Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Морфология души человеческой (по свт. Феофану Затворнику)



3 части души
Мыслительная Желательная Чувства (сердце)
Воображение, память, образность, рассудочность Ревность (жажда дела), потребность, желание, выбор средств, решение Восприятие состояния души и тела
Проявление Проявление Проявление
Положитель-ное Отрицатель-ное Положительное Отрицательное Положитель-ное Отрицатель-ное
Знание Понятие Научное предположе-ние Блуждание Рассеянность Праздносло-вие Пустословие Навыки Нравы Правила жизни Характер Благоразу-мие Непостоянство Беспорядоч-ность Своенравие Проявление страсти Приятные: Радость Спокойствие Довольство Симпатия Неприятные: Скука Скорби Страх Антипатия
3 силы души
Ум Чувства (сердце) Воля
3 части человека
тело Душа Дух
                 

 

Изменение сил человеческой души после грехопадения

 

 

 


Мыслительная сила должна занимать главенствующее место в душе.

Разум призван управлять всеми другими силами души и контролировать их деятельность. Разум тесно связан с мозгом, через который человек получает информацию о теле и о процессах вне тела. Мозг получает информацию через анализаторы. Он тесно связан с речью, определяет способность к логике, анализу и т.п.

 

Сила желательная: здесь происходит проявление воли в виде желания, вожделения (очень сильного желания), устремления к чему-либо.

 

Раздражительная сила: ум приходит в соприкосновение с предметами внешнего мира посредством чувств и через чувства принимает их.

У души есть одно внутреннее чувство (сердечное), от которого вышли пять внешних чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

В чувстве кроется основная сила души, которая проявляется в двух видах: природной ревности к добру и усердию в доброделании.

 

Поэтому царь Давид просит: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50).

 

В извращенном виде после грехопадения раздражительная сила души стала проявляться как гнев и похоть.

 

Наличное и духовное «я»

Концепция доктора психологических наук Т.А. Флоренской:

 

В каждом человеке присутствуют два «Я»- наличное «Я» и идеальное духовное «Я».

Наличное «Я»- то, что налицо - эмпирическое «Я», и то, что на сегодняшний день в человеке есть, это его наличное душевное и психическое состояние.

Духовное «Я» (образ Божий) человека проявляется как совесть, а также в голосе творческой интуиции, бескорыстной любви, правды, в стремлении к вечности.

Совесть - законодатель, потому что она указывает человеку требования нравственного закона

Совесть - судия, так как она производит суждения о наших намерениях и действиях. Соответствует ли они требованиям нравственного закона или не соответствуют.

Совесть - мздовоздаятель, потому что она или награждает человека душевным миром или наказывает его муками и угрызениями за те или иные его поступки.

Во всех этих проявлениях совести присутствует сознание.

Причем совесть это тот единый для всех нравственный закон, позволяющий отличить добро от зла, сделать правильный нравственный выбор в каждом поступке, мысли, желании человека.

Но, к сожалению, далеко не все и не всегда слушают ее голос, хранят ее и тогда совесть искажается, может стать погрешающей, ожесточенной, сожженной. Совесть в таком состоянии перестает быть нравственным законом для человека.

Состояния совести

Совесть – законодатель:

Неведующая

Колеблющаяся

Погрешающая

Совесть – судия:

немощная

Усыпленная

Ожесточенная

Совесть - мздовоздаятель

Пристрастная

Лицемерная

Сожженная

Замечательно, что всю глубину болезненной извращенности человека вскрыл психоанализ. С.Франк отмечал, что каковы бы ни были крайности классического фрейдизма, он невольно подтвердил правоту библейской мудрости, которая лучше поняла человека, чем плоский оптимизм прогрессистов С ней, как отмечает, А.Мень оказываются солидарны мыслители, проникавшие в сокровеннейшие изгибы человеческой души. «Платон и Пло­тин, св. Августин и Лютер, Кьеркегор и Ницше, Шекспир и Достоевский и многие другие исследовали глубину человече­ской природы. Это мрачная бездна... Печален тот факт, что человеку всегда было легче изобразить ад, нежели рай, и даже фра Беато и Достоевский не являются исключением из этого правила»

Б.Паскаль отмечает, что без учения о грехопадении не возможно определить, что такое человек, если человека представлять только с одной стороны, то он предстанет то ли как полубог, то ли как полудъявол, что будет выглядеть соответственно как ложный оптимизм или беспросветный пессимизм.

" Зная превосходство человека, люди не знали его поврежденности: это заставило их избегать лености, но зато вводило в самомнение. Если же они сознавали испорченность своей природы, то не разумели ее достоинств и, избегая, таким образом, тщеславия, повергались в отчаяние»


 

Смешавшись с грехом, человек не только осквернил (исказил в сторону зла) деятельность свою, но и нарушил в себе красоту образа Божия. Теперь уподобление Богу становиться для человека тяжелым трудом всей его жизни не возможным без помощи Бога, при том, что человек, как имеющий свободу выбора может уподобляться не только Богу, но и животному и даже злым духам.

Однако по учению Слова Божия, образ Божий, хотя исказился грехом, но сохранился (Иак. 3; 9). «Самый растленный человек может находить в себе остатки образа Божия: он любит жизнь, хотя по своему невежеству, и не бессмертную, любит истину, хотя только представляемую; ненавидит неправду, хотя только в других; любит похвалу, хотя и незаслуженную и проч.».

Митрополит Антоний Сурожский, подчеркивая то, что человек непоправимо испорченным не бывает никогда, пишет так: «… надо смотреть на человека и в человека с верой, с уверенностью, что в нем красота неумирающая, красота, которую ничто не может изуродовать до конца, красота, которую мы называем образом Божиим. И то же самое можно сказать о человечестве в целом, которое тоже совокупно несет в себе образ Божий, несмотря на уродство, которое бросается в глаза. Но бросается в глаза поверхностное «Золото на дно идет, стружки по поверхности плывут»…- так говорил Феофан Затворник. Это и нам надо помнить».

 

Отношения между двумя типами «Я» человека, описанные Т.А.Флоренской, помогают понять природу внутриличностного конфликта.

Духовное «Я» может быть :


Поделиться:



Популярное:

  1. C1 (повышенный уровень, время – 30 мин)
  2. II.2 Проблемы организации подросткового досуга и творческой деятельности (по результатам социологического исследования в КДЦ «Рассвет»)
  3. Амилоидный нефроз: 1) этиология и патогенез 2) название и патоморфология 1-ой и 2-ой стадии 3) название и патоморфология 3-й стадии 4) название и патоморфология 4-ой стадии 5) осложнения и исходы.
  4. Анализ результатов деятельности ЛПУ (подразделения).
  5. Антифрикционные (подшипниковые) сплавы
  6. Аппендицит: 1) этиология и патогенез 2) классификация 3) патоморфология различных форм острого аппендицита 4) патоморфология хронического аппендицита 5) осложнения
  7. Атрофия: 1) определение и классификация 2) причины физиологической и патологической атрофии 3) морфология общей атрофии 4) виды и морфология местной атрофии 5) значение и исходы атрофии.
  8. Бака Дхьянасана (поза спокойного журавля)
  9. В жизненном цикле багрянок имеются следующие фазы (поколения)
  10. Ведущие повреждения по группам сочетанных травм (по Соколову)
  11. Взгляните на все глазами бессмертной души.
  12. Виды и формы проведения идентификации (по Ф. П. Сове)


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь