Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие мировоз., его струк, и функции.



Фил-я играет большую роль в решение мировоз-х проблем. В отличие от фил-и, мировоз-е зародилось в доист. времена неск. 10-ов тыс. назад. Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью. Мировоз-е имеет слож. струк-ру. Она вкл-ет неск. уровней: 1.мироощущение, т.е.эмоц-психологич. сторона мировоз-я. Обязат. эл-ом мировоз-я явл-ся эмоции. В настроении людей склад-ся обстоят-ва их жизни, различия соц. полож-я, возраст и т.д. Кроме эмоции в состав мироощ-я вкл. ют идеалы, переживания. 2.миропонимание, т.е.позноватно-интелек-я сторона мировоз-я.В его состав входят знания. Они бывают жизненопрактичми, проф-ми, науч. Миропоним-е бывает жизненоповседневным и теоретическим. Сущ-т так наз. жизнен.фил-я. Житейское мировоз-е носит стихийный хар-р, не отлич-ся глубиной проникновения в суть явл-я обоснованностью. На этом уровне не всегда выдержив-ся логика, преоблад-т эмоции. Теоретич. миропоним-е, к-ым явл-ся фил-я, этих недостатков не имеет. 3.мироосвоение. Этот уровень представ. собой связь мировоз-я с практикой. Он вкл-т в себя убеждения, а также нравствен. и политич. принципы. Убеждения-взгляды, активно принимаемые людьми. В состав дан. уровня входят сомнения, т.е. положения принимаемые с меньшей уверенностью.

Знаниязадают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них выражены важнейшие категории (универсалии) культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба). Благодаря знаниям мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации реальности. Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют принципы социальной жизни, важнейшие ориентации поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют субъективный фон восприятия человеком окружающего мира и своего места в нем. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом.

Исторические типы мировоззрения

Существуют различные классификации типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют мировоззрение личности, класса, социальной группы, общества в целом. По критерию полноты и системности представлений о мире, их достоверности и обоснованности выделяют нетеоретическое мировоззрение (обыденное, мифологическое, религиозное), философско-теоретическое мировоззрение, научное мировоззрение.

Наиболее разработанной классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Мифология – это тип мировоззрения, возникший на ранних этапах развития общества и культуры. Для него характерны образно-ассоциативное отражение мира, эмоциональное восприятие и фантастическая интерпретация природы, человека и социальной жизни. Для мифологии характерна целостность, вера в истинность мифов и незыблемость ритуала. С развитием общества мифология утрачивает свои позиции в культуре. Религиозное мировоззрение - Бог бесконечно выше естественного космоса и человека. Вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт личного соединения с Богом. Переход к более сложным формам цивилизационных отношений обусловил необходимость формирования философского мировоззрения. Становление философии означало утверждение нового типа мировоззрения, в котором представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами. В рамках философии впервые оформляется и развивается теоретическое мышление. Т.о. исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Философия выражает фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества.

Предмет фил. и его истор динамика, струк фил. знания

Предметом философии выступают фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии.

На протяжении исторического развития философии ее предмет изменялся и модифицировался. Это было связано с дифференциацией философского знания, возникновением новых моделей его взаимодействия с культурой и частными науками.

Первые философские учения были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания. Обращение философии к исследованию природы и сущности человека привело к возникновению антропологии – учения о человеке и формированию таких философских дисциплин, как этика, эстетика, политика и др. Классическая философия пыталась синтезировать различные философские дисциплины в рамках интегральных концепций и систем знания. Современная философия переносит акцент на развитие отдельных философских дисциплин (социальной философии, философии науки, философии культуры). В ней нет жестких границ между философскими дисциплинами, каждая из них вносит свой дополнительный акцент в интерпретацию предмета философии.

Философская проблематика всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека в мире». Именно они составляют предмет философии.

Одной из возможных версий интерпретации структуры философии является классификация, в рамках которой выделяются следующие разделы или философские дисциплины: теоретическая философия (логика, онтология, аксиология, гносеология и эпистемология, философия науки); практическая философия (социальная философия, философия культуры, философия права, философская антропология, философия техники).

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В современном представлении выделяют 4 отдела: 1) собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; 2) логика - учение о формах умозаключения и доказательства; 3) эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и 4) этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни.

5.др Индия.

Древнеиндийская философия носит религиозный характер, мощным источником у этой философии являются веды – древний сборник гимнов, песен и молитв. Философия часть вед называла упанишады. Образование мира веды приписывают великому Брахме – вечному творцу всех существ, который для всех определяет имена, род деятельности, а также следит за кармой – сумной добрых и злых дел существа. Карма определяет перерождение существа в сансаре – в бесконечной цели перерождения. Веды утверждают бесконечный круговорот жизни и смерти. Упанишады утверждают единство Брахмана и Атмана. Брахман – великая объективная реальность, творческая сила, зародыш всего существующего. Атман – субъективное индивидуальное начало. Мир и индивид едины и не разделяются, согласно упанишады. На основе упанишад сложились 6 ортодоксальных школ: 1. Ньяя; 2. Вайшешика; 3. Миманса; 4. Санхья; 5. Йога; 6. Веданта. Все они признают священный авторитет вед. Позже возникают неартональные школы, не признающие священство вед: 1. Буддизм; 2. Джайнизм; 5. Чарвака. Основатель буддизма это Сидхартха Гаутама. В процессе углубленного самоанализа он постиг 4 благородные истины и слои буддой (просветленным). Истины: 1. Страдания правят миром; 2. Причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями; 3. Уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану – угашение желаний; 4. Истина.

 

Др Китай

Философия Древнего Китая связана с ее особой ролью острой социально-политической борьбы, которая велась между государствами Древнего Китая. Философами Китая нередко были министрами, послами, чиновниками, поэтому их интересовали вопросы управления, отношений социальных групп, этики, ритуала, политики. Проблемы естественнонаучного характера Древнекитайские философы практически не затрагивают. Специфической чертой Древнекитайской философии было рассмотрение мира как одного организма, мир един, все его элементы взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. Особое место в мире принадлежит небу, которое олицетворяет регуляционную силу разума, высшую справедливость. Небо дает право на власть земному правителю. Основной критерий неба – обладание им ДЭ – высшей добродетелью. Если правитель потеряет ДЭ, то на государство обрушаться различные бедствия. Основные школы: 1. Натурфилософы: сторонники учения об Инь и Ян; 2. Фецзя: школа законников-легистов; 3. Миньцзя: древнекитайские софисты; 3. Жуцьзя: конфуциансты; 5. сторонники Дао и ДЭ: даосисты. Натурфилософы развивали учение о противоположных началах, которые лежат в основе мира; инь – это темное женск. начало; ян – светлое мужское. Задачу философии они видели в нахождении гармонии в этих началах. Конфуцианство: Кун-цзы (основатель). Для конфуцианства характерно учение о золотом веке, который был в прошлом; культ предков; выполнение норм Сяо – забота о родителях. Конфуцианство разработало идеал благородного человека: представитель высших слоев общества, для которых характерны спонтанность, бескорыстие и сдержанность. Даосизм: Лао-цзы (основатель) – учение о великом Дао, всеобщем законе и абсолюте, Дао господствует во всем, всему дает форму и имя.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь