьем по нижней дуге снизу вверх до горизонтального ее положения, что имеет место в практике лучших мастеров сабли.
Бросок в фехтовании на саблях является эффективным и поэтому часто применяемым приемом нападения. Схема движения его в общем не отличается от броска, описанного в четвертой главе (рис. 114). Однако имеются разновидности его, вытекающие из общего характера сабельного фехтования и обусловленные относительной узостью боевой стойки. Бросок, начинающийся шагом с правой ноги, имеет специальной задачей обеспечить удобное положение тела в наиболее вероятный момент контратаки противника, придать добавочную длину атаке и замаскировать начало броска. Этот бросок начинается с выпадообразного движения вперед, в котором выставление вперед правой ноги примерно на длину одной стопы слитно сочетается с мощным «стартовым» толчком левой ногой, после чего движение развивается согласно описанию его в четвертой главе. Бросок прыжком является не часто применяемым вариантом. Его отличие от обычного стартообразного броска заключается в наличии ярко выраженного момента полета. Правая нога в этом броске покидает пол после резкого, но не полного разгибания, в результате чего атакующий оказывается летящим вперед в почти горизонтальном положении. Удар или укол в этом случае наносится во время полета, который заканчивается приземлением на левую ногу и переходом в стопорящий бег.
ПОЗИЦИИ И СОЕДИНЕНИЯ
В фехтовании на саблях имеется шесть номерных позиций и одна ненумерованная, так называемая боевая позиция, описанная в боевой стойке. Само собой разумеется, что фехтовальщик во время боя может применять любые смешанные положения вооруженной руки и оружия и даже совершенно непохожие на ниже описанные. Но тем не менее описанию и изучению подлежат только определенные положения, т. е. позиции, имеющие значение как наиболее выгодное боевое положение, как вызовы и, наконец, как конечные положения оружия и руки в защитах и захватах.
Первая позиция (рис. 115). Оружие находится против левого края своего поражаемого пространства, гарда расположена против левого плеча, острие клинка — ниже гарды, и направлено вперед-вниз-влево, и заходит за пределы поражаемого пространства, лезвие обращено влево-вверх. Вооруженная рука значительно согнута. Оружие закрывает левую сторону туловища и руку от ударов слева (изнутри). Вторая позиция (рис. 116). Оружие расположено против правого края второго сектора, гарда — против правого плеча и немного ниже его, острие — ниже гарды и направлено вперед-вниз, лезвие обращено вправо-вверх. Вооруженная рука немного согнута в локтевом суставе, предплечье почти горизонтально и расположено чуть ниже плечевого сустава, примерно на уровне верхней части 'правого бока. Оружие закрывает правую, преимущественно нижнюю, часть поражаемого пространства. Третья позиция (рис. 117). Оружие находится в третьем секторе поражаемого пространства против наружного края туловища. Вооруженная рука полусогнута, локоть отстоит от бока на расстоянии разведенных большого и указательного пальцев. Острие на высоте лба и слегка правее головы, лезвие обращено вправо-вниз, гарда — в уровне талии и против наружной линии поражаемого пространства. Этой позицией часто пользуются как боевой. Выгодность третьей позиции при ведении боя обусловлена тем, что оружие в ней угрожающе выдвинуто вперед и в то же время гарда достаточно прикрывает руку снаружи — самое уязвимое место у фехтующего на саблях. Однако в зависимости о г особенностей противника и тактических задач саблист может третью позицию изменять — делать ее, выдвигая вооруженную руку вперед, более активной, устремленной вперед. Наряду с этим успешные попытки противника рубить руку могут заставить саблиста «убирать» ее и вести бой в третьей низкой позиции (рис. 118). В этой позиции локоть почти касается правого бока, а гарда находится на уровне тазобедренного сустава. Ближе к вертикальному положение оружие прикрывает правый бок и руку от ударов снаружи и снизу.
Четвертая позиция (рис. 119). Оружие находится против левого края поражаемого пространства. Вооруженная рука полусогнута, гарда расположена на уровне талии и против живота, острие клинка — на уровне лба и левее головы примерно на четверть метра, лезвие обращено влево-вниз. Оружие прикрывает левую щеку, левую сторону груди и руку от ударов слева (изнутри). В положении четвертой низкой позиции вооруженная рука расположена вплотную к туловищу, гарда дужкой обращена влево и почти касается нижней части живота, клинок минимально наклонен влево-вперед. Оружие закрывает левую сторону туловища и обе руки от удара слева. Пятая позиция (рис. 120). Оружие находится «ад головой, острие клинка направлено косо вперед-влево и расположено немного выше гарды, лезвие обращено вверх и немного вперед. Вооруженная рука полусогнута, гарда находится правее лица на уровне темени, средняя часть клинка немного выше темени. Оружие закрывает голову, грудь и руку от ударов сверху. Шестая позиция (рис. 121). Оружие находится также над головой, но острие клинка направлено вправо-вперед. Вооруженная рука полусогнута, гарда находится левее лица. Уровень гарды, клинка и направление лезвия сабли такие же, как в пятой позиции. Оружие закрывает голову, грудь и руку от ударов сверху.
Перемены позиций изображены на рис. 122, а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, н, а специальные указания по их выполнению даны при описании защитных действий. Перемены позиций во время боя вдали от противника в так называемой игре оружием могут совершаться любыми произвольными путями. Соединения (соприкосновение клинков в определенных позициях) в фехтовании на саблях применяются редко, так как фехтовальный бой ведется преимущественно в дальней дистанции. Тем не менее знать их следует, потому что они находят применение при начальном изучении фехтования на саблях. Определение соединений, их возникновение, владение и перемены тождественны рапирным с той лишь разницей, что всё исходит уже от сабельных позиций.
УДАРЫ
Основным приемом поражения противника в бою на сабля является рубящий удар, называемый обычно просто ударом. Дл того, чтобы удар считался действительным, т. е. засчитываемы судьей, он должен быть нанесен лезвием, должен быть четким сухим, но при этом не слишком сильным и тем более не грубы Выполнение удара складывается из продвижения оружия к телу противника и нанесения самого удара. Продвижение оружия осуществляется выпрямлением руки в сторону противника и завершается немедленным выполнением удара. Продвижение оружия вперед, т. е. его «доставка», идет в основном от отводящего движения анатомического плеча с одновременным разгибанием руки я локтевом суставе (см. рис. 113). Во всех ударах кисть вооруженной руки и вместе с ней гарда движутся прямолинейно вперед, а слабая часть клинка несколько отстает от них, что и служит замахом в тех случаях, когда удар выполняется без переноса или когда движение начинается из такого исходного положения, при котором удар без замаха оказывается технически невозможным. Сам удар, т. е. прикосновение оружия к телу противника, производится в конечный момент выпрямления руки (рис. 123, кадры 1, 2, 3, 4). Оба движения клинка: назад в замахе, когда в нем есть необходимость, и вперед на тело противника совершаются в результате отведения кисти, а затем резкого приведения ее в лучезапястном суставе при активной работе пальцев. Средний палец, безымянный и мизинец, слегка пассивно разогнувшись во время замаха, в дальнейшем активно сгибаются, прижимают спинку рукоятки к краю ладони со стороны мизинца и тем самым ускоряют нанесение удара, придавая ему необходимую легкость и четкость. Приводящее движение кисти в лучезапястном суставе в конечном моменте удара передается на оружие через нажим большим пальцем на спинку рукоятки. Этот активный нажим большим пальцем, придавая клинку должное направление, сообщает движению оружия добавочную скорость. По совершении удара приводящие мышцы кисти, большого пальца, а также сгибатели третьего, четвертого и пятого пальцев мгновенно раскрепощаются, вследствие чего происходит небольшой отскок клинка от тела противника и фехтовальщик возвращается в боевую позицию. Осуществляется это опять-таки движением в трех суставах: приводящим в плечевом, сгибанием в локтевом я отведением в лучезапястном.
Если во время выполнения удара необходимо изменить исходное направление лезвия клинка, вооруженную руку в процессе выпрямления в сторону противника следует супинировать или пронировать в определенной степени, т. е. поворачивать относительно ее продольной оси кнаружи или внутрь. При выполнении ударов с наклоном туловища вперед или с выпадом левая рука может совершать так называемую отмашку, описанную выше. В зависимости от формы движения клинка удары бывают прямые, полукруговые и круговые. Удары могут быть не только чисто рубящие, но могут переходить и в режущие удары, при которых клинок, ударив противника, продолжает скользить по его телу. Таким образом, в большинстве случаев рубятся левый бок, левая щека и реже рука изнутри. Режущее движение клинка в этих случаях позволяет атакующему быстро принять наиболее надежную в бою третью позицию, которая особенно выгодна вблизи от противника. В моменты ближнего боя, т. е. тогда, когда противник находится в непосредственной близости, удары следует выполнять по той же схеме, только не вполне выпрямляя руку (рис. 124). Поскольку конечное движение ударов по всем частям поражаемого пространства, непосредственно предшествующее прикосновению клинка к противнику, осуществляется в основном аналогичными движениями в суставах руки, в дальнейшем при описании различных ударов этот момент не будет повторно раскрываться.
Возможные ошибки при выполнении рубящих ударов: 1) перенапряженность мышц пл< Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1599; Нарушение авторского права страницы