Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К. МАРКС О ПОЛИТИЧЕСКОМ ИНДИФФЕРЕНТИЗМЕ
Статья Маркса в том же итальянском сборнике 1874 г. (написана в 1873 г.) озаглавлена: «Политический индифферентизм»20''. Маркс начинает с высмеивания прудонистов — рабочие-де не должны вести политической борьбы, ибо это значит признавать государство! не должны вести стачек! не должны «добиваться уступок»! не должны добиваться сокращения рабочего дня и фабричных законов! Это значило бы «заключать компромисс»! ! и т. д.
«Если политическая борьба рабочего класса принимает революционные φ op м ы, если рабочие на место диктатуры буржуазии ставят свою революционную диктатуру, то они совершают ужасное преступление оскорбления принципов, ибо для удовлетворения своих жалких, грубых потребностей дня, для того, чтобы сломать сопротивление буржуазии, рабочие придают государству революционную и См. настоящий том, стр. 61—62. Ред. 268__________________________ В. И. ЛЕНИН vorü bergehende Form, statt die Waffen niederzulegen und den Staat abzuschaffen. Die Arbeiter dü rfen keine Gewerkschaften bilden, denn es hieß e die gesellschaftliche Arbeitsteilung, wie sie in der bü rgerlichen Gesellschaft existiert, verewigen. Ist doch diese Arbeitsteilung, die die Arbeiter trennt, wirklich die Grundlage ihrer Sklaverei...» (40). «Mit einem Worte, die Arbeiter sollen die Hä nde kreuzen und nicht ihre Zeit auf politische und ö konomische Bewegungen verschwenden...», ждать «социальной ликвидации», как попы рая, и т. д. «In ihrem alltä glichen Leben mü ssen die Arbeiter die gehorsamsten Diener des Staates bleiben, in ihrem Innern aber mü ssen sie auf das energischste gegen seine Existenz protestieren und ihre tiefe theoretische Verachtung fü r ihn durch Kaufen und Lesen von Broschü ren ü ber die Abschaffung des Staates bezeugen; sie mü ssen sich hü ten, der kapitalistischen Ordnung einen anderen Widerstand entgegenzusetzen als Deklamationen ü ber die Gesellschaft der Zukunft, in der diese verhaß te Ordnung verschwinden wird! Niemand wird bestreiten, daß, hä tten sich die Apostel der politischen Abstinenz so klar ausgesprochen, die Arbeiterklasse sie alsbald zum Teufel geschickt und alles das nur als eine Beleidigung durch einige doktrinä re Bourgeois und verkommene Junker aufgefaß t hä tte, die so dumm oder so klug seien, ihr jedes reale Kampfmittel zu verweigern, weil man alle diese Kampfmittel in der heutigen Gesellschaft ergreifen muß und weil die fatalen Bedingungen dieses Kampfes das Unglü ck haben, sich nicht den idealistischen Phantasien anzupassen, die unsere Doktoren der Sozialwissenschaft unter den Namen Freiheit, Autonomie, Anarchie als Gö ttinnen erklä rt haben» (41). Насмешка над прудонистами и бакунистами. МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 269 преходящую форму вместо того, чтобы сложить оружие и отменить государство . Рабочие не должны создавать профессиональных союзов, ибо таким путем они увековечиваю! общественное разделение труда, как оно существует в буржуазном обществе, а ведь именно это разделение труда разъединяет рабочих ν является подлинной основой их рабства...» (40). «Одним словом, рабочие должны скрестить руки на груди и не тратить своего времени на участие в политическом и экономическом движении...», ждать «социальной ликвидации», как попы рая, и т. д. «В повседневной практической жизни рабочие должны быть покорнейшими слугами государства, но в сердце своем они должны энергично протестовать против его существования и доказывать свое глубокое теоретическое презрение к нему посредством покупки и чтения литературных трактатов об уничтожении государства; капиталистическому строю они не должны оказывать иного сопротивления, кроме декламаций о будущем обществе, в котором этот ненавистный строй перестанет существовать! Не подлежит никакому сомнению, что если бы апостолы политического индифферентизма выражались так ясно, то рабочий класс послал бы их ко всем чертям; он воспринял бы это лишь как оскорбление со стороны буржуазных доктринеров и выбитых из колеи дворян, которые настолько глупы или настолько наивны, что запрещают ему использовать всякое реальное средство борьбы, под тем предлогом, что оружие, чтобы сражаться, приходится брать в современном обществе и что неизбежные условия этой борьбы к сожалению не соответствуют идеалистическим фантазиям, которые эти доктора социальных наук обожествили под названием свободы, автономии, анархии» (41)209 Насмешка над прудонистами и бакунистами2 270__________________________ В. И. ЛЕНИН (Дальше критика экономических «принципов» Прудона.) ((«diese philantropischen Sektierer» — ibidem.)) Другой класс должен подняться к управлению. В этом суть.
Особенно глубоко замечание Маркса в «Гражданской войне», что Парижская Коммуна не была парламентским учреждением [стр. 28 здесь, sieh ah~3], «а работающим, законодательным и исполнительным». Пролетариату нужна — и быть формой, а также орудием социалистической революции способна — не теперешняя, не буржуазная демократия, а, иная, пролетарская. В чем отличие? Экономически в том, что буржуазная есть фальшивая вывеска и т. д. «Примитив ная» демократия на иной, высшей, базе Политически в том, что (1) пролетарская демократия полна, всеобща, неограниченна (количество переходит в качество: демократия полнейшая не то качественно, что демократия не полная); (2) не парламентское учреждение, а «работающая»: в каком смысле «работающая»? (а) в экономическом: работники ее члены; (β ) в политическом: не «говорильня», а дело, не разъединение, а соединение. (3) Соединение законодательных и исполнительных функций = переход к уничтожению государства в том смысле, что не особый орган, не особые органы будут ведать дела государства, a все его члены. МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ (Дальше критика экономических «принципов» Прудона.) ((«эти филантропические сектанты» — там же.))
Другой класс должен подняться к управлению. В этом суть.
Особенно глубоко замечание Маркса в «Гражданской войне», что Парижская Коммуна не была парла- ментским учреждением тающим, законодательным и исполнительным». Пролетариату нужна — и быть формой, а также орудием социалистической революции способна — не теперешняя, не буржуазная демократия, а иная, пролетарская. В чем отличие? Экономически в том, что буржуазная есть фальшивая вывеска и т. д.
Политически в том, что (1) пролетарская демократия полна, всеобща, неограниченна (количество переходит в качество: демократия полнейшая не то качественно, что демократия не полная); (2) не парламентское учреждение, а «работающая»: в каком смысле «работающая»? (а) в экономическом: работники ее члены; (β ) в политическом: не «говорильня», а дело, не разъединение, а соединение. (3) Соединение законодательных и исполнительных функций = переход к уничтожению государства в том смысле, что не особый орган, не особые органы будут ведать дела государства, a все его члены. См. настоящий том, стр. 215. Ред. В. И. ЛЕНИН Как? Своего рода, нового рода «прямое народное законодательство», которое отвергал Энгельс при капитализме. Необходимо теперь соединение «управления» с физической работой, смены не только фабричной работы, но и смены от фабричной (земледельческой, физической вообще) работы к управлению. У К. Каутского (стр. 43, здесь, NB) опошление: ни тени идеи об иной демократии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы