Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БИЛЕТ 7. Вопрос 2. Ребёнок в современном информационном пространстве.



Информационное пространство - зона, где происходит не только распространение информации, но и ее потребление; это - пространство, в котором при помощи современных средств коммуникации, минуя политические и прочие границы, осуществляется общение между людьми.

Информация, как одна из связующих современной системы общественных отношений, всё более привлекает внимание ученых, политиков, философов и бизнесменов. Однако влияние информатизации на современное общество и человеческие души пока остается вне поля зрения большей части современных богословов и церковных деятелей.

Во все времена Церковь использовала те формы благовестия, которые соответствовали уровню культурно-цивилизационного развития человечества, проделав путь от устного слова к рукописному, затем к печатному, а теперь и к электронному.

Технологическая революция дала миру радио, кино, телевидение, аудио- и видеозапись, компьютеры и глобальную компьютерную сеть Интернет. Стремительное развитие технологий дает возможность многим получать информацию в огромных количествах.

Наверное, никто не станет возражать против утверждения, что сегодня Церковь фактически пребывает в состоянии необъявленной информационной войны. Идеология большинства светских СМИ находится в конфликте с православным мировоззрением.

Как здесь не вспомнить пророчество блаженной Матроны, которая говорила, что наступит время, когда к газетному киоску нельзя будет подойти, чтобы не оскверниться. И такое время наступило. Верующему родителю сегодня стыдно подходить к газетной раскладке с детьми. Ребенка невозможно оставить у телевизора без присмотра. Современная музыка, от которой уже некуда спрятаться, откровенно безнравственна. Компьютерные игры возводят в культ насилие и жестокость.

Печатные СМИ, радио, телевидение, Интернет служат человеку, порой угождая сиюминутным желаниям в противовес вечным ценностям, а в некоторых случаях, откровенно культивируя порок.

Ребенку с его неокрепшей психикой сложно противостоять потоку низкопробной и агрессивной информации. Уберечь ребенка от вредного воздействия негативной информации - это задача всего общества.

Согласно Конвенции по правам ребенка, каждый несовершеннолетний имеет право на информационную безопасность. На форуме особое место уделено обсуждению нового закона " О защите детей, от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", вступающему в силу с 1 сентября 2012 года.

Акцент сделан на основные способы ограничения влияния негативной информации на детей, прописанные в законе - это возрастная классификация, предупредительная маркировка, ограничения по времени показа. Точное определение понятия «запрещенная для детей информация» так же является ключевым фактором исполнения закона.

Согласно статистике, информацию деструктивного характера содержат 300 миллионов сайтов Рунета, что, несомненно, влияет на поведенческие стереотипы маленьких пользователей.

Сейчас вызрела необходимость для создания общецерковного информационного поля. Объединить его должны мощные центральные общецерковные издания и прежде всего большая профессиональная еженедельная газета. Также необходимы приложения к ней или самостоятельные общецерковные издания для детей, молодежи, военных, заключенных и т.п. Необходимы также серьезные периодические богословские издания и Интернет-проекты. И все они без исключения должны иметь благословение священноначалия.

Также необходимо создать собственную систему реализации периодических церковных изданий. Киоск для продажи православных газет и журналов должен быть в каждой епархии, в каждом благочинии и на каждом крупном приходе, а в маленьких приходах церковные издания можно распространять через свечной ящик.

Церковь должна создавать свои собственные радио- и телепрограммы, фильмы, энциклопедии, обучающие компьютерные программы. И они должны быть доступны для современного человека.

Конечно, не надо забывать об опасности, которую несет в себе Интернет. Например, интернетовские рекламные заставки (баннеры) очень часто откровенно безнравственны. И православный человек невольно попадает в ситуацию искушения, тем более, если это школьник, юноша, (а ведь именно они чаще взрослых пользуются системой Интернет).

 

БИЛЕТ 8. Вопрос 2.Методика работы с иллюстрациями в преподавании духовно-нравственных дисциплин.

Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, т.к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого – либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у учащихся эмоционально – оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.

Иллюстрация - (от лат illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т.п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения). Работая с учебником, как с важнейшим средством обучения, учитель обязательно обращает внимание на его иллюстрационный материал, оценивает его на наличие рисунков, схем, графиков, карт, таблиц, фотографий. Однако, в педагогической практике использование на уроке этого внетекстового компонента учебника может осуществляться просто как «рассматривание изображения, подтверждающего фрагмент текста». Характер организуемой по иллюстрации работы учащихся, как правило, зависит от мастерства учителя, ведь методический аппарат учебника редко включает задания и вопросы к иллюстрациям. По данным последних исследований специалистов РАН, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, т.е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых учитель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития обучающихся. Красочные иллюстрации: карты, рисунки, схемы, фотографии и проч., которых достаточно много в учебных пособиях по всем шести модулям, - это так называемый внетекстовый компонент пособий, используется нередко только как иллюстрация-подтверждение к основному тексту. Получается, что изображения рассматриваются лишь как плохо работающее пояснение сложного текста. Такая работа с учебным содержанием не соответствует задачам предмета. Сегодня утрачена традиции обучения «чтению» художественного полотна, результатом которого становится не приобретение новой информации, а эстетическое, эмоциональное развитие личности, приобщение младших школьников к культурным истокам. К иллюстрациям относят не только рисунки, но и карты, схемы, таблицы, систематизирующие учебно-научный материал и способствующие его запоминанию, что особенно важно для детей визуалов и кинестетиков.

Основные дидактические функции учебных иллюстраций:

1) Иллюстрация может работать как пояснение текста.

2) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.

3) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.

4) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

5) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.

Учебные иллюстрации являющиеся (или изображающие) произведениями изобразительного искусства (художественные иллюстрации, репродукции) позволяют :

1) развивать у учащихся наглядно-образное мышление;

2) способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;

3) раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;

4) помогают понимать и запоминать теоретические сведения;

5) раскрывают познавательные и воспитательные функции текста;

6) помогают осваивать практические навыки.

Готовясь привлечь иллюстрации при изучении какого – либо материала, учителю необходимо учитывать все функции, которыми они обладают ( просветительскую, наглядную, художественную, идейно – воспитательную), также необходимо представить себе, какую методическую задачу учитель будет решать с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций.

Существуют разные классификации иллюстраций, используемых в пособиях и школьных учебниках по жанрам, по соотношению иллюстраций с текстом, по дидактическим функциям и др. Так, авторы учебных модулей предмета «ОРКиСЭ» предлагают учителю следующую классификацию ведущих иллюстративных материалов, в основе которой находится 3 иллюстративных модуля:

- ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и пр., позволяющие развивать у школьников интерес к прошлому и настоящему своей страны, формировать представления, основанные на подлинных свидетельствах прошлого, расширять спектр средств эмоционального воздействия на школьников;

- ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и пр., позволяющие активизировать внимание учащихся; повысить их интеллектуальную активность, возникающую в результате интерактивного взаимодействия учащегося с предлагаемым материалом; организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый сам оперировал с учебными элементами, представленными в виде взаимосвязанной многокомпонентной среды, конструировал хронологические процессы на основе выявления последовательности событий, длительности их протекания; моделировал развитие событий в рамках исследовательской и проектной деятельности и т.д.; углубить знания по предмету, запечатлеть религиозные, мифологические и художественные образы в рамках изучаемой тематики курса, расширить знания о мировом религиозном наследии, а также сделать изучение предмета интересным и эмоционально насыщенным.

- деловая графика: таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы, способствующие улучшению осмысления учащимися основных правил, закономерностей, зависимостей того или иного процесса, явления; выполняющие демонстрационную функцию и представляющие возможность организации самостоятельной работы учащихся.

Использование всех иллюстративных модулей (фотоизображений, рисунков и пр.) позволяет расширить возможности использования наглядных средств обучения, обеспечить информационно-коммуникативную деятельность школьников и комплексность усвоения учебного материала в условиях сочетания и взаимодействия различных форм его предъявления.

В этот же ряд следует поместить бурно развивающиеся в настоящее время компьютерную графику и анимацию. Причём акцент сегодня все более смещается в сторону использования тех возможностей, которые позволяют активизировать способность человека мыслить сложными пространственными образами. В связи с этим можно четко разделить электронные ресурсы на две группы по дидактическим функциям: иллюстративные и когнитивные.

Иллюстративные реализуются при передаче вербализируемой части знания. При этом они лишь подкрепляют и дополняют текстовую часть учебной информации и воздействуют в первую очередь на логику.

Когнитивные же проявляются при освоении невербализируемой, неявной части знания, а сами эти знания в виде ассоциаций графических образов в существенной мере носят личностный характер.

Несмотря на общность выполняемых различными иллюстрациями функций и решаемых задач, для каждого вида (типа) иллюстраций можно выделить отличительные возможности.

Так, таблицы дают возможность учителю - организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность учащихся; – обеспечивают длительный показ информации; – облегчают возвращение к ранее пройденному и могут быть использованы для демонстрации перспективы в изучении материала; – позволяют систематизировать, обобщать ранее изученное. Фотоколлажи, посвященные, как правило, современным жизненным явлениям, помогают создать определенные речевые ситуации. Фотографии дают возможность - отражать характерные черты повседневности той или иной исторической эпохи; - показывать важнейшие исторические события и исторических деятелей в наиболее ярких образах, действиях, ситуациях (такая фотография «работает» гораздо эффективнее стандартных фотопортретов, которыми изобилуют наши учебники). Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся. Применение картин как средство обучения известно с XIX века. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений, каких – то событий в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика. Кроме того, достоинство их – большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого, отсутствие несущественных деталей, которые могут отвлечь внимание детей. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся, направлять его на существенное, главное. Картины оказывают сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливая восприятие учебного материала, являются средством мотивации. Работа с репродукциями картин – база для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем плане. Рисунки-схемы юмористического характера развивают образное мышление, задают характер неравнодушного отношения к изучаемой теории.

В своей работе можно применять следующие виды фронтальной и самостоятельной работы с иллюстративным материалом:

- нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т.п.);

- сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов;

- работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем;

- подбор картинок (рисунков) на заданную тему («Добро и зло») или составление к ним вопросов для остальных учащихся;

- работа с фрагментом картины: какое место занимает в картине, что хотел этим подчеркнуть автор, выбор цвета и т.п.;

- самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;

- подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);

- подбор ключевых слов (терминов) по изображенному;

- составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;

- заполнить таблицу (схему) иллюстрациями (картинками);

- «Расскажи, что знаешь» (по какому – либо изображению);

- определить «звучание» картины (Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины? );

- «вхождение в картину» (Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину? );

- жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);

- цветовое выражение своего восприятия (нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь и т.п.);

- составление синквейна;

- составление фотоколлажа.

При « чтении» ( рассматривании) иллюстрации ( репродукции или фотографии) учителю не следует отвлекать внимание учащихся ни объяснениями, ни вопросами. На это может отводиться от 1 мин. до 3 – 4 мин. в зависимости от сложности сюжета. Цель этого приема – в целостном восприятии изображаемого, его эмоциональном воздействии на ребенка. Как замечает Б.М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего почувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства». Рассказ учителя рекомендуется использовать в том случае, если сюжет сложен для понимания учащихся. Рассказ должен быть кратким, но эмоциональным, образным, раскрывающим смысл картины, вызывающим у детей определенное отношение к изображаемому сюжету.

При подготовке к уроку учитель должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания.

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.

Дети удерживают в памяти: 10% - того, что читают; 26% - того, что слышат; 30% - того, что видят; 50% - того, что видят и слышат; 70% - того, что обсуждают с другими. В.А. Сухомлинский считал, что первое важнейшее умение в начальной школе – умение наблюдать, удивляться, думать о том, чему ты удивился и рассказать об этом. При работе с иллюстрациями учителю важно не заострять внимание на биографии автора (фотографа, художника), т.к. детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дети живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Учителю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т.к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению учителя, активизируется познавательная деятельность младших школьников.

В курсе «ОРКиСЭ» тексты и иллюстрации - это абсолютно равнозначные и равноценные способы подачи учебного содержания.

Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Методических рекомендаций использования иллюстративного материала на уроке много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном уроке. Это зависит от мастерства учителя и от уровня подготовленности класса. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идей, картин, образов.

Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию школьников

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь