Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типологическая модель К.Г. Юнга



Ярким примером подхода, основанного на выделении типов личности, является модель Карла Густава Юнга (1875–1961), которая была разработана на основании собственной теоретической концепции автора (1921–1961). В этой модели тип личности определяется исходя из сочетания интровертной либо экстравертной установки с одной из четырех психических функций («мышле­ние», «ощущение», «интуиция» или «чувство»).

Особенность модели состоит в том, что она является более сложной и более структурированной, чем, например, модели темперамента, разработанные в рамках типологического подхода. В частности, модель К. Юнга позволяет получить представление не только о типе личности, но и о механизмах взаимодействия тех свойств, которые этот тип определяют.

Психологические установки

Экстравертную и интровертную установки К. Юнг рассматривал как два различных способа адаптации, сходных по своей природе со способами адаптации, существующими у любых живых организмов. Первый способ заключается в высокой скорости воспроизводства, при относительной низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида. Второй – состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкой относительной плодовитости. Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его «растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все». Интроверт проявляет обратную тенденцию – обороняет себя от любых внешних требований, воздерживается от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но при этом создает для себя самого «максимально возможное консолидированное и могущественное положение» [32].

К. Юнг подчеркивал универсальный характер экстраверсии/интроверсии, подтверждая свою позицию следующими аргументами: 1) обе установки обнаруживаются как у мужчин, так и у женщин, а также на всех социальных уровнях; 2) они не являются результатом сознательного выбора или образования; 3) их появление – общее явление, имеющее, по-видимому, случайное распределение.

В определении установки решающим фактором является не то, что и насколько активно человек делает, а, скорее, мотивация к деланию – само направление, по которому естественным и привычным образом перемещается энергия: чаще всего, для экстраверта таким направлением являются внешние объекты, для экстраверта – его собственная субъективная реальность.

Согласно К.Юнгу, никто не является интровертом или экстравертом в чистом виде. То есть, обе установки присутствуют у каждого человека, только одна из них «питается» энергией, идущей от сознания, другая – является бессознательной и выполняет по отношению к первой компенсаторную функцию. Интроверт не осознает свою экстравертную сторону, а экстраверт – интровертную.

Чем больше выражена сознательная установка, тем более примитивной и инфантильной является бессознательная. В крайних вариантах такое соотношение может привести к снижению адаптивности поведения вплоть до невротических расстройств. Например, в случае преувеличенной сознательной экстравертной установки может развиться истерия – преувеличенное отношение к людям из окружающей среды и, как следствие, постоянное стремление делать себя интересным и производить хорошее впечатление. При этом эгоизм, идущий от бессознательной интровертной установки, будет проявляться в безжалостном и даже жестком отношении к окружающим.

Причиной невроза может стать также выбор неестественной для природы человека установки, который, как правило, происходит еще в раннем возрасте под влиянием обстоятельств семейного окружения. В любом случае, основным способом лечения невроза является развитие той установки, которая слишком сильно подавляется и активно вытесняется из сознания.

Различия, характеризующие особенности людей с сознательной интровертной, либо экстравертной установкой, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности людей с выраженностью

Интровертной, либо экстраверной сознательной установки

 

Особенность Интроверсия Экстраверсия
Отношение к объекту Движение «от», удаление, обесценивание Движение «к», ориентация на внешнюю реальность, факты
Отношение к субъекту Связь с внутренней реальностью Потеря себя (в объекте), игнорирование собственного тела
Адаптация к внешнему миру Адаптация затруднена Легкость приспособления
Общительность Стремление к уединению Широкий круг общения
Отношение к жизни Пессимизм Оптимизм
Риск Осторожность, недоверчивость Склонность к риску
Способ принятия решений Предварительное продумывание своих действий Импульсивность (действует активно, без колебаний)
Локус контроля Внутренний Внешний
Бессознательные проявления Зависимость от объекта, страх влияния объекта Эгоизм, безжалостность
Клинические проявления Психастения (сенситивность, утомляемость) Истерия (преувеличенное отношение к людям, демонстративность)

Изначально модель К.Юнга была основана на выделении только двух типов установки, однако со временем он пришел к выводу, что с помощью интроверсии/
экстраверсии невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил типологию, включив в нее психологические функции [31].

Психологические функции

Функции К.Юнг разделяет а) на рациональные и иррациональные, а также б) на ведущие (доминирующие), вспомогательные и подчиненные.

Рациональные функции. Мышление и чувство Юнг относит к рациональным функциям, т.е. функциям, которые базируются на процессах различения и формирования суждения. Так, при доминирующем влиянии мышления жизнь человека управляется главным образом рефлексией, а действия строятся на основе интеллектуального осмысления мотивов. Чувство есть функция субъективного суждения или оценки, оно строго информирует о ценности вещей, определяет, что тот или иной предмет стоит для данного субъекта.

При рассмотрении чувства Юнг подчеркивает, что эта функция отличается от эмоции, которая в равной степени может быть названа «аффектом». Аффектимеет свойство «заражать» или искажать каждую из функций, под его влиянием теряется возможность правильно мыслить, способность соответствующим образом оценить другого человека, предмет или событие, интуитивные возможности тоже иссекают. Чувство отличается от аффекта тем, что оно «не производит ощутимых физических иннерваций», т.е. оказывается обычным мыслительным про­цессом.

Иррациональные функции Юнг трактует как воспринимающие. Интуицияотносится к вос­приятию с помощью бессознательных процессов, ощущениеесть восприятие с помощью органов чувств. Ощущениесхватывает, сообщает чело­веку, что нечто есть во внешнем для него мире, интуицияпостигает («подхватывает», «подбирает») то, что находится в мире внутреннем. Способ постижения здесь выходит за рамки рассудочного, лежащего в узких пределах здравого смысла. Иррациональные типы осно­вываются исключительно на переживании – «настолько исключи­тельно, что, как правило, их суждения не могут поспеть за их пере­живаниями».

Рассматривая рациональные и иррациональные функции, Юнг подчеркивает, что выраженность какой-то одной из них не является достаточным условием для упорядочивания опыта человека и его адаптации к окружающей действительности – для полной ориентации все четыре функции должны внести свой специфический вклад. Мышление обязано облегчить опознание и осмысление. Чувство расскажет нам о том, в какой сте­пени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас. Ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зре­ния, вкуса, слуха и т.д. Интуиция делает нас способными к преду­гадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явле­ний, на их «заднем плане».

Выделение ведущих, вспомогательных и подчиненных функций связано с их иерархическими взаимоотношениями, которые в итоге и определяют тип личности.

Ведущей (доминирующей) функцией является та из четырех, котораяиспользуется чаще других. Согласно Юнгу, эта функция в наибольшей степени осознается человеком, «ее осуществле­ние находится под контролем воли и, в то же самое время, ее управ­ляющий принцип является решающим для ориентации сознания». Ведущая роль функции определяется с одной стороны, врожденными предпосылками, а с другой – социальными условиями: «Требования общества вынуждают человека, прежде все­го (и по большей части), прилагать себя к выделению той из функ­ций, которой он наилучшим образом наделен от природы, или кото­рая обеспечит ему наилучший социальный успех. Очень часто чело­век отождествляет себя более или менее полно с наиболее предпоч­тительной для него и, следовательно, наиболее развитой функцией» [27].

Вспомогательные функции не имеют единственной и абсолютной достоверности и решающего значения, но учитываются как дополнительные. Природа вспомогательных функций отличается от природы доминирующей, но в этих отношениях нет антагонизма: либо иррациональные функции могут быть вспомогательными для одной из рациональных, либо наоборот.

Подчиненная функция является наименее развитой. Она пребывает в более или менее примитивном состоянии и зачастую осознается лишь наполовину или совсем не осознается.Специфическая особенность подчиненной функции состоит в том, что она может «самовольно» активизироваться в тех случаях, когда человек вкладывает слишком много энергии в реализацию ведущей функции.

Как писал К. Юнг, подчиненная функция «независима, она на­падает, очаровывает, пленяет и так раскручивает нас, что мы уже перестаем быть хозяевами самих себя и не можем больше правильно различать между собой и другими». Это то, что регулярно происходит в так называемом кризисе середины жизни, когда человек пренебрегает некоторыми аспекта­ми своей личности столь долго, что они, в конце концов, требуют своего признания. Сверхчувствительные и сильные эмоциональные реакции любого рода – от страстной влюбленности до сле­пого гнева – являются ясным признаком того, что подчиненная функция, наряду с одним или более комплексами, стала активной.

Когда необходимо развить подчиненную функцию, это делается постепенно и, прежде всего, путем прохождения через одну из вспомогательных функций. Например, для того, чтобы «утихомирить» воздействие бессознательного, иррациональный тип нуждается в более сильном развитии рациональной вспомогательной функции, присутствующей в сознании.

Типы личности. В зависимости от сочетания установки и ведущей функции психики К.Юнг выделял 8 типов личности, краткое описание которых представлено ниже. При знакомстве с этими описаниями стоит обратить внимание на то, что в них делается акцент на отрицательные характеристики. Это связано с тем, что источником типологии был клинический опыт автора [15].

1. Экстравертный мыслительный тип характерен для людей, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы являются результатом глубокого понимания реальности, то такие люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем более узкой является схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель оправдывает средства. Люди этого типа в крайнем варианте отличаются эмоциональной тупостью: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.

2. Экстравертный чувствующий тип. Люди этого типа склонны к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что их окружает. Они предпочитают партнеров, соответствующих определенным критериям (например, занимающих высокое социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые надо испытывать в театре. От чувств таких людей всегда веет холодом, поэтому их поведение часто воспринимается окружающими как притворство.

3. Экстравертный сенсорный тип. Такие люди определяют ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность объекта. Представители этого типа ищут наслаждения и удовольствия. Если ощущения не очень сильно доминируют над остальными функциями, они производят впечатление людей, радующихся жизни, эстетов; в противном случае – становятся неприятными для окружающих.

4. Экстравертный интуитивный тип. Люди этого типа обладают необычайно развитой чувствительностью ко всему новому и необычному. Они легко увлекаются новым объектом и могут «заразить» своим энтузиазмом окружающих. Однако как только объект привязанности и восхищения исчерпывает свои возможности к развитию, интуитивные экстраверты без сожаления забывают о нем и переключаются на другой, более интересный. Поскольку нравственные устои не являются решающими для таких людей, их часто относят к разряду легкомысленных и авантюристичных. По мнению К. Юнга, люди этого типа «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но в реальности живут не они, а другие.

5. Интровертный мыслительный тип. Люди этого типа характеризуются мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого они склонны подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Они создают теории ради теорий. В отличие от мыслительных экстравертов, они стремятся не к расширению знаний о мире, а к их углублению, а также не стремятся увлечь окружающих своими идеями и завоевать их поддержку. На фоне убежденности в правоте своих идей мыслительные интроверты негодуют на общество, которое отказывается их воспринимать. Окружающие характеризуют представителей этого типа как высокомерных и властных. Близкие люди считают их наивными и неприспособленными к жизни.

6. Интровертный чувствующий тип. Представители данного типа выглядят внешне спокойным. Их эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у них может «все кипеть». Эмоциональная сдержанность таких людей воспринимается окружающими негативно, как проявление холодности.

7. Интровертный сенсорный тип, в отличие от экстравертного сенсорного, ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому, как только ощущение пропадает, объект для такого человека теряет ценность. Представители этого типа непонятны и непривлекательны для окружающих.

8. Интровертный интуитивный тип порождает, согласно К.Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы – мистиков. Это люди, которые сосредоточены на реальности своего внутреннего мира, держатся в стороне от окружающих и индифферентны к ним. Продукты их творчества для других, как правило, непонятны.

Как утверждают Л. Хьел и Д. Зиглер, большинство основных концепций К. Юнга, в том числе и его типология, не подвергались эмпирической проверке. Тем не менее, в настоящее время существует два личностных опросника, известных по фамилиям их авторов (И. Майерс – К. Бриггс и Д. Кейрси), которые опираются на рассмотренную выше модель [23, 31].

Теория черт


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1890; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь