Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II серия. ДВИЖЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СТОЯ.



 

(При выполнении должна быть естественность, натуральность).

 

1. РОУТЭ-ДОРИ (захват двух рук) (рис. 165).

 
 

УКЭ двумя руками захватывает ТОРИ (1). ТОРИ отступает на полшага левой ногой, разводит руки в стороны-назад, бьет ногой в солнечное сплетение или промежность (2), поворачивается влево и делает болевой на левую руку (3) — перегибание локтевого сустава наружу.

 

2. СОДЭ-ТОРИ (захват за рукав) (рис. 166).

Стоя боком друг к другу, УКЭ захватывает правой рукой левый рукав ТОРИ и внезапно толкает его вперед (1). ТОРИ, продолжая движение, делает два шага вперед в одном ритме с УКЭ, тоже начиная с правой ноги на третьем шаге вместо того, чтобы продолжать движение, делает полшага правой ногой прямо и бьет левой пяткой в правое колено УКЭ (2), внезапно поворачивается влево, быстро выполняет захват дзюдоги (3) и бросает вправо О-СОТО-ГАРИ (4).

 

3. ЦУКИ-КАКЭ (удар кулаком в лицо или живот) (рис. 167).

УКЭ делает большой шаг левой ногой, затем, выдвигая вперед правую ногу, старается ударить ТОРИ в лицо правой рукой (1). ТОРИ отступает правой ногой и поворачивается назад вправо, одновременно правой рукой он захватывает правую руку УКЗ на уровне локтя и тянет вперед-вниз в направлении усилия УКЭ (2), последний сопротивляется, стараясь восстановить равновесие. ТОРИ сопровождает это движение: ставит левую ногу сзади УКЭ и делает ему УСИРО-ДЗИМЭ (удушение сзади), выводя из равновесия далеко назад за себя (3). При выполнении приема правая рука ТОРИ скользит вдоль правой руки УКЭ.

Вариант: ТОРИ левым предплечьем отбивает удар в лицо, останавливая руку УКЭ (4). Выполняем бросок ИППОН-СЭОИ-НАГЭ (с захватом руки на плечо) (5). После падения УКЭ на спину, ТОРИ проводит удар рукой или ногой.

 

4. ЦУКИ-АГЭ (апперкот снизу-вверх) (рис. 168).

УКЭ старается ударить ТОРИ в подбородок апперкотом правой рукой (Г). ТОРИ уходит, быстро отклоняясь назад и захватывает правую кисть УКЭ обеими руками и выжимает обе руки вверх, поднимая кулак все выше (2). Затем ТОРИ поворачивается вправо, выполняя большой шаг вправо, выводит УКЭ вперед, делая ему болевой на правый локтевой сустав (3).

 

5. СУРИ-АГЭ (скользящий удар в лицо) (рис. 169).

 
 

УКЭ поднимает правую руку и старается ударить ТОРИ ладонью в лицо, последний уходит прогибом назад (1), немного отступая и блокирует кисть УКЭ ребром и предплечьем левой руки, а правым кулаком наносит удар в солнечное сплетение (кулак должен быть в суппинированном положении). Блок и удар должны выполняться одновременно (2). Внезапно ТОРИ входит в прием и бросает УКИ-ГОСИ (бросок через спину с захватом руки и корпуса) (3).

 

6. ЕКО-УТИ (боковой удар) (рис. 170).

УКЭ делает шаг левой и поднимает правую руку для удара, затем шаг правой, нанося удар сверху-сбоку (1), ТОРИ сгибается вперед-влево и ставит левую ногу справа от УКЭ (2), ныряет под руку, обходя УКЭ сзади просовывает правую руку сзади под правую подмышку и захватывает левый отворот кимоно (3). Затем левой рукой захватывает правый отворот сзади (4) и, делая шаг назад, выполняет удушение сзади двумя отворотами из-под руки (5).

 

7. КЕ-АГЭ (удар ногой в пах) (рис. 171).

УКЭ, опираясь на левую ногу (1), правой наносит удар в пах. ТОРИ отступает правой ногой назад и поворачивается вправо, избегая удара. Одновременно левой рукой он хватает щиколотку

УКЭ, а затем правой рукой за стопу и тянет ее вперед мимо левого бедра (2). Потом ТОРИ наносит удар левой ногой в колено УКЭ (3).

 

8. УСИРО-ДОРИ (обхват за плечи сзади) (рис. 172).

УКЭ стоит сзади ТОРИ — оба идут вперед, начиная с правой ноги (1). На третьем шаге УКЭ захватывает ТОРИ за плечи (2), ТОРИ поднимает руки и слегка разводит в стороны, затем ТОРИ захватывает левой рукой правую руку УКЭ (3), опускает правое колено и выполняет бросок через спину. Когда УКЭ падает — ТОРИ наносит удар правой рукой сверху (3).

 

9. ЦУКИ-КОМИ (удар ножом в живот) (рис. 173). Здесь как и в шестом движении первой серии.

 

10. КИРИ-КОМИ (удар ножом сверху) (рис. 174).

 
 

УКЭ, сделав шаг левой (1), поднимает правую руку для удара. Затем, делая шаг правой наносит удар. ТОРИ шагает левой ногой вперед быстро останавливает удар левым предплечьем (2), выполняет захват и проводит болевой на правую руку УКЭ.

11. НУКИ-КАКЭ (блокировка меча в ножнах) (рис. 175).

УКЭ делает большой шаг правой ногой, вытаскивает меч (пистолет) (1). Для этого он держит ножны левой рукой, рукоять—: правой рукой. ТОРИ делает к нему большой шаг правой ногой и блокирует правую кисть своей правой рукой — пальцы сверху (2). Затем, ТОРИ быстро обходит УКЭ справа и выполняет захват левой рукой за правый отворот на уровне уха под подбородком. В то же время ТОРИ пропускает правую руку под правую подмышку УКЭ между плечом и ухом, выключая плечо, давит на шею сзади (3), отступая на правую ногу проводит удушающий руками сзади, с выключением плеча вверх за голову.

12. КИРИ-ОРОСИ (рубка мечом, удар палкой) (рис. 176).

УКЭ вытаскивает меч правой рукой и делает полшага вперед правой ногой. Держит меч на уровне глаз ТОРИ (1). УКЭ, поднимая меч над головой, делает правой ногой полшага (2). УКЭ опускает меч, стараясь попасть по голове ТОРИ. ТОРИ делает поворот вправо, делая уход вращением от удара, захватывает правой рукой (пальцы сверху) правую кисть УКЭ (2). Левая рука ТОРИ обхватывает шею УКЭ под его подбородком, захватывая правый отворот ниже уха. Во время этого движения ТОРИ должен повернуться назад и выполнить болевой и удушающий прием (3) с выключением руки.

Выполнение КАТА самозащиты требует мягкости, гибкости, быстроты реакции и высокого знания техники борьбы дзюдо. Она далеко несовершенна в самозащите, но, познав ее, легко будет совершенствовать искусство поединка как в боевой практике, так и в учебных боях (спортивных спаррингах), т. е. дает азы, а от них путь к совершенствованию, беспредельному во всех восточных единоборствах. Не случайно Дзигаро Кано систематизировал и создал спортивный раздел единоборств — дзюдо на основе самозащиты.

 

КОСИКИ-НО-КАТА

(античная КАТА)

 

I серия. ОМОТЭ (лицевая)

1. ТАИ — готовность

2. ЮМИ-НО-УТИ - погружение в мечты

3. РОУКУХИ - контроль силы

4. МИДЗУ-ГУРУМА — мельничное колесо

5. МИДЗУ-НАГЭРЭ — струящийся поток

6. ХИКИ-ОТОСИ.— бросок с перетягиванием

7. КОДА-ОРЭ — опрокидывание дерева

8. УТИ-КУДАКИ - сокрушение

9. ТАНИ-ОТОСИ — бросок в ущелье

10. КУРУМА-ДАОСИ - бросок колесом

11. СИКОРО-ДОРИ — захват шейных пластин панциря

12. СИКОРО-ГЭСИ - выкручивание шейных пластин

13. ЕДАСИ — летняя гроза

14. ТАКИ-ОТОСИ - бросок в водопад

II серия. УРА (тыльная)

1. МИ-КУДАКИ - подбив корпусом

2. КУРУМА-ГЭСИ - бросок колесом

3. МИДЗУ-ИРИ — погружение в воду

4. РЮ-СЭЦУ — снег, сгибающий ветку ивы

5. САКА-ОТОСИ — бросок по склону холма

6. ЕКИ-ОРЭ — снег, ломающий ветку

7. ИВА-НАМИ — волна, бьющаяся об утес

 

КОСИКИ-НО-КАТА.

(Античная КАТА).

 

Античная КАТА основана школой КИТО, одной из самых известных и древних школ ДЗЮ-ДЗЮЦУ в Японии. Профессор Кано изучал ДЗЮ-ДЗЮЦУ в этой школе и позже сохранил эту КАТА, как наиболее древний первоисточник ДЗЮДО. Эта КАТА лежит в основе древней техники Кумиути, борьбы в самурайском вооружении (ёрои), которая наиболее точно характеризует традиции воинского искусства Японии. Если КИМЭ-НО-КАТА содержит подготовку к единоборству, ИЦУЦУ-НО-КАТА высшие принципы ДЗЮДО, то КОСИКИ-НО-КАТА — это сумма этих принципов, выраженная через традиции и опыт веков, как само единоборство. КОСИКИ-НО-КАТА таким образом, наиболее существенное, истинное и ближайшее приближение к настоящему единоборству, а это несомненно причина, почему профессор Дзигаро Кано предпочитал эту КАТА. Когда он был жив, он всегда любил демонстрировать ее как ТОРИ, одевая черное «хаками» или в роли УКЭ. КОСИКИ-НО-КАТА, таким образом, высшая КАТА, которую только большие специалисты могут качественно выполнять.

Она содержит известные формы бросков, многие из которых СУТЭМИ потому, что демонстраторы предположительно были одеты в доспехи (ёрои), которые делали их движения искусственными, как движения автоматов. Исполнитель должен также проникнуться атмосферой настоящей схватки, которая в одно и то же время благородна и непримирима.

 

КОСИКИ-НО-КАТА состоит из двух серий и включает 21 бросок.

I серия — ОМОТЭ (буквально — лицевая) включает 14 движений. Она должна выполняться в более медленных и коротких шагах, пауза между бросками хорошо обозначается.

II серия — УРА (буквально — тыльная) включает 7 движений. Она исполняется более быстро, без потери времени.

Необходимо заметить, что 14 движений в I серии сгруппированы по парам, каждое четное движение является дополнением нечетного номера, который предшествует ему.

 

I серия. ОМОТЭ (лицевая).

1. ТАИ (готовность) (рис. 177).

В традиционном исполнении 7-го ката ТОРИ слева УКЭ справа от ДЖОСЭКИ. Приветствие делается стоя. ТОРИ поворачивается на четверть поворота вправо и делает шаг вперед левой ногой, потом правой, ставя себя в стартовое положение (1). УКЭ начинает с левой ноги и двигается по диагонали к ТОРИ немного вперед от него. Когда правая нога УКЭ достигает уровня левой ноги ТОРИ, УКЭ захватывает пояс ТОРИ спереди левой рукой и сзади правой рукой в нормальный захват (большой палец сверху), потом поднимает левую ногу под прямым углом (2) и немного встает на цыпочки правой ноги (2а). УКЭ ставит ногу на землю и, используя этот импульс для броска, старается бросить ТОРИ броском через бедро. ТОРИ блокирует левое бедро УКЭ левой рукой и толкает УКЭ назад в левую ключицу правой ладонью (3). ТОРИ отступает короткими резкими шагами влево-назад в направлении выведения УКЭ. (Иногда ТОРИ выводит УКЭ в направлении влево-в сторону). Внезапно ТОРИ опускается на правое колено и бросает УКЭ (4), который падает на спину влево от ТОРИ. Затем ТОРИ принимает высокую коленную стойку — для этого ставит левую ногу на мат, направленную в сторону под углом в 30°, так чтобы линии ног составляли прямой угол.

УКЭ сидит ноги врозь почти под прямым углом, руки на коленях (5). Потом ТОРИ и УКЭ медленно поднимаются на ноги вместе без постановки рук на татами, но, ставя их на колени, и занимают исходное положение (1).

 
 

Не забывайте, что движение, которое последует дальше, является завершением только что описанного. Теоретически идея этого броска в том, что ТОРИ кладет свое колено так, что УКЭ падает прямо на голову, ломая позвоночник.

 

2. ЮМИ-НО-УТИ (погружение в мечты) (рис. 178).

Начало движения так же как и в предыдущем, но на этот раз УКЭ сопротивляется с помощью ХАРА (животом), сгибая свое туловище. ТОРИ немедленно воспользуется преимуществом, чтобы обойти вокруг правой ноги УКЭ и отступает короткими резкими шагами, чтобы вывести УКЭ вперед (3) и в конце концов бросает его с помощью ЕКО-ГУРУМА, ~но ноги ТОРИ остаются перед правой ногой УКЭ. (В иллюстрации показана лишь одна нога перед правой ногой УКЭ). УКЭ выполняет фронтальное падение, которое ставит его на ноги. ТОРИ остается 2—3 секунды на спине, руки в стороны, ноги раздельно под углом 60°, потом медленно встает.

Замечание: в этом движении главное направление тела ТОРИ должно показывать ось.падения УКЭ. Порядок вставания ТОРИ такой: сначала сесть на корточки, потом выпрямить обе ноги.

З.РОУКУХИ (контроль силы) (рис. 179).

Партнеры расположены на осях КАТА. ТОРИ, а УКЭ левым боком к ДЖОСЭКИ (1). Дистанция немного больше длины вытянутой руки. УКЭ делает шаг левой ногой, потом правой и захватывает пояс ТОРИ (2). ТОРИ шагом левой поворачивается вправо, захватывает правую кисть УКЭ своей левой и кладет свою правую руку на наружную поверхность правой руки УКЭ (3). ТОРИ движением обеих рук увеличивает выведение УКЭ вперед и становится сзади УКЭ (4).

ТОРИ опускается на левое колено и рывком за плечи бросает УКЭ через свою правую ногу (5). Потом медленно встают.

 

4. МИДЗУ-ГУРУМА (мельничное колесо) (рис. 180).

Позиция 1 и 2 та же, что и в предыдущем движении. Затем ТОРИ поднимает правую руку УКЭ и толкает от себя перед лицом УКЭ (3), одновременно обхватывая его левой рукой за туловище (4).

 
 

При ответном движении правой руки УКЭ на толчок, ТОРИ подседает, ныряя под руку УКЭ, и захватывает правой рукой его левый рукав (5). ТОРИ выполняет бросок ЕКО-ГУРУМА (6). УКЭ, падая, перекатывается через спину и встает на ноги (7). ТОРИ после небольшой паузы встает.

5. МИДЗУ-НАГЭРЭ (струящийся поток) (рис. 181).

ТОРИ и УКЭ на осях КАТА, дистанция 10 футов. ТОРИ справа, УКЭ слева от ДЖОСЭКИ. Оба выполняют сближение мелкими шагами. ТОРИ останавливается в двух шагах от УКЭ. УКЭ с шагом левой тянется за захватом левой рукой, чтобы взять отворот и ударить ТОРИ правой рукой (1). ТОРИ отшагивает и убирает свое правое плечо, что заставляет УКЭ тянуться за захватом и выйти из равновесия (2). Одновременно с этим ТОРИ своей правой рукой захватывает левый рукав УКЭ, а левой толкает его в плечо. Используя неустойчивое состояние УКЭ, ТОРИ опускается на правое колено и бросает УКЭ рывком вперед (3). После падения УКЭ садится. ТОРИ и УКЭ поднимаются на ноги.

6. ХИКИ-ОТОСИ (бросок с перетягиванием) (рис. 182).

 
 

ТОРИ слева, УКЭ справа от ДЖОСЭКИ в трех шагах друг от друга на осях КАТА. УКЭ идет к ТОРИ, его правая рука направлена на левое плечо ТОРИ, а левая на правую подмышку, чтобы выполнить захват с намерением вывести его из равновесия (1). ТОРИ делает четверть поворота влево, захватывает правую кисть своей левой рукой в нормальный захват, а правую руку накладывает на плечо УКЭ (2). ТОРИ, поворачиваясь влево, опускается на левое колено и раскручивает УКЭ по спирали вниз (3). УКЭ выполняет падение (4), после чего садится (5). После некоторой паузы встают.

7. КОДА-ОРЭ (опрокидывание дерева) (рис. 183).

 
 

ТОРИ справа, УКЭ слева от ДЖОСЭКИ на дистанции 12 футов. Идут навстречу друг к другу. ТОРИ вытягивает вперед правую руку и пытается попасть в лицо УКЭ (1). УКЭ уходит от удара с шагом левой ноги вперед, разворачиваясь на четверть поворота вправо. Одновременно он захватывает своей правой рукой правое запястье ТОРИ в нормальный захват — пальцы сверху (2). УКЭ ставит свою левую ногу перед левой ногой ТОРИ, а левой рукой обхватывает за туловище. В ответ ТОРИ берет захват его левой рукой за пояс сбоку. УКЭ пытается бросить ТОРИ через -таз (3). ТОРИ животом блокирует его движение, затем, опускаясь на левое колено, выводит УКЭ из равновесия назад и бросает через свою правую ногу, толкая УКЭ правой рукой в грудь, обрывая вниз, используя принцип прилива и отлива (4). УКЭ после падения садится, ноги в стороны. ТОРИ стоит на левом колене (5). После небольшой паузы встают.

8. УТИ-КУДАКИ (сокрушение) (рис. 184).

 
 

ТОРИ слева, УКЭ справа от ДЖОСЭКИ на дистанции 12 футов. ТОРИ и УКЭ идут друг к другу медленными шагами. На дистанции 6 футов УКЭ останавливается. ТОРИ подходит к УКЭ поднимает правую руку пальцами вперед и старается ударить УКЭ в солнечное сплетение (1). УКЭ уходит от удара, делает четверть поворота влево, отшагивая левой ногой. Одновременно УКЭ захватывает левой рукой левое запястье ТОРИ в нормальный захват, пальцы сверху (2). Потом УКЭ ставит свою правую ногу перед ТОРИ и старается бросить его через таз (3). Дальше, как и в предыдущем движении, только ТОРИ становится на правое колено.

9. ТАНИ-ОТОСИ (бросок в ущелье) (рис. 185).

ТОРИ лицом к ДЖОСЭКИ, а УКЭ в 6 футах изнутри по диагонали слева от УКЭ (! )• Так же, как и в первом движении УКЭ идет к ТОРИ и встает перед его левым боком сзади. УКЭ, захватив плечо и руку ТОРИ, толкает его в плечи (2). ТОРИ сгибается под давлением. В этот момент ТОРИ захватывает правой рукой пальцы правой руки УКЭ, большой палец вниз. В этом движении (в наклоне) ТОРИ тянет за кисть, пытаясь бросить УКЭ через плечо. УКЭ сопротивляется и ставит свою правую ногу перед левой ногой соперника (3), и пытается выпрямиться. В момент выпрямления ТОРИ обхватывает левой рукой за таз УКЭ и, не давая ему отшагнуть правой ногой выводит его из равновесия на эту ногу (4). Выведение из равновесия усиливается за счет того, что ТОРИ опускается на правое колено. ТОРИ бросает УКЭ назад-влево через свое левое бедро (5). Во время броска возможен перехват захвата правой рукой ТОРИ за пояс УКЭ спереди, как в двух предыдущих движениях. После падения УКЭ садится, а ТОРИ стоит на правом колене (6). После небольшой паузы оба встают.

 
 

10. КУРУМА-ДАОСИ (бросок колесом) (рис. 186).

Начало то же, что и в предыдущем движении (1), но УКЭ встает против левого бока ТОРИ и старается повернуть его влево, толкая в плечи (2). ТОРИ следует этому движению и поворачивается лицом к УКЭ. С поворотом ТОРИ кладет правую руку под левую подмышку УКЭ, а левой берет захват под его правой подмышкой и выводит его вперед на пальцы ног (3). Потом ТОРИ отступает и круговым движением (4, 5) бросает УКЭ ЕКО-ВАКА-РЭ. УКЭ делает падение через правую руку и встает в натуральную стойку, ТОРИ остается лежать, раскинув руки, 2—3 секунды, затем ТОРИ медленно встает.

 

11. СИКОРО-ДОРИ (захват шейных пластин панциря) (рис. 187).

ТОРИ справа, УКЭ слева от ДЖОСЭКИ в двух шагах друг от друга. УКЭ шагает левой ногой, вытягивает левую руку и старается взять захват за пояс спереди (1). ТОРИ уходит поворотом на четверть влево и отступает левой ногой. В то же время он захватывает правой рукой левое запястье УКЭ, большой палец сверху, а ладонь левой руки кладет на подбородок УКЭ (2). ТОРИ, толкая в руку и подбородок, заставляет УКЭ сделать шаг левой ногой и встать спиной к себе (3). Затем ТОРИ опускает свою левую руку на левое плечо УКЭ и выводит его из равновесия за плечи назад (4). Внезапно, опускаясь на левое колено, ТОРИ'бросает УКЭ вправо на спину (5). После падения УКЭ садится, а ТОРИ стоит на левом колене (6). Выдержав паузу 2—3 секунды оба встают.

Замечание: Давление на подбородок очень важно, так как оно воспроизводит древний метод схватки в самурайском снаряжении, который подчеркивает невозможность сохранения равновесия при повороте головы.

 
 

12. СИКОРО-ГЕСИ (выкручивание шейных пластин) (рис. 188).

Начало то же, что и в предыдущем движении (1). На этот раз УКЭ захватывает пояс ТОРИ спереди своей левой рукой, большой палец внизу и пытается применить бросок через бедро влево. ТОРИ блокирует это движение туловищем, выдвигая правую ногу и двумя руками захватывает голову УКЭ, которую он крутит справа налево (2). От действий ТОРИ, УКЭ выпрямляется. ТОРИ перехватывает захват и давит левой рукой на левую ключицу УКЭ, а правой на правое плечо УКЭ (3). ТОРИ внезапно садится на место, не делая шагов назад, и бросает УКЭ вправо (4, 5). После 2—3 секунд паузы оба встают.

 

13. ЕДАСИ (летняя гроза) (рис. 189).

 
 

ТОРИ справа, УКЭ слева от ДЖОСЭКИ лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. ТОРИ обеими руками берет захват двух отворотов на груди УКЭ (1). Потом ТОРИ, с помощью левой руки, берет захват обоих отворотов одной правой рукой, но кладет указательный палец между отворотами, чтобы улучшить захват (2). УКЭ выдвигает левую ногу и левой рукой захватывает правый рукав ТОРИ (3). ТОРИ, отступая левой ногой, заставляет шагнуть УКЭ правой. С этим шагом УКЭ пытается обхватить ТОРИ за спину своей правой рукой и бросить его через таз вправо (4). ТОРИ левой рукой берет захват за правый рукав УКЭ и делает четверть поворота влево, опускаясь на левое колено, выводит УКЭ из равновесия и бросает его УКИ-ОТОСИ (5). УКЭ делает боковое падение, вращаясь на своей правой пятке, а не переднее падение (6). После броска, ТОРИ принимает высокое коленное положение и ударяет (хлопает) правой рукой по своему правому колену. УКЭ садится вместе с хлопком (7). Потом оба встают.

14. ТАКИ-ОТОСИ (бросок в водопад) (рис. 190).

 
 

То же начало, что и в предыдущем движении (1). УКЭ, в ответ на захват ТОРИ двух отворотов правой рукой, берет левой рукой правый отворот ТОРИ и выдвигает левую ногу. ТОРИ отступает правой ногой, УКЭ шагает правой ногой и берет правой рукой пояс на спине у ТОРИ (2), стараясь бросить его через бедро. ТОРИ в ответ на захват УКЭ за пояс, берет своей левой рукой пояс УКЭ из-под его правой руки. ТОРИ блокирует животом попытку броска УКЭ и выводит его из равновесия назад (3). Но УКЭ сопротивляется туловищем и сгибается вперед, на что ТОРИ зашагивает правой, делая половину поворота и бросает УКЭ ЕКО-ВАКАРЭ (4, 5). УКЭ делает падение через правую руку и встает на ноги, ТОРИ сохраняет положение на спине 2—3 секунды (6), затем встает. Этот бросок завершает первую серию омотэ.

 

 

II серия. УРА (тыльная).

 

1. МИ-КУДАКИ (подбив корпусом) (рис. 191).

В этой серии ритм передвижений и бросков более быстр, шаги более гибкие, менее величественные и, кроме этого, абсолютно нет пауз между всеми 7 движениями, которые следуют ниже.

Стартовое положение в этом движении такое же, как и в первом движении в I серии. ТОРИ слева лицом к ДЖОСЭКИ, УКЭ по диагонали справа (1). УКЭ обеими руками берет захват за пояс ТОРИ спереди и сзади как в первом движении первой серии и поднимает левую ногу под прямым углом. В момент опускания ноги ТОРИ берет правой рукой левое запястье УКЭ (пальцы сверху), а левую руку пропускает под его левую подмышку (2). УКЭ отпускает захват за пояс спереди своей левой рукой. ТОРИ затем поднимает левую руку УКЭ прямо перед его грудью. ТОРИ начинает выводить из равновесия УКЭ назад-влево (3). Но УКЭ сопротивляется туловищем и сгибается вперед. ТОРИ немедленно использует это, переводя заднее выведение в переднее, и бросает УКЭ вправо-вперед ЕКО-ВАКАРИ (4, 5). УКЭ делает падение через правую руку и оба встают на ноги, чтобы оказаться лицом к лицу — УКЭ слева, ТОРИ справа и готовы для следующего движения.

2. КУРУМА-ГЭСИ (бросок колесом) (рис. 192).

УКЭ стремительно бросается с вытянутыми руками на ТОРИ, стараясь толкнуть его в плечи (1). ТОРИ уступает толчку и падает на спину, располагая свой таз у правой стопы УКЭ (2), руки под обеими подмышками УКЭ. Затем подбивом рук бросает УКЭ (3). УКЭ делает переднее падение вправо и встает на ноги одновременно с ТОРИ.

3. МИДЗУ-ИРИ (погружение в воду) (рис. 193).

 
 

УКЭ бежит к ТОРИ с вытянутой правой рукой, стараясь толкнуть его в левое плечо (1). ТОРИ захватывает кисть УКЭ или предплечье левой рукой и внутреннюю часть efo руки своей правой (2). Затем он падает на спину, как в предыдущем движении и бросает УКЭ вперед-вправо через себя (3). УКЭ делает падение через правую руку, оба одновременно встают.

4. РЮ-СЭЦУ (снег, сгибающий ветку ивы) (рис. 194).

ТОРИ бежит к УКЭ и делает взмах правой рукой перед лицом

 
 

УКЭ (отвлекающий внимание УКЭ). УКЭ инстинктивно убирает голову назад-вверх (1). Когда УКЭ возвратит голову вниз, ТОРИ возьмет захват за левый отворот своей правой рукой и просунет левую под правую подмышку УКЭ (2). Затем ТОРИ падает на спину, как в предыдущих движениях выводит УКЭ из равновесия и бросает его (3). Дальше, как в предыдущем движении.

 
 

5. САКА-ОТОСИ (бросок по склону холма) (рис. 195).

ТОРИ слева, УКЭ справа от ДЖОСЭКИ на расстоянии вытянутой руки. УКЭ выдвигает левую ногу и атакует ТОРИ левой рукой, как бы поражая его ножом в живот (1). ТОРИ отступает правой ногой, поворачиваясь вправо, и своей правой рукой захватывает левый рукав УКЭ, а левую руку накладывает на левое плечо УКЭ (2). ТОРИ толкает левой рукой и тянет правой, закручивая вниз-вперед левую руку УКЭ, который падает вращаясь на левой пятке (3, 4). ТОРИ идет в направлении правого конца осей КАТА и поворачивается спиной к УКЭ, который быстро поднимается на ноги (5).

6. ЁКИ-ОРЭ (снег, ломающий ветку) (рис. 196).

После предыдущего движения УКЭ подходит к ТОРИ сзади и пытается обхватить его плечи руками (1). ТОРИ опускается на правое колено, ноги между ног УКЭ и бросает его СЭОИ-ОТОСИ, захватывая его руку (2, 3). УКЭ делает падение через правую руку (4), и встают друг против друга лицом к лицу.

 
 

 

7. ИВА-НАМИ (волна, бьющаяся об утес) (рис. 197).

После предыдущего движения, ТОРИ и УКЭ стоят друг против друга на расстоянии шага. ТОРИ делает пугающий взмах обеими руками перед лицом УКЭ (имитирует бросок песка в глаза) (1). Сразу же ТОРИ захватывает обеими руками оба отворота у шеи УКЭ. УКЭ, откинув возвращает голову обратно (2). В этот момент ТОРИ бросает ЕКО-ВАКАРЭ (3).

Это движение заканчивает КОСИКИ-НО-КАТА. ТОРИ и УКЭ встают на ноги, занимают исходное положение, поправляют дзю-доги, приветствуют друг друга и ДЖОСЭКИ.

После изучения КОСИКИ-НО-КАТА мы можем лучше понять смысл названий двух серий, из которых она состоит.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Программа

 

В своей практической деятельности многие тренеры задают себе вопрос — с какого приема и в какой последовательности предлагать технику ученикам? При подетальном подходе к обучению и спиральной методике последовательность в приемах не имеет особого значения потому, что освоение техники происходит как бы в целом, а не поочередное изучение отдельных приемов. Но тренер в процессе обучения должен помочь ученику сформировать свою индивидуальную техническую схему, уделяя тем или иным приемам больше внимания и времени. Индивидуальная техническая схема это владение таким количеством приемов, которое могло бы обеспечить победу в большинстве ситуаций. Порой ученики увлекаются одноплановыми бросками, к примеру —бросками через спину, а выполнить подсечку и бросить противника назад не умеют. Это ограничивает их возможности. Если обратиться к образному сравнению, то представьте, что у человека, стоящего в какой-то точке, есть восемь дорог выхода из этой точки (8 направлений выведений из равновесия), а мы выкопали восемь ям на одной из них (умеем делать броски в одну сторону), то вероятность попадания в яму будет равна 1: 7. В случае, когда яма имеется на каждой из дорог (различные броски в различных направлениях), то и вероятность становится 1: 1.

Хотя последовательность в приемах не играет особой роли, но для организации процесса обучения, учета объема технических действий, а также соблюдения принципа от простого к сложному, каждому тренеру, и даже всей школе, обучение лучше вести, опираясь на общую программу.

Примерная краткая программа обучения приводится ниже.

Из чего в основном состоит программа? Это пять групп классических действий стоя и три лежа. Приемы этих групп лежат в основе начального освоения техники дзюдо. Изучение приемов наполняется девятью группами, способствующих действий. Неклассические технические действия могут включаться в обучение только после хорошего освоения всем разделом классической техники на этапе углубленной подготовки (см. схему многолетней подготовки).

Почему лучше вести обучение приемов по группам определенным нами в предыдущем разделе? Во-первых, способ поворота, момент выведения, способ подбива, вид подбива, в каждой группе одинаков. Во-вторых, при такой последовательности становится понятно, что количество приемов в группе зависит от шагов. И в-третьих, в каждой группе приемы отличаются только способом выведения и местом подбивания, что облегчает определение различий между приемами.

Программа рассчитана на пять лет, но это'не значит, что броски пятой группы будут изучаться на пятом году. Нет, все зависит от тренера. Один сделает виток по спирали, пройдя всю программу за 2 или 5 месяцев, другой за год пройдет программу 2—3 раза. Возможно на первых витках кое-кто опустит некоторые приемы и их варианты, а в дальнейшем введет их в обучение. В общем, очень многое зависит от тренера и его взгляда на дзюдо.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДО

(первые пять лет)

 

№ части программы Наименование раздела (краткое содержание) Соответствует поясу Примечания
1-я Подготовительные действия. Контроль лёжа – удержание. Белый пояс    
2-я Сопряжённые действия. Контроль лёжа – болевой. Способствующие действия 1-го раздела.  
3-я Основные действия. Способ контроля – удушающий. Способствующие действия 9-го раздела.  
4-я 1-я группа приёмов стоя. 1-я группа приёмов лёжа. Способствующие действия 4-го раздела. Оранжевый пояс  
5-я 2-я группа приёмов стоя. 2-я группа приёмов лёжа. Способствующие действия 2-го и 3-го разделов. Жёлтый пояс  
6-я 3-я группа приёмов стоя. 3-я группа приёмов лёжа. Способствующие действия 8-го разделов. Зелёный пояс  
7-я 4-я группа приёмов стоя. Варианты 1-3 групп лёжа в соединении с 8-м разделом способ. действ. Способствующие действия 6- го раздела. Синий пояс  
8-я 5-я группа приёмов стоя. Варианты 1-3 групп лёжа в соеди нении с 8-м разделом способ. действ. Способствующие действия 5-го и 7-го разделов. Коричневый пояс  

 

 

Примечание: КАТА изучаются с 4-й части Программы. В последующем на этапе углубленного освоения техники осваиваются приемы неклассической техники.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДО

Я часть

Задачи:

1. Освоить подготовительные действия, куда входят действия, связанные с ритуалами дзюдо, строевые приемы и упражнения, акробатические и общефизические упражнения.

2. Сформировать понятие и заложить основы выполнения классического способа контроля лежа — удержания.

3. Заинтересовать и увлечь занимающихся.

Материал:

1. Спортивная форма и правила ее ношения — кимоно, обувь, бандаж, правила личной гигиены;

2. Простейшие строевые приемы и упражнения;

3. Кувырок вперед и назад в группировке;

4. Правила этикета дзюдо — приветствия, правила поведения в спортивном зале, поведение на татами, вне спортивного зала;

5 Кувырок —полет (высоту через препятствие, партнера, веревочку и т. д.);

6. Кувырок боком через левое (правое) плечо;

7. Переворот боком (колесо);

8. Стойка на голове, кистях, лопатках;

9. Мост на голове, руках;

10. Забегания на мосту, перекидка в упор лежа на голове;

11. Падение на бок, спину, грудь;

12. Падения из стойки на голове, кистях;

13. Ходьба на руках;

14. Падение через партнера (стоящего в высоком партере, через руку);

15. Подъем разгибом со стойки на лопатках;

16. Переворот вперед прогнувшись;

17. Шпагат в три стороны;

18. Выворотность стопы, коленного сустава, бедра (пять позиций классического танца без опоры);

19. Равновесие на левой и правой («ласточка», различные махи на одной, сохраняя равновесие);

20. Кувырок вперед в шпагат;

21. Рандат, рандат с поворотом на 180 градусов;

22. Общефизические упражнения для укрепления различных групп мышц (ног, живота, спины, рук, шеи, кистей рук);

23. Развитие начальных навыков единоборств по средствам простейших форм борьбы;

24. Развитие ловкости подвижными играми, эстафетами и т. д.;

25. Понятие и принципы выполнения удержаний классическими способами сбоку, верхом, со стороны головы. (Уметь выполнять).

Рекомендации:

1. При сдаче экзамена по разделу первой программы, занимающемуся выставляется оценка по каждому элементу в отдельности, и в его индивидуальном дневнике производится запись с кратким анализом его деятельности при освоении материала;

2. Упражнения общефизического характера желательно давать в конце тренировки в связи с тем, что после упражнений на силу занимающиеся трудно усваивают технику;

3. Последовательность в обучении может быть различной, это зависит от опыта и профессионального мастерства тренера;

4. В связи с тем, что в программе технической подготовки много сложных элементов, необходимо широко использовать подготовительные и подводящие упражнения;

5. В экзамен желательно включить несколько нормативов по общефизической подготовке с записью результатов в журнале тренера и дневнике спортсмена, как исходные данные:

а) прыжок в длину с места (см);

б) угол в висе на перекладине (сек.);

в) свободный вис на кистях (сек.);

г) подтягивание на перекладине без подрывов (кол-во раз);

д) бег 60 или 100 метров (сек.);

е) бег 5 минут (сек.);

6. Чередование в процессе тренировки изучаемого материала с выполнением упражнений на растяжение и гибкость позволяет быстрее осваивать материал и растянуться;

7. Возможно выполнение различных элементов в сочетаниях и комбинациях;

8. Основное требование при приеме экзамена — правильное и точное выполнение изученных элементов.

 

Я часть

 

Задачи:

1. Освоить необходимый объем сопряженных действий и часть основных, куда входят действия в захватах, передвижениях, Действия в занятии стоек, поз, различных положений, дыхательные действия и классический способ приложения сил для контроля лежа (болевой);

2. Совершенствование объема первой программы, добиваясь четкого и точного исполнения;

3. Освоить первый раздел способствующих действий;

4. Усиление мотивации и повышение интереса к занятиям.

Материал:

1. Овладение более сложными строевыми приемами и упражнениями;

2. В дополнение к акробатическим элементам первой программы освоить — фляк, рандат — фляк с разбега;

3. Освоить действия в захватах;

4. Освоить основную стойку дзюдоиста;

5. Изучить основные положения и взаиморасположения стоя и лежа;

6. Освоить специальные позы для бросков;

7. Передвижения;

8. Повороты;

9. Освоить правильное дыхание в сочетаний с другими действиями дзюдо;

10. Стойка и передвижения в захватах;

11. Освоить передвижения в парах в ритме танго и вальса (в вальсе использовать вальсовые шаги);

12. Выполнять перегибание локтевого сустава, рычаг внутрь, рычаг наружу;

13. Развивать навык единоборств по средствам простейших форм борьбы с выполнением удержаний с боку, со стороны головы, верхом;

14. Выполнение общефизических упражнений для дальнейшего укрепления различных групп мышц;

15. Подвижные игры и эстафеты.

Рекомендации:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.141 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь