Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Устроение человека до грехопадения



Устроение человека до грехопадения

 

Бог

 
 

 


 

Человек

дух
душа
тело

 

 

Адам обладал всем, был венцом, был поставлен управлять миром.

Тело прекрасно душой, душа прекрасна умом, ум прекрасен Божественным озарением.

Человек прекрасен благодаря своей причастности Богу, озаренности со стороны Абсолютной Божественной Личности.

Ум был просвещен Богом и человек понимал:

Что делать и когда делать.

Человек сотворен по образу Божию и по подобию Его

Образ – данность

Подобие – заданность

 

 

Свойства Божии:

1.Онтологические (апофатические):

Самобытность; неизменяемость;

Вечность; неизмеримость; вездеприсутствие

2. Духовные (Катафатические), характеризуют Бога как Личность, духовно-разумное существо

(Бог познается, открывается человеку по своим действованиям или энергиям)

Разум, Премудрость, Всеведение

Святость и Свет

Всемогущество

Всеблаженство

Благость, Любовь и Милость

Правда

Образ Божий понимается, как способность человека отображать Божественные совершенства.

Это проявляется в таких силах души как ум, воля, чувство и свойствах души – разумность, бессмертность, способность любить, творить, самовластие (человек призван владычествовать над Вселенной), способность выбора или свободная воля

Под подобием Божиим понимают способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу – совершенствоваться в стремлении к истине и добру.

Грехопадение

 

Злоупотребление свободной искажение природы,

Волей, разрыв единства духа,

Нарушение Заповедей души, тела, потеря целостности

Эгоистическое самолюбие, разрыв духа человеческого с

Духом Божиим,

Восстание против Божьей Любви болезнь, смерть

 

Грех – не нарушение инструкции, а самоубийство, измена дыханию жизни

Главное свойство Бога – Любовь.

 

Для человека, созданного по образу Творца – любовь – главный признак личного сознания.

Все, что связано с нарушением закона о жертвенной любви, приводит к глубоким извращениям сознания.

 

Идол – препятствие на пути человека к Истине, Вечной Жизни.(сам человек, ложное воспитание, ложные боги, ложные теории, идеи, открытия, искусство, мнения, кумиры)

Устроение человека после грехопадения

БОГ

 
 


человек

тело
душа
дух

Трехсоставная теория человека

Силы человека Уровни проявления сил Вид проявления сил
Разумная сила на уровне духа разум (данная Богом естественная способность человека понимать суть вещей, суть творения)
на уровне души рассудок (способность видеть зависимость явлений чувственного мира которая приобретается человеком с опытом жизни)
на уровне тела память (хранилище воспринятых от чувств впечатлений, состав наших прошлых мыслей); воображение (оператор в хранилище памяти, который комбинирует разные впечатления и мысли для определенных целей)
Сила желания на уровне духа совесть (всеянный Богом в человека небесный закон, которому здоровый дух желает подчиниться)
на уровне души воля (земные желания и стремления человека)
на уровне тела телесные потребности(земные желания и стремления человека)
Сила чувства на уровне духа чувство веры в Бога, чувство надежды на Бога и чувство любви к Богу
на уровне души обычные человеческие чувства «интеллигентские» проявления - тяга к искусству, любовь к родственникам, любовь к Родине, вера в свое дело, любовь к себе и т.д.
на уровне тела пять чувств восприятия мира (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание)

 

Потребности человека

 

дух Дисциплина ума, сердца и воли - творческая сила, стремление обрести власть над низшими стремлениями; потребность жить по совести, потребность жертвенной любви к ближнему, к Богу (исполнение заповедей); Стремление к абсолютным ценностям и неудовлетворенность всем относительным и земным – стремление к полноте, Божественному совершенству, общению с Богом
душа Приобретение знаний, потребность испытывать чувства радости, любви, счастья, творческая реализация, потребность реализовать себя, в том числе через труд, реализовать свои душевные способности, потребность в общении, потребность в действии
тело Самосохранение (безопасность, физиологические потребности)

 

 

Наличное и духовное «я»

Концепция доктора психологических наук Т.А. Флоренской:

 

Состояния совести

Совесть – законодатель:

Неведующая

Колеблющаяся

Погрешающая

Совесть – судия:

немощная

Усыпленная

Ожесточенная

Совесть - мздовоздаятель

Пристрастная

Лицемерная

Сожженная

Замечательно, что всю глубину болезненной извращенности человека вскрыл психоанализ. С.Франк отмечал, что каковы бы ни были крайности классического фрейдизма, он невольно подтвердил правоту библейской мудрости, которая лучше поняла человека, чем плоский оптимизм прогрессистов С ней, как отмечает, А.Мень оказываются солидарны мыслители, проникавшие в сокровеннейшие изгибы человеческой души. «Платон и Пло­тин, св. Августин и Лютер, Кьеркегор и Ницше, Шекспир и Достоевский и многие другие исследовали глубину человече­ской природы. Это мрачная бездна... Печален тот факт, что человеку всегда было легче изобразить ад, нежели рай, и даже фра Беато и Достоевский не являются исключением из этого правила»

Б.Паскаль отмечает, что без учения о грехопадении не возможно определить, что такое человек, если человека представлять только с одной стороны, то он предстанет то ли как полубог, то ли как полудъявол, что будет выглядеть соответственно как ложный оптимизм или беспросветный пессимизм.

" Зная превосходство человека, люди не знали его поврежденности: это заставило их избегать лености, но зато вводило в самомнение. Если же они сознавали испорченность своей природы, то не разумели ее достоинств и, избегая, таким образом, тщеславия, повергались в отчаяние»


 

Смешавшись с грехом, человек не только осквернил (исказил в сторону зла) деятельность свою, но и нарушил в себе красоту образа Божия. Теперь уподобление Богу становиться для человека тяжелым трудом всей его жизни не возможным без помощи Бога, при том, что человек, как имеющий свободу выбора может уподобляться не только Богу, но и животному и даже злым духам.

Однако по учению Слова Божия, образ Божий, хотя исказился грехом, но сохранился (Иак. 3; 9). «Самый растленный человек может находить в себе остатки образа Божия: он любит жизнь, хотя по своему невежеству, и не бессмертную, любит истину, хотя только представляемую; ненавидит неправду, хотя только в других; любит похвалу, хотя и незаслуженную и проч.».

Митрополит Антоний Сурожский, подчеркивая то, что человек непоправимо испорченным не бывает никогда, пишет так: «… надо смотреть на человека и в человека с верой, с уверенностью, что в нем красота неумирающая, красота, которую ничто не может изуродовать до конца, красота, которую мы называем образом Божиим. И то же самое можно сказать о человечестве в целом, которое тоже совокупно несет в себе образ Божий, несмотря на уродство, которое бросается в глаза. Но бросается в глаза поверхностное «Золото на дно идет, стружки по поверхности плывут»…- так говорил Феофан Затворник. Это и нам надо помнить».

 

Отношения между двумя типами «Я» человека, описанные Т.А.Флоренской, помогают понять природу внутриличностного конфликта.

Духовное «Я» может быть :

Единство и согласие,

Противоречие,

Конфликт.

Конфликт нередко приводит к тому, что духовное «Я» вытесняется из области сознания в область бессознательного, отмечает Т.А.Флоренская, но при этом не перестает существовать, реализуя себя в уродливых формах.

 

гордость, тщеславие, гнев, сребролюбие, уныние, печаль, чревоугодие, любодеяние  
Страсти

 

 

Искажение

сил и способностей души человека жизни природы поведения человека жизни общества

               
   
 
   
 
 
 
   

 


 

 


 

 

 
 
Духовная среда

 


ДОБРО  

 

Законы роста души человека

 

При отношениях человека с другими людьми имеет место закон взаимного влияния — передачи чувств, как бы взаимного «резонанса», т. е. пробуждение в человеке того душевного переживания, которое он чувствует в другом.

Степень этого влияния зависит от идентичности (одинаковости, унисона) состояния соприкасающихся в чувстве душ.

Сильна способность восприятия положительных эмоций у мягких сердцем, легко - восприимчивых, нежных, чувственных душ и слаба у душ с черствым сердцем — у «грубых натур». На основе этого закона возникают чувства ответной любви, жалости, сочувствия, сострадания.

Эта восприимчивость положительных эмоций особенно обострена у душ, исполненных Христовой любовью, и затихает по мере того, как человек приближается к состоянию эгоцентричности, или «автоэротизма» (обращенности на себя — эгоизма). Для последних будет, наоборот, характерно легкое восприятие от других уже отрицательных эмоций — гнева, раздражения, неприязни, озлобления, ненависти и т. п.

В связи с тем, что люди большей частью находятся в промежуточном состоянии между любовью и грубым эгоизмом и испорченностью, у людей под влиянием окружающих могут в какой-то мере последовательно зарождаться и положительные, и отрицательные эмоции.

Поскольку между душами человеческими существует тесная внутренняя связь, имеет место и закон взаимного подражания. Мы склонны перенимать манеры, привычки и обычаи окружающих нас людей и проникаться их мыслями, стремлениями и желаниями.

На основе подражания передаются и вера, энтузиазм, мужество и т. п. Равно также заразительны противоположные качества — неверие, скептицизм, боязливость и т. д.

Поэтому окружающая нас среда имеет для нас очень большое значение: она как бы формирует нашу психику, толкает наши мысли в определенном направлении, зарождает соответствующие ей чувства, пробуждает свойственные ей стремления.

Народная мудрость говорит: с кем поведешься, от того и наберешься. А премудрый Соломон писал: «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми — развратится» (Притч. 13, 21).

Эта опасность настолько велика, что прп. Исаак Сириянин говорит: «Лучше жить со зверями, чем с людьми худого поведения».

 

Как пишет архимандрит Иоанн: «Основной закон духовного совершенства — окружение себя обстановкой, возвышающей, а не принижающей уровень души».

 

Как говорят св. отцы: «С преподобным преподобен будеши, с мужем неповинным неповинен будеши, со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися».

 

Старец о. Амвросий Оптинский приводит такой пример: «Когда дикая лошадь присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, и сама пойдет в ряд. Так и человек», — добавляет старец.

 

Смысл жизни человека

 

Назначение человека по отношению к Богу:

 

познание Бога, соединение с Богом, служение Ему - это терминальная цель человеческой жизни.

Назначение человека по отношению к самому себе:

 

через раскрытие своих сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему первообразу достичь полной, возможной для конечного существа меры Богоподобия, т.е. теснейшего единения с Богом.

Это цель инструментальная, (т.е. цель-средство) она предполагает определенную деятельность человека – исполнение заповедей, подвиг веры и возрастание в любви.

 

«Да светит свет Ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»

 

Назначение человека по отношению к безличному творению:

Священное писание видит в человеке посредника, способного привести весь созданный Богом мир к осуществлению его конечной цели.

 

«Не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его человеческом существе, тогда Сам Бог со своей стороны отдал бы Себя человеку, который по этому дару, т.е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе, таким образом совершилось бы обожение человека и всего тварного мира»

 

Человек (человечество ) отклонились от Божественного плана

Человек должен вернуться

Любовь – одно из существенных имен Бога, этим доказывается превосходство любви над законом. Где воцарится любовь, там закон перестает действовать. Не в том смысле, что в царстве любви можно убивать, красть и лжесвидетельствовать, но напротив: любовь сама по себе полностью исключает даже мысли об убийстве, воровстве или лжесвидетельстве.

«гимн любви»:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится….

Нужна сверхъестественная сила, способная преобразить мысли и чувства, направить волю человека по верному нравственному компасу, и эта сила, в соответствии с христианской теологией дается человеку через Иисуса Христа: «закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа »(Ин 1.17)

Наличное «Я»

Подавление (сосредоточенность на себе:

Эгоизм, самость, своеволие)

Духовное «Я»

 

Результат – саморазрушение

 

Устроение человека до грехопадения

 

Бог

 
 

 


 

Человек

дух
душа
тело

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь