Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Движение и развитие. Метафизическая и диалектическая концепция развития.



Философские концепции развития, сформировавшиеся к нашему времени традиционно сводятся к двум основным типам: диалектической и метафизической. И те и другие, в той или иной форме были известны еще с античности. Первая получила наиболее четкое рациональное обоснование на идеалистической основе в теории диалектики Гегеля и на материалистической основе в марксизме, где гегелевская концепция, сохранив свое содержание, была преобразована. Вторая, метафизическая концепция развития берет начало с Аристотеля, обращавшегося за обоснованием своих общефилософских позиций к анализу развития форм в живой природе. Стагирит полагал, что развитие есть реализация, разворачивание под действием конечной цели тех тенденций, которые изначально заложены в том или ином живом существе, сводя, таким образом, развитие к совокупности количественных изменений, к повторению раз и навсегда данного. Метафизические схемы развития, отрицающие скачкообразный, революционный характер преобразований всегда были связаны с редукционизмом при поиске закономерностей развития, обращая внимание на количественные изменения в пределах качества. При такой трактовке развития его источник, естественно, понимался как то или иное нематериальное, за которым, в конечном счете, за теми или иными названиями (энтелехия, точка Омега и т.д.) проступала рука Абсолюта, или Бога.

С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность. Она проявляется в бесчисленных свойствах: движение, пространство, время, отражение.
Все предметы существуют вне зависимости от сознания, отображаясь в наших ощущениях.
Вещи - конкретные формы проявления материи.
Движение
Движение - это способ существования материи. Существуют его разные формы: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.
Пространство и время
Пространство и время - всеобщие формы существования материи.
Пространство - форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.
Время - форма координации сменяющихся объектов и их состояний.
Всеобщая связь и взаимодействие
Любой предмет - звено в бесконечной цепи.
В неорганической природе существуют механическая, физическая и химическая связи. В живой природе -...и биологическая, в обществе -...и социальная.
Связь - это зависимость одного предмета от другого.
Определенный тип связи и взаимодействия образуют направление. Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к нему, что рождает развитие. Развитие необратимо: через одно и то же состояние все происходит лишь однажды.

Законы диалектики

1. Закон единства и борьбы противоположностей.
Отвечает на вопрос о том, почему происходит движение.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Отвечает на вопрос как происходит движение
3. Закон отрицания отрицания
Отвечает на вопрос в каком направлении происходит движение - от простого
к сложному, от низшего к высшему.

БИЛЕТ 29

Эволюция представлений о пространстве и времени.

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, системность. Рассмотрим пространство и время. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем:

1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания?

2. Каково отношение пространства и времени к субстанции?

3. Каковы основные свойства пространства и времени? (Эта проблема оказывалась связанной с развитием естественнонаучных представлений о пространственно-временных характеристиках вещей, ее решение в значительной степени обусловливалось решением первых двух групп проблем).

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.

Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи.

1) Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

2) Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

 

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.

В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.

Основное философское значение теории относительности состоит в следующем:

1. Теория относительности исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени как самостоятельных, независимых от материи форм бытия.

2. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя. Сам Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сути теории относительности, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время».

3. Теория относительности нанесла удар субъективистским, априористским трактовкам сущности пространства и времени, которые противоречили ее выводам.

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

БИЛЕТ 30


Поделиться:



Популярное:

  1. I. КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА
  2. II. Движение поездов на однопутных перегонах
  3. II. Движение поездов по перегонам, имеющим путевые посты (блок-посты)
  4. II. Облака вертикального развития.
  5. II. Работа со словарём. Научитесь одним движением руки открывать нужную букву в словаре.
  6. IV. Движение поездов при неисправности электрожезловой системы и порядок регулировки количества жезлов в жезловых аппаратах
  7. Аспект 1. Концепция или тема.
  8. Белорусское нац-ое движение в нач.20 в.
  9. В какой точке экономическое движение останавливается?
  10. Вопрос 26. Новая экономическая политика,основные цели и перспективы. Свертывание НЭПа. Курс на новую модель общественного развития.
  11. Вопрос №20. Движение вещественного капитала: физический и моральный износ.
  12. Вот я и разделил мой курс обучения на пять этапов, и каждый из них - это движение на Пути Дзэн-гитары.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 3356; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь