Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приготовление молящихся к Причащению.



З атем диакон произносит на амвоне просительную ектению: «Вся святыя помянувше…», а священник, тайно прочитав молитву: «Тебе предлагаем живот наш…» (на литургии св. Василия Великого: «Боже наш, Боже спасати…»), воздев руки, завершает ее возгласом: «И сподоби нас, Владыко…». По окончании пения: «Отче наш…» он произносит возглас: «Яко Твое есть Царство…» и, повернувшись к закрытым Царским вратам, благословляет молящихся со словами: «Мир всем». Во время протяжного пения хором: «Тебе, Господи» после возгласа диакона: «Главы ваша Господеви приклоните» священник, прочитав тайную молитву: «Благодарим Тя, Царю невидимый…» (на литургии св. Василия Великого: «Владыко, Господи, Отче щедрот…»), возглашает: «Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего…» и сразу же задергивает алтарную завесу (катипетасму). Вновь повернувшись к Престолу, он во время протяжного пения хором: «Аминь», читает молитву: «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», а затем, совершив троекратное поклонение со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», берет Агнец тремя перстами обеих рук и по возгласе диакона: «Вонмем» возносит Его над Дискосом, произнося при этом: «Святая святым».

Причащение священнослужителей.

В ернув Агнец на прежнее место, священник после слов диакона: «Раздроби, Владыко, Святый Хлеб» разламывает Его по надрезу на четрые части, произнося при этом: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающиеся освящай», а затем крестообразно располагает частицы на Дискосе: с печатью IС — на верхней стороне Дискоса, с печатью ХС — на нижней стороне, с печатью НИ — на левой (северной) стороне и КА — на правой (южной) стороне. Далее диакон произносит: «Исполни, Владыко, Святый Потир», а священник, взяв большим и указательным пальцами правой руки частицу IС и изобразив ей знамение Креста над Потиром, со словами: «Исполнение Духа Святаго» опускает ее в Святую Чашу. После этого он со словами: «Благословенни теплота святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» благословляет поднесенную диаконом в ковшике теплоту, а если диакон отсутствует, то сам затем крестообразно вливает ее в Потир, произнося при этом: «Теплота веры исполнь Духа Святаго. Аминь».

Р азделив частицу ХС в соответствии с количеством причащающихся священнослужителей, священник читает молитву: «Ослаби, остави…», после чего, скрестив руки на груди, кланяется диакону и всем находящимся в алтаре, поворачивается к закрытым Царским вратам и кланяется молящимся, тихо произнося: «Простите ми, отцы, братия и сестры». Затем он вместе с диаконом совершает поясной поклон со словами: «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу моему», и обратившись к диакону, произносит: «Диаконе, приступи». Взяв половину частицы ХС, священник кладет ее в крестообразно сложенные ладони диакона со словами: «(имя) священнодиакону, преподается честное, и святое, и Пречистое Тело Господа и Бога…» и приветствует его целованием в плечи, произнося: «Христос посреди нас». Диакон взаимно целует священника в плечи отвечая при этом: «и есть и будет», и отходит к северной стороне Престола, а священник, поцеловав нижний край антиминса, берет левой рукой другую половину этой частицы и кладет ее на правую ладонь со словами: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога… преподается мне (имя), иерею, во оставление грехов моих и в жизнь вечную», после чего, склонив голову, молится: «Верую, Господи, и исповедую… Вечери Твоея тайныя… Да не в суд или во осуждение…» и по окончании молитвы, осенив себя крестообразно частицей Св. Тела, причащается. После этого он отирает антиминсной губкой над Дискосом правую ладонь, а затем, взяв плат и вложив его одним концом за верхний край фелони, через второй конец берет обеими руками Св. Чашу, произнося при этом: «Честныя и святыя Крове Господа и Бога… причащаюся аз, раб Божий, священник (имя), во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь» и трижды испивает из нее Св. Крови, мысленно произнося: «Во имя Отцы, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» после причащения священник вытирает платом уста и край Св. Чаши, который затем целует со словами: «Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит» и произносит «Диаконе, приступи». Отдав диакону плат, он левой рукой приподнимает и слегка наклоняет Св. Чашу, из которой и причащает последнего со словами: «Причащается раб Божий, диакон (имя) честныя и Святыя Крове Господа и Бога… во оставление грехов и в жизнь вечную», после чего произносит: «Се прикоснуся устнем твоим, и отымет беззакония твоя. И грехи твоя очистит». Поставив Потир на Престол, священник читает молитву благодарения: «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче…» (на литургии св. Василия Великого: «Благодарим Тя, Господи Боже наш…») и начинает большим копием раздроблять частицы НИ и КА по количеству причащающихся мирян, а если нет диакона, то читает при этом особые пасхальные песнопения: «Воскресение Христово видевше… Светися, светися… О Пасха Велия и священнейшая…». Затем он опускает эти частицы в Потир и закрывает его покровцом, а если служит без диакона, то свернутым платом, поверх которого кладет лжицу. В том случае, если причастников нет, частицы НИ и КА сразу же без раздробления опускаются в Потир вместе со всеми, остальными частицами из просфор, лежащих на Дискосе.

{mospagebreak}

Причащение мирян.

П риготовившись к причащению мирян, священник умывает руки и отходит к Жертвеннику, где если служит с диаконом и не потребляет Св. Дары, вкушает антидор, запивая его теплотой. Вернувшись после этого к Престолу, он берет Св. Чашу и, поцеловав, подает ее диакону, который должен перед этим отдернуть завесу и открыть Царские врата. Выйдя вслед за диаконом на амвон, священник по возгласе последнего: «Со страхом Божиим и верою приступите» читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую… Вечери Твоея тайныя… Да не в суд или во осуждение…», а затем приняв от диакона в левую руку Св. Чашу, а в правую — лжицу, приступает к причащению мирян. Прежде всего к нему подносят младенцев и подводят детей до 7 лет, которых он причащает только Св. Кровью со словами: «Честныя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащается младенец (имя) во освящение души и тела и в жизнь вечную». После этого подходят более старшие дети (до 15 лет), а также мужчины и женщины, которым священник преподает лжицей частицы Св. Тела и Св. Кровь со словами: «Причащается раб Божий (имя) честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в жизнь вечную». При этом следует наблюдать за тем, чтобы диакон, а если его нет, то пономарь, держал между Св. Чашей и причащающимися развернутый плат и периодически вытирал им уста последних. Если вдруг из-за большого количества причастников Св. Тайн окажется недостаточно для всех, то оставшихся без Причащения необходимо приобщить на следующей литургии или же, в случае крайней необходимости, добавить в Св. Чашу запасные Св. Дары, предназначенные для больных. Вливать же в Св. Чашу неосвященное вино при недостатке Св. Крови категорически запрещается. По окончании причащения мирян священник вытирает лжицу платом, после чего заносит Св. Чашу в алтарь и ставит на Престол.

Окончание Литургии.

В о время пения хором: «Аллилуйа» (три и более раз) священник при помощи антиминсной губки опускает в Потир частицы из просфор, лежащие на Дискосе, произнося при этом: «Отмый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами Святых Твоих», а затем покрывает покровцами Потир и Дискос, на который предварительно кладет плат, копие, лжицу и сложенную звездицу. Далее священник, стоя в Царских вратах, благословляет молящихся со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», после чего вновь возвращается к Престолу, где, благословив и приняв от диакона или пономаря кадило, трижды кадит Св. Дары, тихо произнося: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли славы Твоея». Отдав кадило и Дискос диакону, он берет Св. Чашу и, изобразив ею Крест над Престолом со словами: «Благословен Бог наш», целует ее через покровец и, встав в Царских вратах, крестообразно осеняет ей молящихся, произнося при этом: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков». После этого он со словами: «Вознесися на небеси, Боже, и по всей земле слава Твоя» направляется к Жертвеннику, на который ставит Потир и, приняв кадило, вновь кадит Св. Дары и диакона, а затем отдает кадило.

Е сли священник служит без диакона. То возглас: «Всегда, ныне. И присно…»он произносит, имея в левой руке Дискос, а в правой — Потир. После чего то и другое переносится на Жертвенник.

В ернувшись к Престолу, священник во время произнесения диаконом благодарственной ектении берет антимисную губку и, изобразив ей на развернутом антиминсе Крест, целует ее и кладет в середину антиминса, после чего закрывает его верхнюю, нижнюю, левую и правую части, а затем таким же образом сворачивает илитон. Далее он берет напрестольное Евангелие и, держа его в вертикальном положении, при произнесении завершающего ектению возгласа: «Яко Ты еси освящение наше…» крестообразно осеняет им свернутый антиминс и кладет поверх него. Затем священник возглашает: «С миром изыдем» и выйдя через Царские врата за амвон, читает после слов диакона: «Господу помолимся» заамвонную молитву: «Благословляяй благословящия Тя, Господи…». Вернувшись во время троекратного пения хором: «Буди имя Господне…», а в период Светлой Седмицы: «Христос воскресе…», в алтарь, он вычитывает перед престолом молитву на потребление Св. Даров: «Исполнение закона и пророков…» (на литургии св. Василия Великого: «Исполнися и совершися…») и благословляет диакона, после чего, подойдя к Царским вратам, благословляет молящихся со словами: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков». В великие праздники и дни памяти особо чтимых святых этому благословению предшествует обычно так называемое «славление», состоящее в том, что священнослужители после исполнения хором тропаря и кондака поют на середине храма величание праздника или святого и прикладываются к праздничной иконе. Преподав благословение молящимся, священник из алтаря возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше. Слава Тебе», а затем, поцеловав напрестольное Евангелие и край Престола, берет напрестольный Крест и выходит на амвон, где произносит отпуст литургии: «(Воскресый из мертвых), Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, Предстательством честных Небесных Сил безплотных (и т.п., в зависимости от дня седмицы), иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или св. Василия Великаго, архиепископа Кесарии Капподокийския), святых храма и дня, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и человеколюбец». В дни двунадесятых господских праздников, а также в период их попразднества не совпадающего с воскресеньем произносится особый праздничный отпуст без указания святых храма и дня в сам день праздника, но с обязательным упоминанием святителя, Литургия которого совершается. В заключении отпуста священник осеняет молящихся Крестом и после пения хором уставного многолетия обращается к ним с пастырским поучнием (проповедью). Затем, поцеловав Св. Крест, он дает его для целования молящимся, после чего, еще раз всех им осенив, возвращается в алтарь, закрывает Царские врата и задергивает катапетасму (алтарную завесу).

{mospagebreak}


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь