Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 23. Софизмы непоследовательности
Ложное обобщение. Просеивание фактов. Подтасовка фактов. Подмена понятий. " Бабий" или " дамский" аргумент. Навязанное следствие. Многовопросие. 1. Софизмы непоследовательности или неправильного рассуждения, т.е. такие, в которых тезис " не вытекает" из доводов, встречаются тоже очень часто. В таких случаях иногда говорят: " отсюда (т.е. из довода) ничего еще не следует"; или " ваш довод ничего не доказывает" и т.п. К сожалению, подробно анализировать такого рода софизмы на страницах этой книги неудобно. Для этого нужны некоторые предварительные знания из логики. Здесь возможно лишь привести из них некоторые, наиболее важные и легко понятные каждому. Прежде всего, надо упомянуть " ложное обобщение". Человек приводит несколько примеров того, что такие-то лица или такие предметы обладают известным признаком и т.д., и без дальнейших рассуждений делает вывод, что все подобные лица и предметы обладают этим признаком. Вроде того, как Гоголевский герой видел, что все православные, каких он встречал, едят галушки, и отсюда делал вывод, что все православные вообще едят галушки, а кто не ест их, тот не православный. Или Фекла из " Женитьбы" заметила, что все чиновники, выше титулярного советника, пьют, и приняла это за своего рода " закон природы": " А. пьет; непрекословно, пьет. Что ж делать, уж он титулярный советник! " Так рассуждаем и мы очень часто, конечно, в менее наивных формах. Все склонны смазывать под одну окраску. Напр., англичанин - ну, значит, человек с сильной волей. Видели нескольких дурных людей в числе членов какой-нибудь партии - ну, значит " все они таковы". Если же к партии влечет сердце - то мы склонны видеть во всех ее членах " умных и честных людей". 2. Этой склонности способствует сознательное или бессознательное просеивание фактов. Просеивает их и наша память, приводя лишь те наблюдавшиеся нами факты, которые соответствуют нашему настроению или предвзятому мнению. Просеивают почти механически газеты. Газета печатает только то, что находит интересным, а интересуют ее только факты известного рода. Поэтому они попадают в печать, а противоположные не попадают, хотя бы их было несравнимо больше, Отсюда может получиться - и на практике получается постоянно - ложное, одностороннее представление о положении дел и ложные обобщения: для " поправок" надо хотя бы читать противоположные газеты и т.д., и т.д. Когда такое просеивание фактов совершается сознательно, т.е. обращается в уловку, оно называется подтасовкой фактов. Подтасовка фактов и ложные обобщения - одни из самых обычных орудий софиста. 3. Затем очень обычен софизм " подмена понятий". Дело в том, что в каждом доказательстве или в разных доводах, или в доводе и тезисе, всегда повторяется какое-нибудь одно и то же понятие самое меньшее - два раза. Без этого не было бы логической связи. Напр., дано доказательство: " все люди смертны, святые - люди, значит, святые смертны". Здесь в обоих доводах встречается одно и то же понятие: люди. В первом доводе и в тезисе одно и то же понятие: смертны. Во втором доводе и тезисе - одно и то же понятие: святые. На этом тождестве понятий основывается вся логическая связь в данном доказательстве. Попробуйте заменить в одном из доводов понятие " люди" другим понятием, напр., " духи" или в тезисе поставить вместо понятия " святые" другое понятие, напр., " епископы". Логической связи не будет. 4. Вот за этим-то тождеством понятий, встречающихся в различных местах доказательства, и надо следить особенно зорко. Иначе получится ошибка - подмена понятия или, как часто говорится, " подмена термина" в доказательстве. Впасть в нее очень нетрудно, особенно благодаря неточности нашей обычной речи. Одно и то же понятие сплошь и рядом выражают разными словами. Поэтому, иногда нелегко сразу сообразить, точно ли пред нами одно понятие в разных словах, а не два разных понятия. Еще более предательская особенность речи та, что одно и то же слово обозначает часто несколько разных понятий. Об этом мы уже говорили выше. Тут иногда и сам не остережешься и в одном месте доказательства употребишь слово в одном смысле, а в другом месте - придашь иной смысл. Особенно если доказательство длинное, а слово по смыслу не совсем ясно. Еще легче сделать такую ошибку в споре, когда наш противник употребляет слово в одном смысле, мы же - в другом. Это бывает очень часто. Напр., если кто-нибудь в споре упоминает слова Ап. Павла: " Любовь есть совокупность всех совершенств", а другой с ним соглашается, это еще не значит, что они думают одно и то же. На русском языке слово " любовь" имеет особенно много значений. Любить можно Бога и картофель, невесту и старый халат, ближнего и " холодную ванну". Сдается, что в такую ошибку " подмены понятий" впадает, напр., Дон-Жуан, Алексея Толстого. Стоит сопоставить его слова: Когда любовь Мне душу так волнует глубоко? Софист пользуется такой подменой понятий очень часто. Это одно из самых удобных средств морочить людей. Так как большинство из них не привыкло разбираться в " тонкостях" слов и выражений, то лучше принимать заранее меры против этого опасного софизма: а) стараться одно и то же понятие выражать и теми же словами и где противник этого не делает, самому делать за него, как бы повторяя на свой лад его фразу; б) каждое слово, имеющее несколько значений, стараться заменить или другим словом, более определенным по смыслу, или целым точным выражением. Иногда можно ограничиться дополнением слова какими-нибудь оговорками, напр., слово " любовь" заменить более точным выражением: " любовь к Богу", " к ближним", " к женщине" и т.п. 5. Из других софизмов непоследовательности надо упомянуть здесь, прежде всего очень распространенный и часто довольно курьезный софизм, который можно, пожалуй, назвать " бабьим" или вежливее - " дамским аргументом". Он в ходу и у мужчин, да еще как; но в женских устах он, в общем, получает почему-то особый блеск и рельефность. Суть его вот в чем. По многим вопросам возможно, мыслимо не одно, не два, а несколько, много решений, несколько предположений и т.д. Некоторые из них противоположны друг другу. По здравому смыслу и по требованиям логики надо учитывать все их. Но софист поступает наоборот. Желая, напр., защитить свое мнение, он выбирает самое крайнее и самое нелепое противоположное из других мыслимых решений вопроса и противопоставляет своему мнению. Вместе с тем он предлагает нам сделать выбор: или признать эту нелепость, или принять его мысль. Чем ярче контраст между нелепостью и защищаемым им мнением, тем лучше. Все остальные возможные решения намеренно замалчиваются. Вот пример из жизни: А. Что ты так сухо обошлась с ним. Он, бедный, чувствовал себя у нас очень неловко. Б. А как же мне с ним прикажешь обращаться? Поместить в угол вместо образов и молиться? Есть тысячи способов обращаться с людьми помимо этих двух. Но Б. выбрала для контраста самый нелепый из мыслимых нелепых способов. Или вот другой пример - из " серьезных" споров. Настолько " серьезных", что тут бабий аргумент смешан с палочным. Спорят мужчины: А. По моему мнению, Временное Правительство (вариант - теперешний состав правительства) совершенно непригодно для управления страной. В. Что же, значит, по вашему мнению, надо опять вернуть Николая и Распутина? 6. Не менее часто встречается другой родственный софизм: навязанное следствие. Чаще всего он имеет внешнюю форму так называемого приведения к нелепости. Известно, что один из приемов опровержения неправильной мысли состоит в том, что мы рассматриваем ее следствия. Если следствия, которые из нее необходимо вытекают, ложны или прямо нелепы, значит, ошибочна и сама мысль, из которой они следуют. Софист же, искажая этот прием, нередко старается навязать мысли нелепое следствие, которое вовсе из нее не вытекает. Вот самый простой пример (из " житейского спора" ). А. Я думаю, что тот же самый упрек (о горячности в споре) можно возвратить и тебе. Повторяю слова Иисуса Христа: " врачу, исцелися сам". Б. О Боже мой! Он делает себя равным Иисусу Христу"! и т.д., и т.д. Или другой случай (тоже из " житейского спора", из жизни). Б. Ах, как я устала! В. Но ведь сегодня же вам не пришлось много работать. Занавеси приделала Х. За покупками ходила Ф. Б. А! Так ты называешь меня дармоедкой! Значит, я, по-твоему, дармоедка! и т.д., и т.д. 7. Наконец, из числа других софизмов рассуждения можно упомянуть здесь еще " многовопросие", очень распространенный софизм в древности, благодаря особой тогдашней форме спора. Но он нередко встречается и теперь. В настоящее время он чаще всего имеет вид неправильного осведомления. По какому-нибудь вопросу возможно только условное решение: в одних случаях надо решать так, в других иначе. Софист же требует, чтобы противник " просто" ответил - " да или нет". Если противник хочет сделать должное " различие", его обвиняют в том, что он " не хочет отвечать прямо и прибегает к уверткам". Вот пример (опять-таки из жизни) - " честно или нечестно защищать другой народ (в споре) в ущерб своему? Отвечай без уверток, прямо: да или нет? - Но постой! Я же не могу двумя словами ответить на такой вопрос, потому что… - А! Не можешь прямо ответить! Когда ты прижат к стене, ты всегда пускаешься на уловки. - Да нет же! Сам вопрос такого рода, что на него невозможно ответить только " да или нет". Это вопрос сложный и на него надо… - Слыхали мы эти ваши громкие фразы, знаем ваши уловки… Мне не надо никаких хитросплетений… Ты мне отвечай прямо: честно или нечестно"? и т.д.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы