Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религия как основное понятие религиоведения



Уфимский филиал

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

для студентов заочного отделения

специальностей

080105 «Финансы и кредит»

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080504 «Государственное муниципальное управление»

Уфа 2011


 

 

Печатается по решению кафедры иностранных языков и гуманитарных дисциплин.

 

 

Составитель: Голованова Е.Ю., к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков и гуманитарных дисциплин.

 

Методические указания содержат рекомендации для студентов заочного отделения по изучению основных вопросов дисциплины «Религиоведение», по написанию и защите реферата и предназначены для самостоятельной работы студентов.

 

© НОЧУ ВПО Московский институт экономических преобразований (Уфимский филиал)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 6

1.1 Религия как основное понятие религиоведения 6

1.2 Религиозная вера и религиозное сознание 8

1.3 Религиозный культ и религиозные организации 9

1.4 Функции религии в обществе 13

2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 15

2.1 Выбор темы реферата 17

2.2 Требования к содержанию реферата 19

2.3 Требования к оформлению реферата 21

3 ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 23

ПРИЛОЖЕНИЯ 25


ВВЕДЕНИЕ

Цели дисциплины «Религиоведение» заключаются в следующем:

· Приобретение систематических знаний в области религиоведения.

· Введение в круг основных идей и проблем религиоведения, ознакомление с концепциями теории религии.

· Рассмотрение происхождения, развития и функционирования различных религий.

Таким образом, задачами курса являются:

· Анализ современных мировых религий, а также вопросов взаимодействия религии и государства, религии и общества.

· Формирование представления о месте религии в истории духовной культуры.

· Формирование представлений о месте религии в духовной культуре, роли религии в истории человеческой цивилизации, ознакомление с актуальной религиоведческой проблематикой.

· Обсуждение дискуссионных вопросов жизни современных конфессий, а также государственно-религиозных отношений.

· Привитие навыков критического мышления самостоятельной творческой учебной деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

· что собой представляет религия как форма общественного сознания;

· структуру религии;

· различия в исходных принципах науки и религии, особенности вероучений и культов основных национальных и мировых религий;

· конституционно-правовые основы государственной политики России в области свободы совести и вероисповедания.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

· ориентироваться в основных современных конфессиях, мировом и российском законодательстве в области религии;

· практически использовать знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса.

К моменту начала изучения дисциплины студенты должны знать историю в объеме средней школы, отечественную историю, философию и культурологию по программам высшей школы. Для успешного изучения курса студенты должны уметь пользоваться первоисточниками, владеть методами философского анализа.

Данные методические указания имеют целью помочь студентам заочного отделения самостоятельно изучить дисциплину в объеме, предусмотренном государственным стандартом.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Религия как основное понятие религиоведения

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в нашей стране, интерес к религии резко возрос. Изучение религии помогает овладеть одной из важнейших областей мировой культуры, осуществить сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли является иным.

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). Для того, чтобы разобраться, что представляет собой религия, необходимо найти у всех ее разновидностей нечто общее, повторяющееся, существенное.

Продолжающиеся в течение длительного времени попытки объяснить, что представляет собой религия, вылились в формирование специальной отрасли знания — религиоведение. Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль религии в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.

Религиоведение — это комплексная отрасль человеческого знания. Оно сформировалось в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и научной мысли.

Исторически первой формой религиоведения являются теология (от греческого teos — Бог и logos — учение) — учение о Боге в католической и протестантской традиции и богословие как наука о прославлении Бога в православной традиции, поскольку православие отвергает всякую возможность познания Бога и считает возможным только его прославление. Теология или богословие появляются из стремления разъяснить основные положения религии, перевести содержащиеся в священных книгах образы и догматические формулы на язык поня­тий, сделать их доступными массе верующих.

Философский анализ религии складывается в европейской культуре, начиная с XVII—XVIII века, он является господствующим вплоть до середины XIX века. С середины XIX века начинает формироваться научный подход. Различие между философским и научным подходами состоит как в предметной сфере, так и в методах исследования. Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Поэтому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов наиболее существенным является то, как решается в религии проблема устройства бытия (что первично: духовное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога). Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жиз­ни (каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и т. д.).

Религия представляет собой сложное, многоуровневое явление. Поэтому изучение и истолкование религиозного феномена осуществляется целым рядом дисциплин: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Религиоведение не является наукой в точном смысле этого слова. Оно базируется на различных подходах в истолковании истоков, природы и назначений религии. И это многообразие не позволяет религиоведению занимать однозначную мировоззренческую позицию, а призывает проявлять мировоззренческий плюрализм, одинаково уважительно относиться к характеру аргументации всех его представителей.

Функции религии в обществе

С позиции социологии, религия предстает в качестве необхо­димой составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, вы­ражаясь более просто, что «дает» религия каждому конкретному че­ловеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким обра­зом она влияет на жизнь людей.

Одной из важнейших функций религии является мировоз­зренческая или, как ее еще называют, смыслополагающая. Целью деятель­ности религиозной организации является мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате которой вырабатывается определенная кар­тина мира, ценности, идеалы, нормы, что и составляет основные компоненты мировоззрения.Мировоззрение — это сово­купность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отно­шение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и ре­гуляторов его поведения.

Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих сис­тем, включает в систему «мир — человек» дополнительное образование — мир сфантазированных существ, связей и отношений. Оно соотносит с этим миром свои представления о бытии в це­лом и человеческого бытия в частности. Это и позволяет человеку на миро­воззренческом уровне разрешать противоречия реального мира.

Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину ми­ра, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел об­рести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагающей. Религия это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений.

Второй функцией религии является функция интегратора и стабилизатора общества. Религия помогает людям осознавать себя как моральную общ­ность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в общественной сис­теме и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взгля­дам, ценностям, верованиям людьми. Именно посредством культа религия конституирует общество как целое: подготавливает инди­вида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет соци­альное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

В-третьих, необходимо назвать регулирующую функцию религии. С этой точки зрения, религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система. Каждая религиозная система вырабатывает определенную систему ценностей, реализация которых осуществляется индивидом в про­цессе его деятельности и отношений. Непосредственно регулирую­щую функцию выполняет ценностная установка. Ценностная уста­новка — это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную пред­расположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д. Ценностные уста­новки верующих людей вырабатываются в религиозной организа­ции в процессе общения между людьми и передаются из поколения в поколение.

Каждая религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями вероучения.

 


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Чтобы получить допуск к зачету по дисциплине «Религиоведение» студент должен написать и защитить реферат по данной дисциплине и подготовить к устному зачету ответы на основные вопросы по курсу.

Выбор темы реферата

Студент выбирает тему, номер которой совпадает с четвертой и пятой цифрами его зачетной книжки. Например:

Номер зачетной книжки – 41567076. Следовательно:

Тема реферата № 67: Библия как книга о священной истории человечества.

Рефераты, номер темы которых не совпадает с порядковым номером зачетной книжки студента, к защите не допускаются.

СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Блок 4. Мировые религии.

46. Буддизм как мировая религия.

47. Буддийская мифология и биография Гаутамы Будды.

48. Махаяна и ханаяна как основные направления в буддизме.

49. Чань-буддизм и дзэн-буддизм в Китае и в Японии, их особенности.

50. Особенности вероучения тибетского буддизма.

51. Ламаизм как одно из направлений буддизма, его особенности.

52. Российский буддизм сегодня.

53. Вероучение и культ ислама.

54. Коран и Сунна как священные книги мусульман.

55. Этика ислама. Основные нравственные принципы Корана.

56. Шариат как мусульманское право. Религиозная основа шариата и теократическая основа мусульманского государства – халифата.

57. Суннизм и шиизм - два основных направления ислама.

58. Суфизм и ваххабизм как важнейшие течения в суннизме.

59. Современный ваххабизм.

60. Традиционализм и модернизм в современном исламе.

61. Ислам как мировая религия.

62. Ислам в России.

63. Основные подходы в трактовке личности Иисуса Христа.

64. Раннее христианство.

65. Вероучение и культ христианства.

66. Церковь как христианская организация, её особенности. Учение о церкви в христианстве.

67. Библия как книга о священной истории человечества.

68. Крещение Руси. Роль православия в истории России.

69. Организация и культ в православной церкви.

70. Православная этика.

71. История Русской православной церкви.

72. Старообрядчество, его идеология, культ и этика.

73. Русская православная церковь в ХХ веке.

74. История развития католицизма.

75. Основы католического вероучения.

76. История папства.

77. Важнейшие католические ордена, их история.

78. Инквизиция, её деятельность.

79. Деятельность Ватикана в ХХ веке.

80. Католичество и Россия.

81. История возникновения протестантизма.

82. Основы протестантского вероучения. Протестантская этика.

83. Направления протестантизма.

84. Православие, католичество и протестантизм: сравнительный анализ.

85. Протестантизм и Россия.

Требования к содержанию реферата

Реферат должен соответствовать требованиям, предъявляемым к студенческим исследованиям подобного рода. Структура реферата:

1. Титульный лист (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А).

2. Содержание (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б). При оформлении содержания следует обратить внимание на следующие моменты:

· Нумеруются только главы реферата (введение, заключение, список использованной литературы не нумеруются).

· Название глав в содержании рекомендуется печатать заглавными буквами (обратите внимание, что слово «глава» не используются ни в содержании, ни в основном тексте).

· Название глав и нумерация страниц в содержании и тексте должны совпадать.

· Номера страниц, указанные в содержании, должны быть выровнены по правому краю, ставить точки от последнего слова до номера страницы не рекомендуется.

3. Введение, которое включает в себя:

· Общуюкраткую характеристику темы

· Цель и задачи реферата

Цель реферата должна соответствовать заявленной теме, а задачи – главам, на которые поделен основной текст реферата. Таким образом, цели и задачи реферата обусловливают его структуру. При формулировке цели и задач реферата следует использовать глаголы «изучить», «проанализировать», «охарактеризовать», «представить», «описать» и т.п. в неопределенной форме.

Рекомендуемый объем – 1 страница.

4. Две-три главы основного текста, раскрывающие заданную тему. Деление на главы должно соответствовать поставленным задачам. Допускается деление на подпункты, например, 2.1., 3.2. и т.п. (обратите внимание, что глава не может содержать только один подпункт).

Содержание реферата должно строго соответствовать заявленной теме и поставленным цели и задачам. Изложение материала должно быть логичным. В реферате не должно быть глав, не имеющих прямого отношения к теме реферата (например, раскрывающих значение основных понятий дисциплины).

При оформлении реферата следует обратить внимание на следующее:

· Каждая глава начинается с новой страницы. Подпункты главы набираются сплошным текстом через один пропущенный интервал.

· Названия глав и других разделов реферата печатаются заглавными буквами, выравнивание по центру (обратите также внимание, что в названиях глав точка не ставится). После заголовка текст начинается через один пропущенный интервал.

· Названия подпунктов глав печатаются строчными буквами, выравнивание по ширине.

5. Заключение, которое должно содержать основные выводы по главам. Выводы должны строго отвечать поставленным задачам, т.е. по каждой главе и подпункту должен быть сделан хотя бы один вывод. Выводы должны носить конкретный, информативный характер, и тем самым полностью раскрывать содержание реферата. Таким образом, заключение, по сути, представляет собой краткое изложение основного текста реферата.

Правильно написанное заключение фактически обеспечивает последующую защиту реферата.

Рекомендуемый объем – 2 страницы.

6. Список использованных источников, включающий в себя от трех до пяти трудов по религиоведению, теории и истории религии и т.п. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).

2.3 Требования к оформлению реферата

Следует соблюдать следующие технические требования к оформлению:

· Объем реферата – 18-20 односторонних листов формата А4

· Шрифт – Times New Roman

· Кегль – 14

· Межстрочный интервал - 1, 5

· Красная строка – 1, 25. Обратите внимание, что между абзацами в тексте не должно быть дополнительных пропущенных интервалов.

· Выравнивание – по ширине

· Нумерация страниц в правом нижнем углу

· Поля – стандартные Microsoft Word

Преподаватель имеет право не допустить к защите рефераты, не соответствующие требованиям к оформлению реферата.


ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

В течение семестра студент должен самостоятельно изучить следующие вопросы по дисциплине «Религиоведение»:

 

1. Основные понятия религиоведения: религия, религиозная вера, религиозный культ, религиозная организация, догматы.

2. Происхождение религии. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, фетишизм, магия, анимизм.

3. Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии.

4. Индуизм — ведущая религия Древней Индии.

5. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм, конфуцианство.

6. Религия Древней Греции и Религия Древнего Рима.

7. Иудаизм — религия еврейского народа.

8. Буддизм: история возникновения, вероучение и культ, распространение в мире.

9. Социокультурные предпосылки возникновения христианства. Распространение христианства.

10. Католицизм как разновидность христианства: история возникновения, вероучение и культ, распространение в мире.

11. Православие как разновидность христианства: история возникновения, вероучение и культ, распространение в мире.

12. Протестантизм: история возникновения, вероучение и культ, распространение в мире.

13. Ислам: история возникновения, вероучение и культ, распространение в мире.

14. Свободомыслие и его формы. История формирования представлений о свободе совести. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России.

 

Ответы на вопросы должны быть изложены в отдельной тетради, объем ответа на один вопрос – 1, 5-2 страницы.

Литература, которая может быть использована при написании реферата и при подготовке к устному зачету по дисциплине «Религиоведение»:

1. Альжев Д.В. История и теория религий. Конспект лекций.

2. Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии.

3. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания.

4. Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования рели­гии.

5. Добренькое В. А, Радугин А. А. Христианская теология и революция.

6. Крывелев И. История религий.

7. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции.

8. Левада Ю. Н. Социальная природа религии.

9. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни.

10. Мифы народов мира. Энциклопедия. Под ред. С.А. Токарева. В 2-х томах.

11. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций.

12. Токарев С. А. Религия в истории народов мира.

13. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению.

14. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление.


ПРИЛОЖЕНИЕ А. Образец оформления титульного листа реферата

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Специальность ГМУ

Курс 3

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине « Религиоведение »

на тему « Религия как основное понятие религиоведения »

 

  ФИО Оценка Дата Подпись
Выполнил(а) Иванова С.Н.      
Проверила Голованова Е.Ю.      

 

 

УФА


ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Образец оформления содержания реферата

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 4

2 РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА 10

3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 15

3.1 Религиозный культ 16

3.2 Религиозные организации 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Образец оформления списка использованных источников

Для журналов

1. Опарина Е.О. Религия как предмет исследования религиоведения // Язык и культура.- 2008.-№2 – С. 27-34.

Для книг

2. Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. – М.: Наука, 2001. – 257 с.

Для интерент-источников

3. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. // http: //www.religia.ru.

 

Уфимский филиал

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

для студентов заочного отделения

специальностей

080105 «Финансы и кредит»

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080504 «Государственное муниципальное управление»

Уфа 2011


 

 

Печатается по решению кафедры иностранных языков и гуманитарных дисциплин.

 

 

Составитель: Голованова Е.Ю., к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков и гуманитарных дисциплин.

 

Методические указания содержат рекомендации для студентов заочного отделения по изучению основных вопросов дисциплины «Религиоведение», по написанию и защите реферата и предназначены для самостоятельной работы студентов.

 

© НОЧУ ВПО Московский институт экономических преобразований (Уфимский филиал)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 6

1.1 Религия как основное понятие религиоведения 6

1.2 Религиозная вера и религиозное сознание 8

1.3 Религиозный культ и религиозные организации 9

1.4 Функции религии в обществе 13

2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 15

2.1 Выбор темы реферата 17

2.2 Требования к содержанию реферата 19

2.3 Требования к оформлению реферата 21

3 ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 23

ПРИЛОЖЕНИЯ 25


ВВЕДЕНИЕ

Цели дисциплины «Религиоведение» заключаются в следующем:

· Приобретение систематических знаний в области религиоведения.

· Введение в круг основных идей и проблем религиоведения, ознакомление с концепциями теории религии.

· Рассмотрение происхождения, развития и функционирования различных религий.

Таким образом, задачами курса являются:

· Анализ современных мировых религий, а также вопросов взаимодействия религии и государства, религии и общества.

· Формирование представления о месте религии в истории духовной культуры.

· Формирование представлений о месте религии в духовной культуре, роли религии в истории человеческой цивилизации, ознакомление с актуальной религиоведческой проблематикой.

· Обсуждение дискуссионных вопросов жизни современных конфессий, а также государственно-религиозных отношений.

· Привитие навыков критического мышления самостоятельной творческой учебной деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

· что собой представляет религия как форма общественного сознания;

· структуру религии;

· различия в исходных принципах науки и религии, особенности вероучений и культов основных национальных и мировых религий;

· конституционно-правовые основы государственной политики России в области свободы совести и вероисповедания.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

· ориентироваться в основных современных конфессиях, мировом и российском законодательстве в области религии;

· практически использовать знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса.

К моменту начала изучения дисциплины студенты должны знать историю в объеме средней школы, отечественную историю, философию и культурологию по программам высшей школы. Для успешного изучения курса студенты должны уметь пользоваться первоисточниками, владеть методами философского анализа.

Данные методические указания имеют целью помочь студентам заочного отделения самостоятельно изучить дисциплину в объеме, предусмотренном государственным стандартом.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Религия как основное понятие религиоведения

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в нашей стране, интерес к религии резко возрос. Изучение религии помогает овладеть одной из важнейших областей мировой культуры, осуществить сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли является иным.

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). Для того, чтобы разобраться, что представляет собой религия, необходимо найти у всех ее разновидностей нечто общее, повторяющееся, существенное.

Продолжающиеся в течение длительного времени попытки объяснить, что представляет собой религия, вылились в формирование специальной отрасли знания — религиоведение. Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль религии в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.

Религиоведение — это комплексная отрасль человеческого знания. Оно сформировалось в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и научной мысли.

Исторически первой формой религиоведения являются теология (от греческого teos — Бог и logos — учение) — учение о Боге в католической и протестантской традиции и богословие как наука о прославлении Бога в православной традиции, поскольку православие отвергает всякую возможность познания Бога и считает возможным только его прославление. Теология или богословие появляются из стремления разъяснить основные положения религии, перевести содержащиеся в священных книгах образы и догматические формулы на язык поня­тий, сделать их доступными массе верующих.

Философский анализ религии складывается в европейской культуре, начиная с XVII—XVIII века, он является господствующим вплоть до середины XIX века. С середины XIX века начинает формироваться научный подход. Различие между философским и научным подходами состоит как в предметной сфере, так и в методах исследования. Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Поэтому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов наиболее существенным является то, как решается в религии проблема устройства бытия (что первично: духовное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога). Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жиз­ни (каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и т. д.).

Религия представляет собой сложное, многоуровневое явление. Поэтому изучение и истолкование религиозного феномена осуществляется целым рядом дисциплин: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Религиоведение не является наукой в точном смысле этого слова. Оно базируется на различных подходах в истолковании истоков, природы и назначений религии. И это многообразие не позволяет религиоведению занимать однозначную мировоззренческую позицию, а призывает проявлять мировоззренческий плюрализм, одинаково уважительно относиться к характеру аргументации всех его представителей.


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. I. Метафизика и религия. Происхождение великих мифов
  4. I. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
  5. I. Понятие криминалистической тактики.
  6. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  7. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  8. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  9. III. Презрение как заколдованный круг .
  10. IV. Понятие о частях речи (ЧР)
  11. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  12. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.147 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь