Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 16. Психологические уловки
Выведение противника " из равновесия". Расчет на медленность мышления и доверчивость. Отвлечение внимания и наведение на ложный след. 1. Гораздо интереснее те уловки, которые можно назвать психологическими. Они основаны на знании некоторых свойств души человеческой, и некоторых наших слабостей. Состояние духа во время устного спора имеет огромное влияние на ведение спора. Когда мы " в ударе", т.е. нами овладевает легкое, приятное возбуждение, при котором мысль, память, воображение работают особенно отчетливо и ярко, мы спорим лучше, чем обыкновенно. Если мы сильно взволнованы чем-нибудь, смущены, растерялись, " горячимся", если у нас рассеяно чем-нибудь внимание - мы спорим и соображаем хуже, чем обыкновенно, или даже совсем плохо. (Конечно, при прочих условиях равных). Отсюда возникает ряд психологических уловок, предназначенных для того, чтобы вывести нас из равновесия, ослабить и расстроить работу нашей мысли. 2. Для этого существует много разных приемов. Самая грубая и обычная уловка - раздражить противника и вывести из себя. Для этого пускают в ход грубые выходки, " личности", оскорбление, глумление, издевательство, явно несправедливые, возмущающие обвинения и т.д. Если противник " вскипел" - дело выиграно. Он потерял много шансов в споре. Некоторые искусно стараются " взвинтить" его до желательной степени. Я видел талую уловку: несправедливостью и насмешками софист вывел из равновесия своего противника-юнца. Тот стал горячиться. Тогда софист принял вид несказанного добродушия и покровительственный тон: " Ну, Юпитер! Ты сердишься, значит, ты не прав". Ну, что вы, батюшка! Стоит так горячиться! Успокойтесь, успокойтесь! Какая вы горячка", и т.д. Так ведь довел юнца до белого каления! У того и руки дрожат от волнения и негодования. Бросается сослепу в споре, куда ни попало. Перестал соображать совсем и, конечно, " провалился". Но применяют и разные другие способы, чтобы " вывести из равновесия". Иной намеренно начинает глумиться над вашим " святая святых". В личности он не пускается, нет! Но " взвинтить" может неосторожного идеалиста до последнего предела. Если спор очень важный, при слушателях, ответственный, то, говорят, иные прибегают даже к " уловке артистов". Некоторые артисты, напр., певцы, чтобы " подрезать" своего соперника, перед выступлением его сообщают ему какое-нибудь крайне неприятное известие, чем-нибудь расстраивают его или выводят из себя оскорблением и т.п., и т.п., в расчете, что он после этого не будет владеть собой и плохо споет. Так, по слухам, не гнушаются поступать изредка некоторые спорщики перед ответственным спором. Лично мне никогда не приходилось наблюдать этой подлой уловки, но, несомненно, возможна и она. Нужно и против нее быть настороже. 3. Если противник - человек " необстрелянный", доверчивый, мыслящий медленно, хотя может быть и точно, то некоторые наглые " фокусники мысли" стараются " ошарашить" его в устном споре, особенно при слушателях. Говорят очень быстро, выражают мысли часто в трудно понимаемой форме, быстро сменяют одну другою. Затем, " не дав опомниться", победоносно делают вывод, который им желателен и бросают спор: они - победители. Наиболее наглые иногда не стесняются приводить мысли без всякой связи, иногда нелепые, и пока медленно мыслящий и честный противник старается уловить связь между мыслями, никак не предполагая, что возможно такое нахальство, они уже с торжествующим видом покидают поле битвы. Это делается чаще всего перед такими слушателями, которые ровно ничего не понимают в теме спора, а судят об успехе или поражении - по внешности. Вот известный пример такой уловки из " Векфильдского священника". - " Верно, Франк! - вскричал сквайр. …Красивая девушка стоит всех интриг духовенства в мире. Что такое все эти десятины и шарлатанские выдумки, как не обман, один скверный обман! И это я могу доказать". - " Хотел бы и послушать! - воскликнул сын Моисей. Думаю, что смог бы вам ответить". - " Отлично, сэр" - сказал сквайр; который сразу разгадал его и подмигнул остальной компании, чтобы мы приготовились позабавиться. - " Отлично, если вы хотите хладнокровно обсуждать эту тему, я готов принять спор. И прежде всего, как вы предпочитаете обсуждать вопросы: аналогически или диалогически? " - " Обсуждать разумно" - воскликнул Моисей счастливый, что может поспорить. - " Опять-таки превосходно. Прежде всего, во-первых, я надеюсь, вы не станете отрицать, что то, что есть, есть. Если вы не согласны с этим, я не могу рассуждать дальше". - " Еще бы! " - ответил Моисей. " Конечно, я согласен с этим и сам воспользуюсь этой истиной как могу лучше". - " Надеюсь также, вы согласны, что часть меньше целого? ". - " Тоже согласен! " воскликнул Моисей. " Это и правильно и разумно". - " Надеюсь, - воскликнул сквайр - вы не станете отрицать, что три угла треугольника равны двум прямым". - " Нет ничего очевиднее" - ответил Моисей и оглянулся вокруг со своей обычной важностью. - " Превосходно" - воскликнул сквайр, и начал говорить очень быстро: " Раз установлены эти посылки, то я утверждаю, что конкатенация самосуществования, выступая во взаимном двойственном отношении, естественно приводит к проблематическому диалогизму, который в известной мере доказывает, что сущность духовности может быть отнесена ко второму виду предикабилий". - " Постойте, постойте! " - воскликнул Моисей. " Я отрицаю это. Неужели вы думаете, что я могу без возражения уступить таким неправильным учениям? " - " Что? " - ответил сквайр, делая вид, что взбешен: " вы не уступаете? Ответьте мне на один простой и ясный вопрос: прав по вашему Аристотель, когда говорит, что относительное находится в отношении? " - " Несомненно" - сказал Моисей. - " А если так", - воскликнул сквайр - " то отвечайте мне прямо: считаете ли вы, что аналитическое развитие первой части моей энтимемы deficient secundum guoad или guoad minus и приведите мне свои доводы. Приведите мне свои доводы, - говорю я, - приведите прямо, без уверток". - " Я протестую", воскликнул Моисей. " Я не схватил как следует сущности вашего рассуждения. Сведите его к простому предложению, тогда, я думаю, смогу вам дать ответ". - " О, сэр! ", воскликнул сквайр, " Ваш покорный слуга. Оказывается, что я должен снабдить вас не только доводами, но и разумением! Нет, сэр. Тут уж я протестую, вы слишком трудный для меня противник". При этих словах поднялся хохот над Моисеем. Он сидел один с вытянутой физиономией среди смеющихся лиц. Больше он не произнес во время беседы ни слова". (Векф. Свящ. Гольдсмита. Глава VII). 4. Множество грубых и тонких уловок имеют целью отвлечение внимания противника от какой-нибудь мысли, которую хотят провести без критики. Наиболее характерные тонкие уловки имеют такой вид. Мысль, которую мы хотим таким образом провести, или не высказывается вовсе, а только необходимо подразумевается, или же высказывается, но возможно короче, в самой серой, обыденной форме. Перед нею же высказывают такую мысль, которая поневоле должна своим содержанием или формой привлечь особое внимание противника, напр., чем-нибудь задеть, поразить его и т.д. Если это сделано удачно, то есть очень много шансов, что у обычного противника уловка пройдет с успехом. Он " проглядит" и пропустит без критики незаметную мысль. Нередко (особенно в спорах без длинных " речей" ) прием принимает форму " настоящего " наведения на ложный след". Перед мыслью, которую хотят " провести" без критики, ставят какую-нибудь такую мысль, которая, по всем соображениям, должна показаться противнику явно сомнительной или явно ошибочной. При этом предполагается, что всякий противник ищет в нашей аргументации слабых мест и большинство набрасывается на первое попавшееся слабое место, без особого внимания пропуская ближайшие к нему последующие мысли, если они не бросаются в глаза ошибочностью. Скажем, Иксу надо провести без критики важную для его цели мысль, к которой противник может отнестись очень придирчиво, если заметит ее важность и неполную очевидность - мысль, что дом, о котором идет речь, стар. Икс решает навести противника на ложный след. Зная, что противник, защищающий, напр., какого-либо Б., непременно набросится с негодованием на всякое обвинение Б. в нечестности, Икс говорит: " Тут дело несомненно не обошлось без подвоха со стороны Б. Он приобрел этот старый дом не без помощи обмана". Если противник " набросится" на обвинение, то может пропустить " старый дом" без критики. Тогда остается в пылу схватки несколько раз незаметно повторить эти слова, пряча их в тень, пока " слух к ним не привыкнет" - и мысль проведена. Эта уловка допускает самые различные видоизменения и, так сказать, " фиоритуры". Иногда, напр., чувствуя, что подставная мысль, под крылом которой хотят незаметно провести довод, сама по себе может и не привлечь критики противника, искусственно стараются показать ему, что сами считают ее слабым местом аргументации. Тут " талант" может проявиться во всей силе. Напр., человек тоном, выражением лица, игрою пауз, воспроизводит поведение человека, высказавшего слабое возражение и боящегося за него; неуверенного в силе довода, и старающегося поскорее провести его незаметно, ускользнув от критики. Недостаточно искушенный противник довольно легко может попасться на эту удочку, если софист не " переигрывает", не слишком неестественно подчеркивает свое " желание ускользнуть" и т.д. и т.д. Нелишне заметить, что в ораторских речах одним из сильнейших средств, отвлекающих внимание от мыслей и их логической связи - является пафос, выражение сильного эмоционального подъема, равно как и избыток удачных тропов, фигур, и т.д. Проверено на опыте, что обычно слушатель хуже всего усваивает и запоминает смысл таких отделов речи.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы