Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В кавказской политике XIX в.
Российская Империя формировалась не только как многонациональное, но и как многоконфессиональное государство. Хотя преобладающую роль здесь всегда играло православие (момент принятия христианства неразрывно связан с началом образования Древнерусского государства), оно никогда не выступало как самостоятельный механизм, используемый на присоединяемых территориях для достижения полного “слияния”. И если испанские конкистадоры завоевывали Америку под знаменем католицизма, обращая в эту веру все туземные племена, русские несли прежде всего идею государственности, как идею объединения, а христианство – только как черту своего менталитета, не затрагивая местных традиций и обрядов. Прежде чем Россия вступила на Кавказ (соединяющий в себе язычество, христианство и различные течения ислама), она уже имела опыт сосуществования с мусульманскими народами (Казанское и Крымское Ханства, вошедшие в ее состав в XVI – XVIII веках). Не нарушая этнических традиций, Россия привносила в инородческие окраины элементы своей культуры, которые позволяли сближаться и развиваться взаимовыгодно. Русский народ не только не подавлял национальные особенности, но очень часто заимствовал многие из них (казачество, например, переняло горскую одежду). Привлечение инородческой аристократии в высшие государственные круги также являлось характерной особенностью функционирования российской администрации. Многие народы только с включением в состав Российской Империи обрели свою письменность (в том числе и адыги), возможность сохранять традиции, не противоречащие основным государственным законам. События на Кавказе в первой половине XIX в. приобрели характер религиозного противостояния (газават – священная война с неверными – как война с русскими), скорее не в силу идейно-духовных различий, а вследствие ментальности горцев, склонных к воинствующему образу жизни и неприятию любых культурных ценностей извне. В недавно созданном ЦОП “Вспышка” Института сравнительной политологии РАН была проведена дискуссия на тему “Россия и мир ислама” (http: //ng.ru, http: //lemur.ru/islam/russia2.htm; http: //ns.ng.ru/scenar/01/s001w71.htm; http: //www.users.datacom.ru/mak/analitics23.html, http: //www.dagestan.com.ru/analitics23.html). В ней приняли участие президент ЦОП “Вспышка” А. Громыко, ученые А. Бельчук, А. Умнов и А. Давыдов. Итогами этой дискуссии стали выводы о том, что “многие мусульмане стран Кавказа рассматривают Россию в основном как исторического агрессора и как бедную страну, которая в состоянии сохранить свое влияние в регионе лишь путем применения силы … Этим настроениям, однако, противостоят позитивные факторы – православие и ислам никогда жестко не конфронтировали, более того, они гораздо терпимее друг к другу, чем православие и западно-христианские исповедания, с одной стороны, и различные течения ислама между собой, с другой; что наибольшую трудность для сближения России и исламских народов представляют политические факторы, историческое наследие, раскалывающее российско-мусульманский мир. И напротив, наличие общих элементов в культурах становится фактором, который может работать на сближение частей этого мира… Для России теория и практика “столкновения цивилизаций” являются ловушками и приглашением к конфликтам с южными соседями. Нужно противопоставить этой западной конфронтационной модели теорию и практику “совместной ответственности” православия и ислама за судьбы нашей уникальной евразийской цивилизации … Россия – часть мира христианства, но она же и часть мира ислама”. А. Умнов – старший научный сотрудник ИМЭМО РАН – в статье “Российский Кавказ. Опасная утопия: Роль ислама на Северном Кавказе не следует преувеличивать” (http: //www.ns.ru; Национальная электронная библиотека – http: //www.nns.ru) утверждает: “Что же касается Северного Кавказа, то до частично добровольного, частично вынужденного вхождения в состав Российской империи он представлял собой конгломерат противостоящих друг другу местных сил разной клановой, этнической, государственной, а порой и конфессиональной принадлежности. Ислам, принятый большинством коренного населения только к XIX веку, обычно лишь закреплял традиционные порядки, не претендуя на большее. Лишь в борьбе с Российской империей, да и то отнюдь не везде, мусульманской религии удалось сыграть государствообразующую роль. Однако военная мощь государства, массовая эмиграция в Османскую империю не желающих признавать власть России, гибкий курс в отношении традиционных структур - все это привело сначала к подрыву, а потом и к краху местного исламского эксперимента”. Д. Арапов предлагает исследовательский материал “Мусульманское дворянство в Российской империи” (http: //history.machaon.ru/): “В ХVI – первой половине ХVIII вв., - пишет автор, - в отношениях Российского государства со своими подданными-мусульманами не все бывало просто и гладко. В целом Ислам и его религиозные учреждения в средневековой России никогда не были запрещены, но все же переход в Православие весьма приветствовался. Последнее обстоятельство было важно для мусульманской землевладельческой знати, которая таким образом не только сохраняла свои земли, но и право владеть крестьянами без различия их религиозной принадлежности. По-иному, чем в Европейской России, складывалось положение мусульманского нобилитета на Кавказе и в Туркестане. Отношения в обществе здесь еще во многом регулировались нормами обычного права. Система сословных дворянских учреждений для мусульманской знати в азиатских районах не сложилась, оформление корпоративных прав дворян приняло затяжной характер и в целом так и не было завершено вплоть до 1917 г. Землевладельческая и кочевая знать Кавказа и Туркестана в основном сохранила собственность на землю и скот, служила на военной и гражданской службе, получала чины, ордена и звания, дававшие в конечном счете, как правило, статус личного дворянства. Практически все средние и низшие должности в системе местного управления мусульманских районов Кавказского наместничества Степного (совр. Казахстан) и Туркестанского (совр. Средняя Азия) краев были заняты представителями мусульманской светской элиты (султаны, беки, наибы, аксакалы). Те из них, кто получали чин или орден, дававшие право на обретение потомственного дворянства, могли участвовать, в случае соответствующего согласия, в жизни выборных дворянских организаций за пределами своих территорий”. А. Тонов в работе “Россия и исламский мир” (http: //www.ca.-c.org) определяет проблему следующим образом: “Ислам характеризуется тем, что это религия, которая стремится максимально закрепиться в социальных структурах (шариат, шариатское государство). Поэтому, хотя основной закон геополитики: не религия определяет цивилизацию, а цивилизация закрепляет религию для освящения определенного образа жизни – остается в силе, в случае ислама он уже действует достаточно условно”. На сайте “История краснодарской епархии” (http: //www.orthodox.kuban.ru/c_1_3.htm; так же - http: //www.sochi.ru/abc/ab41/kr23.htm; так же - “Ставропольская епархия” http: //www.stavropol.net/~krest/ib_vstv.html) приводится очерк об истории появления, начиная с I века от Рождества Христова, и распространения христианства на Северном Кавказе. “Крест и полумесяц здесь ни при чем” (http: //www.kuraev.ru/interview/vek.html), - известный православный богослов диакон А. Кураев не считает события на Кавказе религиозной войной. ““Параллельный ислам”: идеология бандитизма. Варваризация ислама” –материал об этих проблемах размещен на сайте http: //www.pravoslavie.ru/analit/sobytia/parallislam.htm, также – http: //www.opentext.org.ge/caucas/12/12-3.htm. Т.Е. Дзеранов, автор статьи “Влияние монотеистических форм религии на духовную культуру осетин” (http: //www.citycat.ru/daryal/1998/3/dzeranov.html), отмечает: “Историки и религиоведы постоянно обращают внимание на характерную смесь различных вероисповеданий на Кавказе … на протяжении XIX века царское правительство оказывало постоянную поддержку исламизированным социальным верхам; ситуация еще более осложнилась с началом Кавказской войны. Как известно, начавшаяся как национально-освободительная, она под влиянием мусульманского духовенства приобрела форму газавата – священной войны мусульман с иноверцами”. Откровенно антирусские лозунги пропагандируют исламские экстремисты в сайте “Меч джихада над Россией” (http: //www.chas-daily.com/1998/05/25/v_40.html), связывая современную политику с историческим прошлым. Русский отдел “Радио Ислам” (E-mail - hoja_nazriddin@hotmail.com) предлагает подборку сайтов по исламской тематике, призывающих к войне с Россией.
Краеведение Исследователи-краеведы предлагают пользователям системы интернет ознакомиться с уникальными и разнообразными документами: по истории Краснодарского края – “Главные памятники истории: памятники этнологии, археологии, архитектуры в Краснодарском крае” (http: //web.kuban.net/history/hist_h.html) - и Ставрополья (Ставропольский государственный краеведческий музей – http: //www.museum.newmail.ru/history.html), материалами из архивов РГО по краеведению, истории Кавказа и Сочи (http: //mail.sochi.ru/abc/ab41/kr54.htm), исторической справкой Геленджикского историко-краеведческого музея (М. Минеев - http: //www.coast.ru/gelend/history/old/old_town.1.html). Публикации Е. Засыпкиной (http: //ntpp.kuban.ru/city/history/ist-1doc.htm), С. Санеева (http: //ntpp.kuban.ru/city/history/), проф. М. Аутлева (“Кавказская война, спорные вопросы и новые подходы. Правда всегда сближает” http: //www.opentext.org.ge/caucas/09/3(9)-11.htm) – это предложение выработки новых концепций в рассмотрении сложных и неоднозначных причин, способов и итогов кавказской политики России. Профессор В.Н. Ратушняк (Краснодар) в статье “Под стягом России. К 300-летию Кубанского Казачьего Войска” (http: //www.history\001_97.htm) отношения казаков с горцами охарактеризовал следующим образом: “Разгоравшаяся Кавказская война в определенном смысле была не типичной. Нередко казаки и горцы были кунаками, но при военной необходимости были вынуждены сражаться друг с другом … Почти все годы Кавказской войны шла торговля мирных горцев с казаками, на войсковые праздники приглашались и горцы”. Выпуски “Сочинского краеведа” (http: //mail.sochi.ru/abc/ab41/kr2.htm) содержат этнографические и исторические подборки материалов по истории Кавказа из опубликованных источников.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы