Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Великое славословие и окончание утрени.
В о время пения хором заключительной хвалительной стихиры на «И ныне» священник открывает Царские врата и, стоя перед Престолом, произносит сначала сугубую сокращенную ектению: «Помилуй нас, Боже…» с возгласом «Яко милостив…», а затем просительную «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» с возгласом «Яко Бог милости и щедрот…». После этого священник, повернувшись лицом на запад, благословляет молящихся со словами: «Мир всем» и по возгласе диакона: «Главы наша Господеви приклоним», тайно прочитав во время пения хором «Тебе Господи» особую главопреклонную молитву, возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш…». По возгласе диакона «Премудрость» и пении хором: «Владыко, благослови» он произносит: «Сый благословен, Христос, Бог наш…», а затем «Пресвятая Богородице, спаси нас». После пения хором «Честнейшую…» священник возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» и, поцеловав край Престола, повернувшись лицом к молящимся из Царских врат или с амвона произносит отпуст, в котором поминаются храмовые и особо чтимые в данной местности святые, а также святые дня. При этом службы двунадесятых богородичных праздников, совершаемые в седмичные дни, оканчиваются обычным отпустом, но без упоминания святых храма и дня, а в воскресные — воскресным: «Воскресый из мертвых…». Богослужение же двунадесятых господских праздников, независимо от дня совершения, всегда оканчивается особым праздничным отпустом также без упоминания святых храма и дня. При пении хором уставного многолетия священник возвращается в алтарь и, приложившись вместе с диаконом к Престолу, закрывает Царские врата и алтарную завесу. Первый час. В начале чтения первого часа священник, сняв фелонь, стоит перед Престолом в епитрахили и поручах до молитвы: «Иже на всякое время…». После чего, поцеловав напрестольное Евангелие и край Престола, выходит через северную дверь на солею и встает перед Царскими вратами. Дождавшись окончания первого часа, он возглашает: «Боже ущедри ны, благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны», а затем, повернувшись к иконе Спасителя, с непокрытой головой читает молитву часа: «Христе, Свете Истинный…». После пения хором «Взбранной Воеводе…», а в дни двунадесятых праздников и период их попразднества — праздничного кондака, священник возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» и далее, повернувшись лицом к молящимся, произносит малый (без упоминания святых храма и дня) отпуст. Вновь повернувшись к Царским вратам, он ожидает окончания пения, после чего, сказав что-либо относительно последующих богослужений и преподав всем общее благословение, заходит через южную дверь в алтарь, где еще раз прикладывается к Престолу и разоблачается. Если священник служит без диакона, то перед разоблачением он покрывает Престол пеленой и гасит стоящую на нем лампаду. В став возле правой стороны Престола, священник совершает три поясных поклона (причем в промежутке между вторым и третьим целует его край), после чего покидает алтарь, а затем и храм. {mospagebreak} II. Божественная Литургия (дни и условия ее совершения). С огласно установившейся многовековой традиции в Русской Православной Церкви имеют богослужебное употребление три чина Божественной Литургии: св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и св. Григория Двоеслова или Преждеосвященных Даров, совершаемая только в период Великого поста. Божественная Литургия св. Василия Великого совершается в течение года десять раз: в навечерия (если они не приходятся на субботу и воскресение) Рождества Христова и Богоявления, день памяти Св. Василия Великого (1/14 января) в недели 1, 2, 3, 4 и 5 Великого поста, Великий Четверг и Субботу. Б ожественная Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пятницу первых шести седмиц и в четверг пятой седмицы Великого Поста, в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы, а также в день памяти сорока Севастийских мучеников (9/22 марта) и храмового святого, если только она не совпадает с субботой или воскресением. Во всех остальных случаях, в том числе и при совпадении праздника Благовещенья Пресвятой Богородицы с любым седмичным днем Великого поста, предписывается служение литургии св. Иоанна Златоуста. С уществует также дни, в которые Божественная Литургия вообще не совершается: среда и пятница Сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг каждой седмицы Великого поста, Великий Пяток, а также пятница перед Рождеством Христовым или Богоявлением, приходящимся на воскресенье и понедельник. М естом совершения Божественной Литургии может быть как храм, имеющий освященный Престол, так и молитвенный дом с временным Престолом, однако, в любом случае необходимо наличие освященного архиереем именно для этого храма антиминса, чистого и неповрежденного. Употребляемые при служении Литургии просфоры должны быть квасные пшеничные, ни в коем случае не черствые и не заплесневелые, а вино красное виноградное, без примесей. Кроме того, следует помнить, что священник не может совершить более одной литургии в день. Подобно тому и на одном Престоле в течение дня даже несколькими священниками может быть совершена лишь одна Литургия. Дальнейшее повествование будет посвящено подробному рассмотрению чинопоследования наиболее часто совершаемой Литургии св. Иоанна Златоуста и во многом с ней сходной Литургии св. Василия Великого. Входные молитвы. Н адлежащим образом приготовившись дома к совершению Божественной Литургии, священник, придя утром в храм, совершает при входе три поясных поклона, после чего, приложившись к лежащей на центральном аналое иконе и оставив верхнюю одежду на клиросе и в каком-либо ином, приспособленном для этого месте, заходит через южную дверь в алтарь. Совершив перед Престолом два поясных, а в седмичные дни — земных поклона и поцеловав его край, священник совершает третий поклон, а затем преподает благословение диакону и прислуживающим в алтаре мирянам. После этого, согласно широко ныне распространенной (но не отраженной в Служебнике) практике, он, возложив на себя епитрахиль, снимает пелену с Престола, после чего, еще раз вместе с диаконом к нему приложившись, выходит через северную дверь на солею и становится перед Царскими вратами. П осле слов диакона: «Благослови, Владыко» священник произносит начальный возглас входных молитв: «Благословен Бог наш…». Далее диакон читает «Царю Небесный» и Трисвятое по «Отче наш», а по возгласе священника: «Яко Твое есть Царство…» переходит к чтению особых покаянных тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». П осле прочтения тропарей диакон читает молитву: «Пречистому Твоему образу…», во время которой священник с непокрытой головой (без клобука или камилавки), троекратно осенив себя крестным знамением, прикладывается к находящейся на правом столпе Царских врат иконе Спасителя. Таким же образом, при чтении следующей молитвы: «Милосердия сущи источник…» он совершает троекратное поклонение и прикладывается к находящейся на левом столпе Царских врат иконе Божией Матери. После этого, подойдя еще ближе к Царским вратам и приклонив главу, священник по возгласе диакона: «Господу помолимся» тайно читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…», а затем вслух: «Ослаби, остави…» и покрывает голову. Ответив на поклон диакона, он поворачивается лицом к молящимся и, поклонившись им со словами: «Простите и благословите, отцы и братие», заходит через южную дверь в алтарь, произнося при этом стихи 5 псалма: «Вниду в дом Твой…». Совершив вместе с диаконом троекратное поклонение перед Престолом и поцеловав после этого напрестольное Евангелие, Крест и край Престола, священник идет в предназначенное для облачения место и там снимает епитрахиль. {mospagebreak} Облачение. П осле совершения трех поклонов к горнему месту со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» священник преподает благословение на облачение диакону. Взяв затем в левую руку подризник, священник благословляет его со словами: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» и, поцеловав изображенный на нем крест, облачается в него, читая при этом молитву: «Возрадуется душа моя о Господе… (как и при облачении диакона в стихарь). Благословив затем епитрахиль, он возлагает ее на себя при чтении молитвы: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя». Если священник награжден набедренником, то, по установившейся традиции, он сразу же по облачении в епитрахиль благословляет и надевает его с молитвой «Препояши меч Твой по бедре Твоей…». После этого священник, благословив пояс и поцеловав изображенный на нем крест, опоясывается им, читая при этом молитву: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою…». Далее он таким же образом надевает правый и левый поручи, причем на правый читается молитва: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…», а на левый: «Руце Твой сотвористе мя…». и наконец, благословив фелонь и поцеловав находящийся в ее верхней части крест, священник облачается в нее с молитвой: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду…». Завершив облачение, он идет к алтарной умывальнице и при чтении 25 псалма: «Умыю в неповинных руце мои…» умывает руки. Проскомидия. В о время облачения священника, а еще лучше перед началом входных молитв диакон приготовляет все необходимое для совершения проскомидии. Если же его нет, то сам священник, сняв пелену с Жертвенника, зажигает на нем лампаду, слева от себя ставит Дискос, а справа Св. Чашу (Потир), перед ними на особой дощечке кладет копие и лжицу, а также приготовляет звездицу, два малых покровца, большой покровец, называемый воздухом, и пять больших просфор. П о окончании облачения и умовения рук, священник, встав вместе с диаконом перед Жертвенником, совершает троекратное поклонение со словами: «Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя», после чего читает тропарь Великого Пятка: «Искупи ны еси…», сопровождая его целованием Евхаристических сосудов. Так, при произнесении слов: «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует Дискос, «честною Твоею Кровию» — Св. Чашу, «на кресте пригвоздився» — звездицу, «и копием прободя» — копие, и, наконец, при словах: «бессмертие источил еси человеком. Спасе наш, слава Тебе» — лжицу. П осле этого, в ответ на слова диакона: «Благослови, Владыко» священник возглашает: «Благословен Бог наш…», полагая одновременно начало проскомидии и чтению на клиросе 3 и 6 часов. Однако, во избежание спешки, особенно при большом количестве подаваемых просфор, более удобным считается совершение проскомидии до начала чтения часов. В таком случае священник произносит начальный возглас не во весь голос, а так же тихо, как и на входных молитвах. З атем, взяв в левую руку самую большую (агничную) просфору, а в правую — большое копие, он трижды крестообразно знаменует им сверху просфорную печать, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». После этого диакон произносит: «Господу помолимся. Господи, помилуй», а священник со словами: «Яко овча на заклание ведеся» отрезает копием правую (от себя — левую) сторону просфоры, причем для удобства может перед этим повернуть просфору правой стороной к своей правой руке. Вслед за этим он возвращает просфору в первоначальное положение и, произнося: «И яко агнец непорочен, прямострегущаго Его безгласен, тако не отверзает уст своих», отрезает ее левую (от себя — правую) сторону. Далее, со словами: «Во смирение Его суд Его взятся» отделяется верхняя стороны и «Род же Его кто исповесть» — нижняя. Следует помнить, что каждое из этих действий, как и в первом случае, предваряется словами диакона: «Господу помолимся. Господи, помилуй». П осле отделения четырех сторон просфоры диакон произносит: «Господу помолимся. Возми, Владыко», а священник со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» отрезает последнюю, нижнюю часть и, взяв получившийся Агнец (трапецивидной формы), кладет его на Дискос печатью вниз. Д алее, он вслед за словами диакона: «Господу помолимся. Пожри, Владыко» делает на нижней стороне Агнца глубокий (до печати) крестообразный надрез, произнося при этом: «Жрется агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение». Затем священник переворачивает Агнец печатью вверх и после слов диакона: «Господу помолимся. Прободи, Владыко» прободает копием правую (от себя — левую) сторону Агнца со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе…». После этого он благословляет приготовленное в особом ковшике (корце) соединение вина с небольшим количеством воды, которое затем диаконом, а если его нет, то самим священником, вливает в необходимом количестве в Св. Чашу. З акончив приготовление Агнца, священник берет просфору с изображением Богородицы и, произнеся: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы…», изымает из основания ее печати одну большую частицу, которую после этого со словами: «Предста Царица одесную Тебе…» кладет на Дискос справа от Агнца (слева от себя), вблизи от его середины. {mospagebreak} В зяв затем третью просфору, он последовательно, в виде трех вертикальных рядов изымает из нее девять частиц, которые потом по мере изъятия, в таком же порядке кладет на Дискос слева от Агнца (справа от себя). Первую частицу священник изымает в честь и память: «Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна», вторую — «Святых славных пророков Моисея и Аарона… и всех святых пророков», третью — «Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов», четвертую — «Иже во святых отец наших, святителей Василия Великого, Григория Богослова… и всех святых святителей», пятую — «Святаго апостола первомученника и архидиакона Стефана… и всех святых мученик и мучениц», шестую — «Преподобных и богоносных отец наших… и всех преподобных отец и святых преподобных матерей», седьмую — «Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана… и всех святых бессербренников», восьмую — «Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (святых храма и дня) и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже», девятую — «Иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго» или «Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския (если совершается его литургия). После этого священник берет четвертую просфору, из верхней части которой по нижним углам печати изымает две больших частицы и кладет их в нижней части Дискоса под Агнцем. При этом, изымая первую частицу, он произносит: «Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшего Патриарха (имя)… Господина нашего (Высоко)Преосвященнейшего (имя епархиального архиерея), братию и сослужебники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко», а при изъятии второй: «Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея». После этого священник из верхней части той же просфоры изымает со словами: «Помяни, Господи» более мелкие частицы за живых (сродников и т.п.), которые затем также кладет на Дискос, но несколько ниже первых двух частиц. Н аконец, взяв пятую просфору, он вынимает посередине нижней части печати одну большую частицу, произнося при этом: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов, блаженных создателей святаго храма сего» (здесь же поминается рукоположивший священника архиерей, если он уже умер). Завершив изъятие малых частиц о упокоении усопших, священник произносит: «Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи», после чего помещает их на Дискос рядом с большой заупокойной частицей, то есть, под вынутыми за живых. Затем он вновь берет четвертую просфору, из которой со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и не вольное» изымает небольшую частицу за себя. После этого священник произносит начальный возглас часов: «Благословен Бог наш…» и благословляет (с особой молитвой: «Кадило Тебе приносим…») поднесенной диаконом, а если его нет, то пономарем, кадило с ладаном, которое последний держит с поднятой верхней частью на уровне Жертвенника. При словах диакона «Господу помолимся, Господи, помилуй» он берет раскрытую звездицу и, произнося: «И пришедши, звезда ста верху, идеже бе Отроча» держит ее над дымящимся кадилом, а затем ставит на Дискос. Диакон произносит: «Господу помолимся. Покрый, Владыко», а священник, облагоухав при чтении псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…» кадильным дымом первый покровец, покрывает им Дискос. Таким же образом он поступает и со вторым покровцом, которым покрывает Св. Чашу, произнося при этом: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля». «Опоясов» затем кадило воздухом, священник со словами: «Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякого врага и супостата…» покрывает им Дискос и Потир (Св. Чашу) поверх покровцов. Приняв от диакона кадило, он трижды кадит спереди Жертвенник, произнося каждый раз: «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе», а при отсутствии диакона постоянно добавляя: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». После возгласа диакона: «О предложенных честных Дарех, Господу помолимся» священник вслух читает молитву Предложения: «Боже, Боже наш…», а затем возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» и произносит отпуст: «(Воскресый из мертвых) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (Василия Великаго, архиепископа Кесарии Капподакийской), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Покадив после этого еще раз Жертвенник и стоящего рядом диакон, он отдает кадило последнему. Д алее, во время чтения часов священник совершает поминовение живых и усопших, вынимая малым копием из просфор, согласно подаваемым запискам, частицы и помещая их затем на Дискос. Е сли священник служит без диакона, то в начале чтения шестого часа он, благословив поданное пономарем кадило, отверзает алтарную завесу (катапетасму), кадит Престол с четырех сторон, причем при каждении передней стороны произносит: «Во гробе плотски…», южной — «Во аде же с душею, яко Бог», задней — «В раи же с разбойником», северной – «И на Престол был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». После этого он, читая про себя 50 псалом, кадит Жертвенник, горнее место и совершает каждение всего алтаря и в нем находящихся, а затем, выйдя через северную дверь на солею, кадит Царские врата, правую и левую сторону иконостаса, клиросы, молящихся и далее совершает каждение всего храма, таким же образом, как и во время пения стихир на «Господи воззвах» на вечери (см.: с. 8). {mospagebreak} 4. Литургия оглашенных. В о время чтения на клиросе молитвы шестого часа священник, встав вместе с диаконом перед Престолом и совершив предварительно троекратное поклонение, читает вслух, воздев руки, молитву: «Царю Небесный…», малое славословие: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (дважды) и «Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (один раз). После этого он целует напрестольное Евангелие и край Престола. В след за тем, в ответ на слова диакона: «Время сотворити Господеви, Владыко, благослови» священник благословляет его, произнося: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Получив благословение, диакон говорит: «Помолися о мне, Владыко святый», а священник отвечает: «Да исправит Господь стопы Твоя», а затем, после слов диакона: «Помяни мя, Владыко святый» произносит: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков». После этого диакон, выйдя на солею и встав перед Царскими вратами, возглашает: «Благослови, Владыко», а священник, изображая вертикально поднятым Евангелием знак Креста над свернутым антиминсом, произносит начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». В период от недели о Фоме до отдания Пасхи сразу же после этого возгласа отверзаются Царские врата и священнослужители поют три раза «Христос воскресе…», причем третий раз начинают петь священнослужители, а заканчивает хор, после чего Царские врата закрываются. Далее, во время произнесения диаконом мирной ектении священник, стоя в алтаре перед Престолом, тайно вычитывает молитву первого антифона: «Господи Боже наш…», а затем произносит возглас: «Яко подобает Тебе…». При служении без диакона мирную ектению, как и все остальные ектении первого и двух последующих антифонов вычитывает во время протяжного пения хором: «Тебе Господи», а не после возгласа. В о время пения хором вслед за мирной ектенией первого антифона: «Благослови, душе моя, Господа…» (а в период господских двунадесятых праздников — особо праздничного антифона) священник обычно переходит к Жертвеннику и занимается изъятием частиц из подаваемых молящимися просфор. П о окончании пения антифона диакон произносит малую ектению, а священник, тайно прочитав молитву второго антифона: «Господи Боже наш, Спаси люди Твоя…», завершает ее возгласом: «Яко Твоя держава…», после чего вновь идет к Жертвеннику и продолжает совершать поминовение живых и усопших. Малый вход. П осле пения хором молитвы: «Единородный Сыне…», диакон произносит еще одну малую ектению, во время которой священник тайно читает молитву третьего антифона: «Иже общия сия и согласныя даровавый…», а затем возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец…». При пении третьего антифона: «Во Царствии Твоем…», а в период Светлой седмицы и двунадесятых господских праздников — праздничного тропаря с особыми стихами отверзаются Царские врата и священник, совершив вместе с диаконом троекратное поклонение перед Престолом и поцеловав его край, подает диакону напрестольное Евангелие и направляется вслед за ним на горнее место. Здесь он, осенив себя крестным знамением, после слов диакона: «Господу помолимся» начинает читать тайную молитву входа: «Владыко Господи, Боже наш…», продолжая при этом движение вслед за диаконом через северную дверь на солею. Встав перед Царскими вратами, священник, следуя призыву диакона: «Благослови, Владыко, Святый вход», крестообразно благословляет в сторону Царских врат со словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков» и целует поднесенное им Евангелие. После диаконского возгласа: «Премудрость, прости» он, осенив себя крестным знамением, целует икону Спасителя, находящуюся на правом столпе Царских врат, после чего, повернувшись на запад, благословляет свещеносцев, а затем, поцеловав икону Божией Матери на левом столпе Царских врат, заходит в алтарь и вместе с диаконом прикладывается к Престолу. Е сли же малый вход совершает священник, служащий без диакона, то, открыв Царские врата, он сразу же вычитывает молитву входа, а затем, приложившись к Престолу и взяв в руки напрестольное Евангелие, направляется с ним через горнее место к северной двери. Выйдя на солею и встав перед Царскими вратами, он слегка наклоняет Евангелие к левому плечу, а освободившейся правой рукой, как и при служении с диаконом, благословляет вход. По окончании пения антифона, священник, изображая крест Евангелием, возглашает: «Премудрость, прости», после чего сразу же заходит в алтарь и кладет Евангелие на Престол (поверх антиминса). Затем, вновь выйдя на амвон, он прикладывается к малым иконам Спасителя и Божией Матери на столпах Царских врат, благословляя свещеносцев и возвращается в алтарь. {mospagebreak} Трисвятое. С тоя во время пения тропарей и кондаков перед Престолом, священник тайно читает молитву Трисвятого пения: «Боже, Святый, Иже во святых почиваяй…», а затем, благословив подошедшего диакона, в ответ на слова последнего: «Благослови, Владыко, время Трисвятаго», возглашает: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно». После этого священник, служащий без диакона, произносит стихи: «Господи, спаси благочестивыя», «И услыши ны», которые повторяются хором, а по окончании пения, никуда, в отличии от диакона не поворачиваясь, завершает свой прерванный возглас: «И во веки веков». Хор поет Трисвятое четыре с половиной раза, а священник, совершив троекратное поклонение с чтением Трисвятой песни: «Святый Боже…» и поцеловав напрестольное Евангелие и край Престола, после слов диакона: «Повели, Владыко» произносит: «Благословен Грядый во имя Господне» и идет вслед за ним на горнее место. Диакон произносит: «Благослови, Владыко, Горний Престол», а священник благословляет горнее место со словами «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков», после чего оба, перекрестившись и поклонившись друг другу, поворачиваются лицом к молящимся. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы