Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения



 

ГК РСФСР 1964 года подробно регулировал основания, форму и объем ответственности по авторским договорам. Статья 511 предусматривала ответственность автора - в предусмотренных законом случаях он обязан был возвратить полученное по договору авторское вознаграждение.

 

Ответственность за нарушение договора другой стороны - организации - сводилась к тому, что если организация не осуществит или не начнет использования одобренного ею произведения в установленный договором срок, она обязана по требованию автора уплатить ему обусловленное вознаграждение полностью. Организация освобождалась от обязанности уплатить автору часть вознаграждения, которую он должен был бы получить после начала использования произведения, если докажет, что не могла использовать произведение по обстоятельствам, зависящим от автора.

 

ЗоАП, предоставляя сторонам большую свободу при заключении авторских договоров, отказался от столь жесткой регламентации оснований и размера ответственности. Согласно ст. 34 ЗоАП, сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Предельный размер ответственности был установлен лишь для авторского договора заказа. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан был возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. В соответствии со ст. 1290 действующего ГК РФ, ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. Договором может быть предусмотрен меньший размер ответственности. В случае же неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором.

 

Обязательные для сторон договора нормы части четвертой ГК РФ об ответственности за нарушение договорных обязательств применяются, если соответствующие нарушения были допущены после введения в действие части четвертой ГК РФ, за исключением случаев, когда в


договорах, заключенных до 1 января 2008 года, предусматривалась иная ответственность за такие нарушения.

 

Краткие выводы:

 

- в части четвертой ГК РФ законодатель отказывается от понятия " авторский договор" и предусматривает два типа договоров, которые могут быть заключены в отношении любых результатов интеллектуальной деятельности (в том числе произведений науки, литературы и искусства): договор об отчуждении исключительного права на произведение и лицензионный договор о предоставлении права использования произведения;

 

- новеллой части четвертой ГК РФ является договор об отчуждении исключительного права на произведение, по которому автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права;

 

- характерной чертой лицензионного договора, в отличие от договора об отчуждении исключительного права, является переход к лицензиату прав на объект интеллектуальной собственности в ограниченном объеме. При этом объем прав, переходящих к лицензиату, определяется условиями лицензионного договора;

 

- закреплено особое условие издательского лицензионного договора, возлагающее на издателя обязанность начать использование произведения не позднее определенного срока, установленного в договоре. Неисполнение этой обязанности влечет за собой возможность одностороннего расторжения договора по инициативе автора без возмещения издателю причиненных этим убытков, а также возможность взыскать с издателя предусмотренное договором вознаграждение в полном объеме;

 

- ответственность автора по договорам ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности.

 

Глава 4. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ

 

На территории СССР и России смежные права не охранялись до 3 августа 1992 года, когда вступили в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (по ГК РСФСР 1964 года охранялись авторские права организаций эфирного вещания на радио-и телепередачи). Статья 141 Основ к смежным правам относила права исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания.

 

Раздел III ЗоАП предоставлял охрану следующим категориям смежных прав: права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права); права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права); права организаций эфирного вещания и кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения (права вещательных организаций). Они отличались друг от друга по субъектам, содержанию, срокам охраны и т.п.

 

Новеллой действующего ГК РФ стало отнесение к смежным правам двух новых видов интеллектуальных прав, ранее не охранявшихся российским законодательством: смежного права на содержание баз данных (ст. ст. 1333 - 1336); смежного права публикатора произведения (ст. ст. 1337 - 1344).

 

Общие положения о смежных правах

В соответствии со ст. 1304 ГК РФ смежными правами являются интеллектуальные права: - на результаты исполнительской деятельности (исполнения); - на фонограммы;


- на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания);

 

- на содержание баз данных;

 

- на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

 

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права.

 

Объектами смежных прав являются:

 

- исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

 

- фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

 

- сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

 

- базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

 

- произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

 

При регулировании объектов смежных прав существенное значение имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

 

- Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

 

- Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.; вступила в силу для Российской Федерации

 

26 мая 2003 г.);

 

- Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.);

 

- Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.).

 

Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания:

 

- не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты;

 

- не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права.

 

Как и в отношении авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

 

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем

ее футляре.


 

Знак охраны смежных прав состоит из трех элементов: - латинской буквы " P" в окружности;


- имени или наименования обладателя исключительного права;

- года первого опубликования фонограммы.

 

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

 

Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях (ст. 1245 ГК РФ). Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

 

Согласно ст. 1306 ГК РФ использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК РФ), а также в иных случаях, предусмотренных главой 71 ГК РФ.

 

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе самостоятельно распоряжаться своими интеллектуальными правами.

 

В частности, они вправе заключать договоры об отчуждении исключительного права на объект смежных прав и лицензионные договоры о предоставлении права использования объекта смежных прав.

По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона

 

- правообладатель - передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права (ст. 1307 ГК РФ).

 

Сторонами в договоре являются обладатель исключительного права (исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель) и приобретатель исключительного права, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо.

 

По лицензионному договору лицензиар предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах (ст. 1308 ГК РФ).

 

Лицензиаром является исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель, а в качестве лицензиата может выступать любое лицо.

 

В соответствии со ст. 1311 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав, установленных ГК РФ, обладатель исключительного права (ст. ст. 1250, 1252 и 1253) вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

 

- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

 

- в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

 

При этом обладатель исключительного права может использовать и другие способы защиты.


Права на исполнение

 

Согласно ст. 1313 ГК РФ исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение:

 

- артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера);

 

- режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления);

 

- дирижер.

 

В науке гражданского права остается дискуссионным вопрос о целесообразности предоставления статуса субъекта смежных прав театральному режиссеру.

 

Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц полагали, что результат творческого труда театрального режиссера не является объектом авторского права и не только не облечен в объективную форму, но " обречен умереть в актерском творчестве" < 54>.

--------------------------------

< 54> Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. С. 93.

 

А.П. Сергеев отмечает, что " режиссеры-постановщики, в частности театральные режиссеры, непосредственного участия в исполнении произведения не принимают, хотя прежде всего благодаря их творческим усилиям создается художественно целостное сценическое произведение" < 55>.

 

--------------------------------

 

< 55> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 336.

 

Несмотря на это, по мнению А.П. Сергеева, режиссеры-постановщики могут считаться исполнителями только условно.

 

Однако действующий ГК РФ, как и ЗоАП, относит режиссера-постановщика спектакля, в том числе театрального, к числу субъектов смежных прав.

 

Исполнителю как субъекту смежных прав принадлежат:

- исключительное право на исполнение;

- право авторства - право признаваться автором исполнения;

 

- право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1314 ГК РФ, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

 

- право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

 

Что касается первого из указанных прав - исключительного права на исполнение, то в п. 2 ст. 1317 ГК РФ содержится перечень способов использования исполнения, который не является исчерпывающим. Так, использованием исполнения считается:

 

- сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения.

 

Под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и/или зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.


При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой;

 

- сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

 

- запись исполнения, то есть фиксация звуков и/или изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

 

- воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части.

 

Запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение исполнения до всеобщего сведения;

 

- распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

- действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное пунктами

1 и 2 ч. 2 ст. 1317;

 

- доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

 

- публичное исполнение записи исполнения, т.е. любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

 

- прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

 

Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда:

 

- такая запись была произведена с согласия исполнителя;

 

- ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

 

При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.

 

Срок исключительного права на исполнение не ограничивается 50 годами. В соответствии со ст. 1318 ГК РФ, исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

 

Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

 

Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права продлевается на четыре года.

 

Право на исполнение переходит в общественное достояние:


- по истечении срока действия исключительного права на исполнение;

 

- при переходе права на исполнение по наследству в составе выморочного имущества. Исполнение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться

 

любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность исполнения.

 

Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение. Кроме того, исключительное право на исполнение переходит по наследству.

 

Согласно ст. 1319 ГК РФ на исключительное право на исполнение не допускается обращение взыскания. Однако может быть обращено взыскание:

 

- на права требования исполнителя к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на исполнение и по лицензионным договорам;

 

- на доходы, полученные от использования исполнения.

Взыскание также может быть обращено:

 

- на исключительное право, принадлежащее не самому исполнителю, а другому лицу;

- на право использования исполнения, принадлежащее лицензиату.

 

Правила ст. 1319 ГК РФ распространяются на наследников исполнителя, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права.

 

В случае продажи принадлежащего лицензиату права использования исполнения с публичных торгов, в целях обращения взыскания на это право исполнителю предоставляется преимущественное право его приобретения.

В силу ст. 1321 ГК РФ, исключительное право на исполнение действует на территории РФ

в случаях, когда:

- исполнитель является гражданином РФ;

- исполнение впервые имело место на территории РФ;

 

- исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями ст. 1328 ГК РФ;

 

- исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями ст. 1332 ГК РФ;

 

- в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно, в

 

соответствии с правилами ст. 1316 ГК РФ, независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.

 

Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется

 

в соответствии с правилами ст. 1316 ГК РФ, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие части четвертой Кодекса.

 

Исполнитель вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

 

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного исполнителем лица от осуществления соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется его наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

 

Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение, но исполнители должны осуществлять свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие

 

в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.


Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей (например, продюсером). При отсутствии руководителя смежные права на совместное исполнение осуществляются членами коллектива совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

 

Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

 

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению. Иное может быть предусмотрено соглашением между членами коллектива исполнителей.

 

К отношениям членов коллектива исполнителей, связанным с распределением доходов от использования совместного исполнения, применяются правила п. 3 ст. 1229 ГК РФ.

 

Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

 

Право на фонограмму

 

Изготовителем фонограммы является лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. В силу презумпции, установленной ст. 1322 ГК РФ, при отсутствии доказательств иного, изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

 

Изготовителю фонограммы принадлежат:

- исключительное право на фонограмму;

 

- право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

 

- право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

 

- право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

 

Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым способом, не противоречащим закону (исключительное право на фонограмму).

 

Согласно п. 2 ст. 1324 ГК РФ использованием фонограммы считается:

 

- публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

 

- сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством

 

ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.

 

Под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой.

 

При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством


которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;

 

- сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

 

- доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

 

- воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;

 

- распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе.

 

Использованием в форме распространения является в том числе предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Данный вывод основан на материалах судебной практики.

 

ЗАО (правообладатель) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании суммы компенсации за нарушение исключительного права. Требование мотивировано осуществлением ответчиком без согласия правообладателя распространения контрафактного компакт-диска, содержащего запись фонограмм, исключительное право на использование которых принадлежит истцу.

 

Решением суда первой инстанции в иске отказано на том основании, что истец не доказал факт реализации ответчиком контрафактной продукции.

 

ЗАО обратилось с кассационной жалобой, указав, что составленный протокол содержит перечень изъятых товаров (в том числе диск с экземплярами фонограмм, права на которые принадлежат истцу); спорный компакт-диск находился на прилавке ответчика с целью продажи, что должно восприниматься как публичная оферта.

 

Суд кассационной инстанции жалобу удовлетворил, признав: с учетом положений ст. 494 ГК РФ предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, является использованием исключительных прав в форме распространения. При этом право на распространение соответствующих экземпляров фонограмм у ответчика отсутствует < 56>;

 

--------------------------------

 

< 56> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 " Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" // Вестник ВАС РФ. 2008. N 2.

 

импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

 

прокат оригинала и экземпляров фонограммы; переработка фонограммы.

 

Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

 

Согласно ст. 1325 ГК РФ, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему


вознаграждения. В этом отношении представляет интерес следующий пример из судебной практики:

 

ООО продавало компакт-диски с записью музыкального альбома, содержащего в числе других песни, авторами слов которых указаны С. и В.

 

Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО компенсации за нарушение принадлежащих ему исключительных авторских прав на тексты песен, созданные С. и В.

 

Суд первой инстанции признал компакт-диск контрафактным, так как его распространение производилось без разрешения правообладателя на использование текстов записанных на нем песен, и взыскал с нарушителя компенсацию.

 

Однако суд не учел, что истец в соответствии с авторскими договорами приобрел у авторов С. и В. исключительные (имущественные) права на литературные произведения - тексты песен в форме звукозаписи.

 

Ответчик же продавал компакт-диски, т.е. экземпляры фонограммы (звуковой записи) исполнения музыкальных произведений с текстами С. и В.

 

Таким образом, судом первой инстанции не определен объем правовой охраны литературных произведений как объектов авторских прав, не проверено наличие соответствующих разрешений авторов (правообладателей) на осуществление звукозаписи, без которых дальнейшее использование произведений, в том числе путем распространения экземпляров фонограмм, недопустимо.

 

Следует также учитывать, что у лица, взявшего на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения, т.е. у изготовителя (производителя) фонограммы, возникает исключительное право на ее использование, в том числе право распространять (продавать) экземпляры фонограммы.

 

Кроме того, если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в

 

гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

 

Однако доводам ответчика об исчерпании прав авторов произведений (правообладателей) судом оценки не дано.

 

При таких обстоятельствах Президиум ВАС РФ постановил дело направить на новое рассмотрение < 57>.

 

--------------------------------

< 57> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2006 г.

N 11997/05.

 

Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях (ст. 1245 ГК РФ). Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

 

Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством Российской Федерации.

 

Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией

 

(ст. 1244 ГК РФ).

 

Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 30% - исполнителям, 40% - авторам, 30% - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.

 

Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется


пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений. Порядок распределения вознаграждения и его выплаты устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются:

 

- с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта;

 

- с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Автором термина «биогеоценоз» является
  2. Административная и уголовная ответственность в экологической сфере
  3. Административная ответственность
  4. Административная ответственность за земельные правонарушения
  5. Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав
  6. Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
  7. Векторы, операции над векторами. Скалярное, векторное, смешанное произведения векторов
  8. Виды соучастников и их ответственность.
  9. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя. Ответственность наследников по долгам наследодателя.
  10. Вопрос 38: Взаимная ответственность государства и личности
  11. Всем, кто готов взять на себя ответственность за свое собственное здоровье и заботиться о благополучии других людей.
  12. Глава 11. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.234 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь