Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Заметки очевидца о советской культуре обнаженности в 1931 году.



Наиболее поражающая из всех достопримечательностей этой самой необычной земли мира — берега Москва-реки в это время года.

Весна и лето значат для России больше, чем для стран с более мягким климатом.

После долгой зимы с ее снежными сугробами глубиной в ярд, температурами за «минус 30», первые солнечные дни мая и первые теплые дни июня являются для населения щедрыми подарками Природы, намного более ценными, чем для жителей южных стран.

Мы садимся на крошечный речной пароходик в самом центре Москвы, на один час лениво разваливаемся на его палубе и высаживаемся на Ленинских горах, когда-то называемых Воробьевыми, с высоты которых 119 лет назад Наполеон наблюдал, как огни горящего города, освещающие небо, уничтожают его надежды.

На обрывистом берегу реки расположена группа домиков, кафе и ресторанчиков под открытым небом.

На противоположной стороне песчаная равнина растянулась на милю и на этой равнине происходит действие, включающее в себя соревнования по легкой атлетике, выступления цирковых артистов и массовый пикник.

Тысячи мужчин и женщин, девочек и мальчиков, грудных детей играют в разные игры, устраивают пикники, купаются в реке или просто принимают воздушные ванны, греясь на солнце.

Такая сцена может быть повторена на любом из тысяч «буржуазных» курортов. Хотя, есть и одна индивидуальная деталь. Большинство участников пикника, юных атлетов и более старших людей — полностью обнажены. Группа юношей соревновалась в прыжках в длину. Полусотня их находилась в стороне от ямы для прыжков, ожидая своей очереди. Все они были раздеты догола. Полдюжины девушек в легких летних платьях, проходя мимо, остановились, чтобы понаблюдать за прыжками. Бронзовое юное тело пролетело рядом с ними. Девушки закричали, поскольку заметили, что юноша заступил отметку, затем раздался дружный смех, так как амбициозный атлет приземлился лицом прямо в песок. Окружающие воспринимают все происходящее вокруг как должное. Только один раз спокойствие толпы людей было нарушено. Из кустов появился молодой человек в плавательном костюме. Через мгновение он был окружен гикающими подростками и подтрунивающими над ним обнаженными девушками. Чтобы избежать насмешек, парню пришлось раздеться, после чего он пошел купаться вместе с остальными.

Другая группа молодых людей соревнуется в 100-метровом забеге. За ними также наблюдает группа болельщиц, но в отличие от мужчин эти женщины одеты. Невдалеке группа обнаженных девушек играет в ручной мяч. Ниже по реке несколько сотен женщин разного возраста плавают, играют или просто беседуют, стоя по колено в воде. Никто не обращает на них особого внимания. Их часть реки отделена легкой деревянной загородкой, своего рода знаком для мужчин, что это — женская территория. Однако это не является помехой для наблюдения, а также препятствием для прохождения мужчин. В центральной части этой площадки видна общая группа обнаженных мужчин, женщин и детей. Здесь отдыхают семьи родственников или коллег по работе.

Примечательно, что в Советском Союзе мужчины и женщины — сторонники культуры обнаженности стараются создать между собой видимость дистанции (может это — рудиментный пережиток «буржуазного» стыда). Хотя, как уже было отмечено, наблюдается присутствие лиц постороннего пола — зрителей на соревнованиях обнаженных спортсменов. Специфические черты советской культуры обнаженности: никакой организации, никакого внушения и обучения этому, все воспринимается как естественная вещь. Во всей России нет ни одного журнала, целиком посвященного движению культуры обнаженности. В Германии любой стенд новостей облеплен ими.

В Германии и других местах защитники движения считают важным нахождение обнаженных мужчин и женщин вместе как вызова существовавшим ранее обычаям и предрассудкам. Очевидец достоверно сообщил мне об одной встрече в доме берлинских интеллектуалов, сторонников культуры обнаженности, полных энтузиазма от обращения в эту идеологию. Шесть мужчин и шесть женщин, некоторые состоявшие в браке, некоторые нет, все, тем не менее, желающие доказать свою вновь приобретенную свободу от цепей одежды, собрались в доме одной пары. Они пришли в девять часов, сняли свои пальто и шляпы и отправились в комнату для переодевания, чтобы снять дальше все, что на них оставалось. Затем все они голыми собрались в одной из комнат, хозяева подали чай, и присутствующие принялись обсуждать погоду, спортивные новости, теорию Эйнштейна, критику Шпенглера, политическую ситуацию. Это же никогда не случилось бы в Советском Союзе. Во всяком случае, не сейчас.

Двенадцать лет назад, если мы возвратимся к первым годам революции, летом 1919 года, когда культура обнаженности была все еще причудой для России, даже более удивительные демонстрации обнаженности были не только возможны, но и происходили. Для советских властей, объявивших о полной и безусловной свободе рабочего класса от буржуазного уклада жизни, было неудобно запрещать такую безобидную демонстрацию этой свободы, как желание появляться на публике без одежды. Совет народных комиссаров поручил решение этого вопроса комиссариату по здоровью. Этот комиссариат, возглавляемый дипломатичным товарищем Семашко, нашел выход. Он издал официальное заявление, хвалившее «бесстыдников» за то, что они обратили внимание населения на пользу «воздуха и солнечного света».

Далее было заявлено, о крайней симпатии этому движению со стороны медицины и властей. Но в конце содержалась хитрая фраза, что, имея в виду загрязнение воздуха городов пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи, было бы благоразумно, чтобы впредь никто не появлялся на переполненных улицах города без должной одежды, достаточной для того, чтобы служить прикрытием от случайного заражения. Заканчивалось заявление повторением превознесения ценности нахождения обнаженным на свежем воздухе и при солнечном свете, который можно найти лишь на окраинах города и за пределами его на берегах Москва-реки, но не на улицах. Совет был воспринят, и с тех пор толпы голых не причиняли проблем для дорожных полицейских. В конце этого лета «бесстыдники» продолжали свой культ массовыми собраниями и взволнованными речами на лугах вне Москвы. В этом заявление департамента здоровья сослужило хорошую службу.

Раз правительство, заботясь о гражданах, запретило появление в обнаженном виде на улицах, ни один истинный пролетарий не ослушается. Все они были хорошими гражданами, а товарищ Семашко был специалистом, раз специалист говорит, что нехорошо ходить обнаженным по городской пыли, то поэтому следует натянуть на себя меховую шапку и шубу даже, если снег выпадает в это время года в другой части света. Советское правительство имеет серьезную причину, чтобы поддерживать сторонников культуры обнаженности. Она должна быть замечена всяким, кто когда-либо посещал мероприятия сторонников культуры обнаженности в любой стране. Наиболее радикальное уравнительное действие, которое есть у человечества — снятие одежды. Сразу же исчезают оценки социального положения, профессиональной принадлежности и чувство уникальности. Рабочие, крестьяне, конторские работники вдруг становятся просто одинаково созданными природой людьми без классовых и сословных различий. Это в краткой форме излагает главную цель советских руководителей. Вот почему движение культуры обнаженности так массово распространилось в Советском Союзе. Сейчас, этим летом на каждой реке, на берегах озер и морей буквально миллионы мужчин и женщин плавают и загорают под солнцем без одежды, чувствуя себя при этом абсолютно естественно, как будто, по-другому и не может быть. Известный «пятилетний план» индустриализации Советского Союза, который включает не только программу строительства и производства, но и план устройства жизни каждого человека в стране, позаботился даже о шашках и шахматах. Однако в нем не было сказано ни слова о культуре обнаженности. Да это было и не нужно, так как нация уже была сориентирована на полезность хождения без одежды в правильное время года и в правильном месте. Со всей очевидностью, более всего, это проявляется на Черном море. Вдоль его изумительной береговой линии от Батуми до Севастополя металлически-голубая вода субтропического океана охватывает пляжи, которые приютили наибольшую колонию энтузиастов обнаженной культуры в мире. Некоторые из пляжей, расположенных возле городов, имеют тонкий невысокий деревянный забор, чтобы разделять людей противоположного пола. Другие, как в Батуми, отделяютмужчин и женщин только проволокой.

Остальные оставили вопрос разделения полос на усмотрение самих загорающих. Любопытство, похотливая назойливость в действительности охлаждаются почти всеобщим приятием общественностью обнаженного купания. Причем Эрос на пляже как бы не присутствует. Старое изречение, что одежда была создана для того, чтобы соблазнять и стимулировать эротические желания, целиком подтверждается вечером, когда отдыхающие на «Красной Ривьере» облачаются в нарядные одежды и выходят на гуляния по приморским набережным. Какого?

Пусть после этого новоявленные моралисты и блюстители нравственности попробуют заявить, что российский менталитет не приемлет открытости тела. Оказывается, многое из того к чему я призываю в этой книге, у нас уже было и, более того, носило всенародный масштаб! В статье немного затронута тема движения «Долой стыд». Я тоже не могу пройти мимо такой интересной темы. Все-таки до чего своеобразен менталитет русского народа! Если сверху спускается инициатива, то ее надо воспринять как руководство к действию и довести до абсурда, чтобы, тем самым, навсегда похоронить. Так было на протяжении всей нашей истории, так и будет всегда! В 1925 году в городах России появились отделения Всероссийского общества «Долой стыд». Центральное правление этого общества располагалось в Москве на Гоголевском бульваре. Размах деятельности общества был поистине революционный.

Полностью раздетые люди ходили по улицам городов и даже ездили в общественном транспорте. Иногда в порядке агитации устраивались многолюдные марши сторонников движения по центральным улицам городов. Лозунги и плакаты, которые несли активисты общества, содержали требования, считать стыдливость пережитком буржуазной морали, и призывали трудящихся всего мира вступать в ряды их сторонников. Понятно, что такое пролетарски — уравнительное движение не могло не поддерживаться властью. Хотя, когда его размах превзошел даже самые смелые ожидания руководства страны, как об этом было сказано в статье, наркомат здравоохранения рекомендовал членам общества не посещать центральные части городов. Сталин, тем временем, осознав, что свобода тела рано или поздно перерастет в свободу мысли, решил наложить запрет на публичное обнажение как социальное явление в целом.

Интересно, что в это же время, а именно в 1933 году, к такой же мысли приходит и Гитлер. И это притом, что сам он пришел к власти, пропагандируя нудизм! Вспомните, хотя бы, фильм «Олимпия» Лени Рифеншталь (1902–2003) — режиссера, создавшего атрибутику нацизма. Натуризм в Германии сначала уходит в подполье, но постепенно количество его приверженцев сходит на нет. К слову, ради справедливости, надо отметить, что к моменту прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера страной, имевшей право считаться центром нудизма, была уже Франция.

Французский нудизм как движение был основан братьями — врачами Гастроном и Андрею Дюрвилями. На красивом острове Леван в Средиземном море они основали нудистский центр «Гелиополис».

В 1929 году Марсель Киена де Монжео создал в г. Карам-бувиль французское общество гимнософистов («мудрецов, живущих обнаженными» — см. Раздел 1) и начал издавать журнал «Жизнь! », пропагандирующий нудистский образ жизни.

В 1931 году врач Альберт Леккок написал первую серьезную научную работу о пользе гелиотерапии, оказавшую значительное воздействие на приобщение к нудизму большого числа французов.

С этого времени начинается история «Клубов Солнца», целой системы организованного нудистского отдыха с лечебным акцентом. Однако и здесь, Вторая мировая война приостановила развитие оздоровительного нудизма.

Центром мирового нудизма на это время становится Северная Америка. Немецкие эмигранты, попавшие на этот континент в конце XIX века, занесли семена этого движения на благодатную почву. Ведь еще в XVIII веке Б. Франклин (1706–1790), писатель и дипломат, чье лицо нам хорошо знакомо по стодолларовым банкнотам, находил пользу в ежедневных прогулках голышом — «воздушных ваннах». Позднее Генри Торо (1817–1862), философ, юрист и эколог, автор идеи движения «гражданского неповиновения», научно обосновал лечебное воздействие этих процедур. Но только в начале XX века нудизм в Америке стал по настоящему массовым движением. В 1929 году Верховный суд США официально разрешил прилюдное обнажение мужчин и женщин с оговоркой: «Если, при этом нет места непристойному поведению». Таким образом, Америка оказалась первой страной, в которой нудизм был принят государством официально! В 1933 году в США была создана национальная конфедерация нудистов, которая позднее была переоформлена как «Ассоциация Загорающих Американцев (the American Sunbathing Association)».

К середине 30-х годов уже существовало более восьмидесяти нудистских центров по всей Америке, включая даже Аляску. Параллельно произошел всплеск интереса к нудизму в Канаде, особенно, в Британской Колумбии и на юге Онтарио, приведший к созданию в 1947 году единой Канадской Ассоциации Солнечных ванн (CSA). После краха фашизма вновь наступила пора расцвета нудизма в Германии. Стремительно увеличилась численность сторонников этого движения. Дошло до того, что центральный городской парк Мюнхена, так называемый «Английский сад», был передан в распоряжение нудистов. Этот парк раскинулся вдоль берега реки Изар к северо-востоку от Ринга — мюнхенского «Садового кольца», аналогичного московскому. «Английский парк во многом формирует стиль жизни баварской столицы», — читаем мы в журнале «Гео» № 10, октябрь 1999 года. Ежедневно практически в любую погоду тысячи мюнхен-цев и гостей города приходят туда, чтобы провести время по-натуристски, собираясь в большие группы на полянах по берегам речки Айсбах, протекающей через парк. Немцы вообще являются чрезвычайно рациональной нацией. И если они убеждены в том, что нудизм приносит лечебную пользу организму, то можете быть уверены, что так оно и есть на самом деле.

Поэтому большинство немцев относятся к Культуре Свободного тела (Frei Korper Kultur — FKK, так сейчас называется организованный нудизм) как к естественной оздоровительной процедуре. Ну, а публичное обнажение, будь то в купальнях, банях или бассейнах, на пляжах или культурно-массовых мероприятиях, вообще является нормой германской жизни. Впервые попав в Германию, я сам наблюдал, как из подъехавшей к берегу Рейна машины вышли взрослые с детьми, не торопясь разделись догола и отправились принимать водные процедуры. Накупавшись, они спокойно вернулись к машине, оделись и уехали. Может быть, в этом и не было ничего необычного, но все это происходило на центральной набережной курортного городка Боппард, где в это время находились не только многочисленные туристы и прохожие, но и местные полицейские. Правда, через некоторое время подобное отношение немцев к публичному обнажению меня уже не удивляло. Обнаженные продавцы в магазинах, рекламные зазывалы, уличные стриптизеры, просто голые, гуляющие по улицам, все это — обычное явление в этой стране.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь