Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общие подходы к изучению личностиСтр 1 из 5Следующая ⇒
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие Часть 2
ГЛАВА 1: ЛИЧНОСТЬ Общие подходы к изучению личности Систематизация психологических знаний о личности может быть условно разделена на две исторические фазы: клинико-психологическую и экспериментальную. Клинико-психологическая фаза – это время организованных наблюдений и вербальных теорий. Она возникла, как стремление лечить и контролировать отклоняющиеся формы поведения (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, П. Жане, Э. Кречмер, А.Ф. Лазурский, В.М.Бехтерев и др.). Являясь научными по своим целям, теории этих авторов достигли популярности, не имея, однако, статистического обоснования, т.е. доказательств того, что их содержание оказывается истинным в большинстве случаев. Здесь сбор данных осуществляется путем наблюдения и описания крайних, ярко выраженных проявлений личности, а различия рассматриваются, исходя из принадлежности человека к определенному типу. Экспериментальная фаза возникла как реакция на вербальный характер клинико-психологического метода исследования. Авторы, критично относящиеся к этому методу, поставили перед собой цель ввести в психологическую науку объективные количественные измерения, что привело к рождению психометрической диагностики и дифференциальной психологии. В рамках экспериментального направления наиболее распространенной является теория черт, на основании которой разработано 90% существующих тестов. Согласно этой теории, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (черт). Различия рассматриваются, исходя из степени выраженности этих элементов, которые являются доступными для измерения и позволяют сравнивать между собой как отдельных людей, так и целые группы (объединенные по полу, возрасту, принадлежности к определенной культуре и другим критериям). Несмотря на популярность теории черт, обусловленную возможностями более глубокого изучения индивидуальных и групповых различий, необходимо отметить, что подход, основанный на создании различных типологий, сохранил свою актуальность. В настоящее время исследователи личности выделяют как черты, так и типы, а, в ряде случаев, пытаются совмещать эти два подхода с целью получить максимально полное представление о структуре личности. Для того чтобы показать разницу между упомянутыми подходами, а также привести аргументы в пользу возможности их совмещения, ниже приводятся примеры типологических моделей личности (К. Юнг, К. Леонгард), а также основные положения и краткая история развития теории черт (Г. Оллпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк и др.). Типологическая модель К.Г. Юнга Ярким примером подхода, основанного на выделении типов личности, является модель Карла Густава Юнга (1875–1961), которая была разработана на основании собственной теоретической концепции автора (1921–1961). В этой модели тип личности определяется исходя из сочетания интровертной либо экстравертной установки с одной из четырех психических функций («мышление», «ощущение», «интуиция» или «чувство»). Особенность модели состоит в том, что она является более сложной и более структурированной, чем, например, модели темперамента, разработанные в рамках типологического подхода. В частности, модель К. Юнга позволяет получить представление не только о типе личности, но и о механизмах взаимодействия тех свойств, которые этот тип определяют. Психологические установки Экстравертную и интровертную установки К. Юнг рассматривал как два различных способа адаптации, сходных по своей природе со способами адаптации, существующими у любых живых организмов. Первый способ заключается в высокой скорости воспроизводства, при относительной низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида. Второй – состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкой относительной плодовитости. Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его «растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все». Интроверт проявляет обратную тенденцию – обороняет себя от любых внешних требований, воздерживается от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но при этом создает для себя самого «максимально возможное консолидированное и могущественное положение» [32]. К. Юнг подчеркивал универсальный характер экстраверсии/интроверсии, подтверждая свою позицию следующими аргументами: 1) обе установки обнаруживаются как у мужчин, так и у женщин, а также на всех социальных уровнях; 2) они не являются результатом сознательного выбора или образования; 3) их появление – общее явление, имеющее, по-видимому, случайное распределение. В определении установки решающим фактором является не то, что и насколько активно человек делает, а, скорее, мотивация к деланию – само направление, по которому естественным и привычным образом перемещается энергия: чаще всего, для экстраверта таким направлением являются внешние объекты, для экстраверта – его собственная субъективная реальность. Согласно К.Юнгу, никто не является интровертом или экстравертом в чистом виде. То есть, обе установки присутствуют у каждого человека, только одна из них «питается» энергией, идущей от сознания, другая – является бессознательной и выполняет по отношению к первой компенсаторную функцию. Интроверт не осознает свою экстравертную сторону, а экстраверт – интровертную. Чем больше выражена сознательная установка, тем более примитивной и инфантильной является бессознательная. В крайних вариантах такое соотношение может привести к снижению адаптивности поведения вплоть до невротических расстройств. Например, в случае преувеличенной сознательной экстравертной установки может развиться истерия – преувеличенное отношение к людям из окружающей среды и, как следствие, постоянное стремление делать себя интересным и производить хорошее впечатление. При этом эгоизм, идущий от бессознательной интровертной установки, будет проявляться в безжалостном и даже жестком отношении к окружающим. Причиной невроза может стать также выбор неестественной для природы человека установки, который, как правило, происходит еще в раннем возрасте под влиянием обстоятельств семейного окружения. В любом случае, основным способом лечения невроза является развитие той установки, которая слишком сильно подавляется и активно вытесняется из сознания. Различия, характеризующие особенности людей с сознательной интровертной, либо экстравертной установкой, приведены в таблице 1. Таблица 1 Особенности людей с выраженностью Интровертной, либо экстраверной сознательной установки
Изначально модель К.Юнга была основана на выделении только двух типов установки, однако со временем он пришел к выводу, что с помощью интроверсии/ Психологические функции Функции К.Юнг разделяет а) на рациональные и иррациональные, а также б) на ведущие (доминирующие), вспомогательные и подчиненные. Рациональные функции. Мышление и чувство Юнг относит к рациональным функциям, т.е. функциям, которые базируются на процессах различения и формирования суждения. Так, при доминирующем влиянии мышления жизнь человека управляется главным образом рефлексией, а действия строятся на основе интеллектуального осмысления мотивов. Чувство есть функция субъективного суждения или оценки, оно строго информирует о ценности вещей, определяет, что тот или иной предмет стоит для данного субъекта. При рассмотрении чувства Юнг подчеркивает, что эта функция отличается от эмоции, которая в равной степени может быть названа «аффектом». Аффектимеет свойство «заражать» или искажать каждую из функций, под его влиянием теряется возможность правильно мыслить, способность соответствующим образом оценить другого человека, предмет или событие, интуитивные возможности тоже иссекают. Чувство отличается от аффекта тем, что оно «не производит ощутимых физических иннерваций», т.е. оказывается обычным мыслительным процессом. Иррациональные функции Юнг трактует как воспринимающие. Интуицияотносится к восприятию с помощью бессознательных процессов, ощущениеесть восприятие с помощью органов чувств. Ощущениесхватывает, сообщает человеку, что нечто есть во внешнем для него мире, интуицияпостигает («подхватывает», «подбирает») то, что находится в мире внутреннем. Способ постижения здесь выходит за рамки рассудочного, лежащего в узких пределах здравого смысла. Иррациональные типы основываются исключительно на переживании – «настолько исключительно, что, как правило, их суждения не могут поспеть за их переживаниями». Рассматривая рациональные и иррациональные функции, Юнг подчеркивает, что выраженность какой-то одной из них не является достаточным условием для упорядочивания опыта человека и его адаптации к окружающей действительности – для полной ориентации все четыре функции должны внести свой специфический вклад. Мышление обязано облегчить опознание и осмысление. Чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас. Ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, вкуса, слуха и т.д. Интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на их «заднем плане». Выделение ведущих, вспомогательных и подчиненных функций связано с их иерархическими взаимоотношениями, которые в итоге и определяют тип личности. Ведущей (доминирующей) функцией является та из четырех, котораяиспользуется чаще других. Согласно Юнгу, эта функция в наибольшей степени осознается человеком, «ее осуществление находится под контролем воли и, в то же самое время, ее управляющий принцип является решающим для ориентации сознания». Ведущая роль функции определяется с одной стороны, врожденными предпосылками, а с другой – социальными условиями: «Требования общества вынуждают человека, прежде всего (и по большей части), прилагать себя к выделению той из функций, которой он наилучшим образом наделен от природы, или которая обеспечит ему наилучший социальный успех. Очень часто человек отождествляет себя более или менее полно с наиболее предпочтительной для него и, следовательно, наиболее развитой функцией» [27]. Вспомогательные функции не имеют единственной и абсолютной достоверности и решающего значения, но учитываются как дополнительные. Природа вспомогательных функций отличается от природы доминирующей, но в этих отношениях нет антагонизма: либо иррациональные функции могут быть вспомогательными для одной из рациональных, либо наоборот. Подчиненная функция является наименее развитой. Она пребывает в более или менее примитивном состоянии и зачастую осознается лишь наполовину или совсем не осознается.Специфическая особенность подчиненной функции состоит в том, что она может «самовольно» активизироваться в тех случаях, когда человек вкладывает слишком много энергии в реализацию ведущей функции. Как писал К. Юнг, подчиненная функция «независима, она нападает, очаровывает, пленяет и так раскручивает нас, что мы уже перестаем быть хозяевами самих себя и не можем больше правильно различать между собой и другими». Это то, что регулярно происходит в так называемом кризисе середины жизни, когда человек пренебрегает некоторыми аспектами своей личности столь долго, что они, в конце концов, требуют своего признания. Сверхчувствительные и сильные эмоциональные реакции любого рода – от страстной влюбленности до слепого гнева – являются ясным признаком того, что подчиненная функция, наряду с одним или более комплексами, стала активной. Когда необходимо развить подчиненную функцию, это делается постепенно и, прежде всего, путем прохождения через одну из вспомогательных функций. Например, для того, чтобы «утихомирить» воздействие бессознательного, иррациональный тип нуждается в более сильном развитии рациональной вспомогательной функции, присутствующей в сознании. Типы личности. В зависимости от сочетания установки и ведущей функции психики К.Юнг выделял 8 типов личности, краткое описание которых представлено ниже. При знакомстве с этими описаниями стоит обратить внимание на то, что в них делается акцент на отрицательные характеристики. Это связано с тем, что источником типологии был клинический опыт автора [15]. 1. Экстравертный мыслительный тип характерен для людей, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы являются результатом глубокого понимания реальности, то такие люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем более узкой является схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель оправдывает средства. Люди этого типа в крайнем варианте отличаются эмоциональной тупостью: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством. 2. Экстравертный чувствующий тип. Люди этого типа склонны к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что их окружает. Они предпочитают партнеров, соответствующих определенным критериям (например, занимающих высокое социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые надо испытывать в театре. От чувств таких людей всегда веет холодом, поэтому их поведение часто воспринимается окружающими как притворство. 3. Экстравертный сенсорный тип. Такие люди определяют ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность объекта. Представители этого типа ищут наслаждения и удовольствия. Если ощущения не очень сильно доминируют над остальными функциями, они производят впечатление людей, радующихся жизни, эстетов; в противном случае – становятся неприятными для окружающих. 4. Экстравертный интуитивный тип. Люди этого типа обладают необычайно развитой чувствительностью ко всему новому и необычному. Они легко увлекаются новым объектом и могут «заразить» своим энтузиазмом окружающих. Однако как только объект привязанности и восхищения исчерпывает свои возможности к развитию, интуитивные экстраверты без сожаления забывают о нем и переключаются на другой, более интересный. Поскольку нравственные устои не являются решающими для таких людей, их часто относят к разряду легкомысленных и авантюристичных. По мнению К. Юнга, люди этого типа «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но в реальности живут не они, а другие. 5. Интровертный мыслительный тип. Люди этого типа характеризуются мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого они склонны подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Они создают теории ради теорий. В отличие от мыслительных экстравертов, они стремятся не к расширению знаний о мире, а к их углублению, а также не стремятся увлечь окружающих своими идеями и завоевать их поддержку. На фоне убежденности в правоте своих идей мыслительные интроверты негодуют на общество, которое отказывается их воспринимать. Окружающие характеризуют представителей этого типа как высокомерных и властных. Близкие люди считают их наивными и неприспособленными к жизни. 6. Интровертный чувствующий тип. Представители данного типа выглядят внешне спокойным. Их эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у них может «все кипеть». Эмоциональная сдержанность таких людей воспринимается окружающими негативно, как проявление холодности. 7. Интровертный сенсорный тип, в отличие от экстравертного сенсорного, ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому, как только ощущение пропадает, объект для такого человека теряет ценность. Представители этого типа непонятны и непривлекательны для окружающих. 8. Интровертный интуитивный тип порождает, согласно К.Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы – мистиков. Это люди, которые сосредоточены на реальности своего внутреннего мира, держатся в стороне от окружающих и индифферентны к ним. Продукты их творчества для других, как правило, непонятны. Как утверждают Л. Хьел и Д. Зиглер, большинство основных концепций К. Юнга, в том числе и его типология, не подвергались эмпирической проверке. Тем не менее, в настоящее время существует два личностных опросника, известных по фамилиям их авторов (И. Майерс – К. Бриггс и Д. Кейрси), которые опираются на рассмотренную выше модель [23, 31]. Теория черт Рисунок 1. Иерархическая организация черты (Г. Айзенк, 1970)
Как это проиллюстрировано на рисунке, на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и импульсивного поведения. В своей совокупности перечисленные черты составляют суперчерту, которую Айзенк назвал экстраверсией [24]. Подходы к изучению и классификации черт. Мотивы научного поиска Г. Оллпорта были связаны с категорическим неприятием того взгляда на личность, который предлагала психоаналитическая теория. Он считал, что завышение роли бессознательного часто приводит сторонников этой теории к ошибочным выводам о личности, и поэтому стремился найти способы диагностики личностных особенностей, основываясь исключительно на осознаваемых особенностях поведения. Поиск таких осознаваемых особенностей Г. Оллпорт начал с составления каталога всех слов, которые, так или иначе, характеризуют человека. Исходил он при этом из того, что отчетливые особенности личности должны быть отражены в языке (то, что осознается людьми, то и получает название). Именно эта идея Г. Оллпорта впоследствии определила одно из названий, которые часто употребляются при описании моделей его последователей, – «лексические» модели. В 1936 году Г. Оллпорт и Х. Одберт на основе тщательного анализа английской лексики выделили 17.953 определений, с помощью которых можно описать особенности поведения человека. Убрав из этого списка те слова, которые обозначали способности человека, его физические особенности («толстый», «рыжий»), преходящие состояния (отглагольные прилагательные типа «сконфуженный») и т.д., авторы оставили только те термины, которые относились к устойчивым особенностям человека, определяющим способы его адаптации к условиям жизни. К их числу относятся, например, «агрессивность», «настойчивость», «замкнутость», «мягкость» в общении с другими и т.д. Сокращенный на этих основаниях список слов оказался значительно меньше, но по-прежнему оставался необъятным для целей экспериментального анализа: в него входило 4504 слова (или, придерживаясь терминологии Г. Оллпорта, 4504 черты). Пытаясь структурировать это огромное количество черт, Г. Оллпорт предложил уровневую классификацию черт: 1. Кардинальные черты определяют все поведение человека. Такой чертой может быть интерес к какой-нибудь деятельности, проявляющийся в раннем возрасте и определяющий всю жизнь человека. Например, психолог Р. Стернберг, увлекся проблемой интеллектуального тестирования в 13-летнем возрасте. B это время его тестировали первый раз в жизни, а сама процедура оказалась для него настолько непонятной и страшной, что он не смог справиться с заданиями теста. Вскоре после этого он изобрел свой собственный тест, а затем раздобыл тест А. Бине, который проводил в своем классе. Прекратить эту деятельность Р. Стернберга заставили жалобы родителей одноклассников, которые отнеслись к его занятиям крайне неодобрительно, но интерес к исследованию интеллекта сохранился у него на всю жизнь и определил его профессиональный выбор. Кардинальные черты определяют многие особенности личностной сферы, но встречаются они крайне редко и далеко не у всех людей. 2.Центральные черты определяют поведение человека в самых разных ситуациях, являются устойчивыми и обнаруживаются в той или иной степени у всех людей. Когда современная психология говорит о чертах, она имеет в виду черты именно этого уровня. 3. Вторичные черты свойственны некоторым людям в некоторых ситуациях. Такие черты являются предметом идеографического описания индивидуальности и свидетельствуют об уникальности каждого человека.
Для использования в практических целях классификация черт, предложенная Г. Оллпортом, была явно непригодна: она оставляла неизменным список из четырех с половиной тысяч черт, работать с которым было невозможно, не давала представления о взаимодействии разных черт, о причинно-следственных отношениях между разными чертами. Тем, не менее, предложенный список можно было использовать как отправную точку для создания структуры личностных свойств [13]. Модель Р. Кеттелла Раймонд Бернард Кеттелл (Cattell, 1905-1998) был первым, кто предложил применить для выявления основных свойств личности метод факторного анализа, который до этого использовался в качестве способа упорядочивания экспериментальных данных. Известно, что факторный метод заключается в математическом анализе корреляций внутри некоторой группы данных. В факторных исследованиях обычно применяются три источника данных: 1. «L»-данные («Lift record data»), полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Чаще всего их получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. «L»-данные хороши для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. Однако данный источник информации о личности имеет ряд недостатков. Во-первых, восприятие человека всегда несколько искажено, в связи с особенностями личности самого эксперта. Во-вторых, на оценку влияют отношения между испытуемым и экспертом (хорошие или плохие, отношения типа руководитель – подчиненный). В-третьих, требуется специально обучать экспертов и выделять им какое-то время для наблюдения за испытуемыми. 2. «Q»-данные («Questionnaire data»), полученные с помощью опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации «Q»-данные занимают центральное место в личностных исследованиях. «Q»-данные также в довольно сильной степени подвержены искажению. Причины искажения носят познавательный и мотивационный характер и зависят от уровня самооценки испытуемого. 3. «T»-данные («Objective test data»). Эти данные базируются на создании контролируемых экспериментальных ситуаций. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов [20]. Р. Кеттелл первоначально исходил из «L»-данных, полученных Г. Оллпортом и Х. Одбертом. В 1946 г. он предпринял попытку уменьшить список черт, разработанный этими авторами, до рациональной величины. Список был разделен на синонимические группы. Из каждой такой группы были отобраны по одному термину, выражающему, по мнению Р. Кеттелла, основное смысловое содержание соответствующей синонимической группы. Таким образом, список личностных черт был сокращен до 160. Чтобы придать списку законченный вид, Р. Кеттелл добавил в него 11 терминов из толкового словаря, получив, таким образом, 171 «описательную переменную». Для дальнейшего сокращения Р. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из черт личности. С целью выяснения группового мнения экспертов Р. Кеттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высоко коррелирующие характеристики, которые, по-видимому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары характеристик, имеющие высокие отрицательные корреляции. Например, «разговорчивый – молчаливый», «доверчивый – подозрительный», «веселый – печальный» и т.д. Таким образом, Р. Кеттелл получил набор из 36 биполярных прилагательных, который он затем расширил до 46 пар путем включения специальных терминов, взятых из работ других исследователей. Согласно Р. Кеттеллу, выделенные пары прилагательных соответствуют «поверхностным чертам» личности. «Исходные черты», составляющие основу поверхностного поведения, он определял путем дальнейшего факторного анализа экспертных данных, в результате которого удалось выделить 12 основных личностных черт. К каждой черте были подобраны вопросы, ответы на которые показывали, в какой степени та или иная черта выражена у данного человека. Поскольку, по мнению Р. Кеттелла, не все особенности личности могут быть видны экспертам, он добавил в опросник общие характеристики личности, которые может оценить только сам человек («Q»-данные). В целом получилось 16 общих черт личности, а методика, которая используется для их диагностики, получила название «16PF» (табл. 2). Таблица 2 Модель «Большая пятерка» B более поздних работах, особенно в тех, которые ведутся, начиная с 60-х годов 20 века, количество и содержание факторов, обнаруженных Р. Кеттеллом, начинает подвергаться сомнению. Так, используя тот же список свойств, к которому пришел Кеттелл в результате факторного анализа, но, расширяя группу экспертов, которые эти свойства оценивают, разные исследователи выделяют всего пять факторов (Голдберг Л.Р., 1981; Джон, O.П., 1990; Мак-Край Р.Р. и Коста П.Т., 1990-1994 и др.). Описание модели. Каждая из личностных особенностей, описываемая пятью факторами, является более общей по отношению к огромному количеству черт, входящих в список Г.У. Оллпорта и Х.С. Одберта. Иначе говоря, каждый из этих факторов определяет в той или иной степени индивидуальные различия по многим чертам личности. Например, при семантическом анализе взаимосвязей между различными чертами было показано, что фактор, названный «доброжелательность», включает в себя около 300 первичных черт личности, а в целом, все 5 факторов обусловливают индивидуальные различия, проявляющиеся примерно в 800-х чертах личности (Норман У.T., 1963). Высокий уровень обобщенности факторов (влияние их на разнообразные и менее общие личностные черты) определил их название – «Большая пятерка» («Big Five»). Содержание Большой пятерки в значительной степени совпадает в работах разных авторов, независимо от того, какие математические методы они используют, и какой именно список черт берется за основу − исходный или модифицированный в более поздних работах (табл. 4).
Таблица 4 Факторы «Большой Пятерки»
Более подробное описание факторов Большой пятерки, с учетом промежуточной степени их выраженности, представлено ниже. Авторы этого описания – Дж. Ховард, П. Медина и Ж. Ховард, разработавшие методику для экспресс-диагностики структуры личности, основанной на данной модели «Локатор большой пятерки». 1. Экстраверсия – фактор, проявляющийся в направленности на внешний или внутренний мир. Как хорошо известно, экстраверты отличаются общительностью, активностью, импульсивностью, поиском новой мощной внешней стимуляции. Экстраверты склонны к лидерству, более физически и вербально активны, дружелюбны, веселы, оптимистичны. Другой полюс фактора представлен интровертом, для которого характерна тенденция к независимости, самостоятельности, индивидуализм. Между двумя описанными полюсами находится амбиверт, человек, способный как к жизни в состоянии изоляции, так и к активной деятельности в социуме. 