Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Срочный характер охраны авторских прав.



В соответствии со ст. IV Всемирной конвенции срок охраны, произведения устанавливается законодательством государства в котором предъявляется требование к охране, однако он не может быть меньше 25 лет после смерти автора. В определенных случаях и в отношении некоторых категорий произведений допус­кается исчисление срока с момента первого выпуска в свет или с момента регистрации произведения. Сокращенный срок — 10 лет установлен для фотографических произведений и произведений прикладного искусства.

В странах Бернского союза (в том числе в РФ) действуют иные правила о сроках. Статья 7 Бернской конвенции устанавли­вает срок охраны в 50 лет после смерти автора либо с момента смерти последнего из соавторов (ст. 7 bis). Пункт 3 ст. 7 закреп­ляет особый порядок исчисления сроков для произведений, выпу­щенных анонимно или под псевдонимом. В таком случае течение срока начинается с момента правомерного обнародования. Пункт 2 ст. 7 Бернской конвенции допускает установление осо­бого порядка исчисления сроков охраны кинематографических произведений. Они могут исчисляться с момента обнародования либо создания (для необнародованных — в течение 50 лет после создания произведений)- Наконец, допускается установление со­кращенного срока охраны фотографических произведений и про­изведений прикладного искусства —25 лет, причем исчисляться он может с момента создания такого произведения (п. 4 ст. 7 Бернской конвенции).

Исчисление всех вышеуказанных сроков начинается с 1 янва­ря года, следующего за наступлением юридического факта, лежа­щего в основании начата течения сроков (п. 5 ст. 7 Бернской конвенции).

В национальном законодательстве могут содержаться повышенные сроки охраны. Так в соответствии со ст. 1281. ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Основные права авторов.

Все права, принадлежащие авторам произведений, подразделя­ются на две основные группы: личные неимущественные («моральные») права и имущественные права.

К правам первой группы относятся: право требовать призна­ния авторства (которое объединяет в себе право признаваться ав­тором произведения и право на имя); право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произве­дения, противодействовать любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора (п. I ст. 6 bis Бернской конвенции). Такие права существу­ют независимо от имущественных прав автора и полностью со­храняются в случае их уступки. После смерти автора они имеют силу по крайней мере до прекращения имущественных прав. Ра­зумеется, личные права не переходят в порядке правопреемства, а только осуществляются лицами или учреждениями, уполномоченными на это законом государства.

Следующая группа прав имеет особое экономическое значение для автора и его правопреемников. Это имущественные права.

Первым в ряду имущественных прав автора Бернская конвен­ция называет исключительное право автора переводить и разрешать переводы своих произведений (ст. 8 Бернской конвенции). Всемирная конвенция допускает право государств-участников устанавливать ограничения исключительного права автора разрешать перевод письменного произведения. В соответствии с ней внутренним законодательством договаривающегося государства может быть разрешена выдача принудительной лицензии ( выдаваемой без разрешения обладателя права перевода или даже вопреки его запрету. ) на перевод произведения. Выдача такой лицензии возможно только в том случае, если соискатель лицензии докажет, что обращался к правообладателю, но получил отказ, либо, несмотря на предпринятые попытки, его просьба не была вручена правообладателю.

Несмотря на то что лицензия выдается без разрешения обла­дателя права перевода, в ст. V Всемирной конвенции предусмот­рен ряд важных мер по обеспечению интересов обладателя. Во-первых, сохраняются неимущественные права автора, во-вторых, внутренним законодательством государств, допус­кающих выдачу принудительных лицензий, должны быть приняты меры для того, чтобы обеспечить обладателю права перевода справедливое вознаграждение, причем соответствующее междуна­родной практике (а не местным стандартам), а также его выплату и перевод за рубеж.

Следующим имущественным правом автора является право на воспроизведение исключительное право разрешать воспроизведе­ние произведений любым образом и в любой форме (ст. 9 Берн­ской конвенции). Любая звуковая или визуальная запись призна­йся воспроизведением (п. 3 ст. 9). Таким образом, под воспроиз­ведением понимается создание копии произведения вне зависимости от способа ее создания и материального носителя, используемого для этой цели. Ограничением этого права является право частной копии признаваемое практически во всех странах.

Право на передачу в эфир (трансляция по телевидению, радио и т.д.). Пункт 3 ст. 11 bis Бернской конвенции специально подчеркивает, что разрешение на передачу произведения в эфир не включает в себя разрешение на запись передаваемого произведения. Такая запись представляет собой воспроизведение, и потому для ее осуществления нужно отдельное разрешение правообладателя.

Право долевого участия на оригиналы произведений искусства рукописей (ст. 14 ter Бернской конвенции). Данное право за­ключается в том, что в отношении оригиналов произведений ис­кусства и оригиналов рукописей (в том числе музыкальных про­изведений) автор, а после его смерти правопреемники, имеют неотчуждаемое право на долю от цены при каждой последующей продаже произведения, следующей за его первой уступкой.

Право на переделку произведений. В соответствии со ст. 12 Бернской конвенции авторы пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и иные изменения своих произведений. Такие произведения охраняются как оригинальные при условии соблюдения прав автора первоначального произведения.

Это основные права авторов любы произведений, кроме них Бернская конвенция выделяет группу прав, которые наделены отдельные категории произведений. К примеру, авторы драматических и музыкально-драматических произведений в соответствии со ст. 11 Бернской конвенции имеют исключительное право разрешить публичное представление или исполнение своих произведений. Право проката (право разрешать прокат) закреплено в ст. 11 Соглашения ТРИПС и в ст. 7 Договора ВОИС. Оно принадлежит авторам компьютерных программ и кинематографических произведений.

Кроме вышеназванных прав Бернская конвенция содержит од положений относительно защиты охраняемых прав. Общее правило заключается в том, что правообладатель имеет право возбу­ждать судебное преследование против контрафакторов (п. 1 ст. 15). Статья 16 устанавливает, что контрафактные экземпляры подле­жат аресту в любой стране Союза, в которой эго произведение пользуется правовой охраной.

Ограничивая возможность свободного использования произведений (необходимо получить согласие обладателей прав, выплатить гонорар и т.д.), Бернская конвенция не отвечает в ряде случаев интересам развивающихся стран. По инициативе этих стран на Стокгольмской конференции (1967) наряду с пересмотренным текстом Бернской конвенции был подписан специальный протокол для развивающихся стран. В нем предусмотрены некоторые правила, менее жесткие, чем в основном тексте Бернской конвенции. Однако в результате политики западных государств, защищающих интересы крупных издательских монополий, фирм по производству звукозаписи и других обладателей авторских прав, протокол не вступил в силу. В результате компромисса на Парижской конференции (1971) в текст Бернской конвенции были включены некоторые правила, облегчающие распространение переводной литературы в учебных и научных целях в развивающихся странах, однако менее льготные, чем предусмотрены в протоколе.


Поделиться:



Популярное:

  1. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  2. Delphi. Основные характеристики и терминология
  3. I. Общая характеристика толпы. Психологический закон ее духовного единства
  4. III.3.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ИММУНГЛОБУЛИНОВ — АНТИТЕЛ
  5. А. Общие транспортные характеристики и свойства наливных грузов.
  6. А. ХАРАКТЕРНЫЕ СВОЙСТВА КАЖДОГО ОРГАНА
  7. Аварии на химико-технологических объектах: характеристика разрушительного воздействия, типовая модель развития аварии, поражающие факторы.
  8. Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении тех, нического устройства или сооружения во время его работы.
  9. Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
  10. Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав
  11. Административное правонарушение понятие и характеристика.
  12. Алгоритм формирования техники двигательных действий легкоатлетических упражнений. Характеристика и технология обучения технике легкоатлетического вида из школьной программы (по выбору).


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь