Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИЗУЧЕНИЕ ПОЛА: ДВИЖЕНИЯ ПЛЕЧА



 

Лягте на живот и отведите колено правой ноги вправо. В эту же сторону поверните и голову. Ваша левая рука лежит вдоль тела, ладонью вверх. Правая рука находится око­ло лица. Теперь спокойно представьте себе, как вы будете медленно передвигать правую руку, не поднимая с пола, немного правее и затем немного левее. Осознайте, что для вас это простое движение. Теперь передвиньте правую руку чуть вверх. Это сложнее? «Вверх» означает в направлении головы.

Теперь правой рукой изучите пол — плав­но, маленькими движениями, вверх, вниз, вправо, влево. Точно определите, в каком направлении ваша рука двигается с большей легкостью. Не стремитесь настолько углуб­ляться в исследование, чтобы достать до Аф­рики. Не прилагая усилий, делайте только небольшие движения, самые маленькие, ко­торые только можно ощутить, как будто их и вовсе нет. Важно найти эти различия. В ка­кую сторону двигаться легче — вправо, вле­во, вверх или вниз? Вы обнаружите, что движения в каком-то направлении затруднены и помеху можно устранить, лишь что-то сде­лав с локтем.

Теперь определите, какое положение и направление представляют наибольшую труд­ность. Попытайтесь узнать, как можно по­мочь себе локтем. Некоторые из вас уже сде­лали это самопроизвольно, т. к. все, чему я учу, находится в согласии с нервной систе­мой. Поэтому есть люди, которые все будут делать правильно с самого начала, до того, как я что-либо расскажу. И ошибка их за­ключается в том, что они правильно выпол­няют задание. Что вы об этом думаете? О ка­кой я говорю стороне, когда прошу вас под­нять локоть или помочь себе локтем что-то сделать? Многие уже сделали правильную ошибку, а некоторые неправильную. Как вы можете поднять локоть, чтобы не пошеве­лить другим плечом, головой и тазом? Не поднимайте его и двигайтесь медленнее, чтобы можно было подготовиться к дейст­вию, совершая в себе коренные преобразо­вания. Если вы поторопитесь, то у вас ниче­го не выйдет. Научение должно идти настоль­ко медленно, чтобы в структуре каждого сформировалась деятельность. Когда вы хо­рошо организованы, то можете двигаться быстро. И тогда мы сможем двигаться так быстро, как мы это делали сегодня, вставая винтовым движением. Если вы помните, я просил вас двигаться быстрее для того, что­бы показать, что это неправильно, что этим мы приносим себе только вред. Когда при усвоении нового выбора мы вьшолняем слиш­ком торопливые движения, то повреждаем суставы, нарушаются наши умственные спо­собности, дыхание, и становится невозмож­ным добиться поставленной цели. Теперь оставьте, пожалуйста, руку там, где она есть, и оторвите от пола правый локоть. Ваша ру­ка должна согнуться и остаться на полу.

Теперь поднимите локоть, и вы увидите, что он не захочет сдвинуться с места до тех пор, пока вы куда-нибудь удобно не при­строите руку. Если же вы поспешите, то не заметите, что на самом деле произошло с ло­паткой и ключицей, и подумаете, что сдела­ли движение одним локтем. Продолжайте перемещать руку сообразно восходящим и нисходящим движениям локтя. Локоть не может двигаться отдельно от ключицы. Это должно стать для вас осознанным, а не авто­матическим действием. Поднимите локоть на максимальную высоту и остановитесь, когда движение обретет другие свойства. Вы обнаружите, что качество движения в запяс­тье, кисти, плече и, следовательно, в ключи­це ухудшается. Если вам трудно двигать пле­чом, пододвиньте его к правому уху. Затем медленно начните перемещаться, не торо­пясь, чтобы можно было двигать и головой. Чем торопливее вы действуете, тем меньше необходимых вам изменений вы достигнете. Выясните, в каком положении вам стано­вится труднее двигать локтем. Когда разбе­ретесь, прекратите движение.

Если бы когда-нибудь вам два с полови­ной часа пришлось играть смычком на скрипке или на виолончели, то вы бы поня­ли, насколько руке необходимы движения. Вы когда-нибудь видели, как девяностолет­ний Казальс (испанский вио­лончелист, дирижер, композитор. Один из самых ярких виолончелистов-виртуозов XX века) играет на виолончели? Вы об­ратили внимание на движение его кисти? Вы не поймете этого, если будете выполнять движение слишком быстро. Казальс же сам до этого додумался. Теперь очень медленно поднимите локоть до того места, в котором движение затрудняется. Держа локоть на этом уровне и не меняя его положения, по­пытайтесь оторвать запястье от пола. Сперва поднимите самую нижнюю его часть, а затем пальцы. Вы увидите, как много в руке ско­пилось бесполезного напряжения, которое мешает вашему плечу двигаться. Сделайте несколько движений запястьем и рукой, затем, поворачивая руку, поднимите боль­шой палец таким образом, чтобы опереться на мизинец, и верните обратно. Продолжая движение, обратите внимание на свои ощущения в правой и в левой ногах и в левом плече. Далее оставьте локоть на полу и пра­вой рукой исследуйте ту же область, что и раньше. Решите для себя, насколько вы те­перь осмелитесь добраться до Нигерии, до водопада Виктория и до всех прочих мест, куда вы раньше переместиться не могли. Это удивительное знание.

Теперь остановитесь в том или ином мес­те, где вы чувствуете, что ваше движение ме­няет свойства. В этой позиции подвигайте локтем чуть вправо и чуть влево; теперь по­смотрите, как вы делаете эти движения? Скорее всего, вы не можете поднять локоть, не двигая при этом плечом. Обратите внима­ние на то, что происходит с другим плечом. Теперь узнайте, можете ли вы поводить ру­кой, чтобы исследовать пол рядом со лбом, двигая при этом, разумеется, всем, чем не­обходимо. Запомните характер этого движе­ния и остановитесь, когда оно начнет ме­няться. Вы должны стремиться исследовать пол вокруг головы. Что вам нужно сделать с локтем и плечом, чтобы усовершенствовать это движение? Попытайтесь рукой посте­пенно приблизиться к правой стороне голо­вы и к уху, но держать ее выше. Потрогайте голову, но не сверху, а ведя рукой по полу вокруг нее, пока не дотронетесь до теменной области справа. Теменная область — это об­ласть от виска до уха в наивысшей точке головы. Перенося туда руку, посмотрите, что нужно сделать с локтем, чтобы, как и рань­ше, правильно выполнить движение. Затем пальцами правой руки плавно проведите воз­ле правого уха, за ухом и по затылку. Дви­гайтесь вдоль шеи и расположите локоть так, как до сих пор еще не делали. Каким обра­зом вы проведете рукой вниз вдоль шеи и между лопаток?

Вы должны быть в состоянии двигать плечом вместе с локтем, иначе вы никогда не дотянетесь туда рукой. Сейчас вы убеди­тесь в том, что нужно будет поднять локоть на высоту головы и даже выше. Пальцы вы можете опускать к спине, пока не дотроне­тесь до шеи или до позвонка между плечами. Продолжая движение, обратите внимание на то, что, когда ваш локоть поднимается, какая-то часть вашего тела становится мягче и оказывается прижатой к полу. Если этого не произойдет, вы почувствуете боль в пле­че, в шее или где-нибудь еще. Теперь оста­новитесь и вернитесь в исходную позицию.

Изучите, пожалуйста, правой рукой пол еще раз и найдите его новые участки, до ко­торых вы можете достать рукой с большой легкостью. Обратите внимание на места, ко­торые вы теперь можете охватить и до кото­рых раньше вы даже не помышляли дотя­нуться. Теперь проверьте, можете ли вы также двигаться вправо, не вытягивая туда руки.

Ведите рукой по полу с правой стороны по направлению к себе и определите, как вам нужно расположить локоть и плечо, чтобы рукой дотронуться до груди. Дотроньтесь до груди, рядом или под ней, в области нижних ребер, — там, где вам на самом деле удобно. Как сделать так, чтобы было удобно? Иссле­дуйте, пожалуйста, грудную клетку от ниж­них ребер вверх до тех пор, пока вы без уси­лий, сохраняя те же свойства движения, мо­жете это делать, и определите, в какой точке меняется движение. Дотроньтесь до груди, но только не спереди. Не отрывайте ее от пола. Ваша кисть никогда не попадет под мышку. Вот сейчас, не успел я об этом ска­зать, кое-кто тут же попытался забраться в подмышечную впадину. Такие люди, конеч­но, молодчаги, но уже в печенках сидят и у себя, и у других. Теперь медленно проведите рукой вдоль груди. Когда вы приблизитесь к месту, до которого уже трудно достать, раз­верните, пожалуйста, пальцы внутрь, чтобы касаться груди ногтями и тыльной стороной руки. [Некоторые члены группы не следуют этой инструкции.]

Если бы мы не общались при помощи языка, то вы бы ничему не смогли как следу­ет научиться. Вам все еще нужен кнут. Итак, раз вам нужен кнут, а у меня нет ни време­ни, ни самого кнута, чтобы выпороть вас, можете вы просто на секунду взглянуть на меня? Для людей, которые не могут учиться, пример того, как надо действовать, можно показать лишь одним-единственным спосо­бом. Смотрите. Я обвожу рукой вокруг гру­ди, но продолжить движение не могу. Тогда я поворачиваю руку так, что пальцы тыль­ной стороной и ногти касаются моей груди. Далее я обнаруживаю, что могу продвинуть­ся туда, куда раньше не мог, и это — все, что я вас просил сделать. Продолжайте, пока не почувствуете, что больше не можете дви­гаться в ту сторону, не ломайте спину. Вам нужно меняться, иначе вы никогда не доста­нете рукой туда, куда можете достать. Но, чтобы измениться, вы должны понять, что если вы последуете моему совету, хотите вы этого или нет, но ваше плечо изменит поло­жение, а грудная клетка начнет двигаться. Одна женщина так сделала и сразу же угоди­ла под мышку, и все, кто не будет следовать инструкциям, доведут себя до полного изне­можения, но до сути не дойдут.

[Мойше показывает движение: помещает кисть под мышку в том месте, где это сде­лать уже трудно, и поворачивает голову.] Это легко, нужно просто перейти в то место, где движение затруднено, — для меня это здесь. Далее, смотрите, что я делаю. Повер­нитесь, посмотрите, что происходит с запяс­тьем, грудью и плечами. А посмотрев, вы скажете: «Странно, почему же раньше мне было сложно это сделать? Это совсем не­трудно, просто у меня негибкий ум». Итак, это мой пример. Повторите вы сейчас за мной движение и ничего не выучите. Мед­ленно двигайтесь вдоль груди до любой точ­ки, в которой вам становится труднее это де­лать. Выполните движение, подобное тому, что делал я, но медленно. Не двигайтесь на­лево или направо — только нужное нам дви­жение и обратно. Вы обнаружите порази­тельную вещь, что, когда вы делаете три дви­жения с одного и того же места, ваша рука действует так, как раньше не могла. Далее перемещайтесь вдоль груди, доставая рукой туда, куда вы с легкостью можете достать, и затем покрутите запястьем, чтобы перейти к точкам, представляющим уже большую слож­ность. Вы обнаружите, что обрели порази­тельную способность распространяться на те места, о которых ранее не могли и помыс­лить.

Теперь обратите внимание на то, что происходит с вашими плечами, положите руку на пол, исследуйте его и определите, чем это движение отличается от предыдуще­го. Затем дотроньтесь ладонью до нижней части малых ребер. Одновременно поверни­те запястье так, чтобы ногти скользили по спине, и затем проверьте, сможете ли вы, касаясь нижних ребер тыльной стороной кисти, медленно и аккуратно, маленькими движениями направить руку вверх по позво­ночнику к голове. Если у вас не получится, тогда переверните запястье и кончиками пальцев прикоснитесь к позвоночнику. Здесь пошевелите запястьем и верните руку на прежнее место, запястье отведите от спины и обратно двигайтесь им одним. Затем, сжав руку, оторвите от спины пальцы и снова до­троньтесь до нее, затем отстраните запястье и сделайте так три-четыре раза. Обратите внимание на то, что если сейчас вы прила­гаете невероятные усилия, то они тщетны. Посмотрите, можете ли вы опустить локоть и развернуть пальцы ногтями к спине. Если нужно, поверните голову влево. Теперь про­ведите рукой по левой стороне спины и про­верьте, сможете ли вы повернуть пальцы к голове — совсем чуть-чуть, и так же обратно. Теперь определите, что вам необходимо сде­лать локтем, лопаткой и грудью, чтобы тыль­ной стороной пальцев и рук переместиться вдоль малых ребер, расположенных слева. Двигайтесь влево и наверх, в направлении пальцев до тех пор, пока это не составляет для вас никакого труда. Далее сожмите руку в кулак и затем, опираясь на суставы паль­цев, поднимите запястье. Оставайтесь в том же положении и обратите внимание на то, что верхняя часть правого плеча поднимает­ся до носа и обратно. Разожмите руку и ее тыльной стороной исследуйте левую часть груди. Теперь вы можете охватить места, ко­торые не могли достать раньше, и даже мо­жете направить пальцы вдоль позвоночника к шее. Посмотрите, что происходит с плеча­ми и с локтем. Снова опустите руку к руке, которая покоится на полу перед вами. Вни­мательно исследуйте пол и найдите места, которые раньше лежали вне вашей досягае­мости и которые теперь находятся в ее пре­делах. Места, которые теперь легко и просто объять. Проследите за качеством движения, отметив для себя одну удивительную вещь: раз вы можете двигаться дальше и лучше, вверх и вниз и любым, каким угодно спосо­бом, попробуйте дотронуться тыльной сто­роной руки до груди так, чтобы кончики пальцев были направлены под мышку, и вы внезапно обнаружите, что коль вы можете это сделать, то сможете поместить ладонь и у ребер, достав до подмышки кончиками паль­цев. Прежде вы так двигаться не могли, по­скольку ваш мозг не знал, как организовать родственные части тела на выполнение это­го, и идеи, первыми приходящие вам на ум, не работали. Все, что вы могли сделать, — это растянуть или сломать что-нибудь. Те­перь же для вас эти движения не представля­ют трудности.

Положите руку на пол за головой, как вы делали это раньше, и проведите ею над голо­вой, позади нее и проследите за ее дальнейшим движением. Можете ли вы провести ру­кой между плечами? Может ли она с легкос­тью перемещаться от правой лопатки к ле­вой? Кончики пальцев также двигаются на­право и налево. Если продолжать касаться лопаток подобным образом, то локоть под­нимется. Посмотрите, как лежит на позво­ночнике ваша рука с направленными влево кончиками пальцев. Перенесите их направо от одной лопатки к другой. Ваши локти должны двигаться в противоположном на­правлении, иначе ничего не выйдет. Теперь проведите рукой от одной лопатки к другой, по всей вероятности от левой к правой, и разверните запястье так, чтобы кончики паль­цев смотрели налево.

Если вы не можете пошевелить пальца­ми, то сожмите руку в кулак, запястье опус­тите ниже, а локоть поднимите выше, чтобы внутренней стороной запястья касаться те­ла. Затем поднимите запястье и выясните, какие два действия могут завершить движе­ние кисти. Только лишь подумав об этом, вы уже выигрываете один или два дюйма. Те­перь перенесите, пожалуйста, руку, находя­щуюся над головой, на пол, ладонь направь­те вниз и выпрямите ее перед головой, тогда рука без усилий сможет двигаться ладонью вверх. Куда она будет двигаться? Не заби­райтесь туда, где свойства движения меня­ются, однако, если такое все-таки произойдет, выясните, что вы можете сделать для того, чтобы движение стало прежним. Иначе говоря, почему вы не можете дотронуться до пола обратной стороной большого пальца? Вы поймете, что это зависит от того, какие движения вы делаете лопаткой и локтем. Подведите его ближе к себе, и большой па­лец легко ляжет на пол. Теперь двигайтесь вверх и определите, куда вам придется пере­местить плечо и голову, не поворачивая их в другую сторону. Что вам придется сделать со своим телом, чтобы суметь соприкоснуться с большим пальцем. Если бы вы могли про­извести это движение, прилагая усилия, вы бы уже его сделали. Итак, положите руку ла­донью вверх, пальцы подняты, ногти на­правлены в сторону головы, затем сделайте что-нибудь с другими частями своего тела. Ваша левая рука должна лежать позади вас, ладонью вверх. Расположите свою правую половину тела таким образом, чтобы вы без изменений могли выполнять восходящие движения. Избегайте напряжения и примите такую позу, чтобы его не возникало.

В большой группе всегда есть несколько человек, которые выполняют это с необы­чайной легкостью. Один из вас уже все сде­лал. Вы обнаружите, что до тех пор, пока нижняя часть лопатки будет «висеть в воздухе», у вас ничего не выйдет. Не ограничивайте своих движений, иначе вы блокируете лопатку. Впрочем, все прервитесь на минутку, кроме вас.

[Мойше выбирает одну из участниц, чтобы та продемонстрировала движения группе.] Занесите локоть назад и обратите вни­мание на то, что происходит с лопатками. Теперь выполните движение. Знаете, почему у остальных ничего не получилось? Посмотрите, что она делает лопаткой. Ее угол под­нимается и зависает в воздухе; это приводит к тому, что опускается локоть.

Теперь лягте обратно на пол, затем сядьте. Скрестите ноги и обопритесь сзади на левую руку. Теперь обопритесь сзади на пра­вую руку и определите, в чем разница между этими двумя движениями. Попробуйте еще раз. Посмотрите, что происходит с левым боком. Смотрите, голова и грудь не работают вместе с рукой. Теперь попробуйте с дру­гой стороны, видите — развернуто все тело целиком, так, что движение дается легко. Снова попытайтесь его сделать с одной и с другой стороны и найдите отличия. Теперь лягте на спину. Посмотрите, как лежат пра­вая лопатка и правая рука, и выясните, ка­кие ощущения вы испытываете в области го­ловы. Определите, какая нога и какой тазо­бедренный сустав лежат лучше, какая часть грудной клетки лучше соприкасается с по­лом, и, помня все, что мы делали раньше, передвиньте левую ногу влево и медленно придвиньте к ней правую ногу. Теперь осторожно пошевелите ногами, будто вам нужно поднять голову, как мы это делали утром, далее передвиньте ноги немного правее и за­тем немного левее. Теперь определите, в чем разница между движением вправо и движе­нием влево. Проследите за тем, что происхо­дит с правой стороной груди и с правым та­зобедренным суставом, затем переместитесь вправо и обратно влево. Посмотрите, не ста­ли ли ваши ноги смещаться вправо немного больше, чем раньше? Те, кому сложно это сделать, выполняйте движение маленькими шажочками в правую сторону и маленькими шажочками в левую. Обратите внимание на разницу в движениях груди, плеч, рук и шеи, позвоночника, грудины, ключиц и тазобед­ренных суставов. Пока вы заняты этим, лю­бое напряжение, которое вы чувствуете, на­ходится исключительно у вас в голове. Что­бы в короткое время добиться желаемой цели, вам нужно ослабить силу своего жела­ния. Если вы сможете медленно выполнить движение, то обнаружите, что напряжение проходит.

Стремление сделать что-то в заданное время является той силой, которая препят­ствует многим и многим действиям и неко­торым самым важным действиям. Занима­ясь любовью, влюбленные не желают уста­навливать для себя определенные сроки. По сути, не столь важно, если вы займетесь этим в другие полчаса, но, когда это загоняется в определенные временные рамки — сейчас или никогда, — возникают проблемы. Люди поступают так и в других сферах своей жиз­ни, не только в интимной. Большинство ошибок совершается именно тогда, когда человек пытается действовать выше своих возможностей, а в результате чувствует себя неполноценным, не способным справиться с жизненными обстоятельствами и направ­ляется к психиатру. Итак, давайте немного растянем время. Заставьте свои часы идти чуть медленнее, и вы увидите, как быстро налаживается жизнь, и вам станет жаль, что все часы не могут разом остановиться, хотя бы на несколько секунд. Теперь медленно встаньте, повернувшись в любую сторону, пройдитесь и ощутите каждую из сторон ва­шего лица. Какая из них напряжена и что вы чувствуете? Прогуляйтесь, проверьте ноги, тазобедренные суставы, грудную клетку. Повернитесь вокруг себя направо и налево, и вы увидите, что поворот в одну сторону настолько отличается от поворота в другую, что в это трудно поверить. Как такое может быть, что за всю свою жизнь вы ни разу не почувствовали такие различия? Видите ли, по правде говоря, мы все так устроены. Ка­кие ощущения вы теперь испытываете в правой части лица и в какую сторону вам легче поворачивать голову?

Это и будет той стороной, которая подго­товлена к движению. Теперь приведите в по­рядок мысли, чтобы по-доброму отнестись к себе, по крайней мере так же, как отношусь к вам я. Теперь изучите, проверьте, осмот­рите себя и забудьте этот треклятый урок. Забудьте. Спасибо. (Аплодисменты.)

 

Урок четвертый

ПОЛЗАНИЕ И ХОДЬБА

 

Пожалуйста, встаньте. Встав, положите на пол правую руку, где-нибудь перед собой. Многие, опуская руки на пол, слишком сильно или, наоборот, слишком слабо сгиба­ют колени. Это не имеет значения, но неко­торые стараются держать колени прямо, как будто есть такое правило, что, касаясь рука­ми пола, нельзя сгибать колени. Оставайтесь на полусогнутых коленях и, чтобы дотро­нуться до пола рукой, подвигайте тазом на­право и налево. Вы не сможете беспрепятст­венно выполнить это движение, пока что-нибудь не сделаете с коленями. Следите за тем, чтобы таз выполнял одинаковое коли­чество движений в обе стороны, при этом одно колено сгибается, а другое выпрямля­ется. Однако если выпрямлены оба колена, движение направляется куда-то в другую сторону и становится совершенно иным. Держа правую руку на полу, переместите таз сначала немного вправо, затем немного вле­во. У большинства людей руки окажутся в подвешенном состоянии. Обратите внима­ние на то, что все вы смотрите вниз и никто не смотрит вверх. Медленно выпрямитесь и сдвиньтесь приблизительно на шаг или два. То же самое проделайте с левой рукой. Те­перь встаньте во весь рост и еще раз сделай­те один-два шага. Походите вокруг и снова положите обе руки на пол. Составьте вместе ступни и колени и затем переведите таз чуть правее и потом чуть левее. Касаясь ступней, дотрагивайтесь и до мысков. Остановитесь. Снова сделайте пару шагов. Вновь прикос­нитесь к полу обеими руками и передвиньте левую ступню поближе к правой. Медленно поверните таз немного направо и затем не­много налево. Разведите колени. Руки рас­положите на полу рядом и составьте ступни вместе. Затем очень медленно начните при­седать и подниматься. Сгибаясь, не выпрям­ляйтесь в этот же заход. За раз делайте со­всем немного. Теперь положите обе руки на пол, возьмитесь за правую ступню немного сзади, затем спереди, слева и справа. Ото­рвите от пола ступню и потом поставьте ее на прежнее место или туда, где вы чувствуе­те, что — ах, здесь гораздо удобнее. Выпря­митесь и снова медленно положите обе руки на пол. Теперь перенесите ступню немного вперед, затем назад, направо и потом налево и найдите положение, в котором она нахо­дится ни спереди, ни сзади, ни слева и ни справа, а там, где вы чувствуете, что можете опереться на нее всем своим весом и изме­ниться. То же самое проделайте с правой рукой и снова, стоя на четырех конечностях, перемещайте ее вперед, назад, немного впра­во и влево. Затем выберите для нее ней­тральное положение, где она не находится ни спереди, ни сзади, ни справа и ни слева. Те же манипуляции проделайте левой рукой. Видите, на полу образовались четыре точки, которые могут служить отличительной чер­той человека так же, как и отпечатки паль­цев. Они остаются практически неизменны­ми в течение всей жизни до тех пор, пока в организме не произойдут какие-либо суще­ственные изменения. Итак, раз мы это про­яснили, то теперь вы можете выполнять не­привычные для вас движения, а некоторые и очень даже быстро.

Положите, пожалуйста, руки на пол, под­нимите правую руку и левую ступню и по­ставьте их туда, где они наиболее легко и наилучшим образом будут вас поддержи­вать. Сделайте то же самое правой ступней и левой рукой. Выполняя эти движения, обра­тите внимание на свое дыхание, положение не меняйте. Дыхание сохраняйте поверх­ностное. Продолжайте действия еще неко­торое время, чередуя диагонали. Обратите внимание на свою шею. Вы ее напрягаете? А взгляд становится неподвижным? Теперь достаточно.

Встаньте и немного пройдитесь, чтобы снять напряжение. Для большинства людей напряженность возникает в незнакомой си­туации. Чтобы у вас не возникло боли, мы будем делать частые переменки. Теперь сно­ва медленно положите руки на пол. Подни­мите, пожалуйста, правую руку и ступню. Ага, вам нужно переставить левую руку. Зна­чит, ваша рука находилась не там, где надо. Если движение сделано верно, то в ситуации, подобной этой, вы должны быть в состоя­нии выполнить любое действие в любом на­правлении без предварительной перестройки. Теперь снова положите руки на пол и найдите способ, при котором вы по диагона­ли можете двигаться и направо, и налево. Поднимите правую руку и ступню. Вовсе не обязательно поднимать их высоко. А теперь левые ногу и руку. Обратите внимание, что возвращаетесь вы в другую позицию. Снова попробуйте диагональное движение. Все свои действия вы должны легко выполнять из той позы, в которой находитесь. Представьте, что сводите вместе ступни, и пространство между ними оказывается немного меньше, чем между руками. Попробуйте. Итак, рас­стояние между руками больше. Возможно, сейчас вам станет легче двигаться наиско­сок, а возможно, и нет. Теперь попробуйте поднять правые конечности и затем левые. Это движение, несомненно, проще, посколь­ку, чем шире вы расставляете ступни, тем больший поворот вы совершаете, чтобы перенести свой вес на другой бок. Если же ваши ноги расставлены слишком широко, то поднимать правую и левую стороны очень сложно. Итак, попытайтесь расставить ступ­ни как можно шире, опустите руки на пол и поднимите правую руку и правую ногу. (Смех.) Видите, как это трудно? Да, это слишком широко. Сократите расстояние между нога­ми. Смотрите. Вы наблюдаете нечто очень забавное. Поняв один раз принцип, вы смо­жете уменьшать и увеличивать эту дистан­цию, насколько захотите. Это и есть науче­ние, когда у вас появляется свобода выбора. Отдохните и, как и раньше, немного прой­дитесь.

Итак, снова вернитесь на пол, поставив руки и ноги не очень широко и не очень близко. Сейчас вам необходимо научиться еще кое-чему. Должны ли ваши ступни сто­ять в одном и том же направлении, парал­лельно друг другу? Мы этого не знаем. На­сколько возможно, разверните обе ступни таким образом, чтобы пятки смотрели нару­жу. Теперь попытайтесь сделать одно из из­вестных нам движений. (Смех.) Верните пят­ки внутрь и опять попытайтесь поднять правую руку и ногу и руку и ногу, расположенные по диагонали. Это явно слишком усложняет жизнь. Теперь снова выверните наружу пят­ки, приближаясь к пределу своих возмож- i ностей. Поднимите правую руку и правую! ступню или диагональ с правой ступней. Между этими двумя противоположными ко­нечностями найдите наиболее удобное по­ложение. Видите, так лучше. Ваши ступни не могут стоять параллельно. Они параллель­ны лишь при ходьбе, а не при стоянии. Если они будут параллельны во время стояния, то стоять вы будете косо. Немного подвигай­тесь и, стоя на месте и не соприкасаясь ступ­нями, поставьте их параллельно. Видите? Когда вы ставите ступни параллельно, паль­цы ног искривляются. Теперь, пожалуйста, поставьте обе руки на пол и подпрыгните, оторвав от пола ноги. Перемещайте ступни чуть ближе и дальше от рук, пока не найдете наиболее удобное положение. Продолжайте подскакивать и посмотрите, насколько рас­ходятся ваши ступни, когда вы не заставляе­те их вставать параллельно.

Сделать вы можете все, вы даже можете вылущить глаз и отрезать язык. Если кто-нибудь будет говорить неправду, вы можете отрезать его язык, чтобы он больше не лгал. Это случалось в истории, и такое происходит в наши дни в любой из развивающихся стран, таких как Иран, Пакистан, Саудовская Ара­вия. Теперь снова положите, пожалуйста, руки на пол. Продвиньте их сильно вперед, затем переместите назад, ближе к ступням, и найдите положение, в котором вы поочеред­но сможете поднять обе руки и обе ноги. Вы должны поднимать руки так же легко, как и ноги. Проследите за тем, чтобы подъем ног происходил с той же скоростью, носил тот же характер и имел равное число подгото­вок. Иначе вы упустите цель нашего заня­тия. Немного пройдитесь и снова займите свое место. Обе руки положите на пол и по­смотрите на четыре точки на полу. Держите в памяти их очертания. Попытайтесь мед­ленно повернуться вокруг себя справа, что­бы движение не мешало дыханию, которое должно оставаться поверхностным. Вы уви­дите, что коленям и ступням нужно смот­реть наружу, и другого способа правильно выполнить это движение нет. Встаньте, не­много отдохните, сделайте несколько шагов и теперь начните двигаться вокруг себя в левую сторону. Обратите внимание, что вы передвигаете первым? Что потом? Как вы это делаете? Медленно, осторожно.

Прекратите, пожалуйста, движение, ляг­те на пол, немного отдохните и осознайте, чувствуете ли вы изменение? Перекатитесь направо и встаньте одним движением. По­ложите, пожалуйста, руки на пол и сделайте шаг назад. Следите за тем, как вы это делае­те. Затем шагните вперед и вернитесь в ис­ходное положение. Станьте на четвереньки, опираясь о пол руками и коленями. Теперь ползите вперед. Как вы это сделаете? Вы двигаетесь иначе, чем в позиции стоя. Видите? Это очень потешно. Теперь перемести­тесь назад. Посмотрите, это не то же самое, что вы делали, стоя на ногах, — это полза­ние наискосок. Теперь встаньте, опершись на руки и на ступни, и выясните, что значит идти назад. Вы делаете два движения — вправо и влево. Это означает, что существует два типа походки.

Шаг лошади отличается от движений кен­гуру и других животных. Диагональное пол­зание — это большое достижение. Если дети учатся ползать таким способом, то они под­готовлены к тому, чтобы встать на ноги. Снова станьте на четвереньки и ползите, как раньше. Рука и нога, находящиеся с одной стороны, должны ступать одновременно, иначе движение меняется.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как крокодил, у которого голова и шея дли­ной 3 фута, выходит из воды, идет и видит перед собой устойчивую картину? Можете себе представить, как бы он шагал вразвалку со своей длинной шеей? Голова моталась бы из стороны в сторону, и он не смог бы ни найти пищу, ни узнать, есть ли поблизости враг. Удивительно, что все живые существа держат голову, глаза и уши в направлении еды, корма, опасности, в то время как тело совершает необходимые для защиты или на­падения действия. Это — основа организа­ции нервной системы. Если мы не можем так действовать, то чувствуем, что осанка у нас плохая и дыхание слабое.

И не имеет значения, сколько мы прак­тиковались в дыхательных упражнениях. Не­которые духовные учения отчасти похожи на то, чему учимся мы. Однако они не пред­усматривают того, что вы не можете постичь какой-либо принцип таким, каким он пред­ставляется остальным. Поэтому люди про­водят жизнь в поиске ощущений, которые нам даются за один урок. В результате улуч­шается работа нервной системы. Прежде без­действующие части тела начинают работать, а когда их функция завершается, другой, более чувствительный орган набирает силу, достаточную для того, чтобы взять эту функ­цию на себя и выполнить. В самом начале жизни разные отделы мозга облегчают ходь­бу, не разделяя движений правых и левых конечностей и не производя дифференциа­ции между рукой и ногой. До определенного возраста ребенок при ходьбе не может со­вершать диагональные движения руками и ногами, потому что отделы мозга, отвечаю­щие за подобное передвижение, еще не раз-t виты. "

У некоторых людей такая недифферен­цированная походка остается на всю жизнь. Так почему же во время ходьбы люди разма­хивают руками? Встаньте, пройдитесь и по­смотрите, какая рука и нога работают вместе. Вы обнаружите, что не осознаете этого. Видите, что происходит? Это тот же пример, что и с крестообразным диагональным пол-заньем, подобным крокодильему, когда го­лова может оставаться посредине, а хвост работает для сохранения равновесия. Чтобы мы могли повернуть голову, куда пожелаем, таз двигается вместе с нами. А теперь смот­рите: можете ли вы, стоя на месте, опреде­лить, что движение не совсем диагонально? Что раньше начинает двигаться — рука или нога? Вы обнаружите, что если одновремен­но будете передвигать руку и ногу, то ваша походка станет похожа на маршировку сол­дат германской армии и русской армии, вы­прямляющих ноги и громко топающих. И не­важно, коммунист ты или фашист, — ты такой же болван. (Смех.)

Чтобы понять важность того, чему мы учимся, положите правую руку на правую ногу и продолжайте двигаться вперед. Чем еще вам приходится двигать, когда руки и ноги перемещаются одновременно? Видите, насколько разворачивается таз? Положите руки на бедра и пройдитесь. Эта походка по­добна первому примитивному ползанию. Есть люди, которые ходят именно так. Некоторые вертят не задом, а плечами. Сделайте так, по­пробуйте двигать плечами вместо таза. Кро­ме того, вам нужно шевелить головой. Те­перь идите вперед, работая только тазом и сосредоточив взгляд на какой-нибудь точке в окне. Вы обнаружите, что двигать прихо­дится и тазом, и плечами. И легкое покачи­вание рук позволяет поддерживать голову в направлении окна. Но не это главное. Важ­но то, что для некоторых из присутствую­щих были свойственны такие телодвижения (как мне утром сказала одна женщина) по крайней мере лет десять, а они и не предпо­лагали, что двигались таким образом. Толь­ко зная, что ты делаешь, можно сделать то, что хочешь. А теперь просто пройдитесь и проследите, что вы делаете руками. Движе­ние диагонально. Теперь передвигайтесь так, чтобы, когда правая нога находится впереди, левая рука находилась сзади. Обратите вни­мание, что когда вы очень сильно размахи­ваете руками, то начинаете, как солдат, то­пать ногами. Это происходит оттого, что вы не можете повернуть таз, но хотите держать голову так, чтобы смотреть можно было в любую сторону. Продолжайте размахивать руками до горизонтального положения, и вы увидите, что вам вовсе не нужно двигать та­зом. Некоторые полагают, что это выглядит изящно. (Смех.) Нет ничего хорошего в том, что вы сгибаете колени. Тогда вы не фа­шист, не коммунист. Нога должна быть пря­мой, а ступня производить топот.

Встаньте, опершись на ноги и на руки. Обратите внимание, что, раз есть четыре точки опоры, есть и четыре линии: линия, соединяющая руки, линия, соединяющая ноги, и две линии, соединяющие руки с но­гами. Находясь в таком положении, оторви­те правую ступню от пола и согните правую ногу в колене, дабы развернуть таз так, что­бы сесть, повернувшись в правую сторону. Ваше колено пересекает линию между левой ногой и левой рукой. Теперь попробуйте вы­полнить это движение таким образом: стоя на ногах и на руках, согните правую ногу, поднимите ступню и затем разверните коле­но так, чтобы пересечь им линию между левой ногой и левой рукой, и затем сядьте, но уже повернувшись в левую сторону.

Нам это трудно сделать, потому что мы не знаем, что, собственно, мы делаем, но на самом деле это несложно. Словами это труд­но выразить. Теперь осторожно посмотрите, что происходит. Осознайте это и некоторое время оставайтесь в покое. Если вы никак не можете понять, то посмотрите на других, и вы увидите, что если вы полностью не поло­жите правое бедро и колено на пол, то ваши движения будут скованны и вы не сможете опустить на пол таз. Таз совершает непре­рывное, простое дугообразное движение. Ваш таз — это электростанция, но чем он может быть вам полезен, если произошла путаница в проводах? Сделайте движение простым, легким и удобным, чтобы его выполнение совсем не отнимало времени. Даже если вы упадете, дыхание останется прежним. Мед­ленно. Вот так, хорошо.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь