Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПЕРВЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) КУРС.



Недели Пранаяма Ступени Время в минутах
1 и2 Удджайи I и II 7-8 каждая
З и 4 Удджайи II и III 8 каждая
5 и 6 Удджайи II и III 5 каждая
  Вилома I и III 5 каждая
7 и 8 Удджайи I, II, III 5 каждая
  Вилома I и II 5 каждая
9 и 10 Удджайи IVиV 5 каждая
  Вилома IV 5 каждая
  Вилома I 5 каждая
11 и 12 Удджайи VиVI 5 каждая
  Вилома IV 10 каждая
с 13 до 15 Удджайи V, VI, VII 5 каждая
  Вилома II 10 каждая
с 16 до 18 Удджайи VI и VII 5 каждая
  Вилома I и II 5 каждая
с 19 до 22 Повторение и закрепление, создание устойчивого навыка
с 23 до 25 Удджайи VI и VII 8 каждая
  Вилома IV и V 8 каждая

В первом курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи II

ВТОРОЙ (НАЧАЛЬНЫЙ) КУРС.

Недели Пранаяма Ступени Вречя в минутах
с 26 до 28 Удджайи VII
  Вилома III
с 29 до 31 Удджайи IX
  Анулома
  Вилома II
с32до34 Вилома III 5—8
  Анулома Ib 5—8
  Удджайи IX
с35до38 Анулома
  Пратилома
  Удджайи IV сколько выдержите
с39до42 Удджайи X 8 — 10
  Анулома Ib 6—8
  Пратилома Ib 6—8
  Вилома III сколько выдержите
с 43 до 46 Повторение и закрепление предыдущих ступеней.
с 47 до 50 Повторите отмеченные выше важные ступени первого курса и продолжайте практиковать то, что у вас получается из второго курса в соответствии со временем, которым вы располагаете.
с 51 до 54 Анулома Va
  Пратилома Ia
  Сурья бхедана I
с 55 до 58 Анулома Vb
  Пратилома Ib
  Чандра бхедана I
с 59 до 62 Повторите второй курс и закрепите резу/штаты, приспосабливая практику к имеющемуся в вашем распоряжении времени.

Во втором курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи X, вилома III, анулома Ib, пратилома Ib, сурья бхедана 1 и чандра бхедана I.

ТРЕТИЙ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ) КУРС.

Недели Пранаяма Ступени Время в минутах
с 63 до 67 Вилома III
  Удджайи XI 5—8
  Вилома VI
  Анулома IIb
  Пратилома IIа
  Анулома VIa
  Сурья бхедана II
  Чандра бхедана II

С этого времени садхака может один день выполнять уджайи XI, ануло-му Па, пратилому и сурья бхедану II, чередуя их с другими через день.

с 68 до 72 Вилома VII
  Анулома IIb 6 — 8
  Пратилома IIb 6 — 8
  Нади содхана Ia
с 73 до 75 Удджайи VIII
  Анулома VIb
  Пратилома II
  Нади содхана Ib

Если анулома выполняется в один день, то пратилома иожет выполняться на следующий

с 76 до 80 Анулома IIb
  Пратилома IIb
  Сурья бхелана II
  Чандра бхедана II
  Нади содхана II

Б. К. С. Айснгар

Если анулома, сурья бхедана и нади содхана выполняются в первый день, то остальные пранаямы делайте на второй и т. д.

с 81 до 85 Закрепление результатов практики В третьем курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи XI, вилома VII, анулома ПЬ, пратилома ИЬ, сурья бхедана II, чандра бхедана II и нади содхана П.

с 86 до 90 Повторите отмеченные выше важные ступени первого, второго и третьего курса.

После этого каждый садхака может составить свое собственное расписание на последующее время, так чтобы все виды пранаямы, представленные в трех курсах, могли быть использованы, а затем вернуться к занятиям по расписанию первой недели, представленному выше. Следует добиться того, чтобы каждый важный вид пранаямы обязательно был представлен в расписании каждой недели, но чтобы при этом ступени не повторялись чаще, чем через три недели. По воскресеньям следует отдыхать или выполнять простые и способствующие отдыху пранаямы.

Если вы найдете, что какая-нибудь представленная в расписании пранаяма по каким-либо причинам не подходит для выполнения в какой-то определенный день, то выберите другую из той же недели

Если вы не можете выполнять какие-либо пранаямы по состоянию своего организма, то составьте свое собственное расписание из тех пранаям, которые вы можете выполнять. с 91 до 120

Первая неделя      
Понедельник Удджайи VIII 20-25
Вторник Сурья бхедана I 20-25
Среда Анулома Ib 20-25
Четверг Вилома I и II 20-25
Пятница Пратилома Ib 20-25
Суббота Нади содхана Ib 20-25
Воскресенье Вилома II 20-25
Вторая неделя      
Понедельник Чандра бхедана I 20-25
Вторник Анулома IIа 20-25
Среда Пратилома IIb 20-25
Четверг Удджайи X 20-25
Пятница Нади содхана Ib 20-25
Суббота Вилома Vb 20-25
Воскресенье Вилома III 20-25
Третья неделя      
Понедельник Сурья бхедана II 20-25
Вторник Чандра бхедана II 20-25
Среда Вилома VII 20-25
Четверг Анулома Vb 20-25
Пятница Пратилома Ia 20-25
Суббота Нади содхана Ia 20-25
Воскресенье Удджайи X 20-25

Что касается нескольких малых пранаям, о которых говорится, что они должны выполняться лишь в течение нескольких минут, то на них не следует распространять указанное в расписании время в двадцать-двадцать пять минут. Такие пранаямы все же можно выполнять в порядке эксперимента в течение не более пяти минут в последнее воскресенье месяца.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ПРОДВИНУТЫЙ) КУРС

Недели Пранаяча Ступени Время в минутах
с 121 до 125 Сурья бхедана I 5
  Удджайи XII
  Вилома VIII
с 126 до 130 Чандра бхедана I
  Анулома IIIа
  Пратилома IIIa
  Вилома VIII
с 131 до 136 Анулома VIIa
  Нади содхана IIа
  Вилома VIII
с 137 до 142 Сурья бхедана II
  Нади содхана Iib
с 142 до 148 Чандра бхедана II
  Нади содхана Ib
с 149 до 155 Сурья бхедана III
  Анулома IIIb
  Пратилома IIIb
с 156 до 160 Чандра бхедана III
  Анулома VIIb
  Пратилома IIIa
  Нади содхана Iib 8 — 10
           

Важные ступени в четвертом курсе Анулома IIIb, Пратилома IIIb, сурья бхедана III, чандра бхедана III и нади содхана IIb.

c161 до 170 Повторите все важнейшие пранаямы предыдущих курсов.

 

ПЯТЫЙ (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) КУРС

Недели Пранаяма Ступени Время в минутах
с 171 до 175 Нади содхана Ib 8 — 10
  Удджайи XIII
  Анулома VIIIa
с 176 до 180 Вилома IX
  Пратилома IVa
с 181 до 185 Нади содхана IIIa
  Анулома Vlllb
  Удджайи XII (лежа)
с 186 до 190 Сурья бхедана IV
  Нади содхана IIIb
  Удджайи II (лежа)
с 191 до 195 Чандра бхедана IV
  Иратилома IVb
  Вилома II (лежа) 8—10
с 196 до 200 Нади содхана IVa
  Нади содхана IVb
  Удджайи II (лежа)

Важные ступени в пятом курсе Сурья бхедана IV, чандра бхедана IV и нади содхана

 

НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Понедельник Нади с одхана Ib 15 — 20
  Удджайи XI 15—20
  Савасана  
Вторник Вилома V и VI 15—20
Сурья бхедана II и III 15—20  
  Савасана  
Среда Нади содхана IIb 15—20
  Анулома VIIb 15—20
  Савасана  
Четвер! Чандра бхедана II и III 15—20
  Пратилома IIIb 15—20
  Савасана  
Пятница Удджайи VIII
  Нади содхана IVb
  Савасана  
Суббота Вилома VII
  Нади содхана Ib
  Савасана  

После окончания главных пранаям перед ншвасаной в тече ние двух-трех минут может выполняться бхастрика При этом можно регулировать величину носовых проходов, но это не обязательно

Глоссарий

А — отрицательная частица, означающая «не», как в слове «ненасилие».

Абхайя (abhaya) — свобода от страха.

Абхинивеша (abhinivesa) — любовь к жизни и страх быть отсеченным от всего сущего смертью.

Абхьяса (abhyasa) — постоянное обучение и регулярная практика.

Авастха (a vast ha) — ступень или состояние ума.

Авидья (avidya) — неведение особенно в духовном смысле.

Авирати(avirati) — чувственность.

Агарбха дхьяна(agarbha dhyana) — гарбха означает плод (зародыш) Дхьяна означает — медитация Дхьяна — это седьмая ступень йоги, описанной Патанджали В медитации начинающему дается мантра (священное изречение или молитва), чтобы привести блуждающий ум к состоянию устойчивости и удержать его от мирских желаний. Это известно как сабиджа или сагарбха (са — с, вместе; биджа — семя; гарбха — зародыш) дхьяна. Сидение в медитации без произнесения мантры называют нирбиджа или агарбха дхьяна. Приставки «нир» и «а» означают отсутствие чего-либо, приставка «а» означает «без».

Агни (agni) — огонь или переваривающая способность.

Аджна чакра(ajna chakra) — нервное сплетение, расположенное между бровями, местопребывание власти (аджна — власть)

Ади Шеша(Adi Sesa) — первобытный змей, по преданию

имевший тысячу голов, обычно изображаемый как образующий ложе Вишну или поддерживающий вечный мир своей головой.

Адхама (adharaa) — самый низкий, наихудший Адхамадхама (adhamadhama) — нижайший из низкого Адхамамадхьяма (adhamamadhyama) — низшее из среднего Адхамоттама (adhamottama) — низшее из лучшего Адхара (adhara) — поддержка.

Акаша (akasa) — небо, эфир (как пятый элемент), свободное пространство.

Алабдха Бхумикатва(alabdha Bhumikatva) — неудача в достижении твердой основы или постоянства в практике, ощущение невозможности увидеть реальность.

Аламбуса нади(alambusa nadi) — название одной из нади — трубчатых органов тонкого тела, по которым течет энергия. Считается, что аламбуса соединяет рот и анус.

Аласья (alasya) — лень, медлительность, апатия.

Аманаскатва (amanaskatva) — цель йоги — постепенно сублимировать ум и интеллект Когда внутренние эмоциональные колебания ума устранены, появляется опыт состояния манолая (манас — ум, лая — погружение), где ум свободен от неустойчивости, растворен и слит с самостью, подобно реке, впадающей в море, достижение самоидентификации на эмоциональном уровне. Когда интеллект контролирует ситуацию и не позволяет вторгающимся мыслям беспокоить себя, испытывается состояние аманаскатвы — бытия без органа желаний или мыслей. Это состояние интеллектуальной ясности (Аманаскатва — состояние (тва) бытия без органа желаний или мыслей (аманас-ка)).

Анавастхитаттва (anavasthitattva) — невозможность продолжать практику, ощущение, что она больше не является необходимостью, когда ищущий верит, что достиг высшего состояния самадхи

Ананда (ananda) — счастье, радость, блаженство.

Анандамайя коша(anandamaya kosa) — оболочка (коша) блаженства (ананда), окружающая душу

Анахата чакра(anahata chakra) — нервное сплетение, расположенное в области сердца

Анна(anna) — пища (в широком смысле) Также пища — как представляющая низшую форму, в которой проявляется высшая душа

Аннамайя коша(annamaya kosa) — грубое материальное тело, стула (грубое) шарира (оболочка), которая поддерживается пищей, которая есть внешний покров, одеяние или оболочка души Это также и материальный мир, самая грубая или низшая форма, в которой Брахма рассматривается как проявляющий себя в мировом существовании

Антакарана(antahkarana) — сердце, душа, местопребывание мысли и чувства, мыслительная способность, ум, сознание (анта — последняя или высшая точка, окончательный предел; карана — орган чувств; инструмент или средство действия)

Антаратма(antaratma) —сокровенный дух или душа; неотъемлемый вьк ший дух или душа, пребывающая глубоко внутри человека

Ангаракумбхака (antara kumbhaka) — приостановка дыхания после полного вдоха

Ангара(antara) — внутреннее, скрытое, сокровенное Анубхавика джнана(anubhavika jnana) — знание (джнана), приобретенное опытом (анубхава)

Анулома пранаяма(anuloraa pranayama) — в анулома пранаяме вдох производится через обе ноздри, а выдох — попеременно через каждую ноздрю

Анулома(anuloma) — «ану» означает вместе, соединенное Анулома означает «по шерсти» (лома), по направлению волок на, по течению, в согласии В естественном порядке

Анусандхана(anusandhana) — тщательный осмотр, исследование, также — подходящая связь

Анустхана(anusthana) — регулярная духовная практика.

Апас(ар) — вода, один из пяти элементов творения

Алана вайю(арапа vayu) — один из видов жизненного воздуха (вайю), который движется в нижней части брюшной полости и контролирует функцию выведения мочи и фекалий

Апариграха (apangraha) — свобода от накопления и собиратель ства

Арамбхавасгха (arambhavastha) — состояние (-авастха) начинания (-арамбха) Это первая ступень пранаямы> упо мянутая в Шива Самхита

Арджуна (arjuna) — принц из рода Пандава, стрелок и герой эпоса Махабхарата

Ароха (aroha) — восхождение, возрастание, поднятие

Артха бхаванам(artha bhavanam) — чувство преданности или доверия, возникающее как результат размышления над смыслом (артха) нантры или имени Господа

Артха (artha) — значимость, смысл, важность Также благососто яние, как один из объектов человеческой деятельности

Асамсакта (acamsakta) — безразличие (-асакта) к похвале или оскорблению (-самс)

Асана (asana) — поза, третья ступень йоги Асат (asat) — несуществующее, нереальное Асмита (asmha) — эгоизм Астейя (asteya) — нестяжание Астхи (asthi) — кость

Атманджали мудра(atmanjali mudra) — складывание ладоней перед грудью — приветствие душе, пребывающей внутри

Aтмaxyти(atmahuti) —самопожертвование Атма джайя (atma java) — победа над собой Атма джнана (atma jnana) — познание себя, духовное знание, знание души или Высшего Духа Истинная мудрость Атма-сандхана (atma-sandhana) — личная культура Атманусандхана (atmanusandhana) - поиски самости Атма даршана (atma darsana) — видение (даршана) себя (Атма) как части Высшей Души Видение (даршана) Самости (Атма)

Атма (atma) — высшая душа или Брахман

Аумнамо Нарайянайя(aum namo Narayanaya) — поскольку слово «Аум» есть великая сила, рекомендуется «раз6авить» его мощь добавлением к нему имен божеств, таких как На-райяна или Шива, чтобы ищущий мог повторять его и уловить его истинный смысл

Аум (ашп) — подобно латинскому Опте (Амен), санскритское слово «Аум» означает «все» и выражает идею всеведения, присутствия во всех местах пространства и всемогущества.

Ахамкара (ahamkara) — эго или эгоизм; буквально «я — делатель», состояние, которое обеспечивает — «я знаю»

Ахимса (ahimsa) — ненасилие Слово имеет не просто негативное и ограничивающее значение «не-убийства» или «не-насилия», но также и позитивное и общее значение — «любовь, обнимающая все мироздание»

Ахути (ahuti) — жертвоприношение и подношение божеству, всякий торжественный обряд, сопутствующий жертвоприношению

Ачалата (achalata) — неподвижность Ачала (achala) — неподвижный

Ачит (achit) — не являющееся «чит» (чит — одушевляющий принцип жизни)

Ашва (asva) — конь

Ашвини мудра (asvini raudra) — сокращение мышц анального отверстия

Ашокавана (asokavana) — роща деревьев Ашока на Ланке, где король демонов Равана пленил Ситу, сохранившую преданность своему мужу Раме

Ашунья (asimya) —не (а) —пустота (шунья) Осуществлен-ность

Ашуньявасгха (asunyavastha) — состояние (авастха) ясности, когда интеллект полностью господствует и не позволяет вторгающимся мыслям вносить беспокойство

Аюрведа (ayurveda) — наука о здоровье или медицина

Аяма (ayama) — длина, протяженность, распространение Термин также передает идею самообладания, контроля и удерживания

Баддхаконасана(Baddha Konasana) — одна из поз, рекомендуемая для практики пранаямы или дхъяны

Бандха(bandha) — зависимость или узы Это означает позу, когда определенные органы или части тела сжимаются, сокращаются и контролируются

Бахья кумбхака(bahya kurabhaka) — приостановка дыхания после полного выдоха, когда легкие полностью опустошены

Биджа(bijaX— семя или зародыш

Биджа мантра(bija mantra) — в медитации повторение мантр иногда дается начинающему с целью привести его взволнованный ум к состоянию покоя и удержать его от мирских желаний Биджа мантра — это мистический слог со священной молитвой, повторяемой в уме во время пранаямы или дхъяны, и семя, посеянное таким образом в почву ума, порождает устремленность к единой цели

Бинду(bindu) — капля, маленькая частичка, точка

Брахман(brachman) — Высшая сущность, источник Вселенной, все наполняющий собой дух Вселенной

Брахмапури(brahmapuri) — город, обиталище (пури) Брахмана, человеческое тело

Брахмарандхра(brahmarandhra) — отверстие на макушке, через которое, как считают, душа покидает тело во время смерти

Брахмачарья(brahmacharya) — жизнь в целомудрии, религиозном обучении и самообуздании

Брахмавидья(brahma vidya) — знание Высшей Души

Брахма нади(brahma nadi) — другое название сушумна-нади, главного энергетического канала, проходящего через центр позвоночного столба Когда прана (энергия) входит в него, она приводит ищущего к Брахману, к окончательному блаженству Отсюда и название

Брахма(brahma) — Высшая сущность, творец

Будда(Buddha) — основатель Буддизма

Буддхи(buddhi) — интеллект, разум, способность к различению, рассудительность

Бхавана(bhavana) — чувство преданности или доверия

Бхаванам (bhavanam) — восприятие, доверие, понимание Бхава вайрагья (bhava vairagya) — отсутствие мирских желаний Бхага (bhaga) — наслаждение мирскими удовольствиями

Бхагавад-Гита (Bhagavad-Gita) — Божественная Песнь, священ ный диалог между Кришной и Арджуной Это — один из источников Индуистской философии, содержащей суть Упанишад.

Бхадрасана (Bhadrasana) — одна из поз, рекомендуемая для практики пранаямы или дхьяны.

Бхайя (bhaya) — страх

Бхакти марга (bhakti marga) — метод или путь спасения почитанием личности Бога

Бхакти (bhakti) — поклонение, обожание.

Бхастрика (bhastrika) — меха, используемые в горне Бхастрика — это вид пранаямы, в которой воздух с большой силой нагнетается и выводится из легких или продувает их, как в горне

Бхедана (bhedana) — проникновение, прорыв, переход. Бхрамара (bhramara) — большая черная пчела.

Бхрамари (bhramari) — вид пранаямы, в которой при выдохе производится мягкий гудящий звук, похожий на жужжание пчелы

Бхранти-даршана(bhranti-darsana) —ошибочное (бхранти) видение или знание (даршана), заблуждение

Бхувах (bhuvah) — атмосфера или эфир, второй из трех миров, находящийся непосредственно над землей Это также и мистическое слово, одно из первых, необходимых для сотворения речи

Бхух (bhuh) — земля, первая из трех миров, два других — эфир и небо или небеса Также это мистическое слово, одно из первых слов, дающих начало речи.

Вайрагья (Vairagya) — отсутствие мирских желаний.

Вайшешика (Vaisesika) — одна из шести систем Индуской философии, основанная Канадой Она так называется потому, что ее учение таково — знание природы реальности приобретается познанием особых свойств (вишеша) или сущносгных различий, которые разграничивают между собой девять вечных реальностей или субстанций (дравья — dravya) это: земля — притхви (prthvi), вода —апас (apas), огонь — теджас (tejas), воздух — вайю (vayu), эфир — акаша (akasa), время — кала (kala), пространство — дик (dik), самость — атман (atman) и ум — манас (manas).

Вайю садхана(Vayu sadhana) — Практика или поиск (садхана) витального жизненного воздуха Другое название пранаямы

Вайю (Vayu) — ветер, витальный воздух Вак (Vac) —- речь, способность речи

Вальмики (Valmiki) — имя автора знаменитого эпоса «Рамаяна» См Ратнакара

Варахо Упанишада(Varahopanisad) — название одной из Упанишад, в которой описываются нади.

Варуни нади(Varuni nadi) — название одной из нади, которая проходит через все тело. Ее функция заключается в выводе мочи из организма.

Васана (Vasana) — желание, склонность, стремление Васудева (Vasudeva) — Имя Господа Вишну. Вата (Vata) — ветер

Веда (Veda) — Священные Индусские писания, которые считаются данными свыше (шрути), состоят из четырех сборников: Ригведа — гимны богам, Самаведа — молитвенные песнопения, Яджурведа — священные формулы в прозе, и Атхарваведа — магические песнопения. Они составляют первые философские озарения и считаются совершенным авторитетом Каждая Веда в общих чертах делится на две части, а именно, мантры (гимны) и брахманы (наставления) Брахманы, в свою очередь, включают в себя араньяки (aranyaka) — теологию и упанишады (философию)

Веданта (Vedanta) —буквально, завершение (анта) Вед, популярное название системы Индийской философии, именуемое Уттара Мимамса, что означает последнее исследование Вед, так как ее центральный предмет — философские учения Упанишад. Эти учения повествуют о природе и взаимоотношениях трех принципов, а именно, о Предельном Принципе (Брахман), мире (джагат) и индивидуальной душе (дживатма), а также о взаимоотношениях между Всеобщей Душей (Параматма) и индивидуальной душой.

Вибхишана(Vibhisana) — имя брата Раваны, который сказал Ра-ване, что его похищение жены Рамы Ситы — поступок неправедный и она должна быть возвращена супругу. Не сумев убедить Равану, Вибхишана покинул его и присоединился к Раме в его битве против Раваны. После победы над ним, Вибхишана был коронован как король Ланки. Он считается примером праведного поведения и человеком, чья медитативная практика имела качество сатгвы.

Вивека кхъяти(Viveka khyati) — знание или способность (кхьяти) различения.

Вивека(Viveka) — суждение, различие.

Виджнянамайя коша(Vijnanamaya kosa) — оболочка интеллекта, облекающая душу, воздействующая на процесс размышления и суждения, происшедший из субъективного опыта.

Виджняна нади(Vijnana nadi) — сосуд сознания.

Виджняна(Vijnana) — знание, мудрость, интеллект, понимание, различение Также означает мирское знание, происшедшее от мирского опыта, в противоположность знанию Брахмы или Высшего Духа.

Видья(Vidya) — знание, изучение, учение, наука Викшипта(Viksipta) — возбужденное состояние ума, вызванное рассеянностью, смущением или растерянностью.

Вилома пранаяма(Viloma pranayama) — Вилома означает против шерсти (лома), против течения, вопреки существующему порядку вещей. Частица «ви» означает отрицание или отсутствие. В вилома пранаяме вдох или выдох не являются единым непрерывным процессом, а проделываются постепенно, с некоторыми паузами.

Вина(Vina) —индийская лютня

Винаданда(Vinadanda) — позвоночный столб.

Вирасана (Virasana) — Вира означает герой, воин, победитель Чтобы выполнить эту сидячую позу, нужно сблизить колени, развести ступни и держать из вплотную к наружным сторонам бедер Эта поза хороша для медитации и пра-наямы.

Висамавритти пранаяма(Visama vrtti pranayama) — Висама означает неправильный и сложный. Висамавритти пранаяма называется так потому, что в ней не соблюдается равная длительность вдоха, выдоха и задержки. Это ведет к прерыванию ритма и разница в пропорциях порождает трудности и опасности для ученика.

Вихарана(Vicharana) — изучение, исследование, рассмотрение.

Вишалата(Visalata) — протяженность, пространство, ширина, расстояние

Вишвадхарини(Visvadharini) — тот, кто поддерживает Вселенную

Вишводхари(VIsvodhari nadi) — название одной из нади, выполняющей функцию усвоения пищи.

Вишну(Visnu) — второе божество в Индийской троице.

Вишуддхи чакра(Visuddhi chakra) — нервное сплетение в фарингиальной области (области горла)

Вритти пранаяма(Vrtti pranayama) — вритги пранаяма бывает двух видов — самавритти пранаяма и Висамавритти пранаяма. В первой производится усилие достичь равной продолжительности трех дыхательных процессов — вдоха, выдоха и задержки дыхания в любом виде пранаямы. В виса-мавритти пранаяме пропорции вдоха, задержки и выдоха различны, и это ведет к прерывистому ритму.

Вритти(Vrtti) — линия действия, поведения, способ бытия, положение или ментальное состояние

Вьявасайятмика-буддхи(Vyavasayatmika-Buddhi) — трудолюбивый и упорный разум

Вьядхи(Vyadhi) — слабость, болезнь, нездоровье

Вьяна вайю(Vyana vayu) — один из вертикальных ветров, который пронизывает все тело и распространяет энергию, полученную в результате усвоения пищи и дыхания по всему телу.

Гаятри мантра(gayatri mantra) — ведический гимн, составленный женой Брахмы — матерью вед.

Гандхари нади(gandharin nadij — название одной их нади, которая расположена позади ида нади, заканчивается возле левого глаза и регулирует функцию зрения.

Гандха(gandha) — запах (обоняние).

Гарбха(garbha) — плод или зародыш.

Гаутама(gautaraa) — имя основателя философской системы Ньяя (Nyaya).

Гуру(guru) — духовный наставник, тот, кто освещает темноту духовного сомнения

Гу (gu) — первый слог в слове «гуру», означающий темноту.

Гунатита(gunatita) — освобожденный, тот, кто превзошел или преодолел три гуны — саттву, раджас и тамас.

Гуна(gunа) — качество, составная часть или компонент природы. Одна из трех составных частей космической субстанции (пракрита), освещающая (саттва), активизирующая (раджас) и сдерживающая( тамас).

Гхата(ghata) — большой глиняный кувшин для воды; напряженное усилие.

Гхатавастха(ghatavastha) — вторая ступень (авастха) пранаямы, описываемая в Шива Самхита, где тело подобно глиняному кувшину (ахата), который необходимо закалить в огне пранаямы, чтобы достичь постоянства.

Гхеранда Самхита(Gheranda Samhita) — классический труд по хатха-йоге.

Дайргхъя(dairghya) — горизонтальное расширение.

Дала (dala) — большое количество

Даршана(darsana) — видение, умение распознавать. Также философская система.

Даурманасья(daurmanasya) — отчаяние.

Двара-пала(dvara-pala) — страж или хранитель (пала) ворот (двара)

Двеша (dvesa) — отвращение, ненависть, враждебность

Девагатта вайю(devagatta vayu) — один из витальных газов, который обеспечивает поступление наружного кислорода в утомленное тело, вызывая зевоту.

Дета (desa) — место или состояние.

Джабали(Jabali) — имя мудреца, сына Джабалы, служанки. В детстве он узнал, что его происхождение неизвестно, и был взят в ученики мудрецом Гаутамой, на которого он произвел впечатление своей невинностью и прадивостью. Гаутала дал ему имя Сатьянама-Джабали (сатьянама — любящий истину, Джабали — сын Джабалы).

Джагрита (jagrta) — бдительный, бодрствующий.

Джагритавастха(jagrtavastha) — состояние (авастха) бдительности, пробужденности.

Джагрити(jagriti) — бдительность, пробужденность. Джайя(jaya) — победа, успех.

Джала(jala) — сеть, решетка. Также скопление, множество, масса.

Джаландхара бандха(j aland ha ra bandha) — джаландхара — это поза, где шея и горло вытянуты и подбородок находится в ямке между ключицами на верхушке грудной кости, стимулируя фарингиальное сплетение.

Джаниндрийя(jnanendriya) — органы чувств: знания, слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния.

Джапа(japa) — молитва

Джатарагни(jataragni) — пищеварительный огонь

Джваланти(jvalanti) — ярко горящий, блистающий. Дживатма(jivatma) — индивидуальная или личная душа.

Джива(jiva) — живое существо, творение. Индивидуальная душа, как отделенная от всеобщей души.

Дживана мукта(jivana mukta) — человек, освобожденный в течение своей жизни посредством истинного знания Высшего Духа

Джитендрийя(jitendriya) — тот, кто победил свои страсти или подчинил себе свои чувства

Джнана марга(jnana marga) — путь знания, следуя по которому человек достигает реализации.

Джнана мудра(jnana mudra) — жест руками, в котором указательный палец и кончик большого пальца соединяются, в то время, как остальные три пальца выпрямлены. Этот жест — символ знания (джнана). Указательный палец — символ индивидуальной души, большой палец означает Высшее Всеобщее, а союз этих двух — символизирует истинное знание

Джнана чакшу(jnana chaksu) — глаз (чакшу) интеллекта, умственный глаз, интеллектуальное видение (в противовес глазу плоти)

Джнана(jnana) — священное знание, полученное в медитации на высшие истины религии и философии, которое учит человека, как понять свою природу.

Доша(dosa) — ошибка или дефект, пагубное свойство, растрой-ство трех жидкостей тела.

Дукха(duhkha) — страдание и боль

Дхамана(dhamana) — дыхание, имитирующее работу кузнечных мехов

Дхамани(dhamani) — трубчатый орган или проток внутри физического или тонкого тела, по которому передается энергия в различных формах.

Дхананджайя вайю(dhananjaya vayu) — один из витальных газов, которые остаются в теле даже после смерти и иногда вызывают распухание трупа

Дхарана(dharana) — концентрация или полное внимание. Шестая ступень в йоге, описанной Патанджали

Дхарма Кшетра(dharma Ksetra) — название поля, места, где разыгралась великая битва между кауравами (Kauravas) и Пандавами (Pandavas) в войне Махабхарата Это — поле сражения, где Кришна изложил Бхагавад-Гиту принцу рода Пандавов — Арджуне и убедил его исполнять свои обязанности воина

Дхарма(dharma) — образована от корня «dhr», означающего поддерживать, сохранять, содействовать, подкреплять; дхарма означает религию, закон, моральные качества, праведность, добрые дела. Это свод законов поведения, который поддерживает душу и порождает добродетель, моральные или религиозные качества, ведущие к развитию человека. Дхарма рассматривается как одна из четырех Целей человеческого существования.

Дхату (dhatu) — элемент. Склонность или тип тела, подобно вата (vata — ветер) и кафа (kapha — флегма).

Дхр (dhr) — удерживать или концентрировать.

Дхьяна (dhyana) — медитация. Седьмая ступень йоги, описанной Патанджали

Иданади (ida nadi) — нади, или канал энергии, начинается от левой ноздри, затем восходит к макушке, а оттуда спускается к основанию позвоночника. По этой нади проходит лунная энергия и, следовательно, она называется чандра нади (канал лунной энергии).

Индрии (indriyas) — органы восприятия и действия. Ичха (ichha) — желание, стремление, воля.

Ишвара пранидхана(Isvara pranidhana) — посвящение Господу своих действий и воли

Ишвара (isvara) — Высшая сущность. Бог. Ишта Девата (istadevata) — избранное божество Йога Сутра (Yoga Sutra) — классический труд по Йоге Патанджали. Он состоит из сжатых афоризмов по йоге и разделен на четыре части, рассматривающие соответственно глубокую медитацию (самадхи), средства (садхана), которыми достигается Йога, силы (вибхути), с которыми сталкивается ищущий в своем поиске, и состояние освобождения (кай-валья)

Йога Чудамани Упанишада(Yoga Chudamani Upanisad) — название одной из Йога Упанишад

Йога (Yoga) — союз, общение Слово «Йога» происходит от корня «Юдж» («yuj»), означающего соединять, сочетать, концентрировать свое внимание. Это одна из шести систем Индийской философии, детально описанная мудрецом Патанджали. Йога — это союз нашей воли и воли Божьей, уравновешенность души, которая дает возможность видеть жизнь беспристрастно во всех ее проявлени<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.158 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь