Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БИЛЕТ 3. Аксиологические основания православной педагогики.



 

Самая важная проблема христианства – проблема спасения, несение своего жизненного креста. Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы, необходимо душу освободить от страстей, помочь ребенку в раскрытии образа Божьего в нем.

С точки зрения православной педагогики существуют следующие аспекты аксиологических основ воспитания:

 

1) антропологический

2) сотериологический

3) экклезиологический

4) христоцентрический

5) богочеловеческий

 

Антропологический аспект (антропос - человек)

Центральное понятие – личность человека. Основы христианской антропологии опираются на библейскую антропологию и Новозаветное учение о человеке.

Основная идея – учение об образе Божьем в человеке, радость о человеке, восприятие света и добра, присущее христианскому учению. На каждом из нас есть сияние образа Божьего.

Любой человек – икона. Вечность и время сопряжены друг с другом, это надо учитывать в воспитании.

Задача воспитания – воспитывать в иерархичности, выявлении образа Божьего, ведущего к спасению.

 

Сотериологический аспект (сотерио - спасение)

Склонность к греху существует в природе человека. Грех - болезнь духа, через него болезнь передается душе и телу. Воспитание понимается как частное дело спасения.

 

Экклезиологический аспект (экклезио – церковь)

В каждой личности существует соборность, единство, соработничество друг с другом и с Богом. Только благодатная соборность преодолевает двойственность человеческой натуры.

Церковь – мастерская спасения, преображения, преобразования. Религиозное понимание воспитания: участие в таинствах, воцерковление детей. Научить мыслить, жить и делать по христиански – это и значит воцерковить.

 

Христоцентрический аспект

 

Православная педагогика считает что нравственная норма должна быть абсолютной и даваться извне. Сам Бог – идеал для подражания. Это стало возможно после Боговоплощения. Для православной педагогики характерны христоцентрические основы воспитания. Сам Бог воплотил в своей жизни главный закон любви в савмоотречении, во всеприношении себя. Благодаря Боговоплощению человек возвращается к своему совершенству. Весь тварный мир изменяется в Иисусе Христе.

Вечность начинается в земной жизни приобщением к таинствам. Божественная литургия – центр нашей жизни. Православня педагогика делает целью связать познания истины с жизнью в истине. В таинствах человек входит в реальное общение с Богом.

Афанасий Великий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»

 

Богочеловеческий аспект

Спаситель принес себя в жертву и человек должен уподобится Христу, каждый человек признан стать Богом. Человек стал рабом природы, рабом своих страстей.

Подобие Божие – мера явленности образа Божьего в человеке.

Человеком нельзя быть, человеком нужно только становиться.

 

 

БИЛЕТ 4. Вопрос 2. Роль личности учителя в преподавании духовно-нравственных дисциплин

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14) – этот призыв обращает Христос Спаситель ко всем, кто вовлечен в благородное дело воспитания и образования.

Служение учительства есть особое служение, жертвенное. Педагогика с греческого переводится как детоводительство, то есть совместный путь учителя и ученика. Один у нас Учитель, говорит Евангелие, Христос. Именно Он является истинным Педагогом, утверждает в своей книге «Педагог» один из учителей Древней Церкви св. Климент Александрийский. А стало быть те, кто называют себя воспитателями, наставниками и учителями, смысл своего служения должны видеть в том, чтобы лишь указывать путь, препровождать ученика к этому любящему всех Учителю.Педагог ведет ребенка тем путем, каким идёт (живёт) сам. Великий педагог В. А. Сухомлинский считал: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать»

М. В. Ломоносов «…учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать…».

Педагогу, вставшему на трудный путь детоводительства, необходимо обратиться к святоотеческому педагогическому опыту русских святых, «которые были носителями и выразителями лучших идей и стремлений своего времени, к их авторитетному голосу прислушивались все, и они становились духовными водителями общества».

Кто призван на высокое поприще христианской педагогики, долженпрежде всего сам жить по вере, понимать глубинный смысл своего служения и видеть его в содействии, развитии и раскрытии богодарованного в личности в период ее становления. Преподаватель духовно-нравственных дисциплин должен быть подобен садовнику, а чтобы возделывать сад необходимо Богообщение.В процессе развития человек начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к духовной жизни. Эта энергия духовного развития и вводит ребенка в Церковь. И здесь уже перед учителем стоит более сложная задача: не противореча внутреннему развитию, без всякого насилия, своевременно, с любовью и смирением организовать в определенной последовательности встречи души человека со Священным Писанием, сбогослужением, с творениями святых отцов, с церковной историей и церковным искусством и, главное с Богом. Основополагающий принцип православного воспитания – сретение – встреча личности с личностью. В православии все личностно: личностными отношениями проникнут духовный мир, личность человека обретает самое себя в личностном общении с Богом. Главное нам, педагогам, не стать на этом личном пути человека к Богу, не подавить личностное начало в ребенке. Учитель не руководитель, а проводник, он связует живое рождающееся вопрошание ребенка с опытом и жизнью всей Церкви.

Цель преподавателя духовно-нравственных дисциплин – это со-действие коспасению души ребенка через воцерковление, подготовить ребенка к жизни вечной на земле.Воцерковить значит осветить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека. Важно - со-бытие с ребенком, процесс взаимообогащения. «Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча» - от этого все лишь только обогащаются: и тот, кто отдает, и те, кому передается «огонь». Широко известно древнее изречение: «Человек – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Но зажечься факел может только от другого пылающего факела, в роли которого и должен выступать преподаватель духовно-нравственных дисциплин.

И только лишь в со-творчестве (со-работничестве) с Богом, с молитвенным возношением к Богу о помощи в воспитании, относясь к ребёнку как к образу Божьему (а образ Божий дан как зернышко и нуждается в развитии) можно достичь цели. Итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека, но система должна быть развивающейся, движущейся к высшему идеалу, а православная Церковь указывает всем один идеал – Богоподобие и одну цель – Богообщение.

Бог – есть любовь. Любовь – это цель, средство, задача и метод педагога.«Вера есть путеводитель, а любовь – путь к Богу» писал св. Игнатий Богоносец.

Что значит для педагога любить ребенка? Значит видеть его в Божественном замысле. Но все ли нам открывается в этом Божественном замысле о человеке? Конечно, нет. Дело не только в духовном уровне педагога, а, в первую очередь, в том, что человек никогда не может быть нам до конца открыт и понятен. Преподаватель духовно-нравственных дисциплин не должен руководить. Мы – со-работники Богу, по словам апостола Павла, и должны дать Ему возможность действовать. Наше педагогическое усердие должно иметь четкие границы – перед таинственным промыслом Божиим надо отступать.

Человек не в прошлом хорош, а в будущем. Ибо весь он есть возможность. Любить – это не просто видеть эту возможность, но ощущать образ «грядущего во имя Господне». Поступки и страсти этот образ сильно затемняют. Сколько сил, веры и энергии нужно, чтобы очи сердца не стали очами земными?! Если сердце педагога на самом деле обращено ко Христу, Творец будет омывать его Своей неистощимой любовью, питать чувства, поддерживать способность к состраданию, милосердию и любви.

 

«Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем…» (Иак. 3, 1–2).

 

 

Билет 5. Вопрос 1. Современные педагогические технологии в православной педагогике.

 

Определений понятия «педагогическая технология» существует довольно много. Одни считают близким к понятию «методика», другие – вносят в это понятие все, что может быть отнесено к системе процесса обучения и воспитания. В ряде новых работ по педагогике даются определения педагогической технологии, подчеркивающие их индивидуальность для каждого педагога: педагогическая технология – это последовательная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Приоритетные значения в православной педагогике имеют способы выявления цели земной жизни человека, которая заключается в подготовке к жизни вечной «в процессе» жизни временной.(В.В. Зеньковский).Поэтому главной особенностью учебно-воспитательного процесса в православной педагогике является «храмоцентричность». Это требует подбора таких педагогических технологий, которые могут обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса в нужном направлении.

Оптимальными для православной педагогики можно считать такие основные группы педагогических технологии, как социокультурные, диалоговые, технология критического мышления, игровые, поисково-исследовательские, проектные. Они рассчитаны на использование активных и интерактивных стратегий в педагогической практике.

Социокультурные технологии способствуют решению важных жизненных проблем, используя социокультурный опыт христианской культуры (например, педагогическая система святителя Тихона Задонского). Эта группа технологий может использовать технологии игровые, диалоговые, проектные и др.

Диалоговые технологии бывают обучающими, исследовательскими, тренинговыми. Могут бытьиспользованы групповые, командные, клубные формы работы. Включает в себя игровую, проектную, технологию критического мышления и др.

Технология критического мышления ставит целью обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательную и воспитательную среду. Возможны групповые, командные, парные формы обучения.

Игровые технологии, целью которых является создание условий самореализации ребенка в игре, довольно распространены в педагогике православия. По области деятельности они бывают интеллектуальными. социальным, трудовыми.По игровой методике- предметные, ролевые, деловые, игры- драматизации. Могут включать технологии диалоговые, проектные, исследовательские и др.

Поисково-исследовательские технологии ставят целью научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации и творческой ее переработки. Формы работы могут быть индивидуальные, командные, групповые. Они включают в себя технологию критического мышления, проектные технологии, кейс – технологию.

Проектные технологии предполагают наличие в исследовательском и творческом плане проблем интегрированных знаний и исследовательского поиска их решений. Могут включать игровые, исследовательские, социокультурные технологии. Формы работы могут быть командные, групповые.

 

БИЛЕТ 6. Педагогические основания семейного воспитания в православной традиции

Святитель Иоанн Златоуст ревностно проповедовал об обязанностях родителей: «… Не одно рождение делает отцов, но хорошее образование, и не ношение во чреве делает материю – но доброе воспитание». Он находит, что «нерадение о детях больше всех грехов».

Ильин И.А. основное внимание воспитателей и родителей обращал на первые часы жизни ребенка, считая, что как только начнутся проблески сознания, необходимо позаботиться о том, чтобы они исходили от духа и будили в младенческой душе духовные состояния.

Основой христианского воспитания детей в семье будет являться напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они, по мере своего возраста, будут участвовать. Готовить детей нужно в первую очередь к неприятию зла мира, его соблазнов и страстей. В детях необходимо воспитывать способность противостоять миру в своем сердце, способность сохранять веру среди неверия, чистоту – среди грязи и греха.

Основная задача религиозного воспитания в семье – вложить в сердца детей начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя, прежде всего, членами Церкви.

Начальные стадии воспитания ложатся в основном на плечи матери. Еще во время беременности ей должны сопутствовать молитва и духовное бодрствование. Наиважнейшим и первым шагом религиозного воспитания ребенка в семье, по словам святителя Феофана Затворника, является крещение младенца. Истинный христианский путь открывается в сердце. И «лучи Божии, идущие через таинство» оседают не в нашем сознании, а в сердце. Т.о., через крещение младенцу как бы даруется благодать Божия. В дальнейшем эту благодать родителям необходимо всячески укреплять и приумножать в ребенке.

Обязательным средством в укреплении благодати крещения является научение ребенка первым молитвам. Но не столько нужно учить молиться, как делать это вместе с ним, поскольку атмосфера молитвы сильнее всего действует на душу. Молитвы должны идти от сознания и чувства, поэтому смысл их надо детям разъяснять. В этом отношении родители должны быть на высоте. Необходимо помнить, что нельзя дать ребенку больше, чем сам имеешь.

В то же время, как указывал протоирей Василий Зеньковский, важны не столько слова молитвы, как «стояние перед Господом», т.е. соответствующая установка души. В этом смысле большое педагогическое значение имеют иконы, являющиеся воплощением Бога в видимой и доступной форме. Душа ребенка нуждается в насыщении религиозными образами. Религиозные чувства дети не могут еще выразить иначе, чем в чем-либо внешнем. Если у ребенка есть своя комната, то, безусловно, необходимо поощрять создание в ней самим ребенком уголка с иконами.

Также необходимо приучать детей к посещению церкви и должному поведению в храме. Посещение храма должно стать радостным праздником, но не редким событием. Оно не должно быть и обременительным, поэтому рекомендуется на первых порах отстаивать с ребенком только часть службы. Полезно рассказывать ребенку об иконах, но не перегружать информацией. И, конечно, необходимо чаще причащать детей во укрепление души и тела.

Важным качеством в воспитании должно стать чувство ответственности за свои поступки и чувство долга. Чувство ответственности воспитывается не только беседой и назиданием, но, если того требуется, и наказанием, чувство долга – прежде всего примером родителей. В детях, как в родителях, должна жить боязнь греха, способность к покаянию. Это начинается с простого «прости» за мелкие проступки. У детей должно быть чувство стыда за недолжные слова, поступки, чувства. Религиозно-нравственное воспитание значительно облегчается наличием у детей постоянного духовника, причем в детях должно воспитываться должное к нему отношение. Детям в дошкольном возрасте нет необходимости усваивать религиозные идеи, поскольку они еще будут непонятны и чужды детям. В этом возрасте с точки зрения религиозного воспитания более нужны нравственные сюжеты, чем догматические. Детям можно рассказывать об основных вехах Священной истории, раскрывая при этом со временем достоверность Библии в свете астрономических, геологических и исторических данных: дети должны уметь преодолевать влияние антихристианской пропаганды.

Занятия лучше вести по тематическим циклам, чтобы каждый из них отличался от предыдущего увеличивающейся глубиной изучения, новыми вопросами и возрастающей активностью детей. Систематизированность предполагает логическую и историческую последовательность ознакомления с предметом и регулярность занятий. Можно выделить 4 основных раздела: общих обзор Библейской истории; систематическое изучение Евангелия; ознакомление с общим строем и смыслом богослужения; изучение Символа веры и ознакомление с основами христианской догматики.

Занятия следует начинать и заканчивать молитвой. Темой бесед, особенно с маленькими детьми, должен быть не катехизис, а жизнь Спасителя. От текста Евангелия нужно переходить к выполнению евангельских заветов в повседневной жизни. Размышления над текстом Евангелия д.б. не отвлеченными, а связанными с жизнью.

Религиозные беседы с детьми д.б. радостными, ибо христианство есть радостная полнота жизни во Христе. Не надо при этом лишать детей их детских забав и увлечений. Необходимо всегда помнить о мере каждого возраста. Детей в меру их возраста надо приучать к ответственности собственного нравственного выбора, оказывая им при этом помощь с любовью.

К любым сомнениям детей надо относиться уважительно, любовно-терпеливо, подобно тому, как Иисус Христос уважительно и любовно относился к святому апостолу Фоме. Со стороны родителей важна непрерывная молитва в душе о своих детях.

Православное воспитание говорит о необходимости становления личности, имеющей волю, склонную к добру. В каждом случае интуиция и рассуждения, диктуемые любовью и поддерживаемые Божией помощью, должны подсказывать родителям меру свободы и меру разумного принуждения и надзора. Там, где этой меры нет, последствия могут быть самыми печальными. В семье должна царить разумная дисциплина в сочетании с атмосферой взаимной любви. Главное же, на чем должно основываться религиозное воспитание в семье, - это общая религиозная жизнь со своими родителями. Религиозная активность ребенка должна проявляться в той же мере, что и религиозная активность семьи, быть ее отражением.

Очень важно с самого раннего детства внушать детям, что они чада Православной Церкви, в которой свои законы и свои воззрения, во многом чуждые окружающим. Если же в школе очевиден натиск чуждого мировоззрения, родители вправе потребовать, чтобы она уважала православные вероисповедные принципы. Воспитание в детях сознания того, что они принадлежат к особому церковному организму и к особой культуре, не должно одновременно вызывать у них презрения или осуждения других людей.


Поделиться:



Популярное:

  1. Азотистые т основания- производные пиримидина
  2. Акты толкования классифицируются по различным основаниям.
  3. БИЛЕТ 1. Цели, задачи и основные принципы православной педагогики. Сотериологический характер педагогических воззрений Святых Отцов Церкви
  4. Билет 12 Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства
  5. Билет 31 Основные полномочия Правительства, основания прекращения полномочий
  6. Виды налогов и основания для их классификации. Правила регулирования элементов федеральных, региональных и местных налогов.
  7. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  8. Вопрос 5.3. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
  9. Вопрос 80. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
  10. ВОПРОС№ 2: ОСНОВАНИЯ (УСЛОВИЯ) ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  11. Глава 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ 6.1. Структура аргументации. Формы обоснования тезиса


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь