Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НОВАЯ СТРУКТУРА МИРОВОЙ СИСТЕМЫ
Сегодня считается, что выдвинутая в 1980-е гг. Валлерштайном теория ядра и периферии в принципе правильна, но нуждается в корректировке и дополнении. Согласно новому подходу, основу современного международного сообщества, которое иногда именуют транснациональным миром, составляют ведущие международные организации, 50—60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тыс. транснациональных корпораций (ТНК). «Глобальная экономическая федерация» пронизана тесными хозяйственными, политическими и культурными связями. Крупнейшие западные ТНК, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах «третьего мира», опутывают финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира экономически зависимыми друг от друга. На этом глобальном пространстве выделяют постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад — совокупность национальных экономик ведущих промышленно развитых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также находящиеся в переходном состоянии государства посткоммунистического мира. Движение мира к новому типу объединения называют геоэкономической или геополитической перестройкой планеты. Для нового международного пространства характерны две противоборствующие тенденции: концентрация принятия важных стратегических решений небольшой группой ведущих держав, типа «большой семерки» (после присоединения к ней России ставшей «большой восьмеркой»), размывание централизованных регионов и формирований на множество самостоятельных точек, суверенизация мелких государств, повышение их роли в мировом сообществе (например, события в Югославии, Палестине и т.д.). Важные политические и экономические решения, принимаемые узким кругом лиц, могут вести к серьезным последствиям в различных частях земного шара, иногда затрагивая судьбы населения целых стран. Примером могут служить события в Югославии, когда США вынудили присоединиться к военному давлению на сербов чуть ли не все европейские страны, хотя само это решение было выгодно небольшой кучке политиков в Конгрессе США. Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку основная часть населения проживала на среднем уровне даже по европейским меркам, а через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась, представители среднего класса превратились в бедноту. Являясь самым мощным экономическим государством мира, США ведет себя как политический монополист. Доллары делают политику по принципу «один доллар — один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Совета Безопасности ООН, МВФ, МБРР, ВТО, финансируемых опять же развитыми странами, скрываются намерение и воля узкого круга ведущих держав Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга (развивающиеся страны) борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития и, как Чили и Аргентина, ускоренными темпами догоняют экономически развитые Север и Запад. Страны, в силу разных обстоятельств лишенные такой возможности, встают на «тропу войны» — создают разветвленные криминально-террористические организации и мафиозные формирования по всему миру: исламский фундаментализм, меделинский картель... В новом мировом устройстве все связано со всем. Мировая валютно-фи-нансовая система, сильная благодаря мировым лидерам, прежде всего США, Германии, Японии, Великобритании, уже не так стабильна, как прежде. Финансовые кризисы на периферии этой системы, на которые ранее, может быть, и не обратили внимание ее «киты», сегодня сотрясают всю мировую систему. Так, кризис 1997—1998 гг. в Индонезии и России отразился на финансовых биржах всего мира — индустриальные гиганты потеряли миллиарды долларов. ЦИВИЛИЗАЦИЯ Ученые неоднократно, чуть ли не с древнейших времен, пытались систематизировать геополитическое пространство Земли, например: разделить его не только на страны и континенты, которые существуют вполне реально, но и на системы (капиталистическая и социалистическая), миры («первый мир». «третий мир» и др.), ядро и периферию, регионы (Восточно-Азиате кий регион), бассейны (бассейн Тихого океана), зоны влияния (советская зона), цивилизации (китайская, исламская и др.), границы которых ни в каких документах не фиксировались, а существовали скорее как научные понятия. Традиционным способом разбиения всех стран и народов на целостные, внутри себя однородные зоны является так называемый цившизационный подход. Цивилизация отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают спорить. Понятия «государство» и «страна» по смыслу уже. чем «цивилизация» и «мировая система». Понятие «общество» занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным и абстрактным и глобальным (все человечество). К типу мировых, или глобальных, систем относится цивилизации. Но в отличие от мировой системы цивилизация отражает социокультурный, а не экономический и политически" аспект развития человечества. Ученые не пришли к единому мнению о том, что есть цивилизация. Одни относят это понятие к историческим эпохам и говорят об античной, средневековой и современной цивилизациях. Другие соотносят это понятие с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальную цивилизации. Третьи опираются на религиозные и социокультурные критерии и анализируют евразийскую, мусульманскую, христианскую, восточную, европейскую, западную и другие цивилизации. Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т.е. нечто равное ей, а как ее аспект, часть, сторону. Поэтому говорят о культуре как о символическом коде цивилизации, неважно, материализованном (в книгах, памятниках и т.д.) или нема-териализованном (нормы, этикет, знания). Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет, Вавилония, средневековая Европа и Россия принадлежат к одному и тому же историческому типу общества — к традиционному. Несомненно, каждая страна обладала собственной культурой, непохожей на другие. В рамках традиционного общества встречается многообразие цивилизаций — античная, средневековая, христианская, восточная, древнеегипетская, евразийская. Цивилизация понимается и как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т.п. Исторически самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью. Отметим интересную деталь: слово «цивилизация» произошло от латинского civilis — гражданский, государственный — и в Средневековье носило юридический смысл — «относящийся к судебной практике». Позднее его значение расширилось. «Цивильным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовать» — означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость. В одном из самых авторитетных изданий — книге Р. Уильямса «Ключевые слова: словарь по культуре и обществу» сказано, что культура явилась некоей альтернативой «цивилизации», которая ассоциировалась с социальным прогрессом. В понятии «культура» воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой15. Российские этнографы, в частности Ю.И. Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации выступают: в области материальной культуры — появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т.п.), в области духовной культуры — возникновение письменности. И монументальное зодчество, и письменность представляют собой яркое проявление культуры «верхов», или элитарной культуры16. Для антропологов цивилизация — всего лишь более сложный, или наивысший, тип культуры. А если следовать этимологии слова, то окажется, что цивилизация — это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык. Иного различия между культурой и цивилизацией антропологи в отличие от социологов не проводили «Цивилизация» — совокупность созданных человеком «средств», а «культура» — совокупность всех человеческих «целей». Что же такое цивилизация в таком случае? Чем она отличается от двух других фундаментальных понятий — общества и культуры? Когда мы говорим об обществе, то вспоминаем социальную структуру, социальные институты, социальную стратификацию. А под культурой подразумевают среду общества — нормы, законы, манеры, этикет, обычаи, традиции и т.д. Что же остается на долю цивилизации? Какие важные аспекты жизнедеятельности людей охватывает это понятие? Что отличает, например, восточную цивилизацию от западной? Скорее всего, понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, места труда и досуга и т.д. Обе цивилизации основываются на различных системах социальных ценностей, философии, образе жизни и принципах, отношении к природе. Это первично, а их воплощение — в типах жилища, образе жизни, способах общения — вторично. В понимание цивилизации следует, видимо, включить отношение к прогрессу, рациональной науке и технике, трактовку природы человека. В палитре самых разных подходов, порой весьма противоречивых, можно выделить два центральных. Большинство специалистов предпочитают рассматривать цивилизацию в двух значениях — как историческое (время) и географическое (место) образование. В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О. Шпенглера: цивилизация — высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исторически — как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества. Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), которая подразумевает специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира (рис. 27). А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища. Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени развития, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, а цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования человечество жило в условиях цивилизации не более 2% времени. Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, например, цивилизации евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и др. Первым в 1766 г. употребил термин «цивилизация» в современном смысле, по мнению Л. Февра, французский философ П.А. Гольбах, один из авторов «Энциклопедии» Ж. Д'Аламбера и Д. Дидро. Ж.Ж. Руссо еще не пользовался им, а может, и не знал его. Хотя оно могло бы ему помочь, поскольку он критиковал на самом деле не культуру, а именно цивилизацию. Слово «цивилизация» появилось в самое нужное время — когда завершилось издание «Энциклопедии». Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру — с духом. Немецкое Geist (духовность) с самого рождения вошло в новое понятие и долго сопутствовало ему. «Понятие «культура» вырабатывалось именно с целью разбить идею единой для всех цивилизации, чтобы сделать возможным употребление слова во множественном числе, уравняв их с точки зрения духовности — Geist. Так что не случайно именно в Германии последовательность цивилизации и культуры будет увидена совсем иначе, чем она по сей день видится во Франции»17. Францию в определенном смысле можно считать родиной цивилизации, как Германию следует называть духовной родиной культуры. По своему содержанию «цивилизация» в одной стране обозначало то же, что «культура» в другой. Во Франции новый термин конкурировал с близкими по смыслу, в частности с police (учреждение по поддержанию правопорядка и нравов) и civilite (способность открыто, мягко и вежливо держать себя, вести беседу). Однако оно успешно выдержало соперничество и утвердилось в языке во многом благодаря тому, что несло в себе несколько иной оттенок, новое, более широкое значение. В слове civilisation, которое поначалу было обычным неологизмом, содержались такие значения, как ученость, искусственность, насильственность. В новом слове слышался принудительный и единый для всех идеал, так радовавший просветителей, как универсальная, общечеловеческая цель победы грамотности над невежеством. Французское слово «цивилизация» на протяжении нескольких десятилетий не знало множественного числа. «Как считает французский лингвист Э. Бенвенист, слово «цивилизация» берет свое начало от Zivilisation (благовоспитанность) и буквально означает воспитанное, развитое, облагороженное общество (в противоположность варварству)». Как полагает Февр, слово «цивилизация» родилось во французском языке, и, пожалуй, нигде больше оно и не могло родиться. В глазах соседних народов это понятие соединилось как раз с тем культурным типом, который сложился именно во Франции. Февр приводит мнение Ф. Ницше, высказанное и письме к А. Стриндбергу: «Нет никакой цивилизации, кроме французской»14. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII—XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил эти понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура — это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», — писал известный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О. Шпенглера. Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Пожалуй, большинство людей согласится, что культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и политическая система. Дописьменные культуры не обладают этими чертами. Но главное — у них нет письменности. Важность данного фактора следует из самого названия культур, которые не являются цивилизациями, — дописьменные. Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Возникновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Последнее дало скачок развитию торговли — из случайного и нерегулярного обмена между локальными группами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Считается, что возникновением письменного языка мы обязаны бизнесу. Действительно, необходимость записи собранных и хранящихся продуктов труда, регистрирования тех, кто их привез, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет, а в конечном итоге — ведение деловой документации привело к возникновению письменности. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры. Нередко ученые применяют одно и то же понятие к противоположным явлениям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие надопись-менной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. А историки говорят о своеобразии цивилизации скифов, не имевшей собственной письменности. Тем не менее ученые согласны в одном: первобытное общество нельзя относить к цивилизации. Речь может идти только о доцивилизационном состоянии человечества. Отсюда следует, во-первых, что общество возникло раньше, а цивилизация позже, во-вторых, что понятия «цивилизация» и «культура» вопреки распространенному мнению не синонимы. В самом деле, у примитивных обществ Полинезии и Океании, до сих пор ведущих первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государств, но культура у них есть. Антропологи начала XX в., введшие в социологический оборот понятие «культура», изучали именно такие общества. Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т.п. — несомненные элементы культуры, они универсальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи и испот-нения, удельный вес — скорее признаки цивилизации. Следовательно, не только культура — аспект цивилизации, но и цивилизация — сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны. Итак, цивилизация — глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО В эпоху глобализации совершенно изменилась роль в развитии человеческого общества природы и климата. Если говорить кратко, то прежде они выступали внешним фоном, на котором разворачиваются социальные отношения. Удобный ландшафт или благоприятный климат ускоряли развитие одних стран, но тормозили прогресс других. Человек во всем (или во многом) зависел от природы, и это было всем понятно. Ныне ситуация до крайности обострилась, а в некоторых случаях приобрела драматический оттенок. Теперь уже благополучие природы зависит от доброй воли людей. Сегодня ученые говорят о вещах, которые 50 или 100 лет назад казались немыслимыми: природу приходится отвоевывать у человека. оберегая ее даже более тщательно, чем человеческую жизнь. И это понятно: планета, к сожалению, для всех одна, и если одно государство разрушает экологию, то вред наносится всему человечеству. Таким образом, природа стала глобальным фактором, а забота о ней — важнейшим показателем степени цивилизованности общества. Под природой в широком смысле понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В этом смысле природа стоит в одном ряду с такими обобщенными понятиями, как материя, универсум. Вселенная. В узком смысле природа — это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Интуиция безошибочно подсказывает нам: к обществу относится все то. что создано человеческими руками. Но куда в таком случае относить пахотные земли, домашних животных или полезные ископаемые? Они — часть общества или природы? Природе они принадлежат по «праву рождения» и в своем существовании подчиняются ее законам. Но обществу они принадлежат по «праву происхождения» и также подчиняются его законам. Пахотная земля и домашние животные являются частной или общественной собственностью, существуют как потребительные ценности, продаются и покупаются. К примеру, для брокеров товарной биржи не существует принципиальных различий между партией современной электроники и партией строевого леса, проданного на корню: и в том, и в другом случае речь идет о товаре, обладающем определенной полезностью, стоимостью, ценой и другими чисто общественными свойствами. Но ухаживать за пашней и животными необходимо, сообразуясь с законами природы, а не общества. На каждом шагу мы пользуемся предметами, принадлежащими сразу двум мирам — природному и общественному. Мы обращаемся с ними по законам двух миров. Бьющийся стакан, сообразуясь с его свойствами, осторожно ставим на стол, а не бросаем. Но еще пригодный для использования, но немодный сосуд мы выбрасываем на свалку, заменяя его более модным. Люди освобождаются от старых вещей, когда они физически пригодны, но морально (читай: социально) устарели. Мы уверены, что стакан или утюг создает не природа, а общество. Нет в природе стаканов и утюгов, но есть сырье, из которых они изготовляются. Изменив его форму, соединив исходные элементы в новые системы, человек наделяет готовые предметы теми функциями, какие характерны только для социальных животных. Стакан необходим для того, чтобы из него пить, а утюг — чтобы им гладить. Создав вокруг себя огромное количество искусственных объектов, человек выделил себя из природы в особую — общественную — нишу. Ее мы именуем обществом. В этой нише одушевленные и неодушевленные предметы ведут себя не так, как в естественной нише. Поведение людей подчиняется этикету, нравственным и юридическим законам, камни и деревья начинают выполнять функцию строительных и оборонительных элементов, украшений или чего-либо еще. Люди делают много такого, что не в состоянии делать животные: создают искусственные летательные аппараты и пишут стихи, заседают в парламентах и молятся Богу. Отношения между обществом и природой складываются противоречиво. Создавая удобные для себя условия существования — города, заводы, парки, плотины, железные и автодороги, человек одновременно ухудшает условия существования для животных и растений. Они исчезают, вымирают, перерождаются и вырождаются. Научно-технический прогресс, скорость которого на 5 порядков превышает скорость создания новых «технологий» биосферы (новых видов биологических организмов), порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Земная экосистема лишается 50 тыс. биологических видов в год. Леса влажной тропической зоны уничтожаются ради использования для нужд сельского хозяйства, из-за водной эрозии и загрязнения окружающей среды В зоне особого риска находятся озера и другие источники питьевой воды прибрежные заросли, коралловые рифы. Три четверти всех видов птиц, обитающих на планете, и почти четверть из 4600 видов млекопитающих находятся под угрозой вымирания. Впервые в истории один из видов — Homo sapiens — превратился в чудовищную разрушительную силу природы. Дикая природа, в которой еще 2—3 тысячелетия назад общество было незаметным островком, сегодня вытеснена на периферию среды обитания Теперь ей угрожает смертельная опасность превратиться в малозаметные островки. Но как только погибнет она, погибнет и человеческое общество В отношениях между природой и обществом возник хрупкий баланс, готовый в любое мгновение нарушиться. Пока еще природа, вытесненная в «экологические зоны», способна как-то восстанавливаться. Этнографы до сих пор убеждены. что отождествление с природой — признак примитивного сознания, свойственного диким племенам, а не представителям современного общества. Дикари очеловечивают природу, приписывая живым и даже неодушевленным явлениям способность думать. желать и действовать так, как это делают люди. Самих себя они считают потомками животных и растений. Подобно этнографам, и психологи убеждены, что зооморфизм, отождествление социального и природного миров — признак ранних этапов развития человеческой психики. Малыш не понимает, что деревья, животные, камни — это царство природы, существующей по иным законам, чем мир людей, именуемый обществом. Он просит «наказать» камень, о который ушибся, и требует у мамы ответа на вопрос о том, кто из людей сделал солнце. В отличие от ученых представители некоторых религий, в частности буддисты, убеждены в том, что слияние с природой — признак высшего сознания, достигаемого усиленными тренировками, и великой мудрости. С ними, пожалуй, согласятся экологи, призывающие щадить живую природу и братьев наших меньших. В течение последних 20 лет экологическому движению, принявшему невиданные масштабы, так удалось изменить западное сознание, что неуважение к природе считается дурным тоном. Человек просвещенный должен чувствовать свое родство и кровную связь с природным миром. Что же получается: отождествление человека с природой — признак не низшего, а высшего сознания? Проявление высочайшей мудрости? Не совершило ли человечество восхождение по спирали, отрицание отрицания? Представления о единстве человека и природы зародились у людей, которые жили не в домах, а в пешерах, одевались не в ткани, а в шкуры, питались найденным в лесу, а не выращенным на полях. Постепенно средой обитания людей становится искусственно созданный мир заводов и фабрик. шоссе и аэродромов, слепящей рекламы и шумных стадионов — не просто отличный от нерукотворной природы, но и часто враждебный ей. Одновременно с изменением среды обитания менялся сам человек: в нем развивались потребности, способности и склонности, которых нет и не может быть у животных. Первобытные общества — небольшие локальные группы по 60—80 человек, кочующие в поисках съедобных растений и животных, обитавшие на огромном расстоянии друг от друга, не могли нанести никакого вреда природе — они зависели от нее, боялись, почитали и обожествляли ее. Еще в XVIII в. на господство природы никто не посягал, хотя и тогда человек усердно вырубал леса, травил зверей и загрязнял реки. Кардинальные изменения произошли всего 100—150 лет назад. Индустриальное общество разрыло все, что можно разрыть, загрязнило все, что еще оставалось чистым, истребило почти всех животных, а оставшихся, как реликвии, занесло в Красную книгу и устроило в особые резервации, которые почему-то называются зоопарками. При этом человек стал намного грамотнее, воспитаннее, культурнее, добрее. Правда, и людей в мировых войнах за это время стало гибнуть гораздо больше. Разница между двумя популяциями в том, что численность человеческой при этом катастрофически растет, а животной — катастрофически сокращается. Если 10 тыс. лет назад, чтобы выжить, человек перешел к доместикации — выведению искусственных видов животных дтя своих хозяйственных нужд, то в конце XX в. он придумал новую технологию — выведение диких животных в домашних условиях для их дальнейшего существования опять же в диких условиях либо в зоопарках — городских «профилакториях» для животных. Некоторые виды фауны уже просто исчезли в дикой природе и сохранились как содержанки зоопарков. Когда человек начинал свое героическое противостояние с природой, он являлся единственным видом Homo sapiens. Его окружали сотни тысяч видов животных всех мастей и калибров. Возможно, что в конце эпопеи останется всего два вида живых существ. Последствия дисгармонии оказались гибельными для самого человека — эрозия почвы и засорение подпочвенных вод, обезлесивание, вытеснение чернозема песчаником (феномен наступления пустыни), загрязнение воздушного бассейна земли, возникновение озоновых дыр и т.д. Конфликт между обществом и природой разрастается до масштабов необъявленной войны, а все случаи столкновения между ними выглядят как сводки с места боев. АНТРОПОГЕННЫЕ НАГРУЗКИ Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу обусловлено развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек геохимически переделал мир, и этот процесс уже необратим21. Биосфера — это система растений и животных, которая за 4 млрд лет сумела приспособиться к похолоданиям и потеплениям климата, разрушительным землетрясениям и цунами. Научаясь бороться за выживание, она перестраивала свою генетическую программу. Все это происходило медленно — буквально за миллионы и миллиарды лет. Но в последние два-три столетия ситуация резко изменилась. На авансцену вышел человек, вооруженный последними техническими достижениями. Он рубит, пилит, жжет, травит разрывает, опустошает, загрязняет. Л. Н. Гумилев22 приводит поразительный пример: во времена Цинцината (V в. до н.э.) Италия была разбита на парцеь лы (небольшие земельные участки), тщательно обработанные, а во времена Вергилия (I в. до н.э.) там были только пастбища и плантации пармских фиалок. Что случилось? А вот что: произошел микрокатаклизм в распределении ландшафтов. Возник город с полуторамиллионным населением — антропогенный ландшафт со стойким биоценозом. Жителей, владык мира надо было кормить. Хлеб, вино, оливки и т.п. можно было привезти из провинций, но мясо без холодильников протухало, и надо было иметь его пот рукой. Римские женщины любили цветы, тоже продукт скоропортящийся В результате стали разводить фиалки, которые находили активный сбыт. Парадокс состоит в том, что человеку для его выживания нужна природа, а природе для нормального функционирования человек не нужен. Поэтому обмен веществ между человеком и природой идет в одну сторону — в сторону сборочной линии промышленного предприятия, а оттуда — по канализационной трубе в реку. С каждым годом растут антропогенные воздействия на природу. Под ними надо понимать различные формы влияния деятельности человека на природу. Количественной и качественной характеристикой антропогенных воздействий является антропогенная нагрузка. Антропогенные воздействия могут носить как позитивный, так и негативный характер. Восстановление исчезнувших видов животных — пример позитивного влияния на природу, уничтожение очередного вида растений или животных — пример негативного воздействия. Последние заставляют правительства принимать специальные природоохранные меры. Больше всего загрязняют окружающую среду слаборазвитые страны — у них нет денег ни на высокие технологии, ни на защиту окружающей среды. Зато у них больше всех бедных и нищих, которым также надо помогать, и все из того же источника — совокупного национального дохода. Когда возникает вопрос, кому раньше помогать — бедным людям или беззащитным животным, он решается обычно i' пользу людей: именно они могут взбунтоваться и свергнуть власть, которая довела их до такого состояния. Но животные в принципе неспособны на такой шаг, а значит, спасать их можно в самую последнюю очередь. Следствием антропогенного воздействия на природу стал совершенна уникальный феномен, который можно было бы назвать «третьей природой» Речь идет об антропогенной растительности — сообществе растений, возникаюших в результате деятельности человека (посевы и посадки растений, выпас скота, вырубка леса, осушение болот и пр.)- Это уже не «первая природа», поскольку выросла под влиянием человека, но еще и не «вторая», поскольку не представляет собой функционально полезной и эстетически ценной среды обитания человека. Она близка к свалкам и «мусоркам» — местам средоточения бытовых и производственных отходов. Если в 1900 г. в естественных экосистемах было разрушено до 20% суши, то к концу XX в. — на 60%. На очереди стоит экосистема Мирового океана. В начале XX в. человек потреблял 1% чистой первичной продукции (нефть, каменный уголь, сельхозпродукция), в конце века — в 40 раз больше, причем продукция эта в значительной части гниет, разлагается, съедается «домашней фауной» (крысы, мыши, тараканы, микроорганизмы). Разрушение природы в отличие от разрушения общества, всех законов динамики которых ученые еще толком не знают, носит необратимый характер. За период с XVI по XX в. исчезло свыше 250 видов и подвидов позвоночных животных. С начала 1980-х гг. в среднем 1 вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений — еженедельно. Под угрозой исчезновения еще более 20 тыс. видов. Около 1000 видов птиц и млекопитающих (в основном обитатели тропических лесов, сводимых с лица Земли со скоростью десятков гектар в минуту) находятся под угрозой вымирания. Ежегодно сжигается около 1 млрд т условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн оксидов азота, серы, углерода (часть из них возвращается в виде кислотных дождей), сажи, золы и пыли. Почвы и воды загрязняются промышленными и бытовыми стоками (сотни миллиардов тонн в год), нефтепродуктами (несколько миллионов тонн), минеральными удобрениями (около сотни миллионов тонн) и пестицидами, тяжелыми металлами (ртуть, свинец и др.), радиоактивными отходами. Разрушение озонового экрана Земли поставило под угрозу способность биосферы к самоочищению. Разрушение природы носит не только необратимый, но еще и некотро-лируемый характер. Международные организации принимают бесчисленные документы, призывы и декларации. Но они воздействуют на тех, кто меньше других портит природу — на интеллигентных людей, уже вставших на защиту природы («Гринпис»). Промышленники продолжают уничтожать и отравлять окружающую среду. Правда, в цивилизованных странах, в которых введены весьма жесткие стандарты, призванные защитить природу, это делается меньше, чем в нецивилизованных. Но именно последние численно преобладают и наименее контролируемы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы