Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 29. Дхьяна (Медитация)



1. Дхьяна означает погруженность Это искусство самоисследования, размышления, тонкого, осторожного наблюдения или поисков Безграничного внутри себя Это наблюдение физических процессов, происходящих в организме, изучение ментальных сое тояний и глубокое созерцание Это означает глядение внутрь, в свою сокровенную сущность Дхьяна — это открытие Высшей Сущности

2. Когда мощь разума и сердца гармонично сочетаются — это есть дхьяна Все творчество исходит из этого, и его благие и прек расные результаты приносят пользу человеку

3. Дхьяна похожа на глубокий сон, но между ними существует различие Спокойствие глубокого сна приходит как результат бессознательного забвения своей индивидуальности и личности, в то время как медитация приносит спокойствие, которое бдительно и сознательно непрерывно Садхака остается свидетелем (сакгаи) всех происходящих процессов Хронологическое и психологичес кое время прекращает существование в глубоком сне или в тотальной погруженности Во сне тело и ум оправляются от утомления и износа и ощущают свежесть после пробуждения В медитации сад хака испытывает ясность и вдохновение

4. Дхьяна есть полная интеграция созерцающего, процесса созерцания и объекта созерцания посредством их слияния в единое целое Различие между познающим, инструментом познания и объектом познания исчезает Садхака становится вибрирующим, бдительным и уравновешенным Он становится свободным от голода, жажды, сна и секса, от желания, гнева, зависти, безрассудной страсти, гордости и злости Он неуязвим для двойственностей тела и ума или ума и самости Его видение отражает его истинную сущность подобно хорошо отполированному зеркалу Это — Атма-Даршана, отражение Души

5. Иисус сказал, что человек жив не хлебом единым, но каждым словом, исходящим из уст Бога Размышляя над смыслом жизни, человек убеждается, что в его душе обитает сила или свет, гораздо больше, чем он сам. Однако на своем жизненном пути он окружен многими заботами и сомнениями. Будучи в оковах окружающей его искусственной цивилизации, он развивает в себе ложное ощущение ценностей. Его слова и действия идут вразрез с его мыслями. Он становится в тупик от этих противоречий. Он осознает, что жизнь полна противоположностей, таких, как страдание и удовольствие, печаль и радость, конфликт и мир. Наблюдая эти полярности, он прилагает усилия достичь равновесия между ними и обрести состояние стабильности, так чтобы испытывать свободу от страдания, печали и конфликта. Б своих исканиях он открывает три благородных пути: знания (джнана), действия (карма) и преданности (бхакти), которые учат его тому, что его внутренний свет есть только лишь проводник на пути к господству над своей жизнью Чтобы достичь этого внутреннего света, он обращается к медитации (дхьяне)

6. Чтобы приобрести ясное понимание истинной природы человека, мира и Бога, садхака должен изучить священные писания (Шастры). Тогда он способен разграничить реальное от нереального Знание этих трех истин (татгва трайя) — души (чит), мира (ачит) и Бога (Ишвара) — является сердцевиной поисков того, кто ищет освобождения. Такое знание дает ему способность проникновения в жизненные проблемы и способность их разрешения, усиливает его духовную садхану Однако знание, приобретенное лишь одним чтением, не ведет к освобождению Только обретением отваги и непоколебимой веры в учения, заключенные в священных книгах, а также претворением их в жизнь, пока они не станут частью его повседневной жизни, садхака обретает свободу от господства своих чувств Знание священных книг и садхана — вот два крыла, с помощью которых садхака летит к освобождению

7. Человеку дано выбирать между двумя путями: один тянет его вниз, к удовлетворению чувственных желаний и удовольствий, ведущему к рабству и разрушению; другой ведет его вверх, к чистоте и реализации его внутренней Самости Желания затуманивают его ум и скрывают его истинную Самость Один лишь ум ведет либо к рабству, либо к освобождению Именно разум или интеллект либо контролируют ум, либо допускают господство над собой

8. Нетренированный ум блуждает бесцельно во всех направлениях. Практика медитации приводит его к состоянию стабильности и затем направляет его на пути от несовершенного знания к совершенству Ум садхаки и работа его интеллекта как интегральные части подчинены его воле Он находит гармонию между своими мыслями, речью и действиями. Его успокоенный ум и интеллект сияют подобно лампе в безветренном месте, и это сияние отличается простотой, невинностью и вдохновением.

9. Человек обладает великими потенциями, дремлющими в нем Его тело и ум подобны нетронутой земле, лежащей невспаханной и незасеянной Мудрый крестьянин пашет свою землю (кшетра), обеспечивает ее водой и удобрениями, сеет лучшие семена, тщательно заботится об урожае и в конечном счете пожинает добрые плоды. Что же касается садхаки, его собственное тело, ум и интеллект — это поле, которое он возделывает своей энергией и правильным действием Он засевает его отборными семенами знания, поливает преданностью, заботится о нем с неослабевающей духовной дисциплиной, чтобы снять урожай гармонии и мира. Затем он становится мудрым владельцем (кшетраджна) своего поля, и его тело становится священным местом. Развитие семян добрых мыслей (савихарана), выращиваемых путем здравой логики (савитарка), приносит ясность его уму и мудрость — разуму (сасмита) Он становится местопребыванием блаженства (ананда), так как вся его сущность наполнена Богом

10. Путешествие к луне и вообще в космос требует многих лет напряженных тренировок и дисциплины, глубокого изучения, исследований и подготовки. Внутреннее путешествие человека с целью достичь его внутренней Самости требует такого же неослабевающего усилия Годы дисциплины и длительной непрерывной практики моральных и этических принципов ямы и я и ямы, тренировка тела асанами и пранаямой, овладение чувствами посредством пранаямы и дхараны обеспечивают рост ума и внутренней осознанности — дхьяна и самадхи

11. Дхьяна (происходит от корня «дхр», означающего «удерживать» или «концентрация») похожа на накрытую лампу, которая не освещает пространство вокруг себя. Когда покрывало убирают, лампа освещает все вокруг себя. Это — дхьяна, которая есть расширение сознания. Затем садхака достигает цельности ума и поддерживает динамическое неослабевающее осознавание в его первоначальной чистоте. Подобно маслу в семенах и аромату в цветах, душа человека пропитывает все тело.

12. Лотос — символ медитации. Он символизирует чистоту. Его спокойная красота завоевала ему первое место в Индийской религиозной мысли Он связан с большинством Индусских богов и их местопребыванием в чакрах. Состояние медитации подобно лотосу, скрывающему свою внутреннюю красоту и которому предстоит превратиться в полностью раскрытый цветущий лотос. Как бутон раскрывается, проявляя свою удивительную красоту, так и внутренний свет садхаки трансформируется и преображается медитацией. Он становится просветленной душой (сиддха) и вдохновенным мудрецом. Он живет в вечном сейчас — в настоящем, без вчера и завтра.

13. Это состояние садхаки — состояние пассивности, известное как манолайя («манас» означает ум, «лайя» —растворение или слияние). Он полностью с гармонизировал свой разум (праджня) и энергию (прана), чтобы предотвратить вторжение внешних мыслей. Его состояние полно динамичной алертности. Когда и внутренние, и внешние мысли успокоены и молчаливы, физическая, ментальная и интеллектуальная энергия не растрачиваются попусту.

14. Дхьяна — это субъективный опыт объективного состояния. Трудно описать опыт словами. Слова не адекватны опыту. Наслаждение, испытываемое от первого кусочка прекрасного манго, — неописуемо. То же самое касается медитации. В медитации нет искания или исследования, так как душа и цель становятся едиными. Нектар бесконечности следует вкусить, безграничное благоволение Господа внутри следует испытать. Тогда индивидуальная душа (дживатма) становится единой с Всеобщей Душей (Параматма). Садхака испытывает целостность, воспетую Упанишадами: «Это есть целое, это есть целое». Целостность появляется из целостности. Даже после того, как целостность взята из целого, целостность остается.

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

15. В медитации начинающим часто дается повторение мантры, с тем чтобы успокоить их блуждающий ум и удержать их на расстоянии от мирских желаний. Сперва мантру следует повторять вслух, затем — в уме; в итоге приходит молчание. Этот процесс известен как сабиджа или сагарбха дхьяна («биджа» означает семя, а «гарбха» — зародыш). Сидение в медитации без повторения мантр известно как нирбиджа, или агарбха дхьяна. (Приставки «нир» и «а» указывают на отсутствие чего-либо и означают «без», см. гл. 17).

16. Перед тем как приступить к технике дхьяны, следует со вниманием отнестись к разграничению между пустотой и спокойствием чувств с одной стороны, и вдохновением и ясностью духа — с другой. Медитация (дхьяна) бывает трех видов: саттвическая, раджасическая и тамасическая. В Уттара-канда эпоса «Рамаяна» говорится, что Король Равана и двое его братьев Кумбхакарна и Вибхишана потратили много лет для того, чтобы овладеть священными знаниями Усилия Кумбхакарны привели его к падению в состояние оцепенения, подобное смерти, так как его медитация была там ас ичной Равана же был поглощен любовными страданиями и амбициями, гак как находился в состоянии раджаса. Только Вибхишана следовал правильному пути и воздержался от греха, так как его медитация была саттвичной.

Техника

1. Медитация — это техника взаимопроникновения пяти оболочек (кош) садхаки, направленная на то, чтобы соединить их в единое гармоничное целое.

2. Тело известно как город Брахмы (Брахмапури) с девятью воротами Эти ворота — глаза, уши, ноздри, рот, анус и половой орган. Некоторые добавляют к ним пупок и макушку головы и говорят, что тело имеет одиннадцать ворот Все они должны быть закрыты в медитации Город контролируется десятью ветрами (вайю), пятью органами восприятия (джнаниндрийя), пятью органами действия (кармандрийя) и семью чакрами или внутренними камерами. Как жемчужины нанизывают вместе на нить, чтобы они образовали ожерелье, так и чакры необходимо соединить с самостью, чтобы сформировать целостную личность

3. В медитации мозг необходимо как следует уравновесить в отношении позвоночника. Какая бы то ни было неуравновешенность в положении позвоночника нарушает покой медитации. Энергия левого и правого полушарии мозга должны быть приведены к центру. Мыслительная деятельность мозга прекращается. Как энергия отвлекается от определенной конечности или части тела, чтобы привести ее в пассивное состояние, так и поток энергии к мозгу должен быть уменьшен и направлен к сердцу — местопребыванию души. Ключ к технике медитации находится в сохранении мозга пассивным наблюдателем.

4. Различные подготовительные техники Ямы, Ниямы, Асаны и Ирана ямы формируют тело и ум, успокаивают и уравновешивают их. В устойчивой и уравновешенной позе, свободной от физических и ментальных беспокойств, поддерживается равномерная циркуляция артериальной и венозной крови, лимфатической и спинномозговой жидкости, осуществляемая через голову и позвоночник. Возбуждение сохраняется на минимальном уровне и настолько симметрично, насколько возможно. Равномерность циркуляции и возбуждения позволяют мозгу и уму достичь объединения знания и опыта.

5. Мозг разделен на три главных отдела: мозговая кора, гипоталамус и мозжечок. Кора мозга функционирует в процессах мышления, речи, памяти и воображения. Гипоталамус регулирует деятельность внутренних органов и запечатлевает эмоциональные реакции удовольствия и боли, радости и печали, удовлетворения и разочарования Мозжечок является центром мышечной координации Мозжечок рассматривается как принимающий участие в медитации; он является местопребыванием мудрости и ясности.

6. Искусство сидеть правильно и молчаливо является существенным для достижения физической и ментальной гармонии во время практики медитации

7. Для сидения может быть принята любая удобная поза, хотя идеальной является падмасана (фот 13)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь