Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика проведения словесных игр.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. У каждой игры есть своя цель. Игра имеет короткий или несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. Оснащена необходимой атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда. В содержание игры заложены цель, воспитательная задача. Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживая воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом. Воспитатель руководить всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями. Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делать такую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Таким образом, словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специального оснащения, условий. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. Словесные игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста Предлагаемая система игр позволяет в увлекательной для детей форме отработать первоначальные умения системного мышления. Цель этого блока игр: Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире. Чья это работа? Каждый ребёнок выбирает себе образ. Его можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа: " Кто умеет перевозить грузы? " и т.д. Тот из детей, для образа которого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим. В игре участвуют не более 5-6 детей, желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями. Угадай, кто я? Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: " Я умею..." (действие изображается при помощи пластики.) Дети должны отгадать и назвать изображённое действие. " А ещё я умею..." - говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций дети отгадывают объект. Например: прыгать, катиться, лежать... (мячик). Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер. Количество участников - до 10 человек. Метель. Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами: Закружила метель, словно чудо-карусель, И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии. Обгонялки. Каждый ребенок придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: " скакунчик", " поливалка" и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг. Количество участников должно быть не менее 6 человек, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь. Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разный функций своего образа. Кто же это делает? (разновидность игры " Да - Нет" ) Один из участников загадывает предмет. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно. Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: " Это летает? Режется? Нужно для письма? " и т.д. За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего. Неумейка Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: " Я воробей, я не умею танцевать". " А я - балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы". И т.д. Я еду в деревню Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребёнок объявляет: " Я еду в деревню и беру с собой..." и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д. Повторяка Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети " примеряют" эту функцию на себя: Я - лягушка. Я умею прыгать. Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции. Расскажи сказку Дети по ролям пересказывают хорошо знакомую сказку, но герои называются не именами и названиями, а производными от функций. Например, сказка " Теремок": Бежит Пищалка...
Цель этого блока игр: Упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития, замечать изменения объектов во времени. Как это было? Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию. семечко -- росток -- цветок с бутоном -- раскрывшийся цветок Репка Задаётся объект. Воспитатель предлагает " потянуть репку" Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку. Если всё названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка " остаётся" на грядке. Ромашка В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам. Был. Есть. Будет. Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко: сейчас - сладкое, сочное, красное... Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта. Что было? Что будет? Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические " кадрики" к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например: Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1450; Нарушение авторского права страницы