2. Доброжелательность, которую авторы обозначают терминами «склонность к согласию», или «уступчивость» – мера социоцентризма как противоположности эгоцентризма. На одном конце этого континуума располагается «конформист», склонный подчинять личные потребности потребностям группы, скорее принимающий нормы группы, чем настаивающий на собственных принципах. Эту черту также связывают с «приятным характером», проявляющимся в доверии к людям, доброжелательности, избегании конфликтов. Другой конец континуума представляет человек, «бросающий вызов». Он в большей степени ориентирован на свои персональные принципы и потребности, чем на нормы и интересы группы. «Бросающий вызов» следует своему внутреннему голосу, а не идет за группой. Он отличается склонностью создавать проблемы для других, определенной агрессивностью, безразличием, жесткостью, враждебностью к другим. В середине континуума располагается «лицо, ведущее переговоры»: такой человек способен переходить от управления ситуацией к покорности ее требованиям. Эта личность как бы объединяет в себе две тенденции, первая из которых в своих крайних проявлениях приводит к зависимости и утрате собственной индивидуальности, а вторая – к самовлюбленности, противопоставлению себя обществу, «параноидности». 3. Сознательность (добросовестность) – фактор, выражающий степень сознательного контроля со стороны субъекта за своим поведением и деятельностью. Один его полюс представлен такими качествами, как высокое самообладание, упорство, организованность, дисциплинированность, ответственность, тщательность, точность в работе, ориентация на задачу. Все эти черты благоприятствуют сосредоточению индивида на личностных и профессиональных целях. В результате возникает тип личности, которую можно назвать «сфокусированной», или однонаправленной. Другой полюс представлен «изменчивым» человеком, легко отвлекающимся, неорганизованным, слабо контролирующим собственные импульсы и в целом отличающимся низким уровнем целенаправленного поведения. «Изменчивые» не обязательно работают меньше, чем «сфокусированные» люди, но их активность в меньшей мере связана с работой, направленной на конкретную цель. Гибкие, легко бросающие начатое дело, они легко увлекаются новыми идеями, делами или людьми. Эта черта благоприятствует развитию творческого потенциала, поскольку включает в себя спонтанность поведения и высокий интерес к экспериментированию. В середине данного континуума – «сбалансированный» индивид, сочетающий тенденции постоянства и изменчивости. Подобный человек может быть идеальным посредником между представителями крайних групп данного фактора. Для него не составит особого труда, с одной стороны, стабилизировать деятельность «изменчивых», не вызывая у них отчуждения, а с другой – направить «сфокусированных» на поиск новых перспективных возможностей. 4. Негативная эмоциональность, нейротизм проявляется в чувствительности индивида к стрессогенным ситуациям. На одном полюсе этого фактора находятся «реактивные» личности, отличающиеся легкостью возникновения отрицательных эмоций. Они испытывают большое количество негативных переживаний, тревожны, раздражительны, подвержены плохому настроению, склонны видеть все в черном свете, а также менее удовлетворены жизнью, чем остальные люди. На другом полюсе находятся индивиды, имеющие тенденцию относиться к жизни более рационально и спокойно, чем большинство людей. Подобные люди кажутся невозмутимыми, их как бы не волнуют происходящие вокруг события. Между назваными полюсами находится обширный средний диапазон степени выраженности данного фактора. Люди, попадающие в этот диапазон, наделены как эмоциональной устойчивостью, так и реактивностью. 5. Открытость опыту проявляется в восприимчивости к любому виду знаний. Здесь присутствует интерес, как к внутреннему миру собственной личности, так и к тому, что происходит в мире внешнем. Открытые опыту люди имеют широкие интересы, развитую фантазию, гибкий ум и эстетическую чувствительность, их привлекает все новое, необычное. В самом широком смысле их можно назвать исследователями. Они открыты для новых подходов, путей решения проблем, отличаются склонностью к самоанализу и рефлексии. Противоположность этим людям составляют закрытые опыту индивиды. Их отличают ограниченные интересы. Такие личности воспринимаются как заурядные, «удобные», консервативные. В середине континуума располагаются люди, которые могут с интересом относиться к чему-либо, но считают постоянное исследование себя и окружающей реальности утомительным. Они способны, подобно «консерваторам», длительное время уделить знакомой работе. Однако, в конечном счете, у них, как и у «исследователей», возникает потребность в новом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы