Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема лекции 10 – Модульные отношения в архитектуре.



Золотое сечение и подобие не являются единственными способами

согласования частей между собой и целого с его частями. С античных времен

широко использовались для этого и модульные отношения.

Модуль – величина, которой кратны все величины в определенной

системе чисел и размеров. В древнегреческой и древнеримской архитектуре

такие системы назывались ордером. В ордерной системе пропорции частей

были кратны радиусу колонны у ее основания. Части модуля делились на 12

парт. Согласно классическому римскому канону высота тосканской колонны

(от основания до капители) равнялась 14 модулям, дорической колонны – 16,

ионической – 18, коринфской колонны – 20 модулям. Такая система была

очень практичной, так как позволяла возводить сооружения, имея лишь один

заданный размер – диаметр колонны. Все остальное, все детали здания –

архитрав, фриз, карниз, пьедестал, капители колонн воссоздавались

автоматически, согласно принятым канонам.

Модульные пропорции в архитектуре использовались не только в

античном мире. В Японии с древних времен пропорции и величина комнат

были кратны татами – циновкам для сна, размеры которых равнялись

приблизительно 90х180 см.

Достаточно большое место модульные пропорции занимали в

архитектуре 20 века. Так, известнейший зодчий этого периода Ле Корбюзье

разработал систему «Модулер», основанную на пропорциях самого человека.

«Красная» и «Синяя» шкалы в этой системе соответствуют стоящему

человеку ростом 183 см и стоящему человеку с поднятой рукой – 226 см.

В архитектуре советского периода была узаконена Единая модульная

система размеров строительных конструкций (ЕМС), кратных М = 30 см,

которая позволяла обеспечить унификацию и взаимозаменяемость отдельных

элементов зданий, применение стандартных конструкций заводского

изготовления.

Основная литература: 1, 3

Дополнительная литература: 7, 8

Контрольные вопросы:

1. Что такое модульные пропорции?

2. Приведите примеры использования модульных отношений в

архитектуре.

3. Что такое архитектурный ордер, какова высота колонн в классических

ордерах?

4. Какую роль играли татами в японском зодчестве?

5. Что такое ЕМС?

Тема лекции 11 – Ритм в архитектуре.

Ритм – средство достижения упорядоченности в архитектуре, то есть

одного их условий создания гармоничной формы. Как мы уже знаем, ритм –

это закономерное изменение или повторение одних и тех же свойств формы в

сопоставимых границах.

Смысл этого определения открывается, если вспомнить из математики

понятие ряда, закономерности, в которой каждый последующий член ряда

связан с предыдущим членом определенной зависимостью – линейной

(арифметической), геометрической или логарифмической. Например, пусть

дан ряд чисел, в котором идет нарастание его значений по формуле: a, b, c,

…, n - 1, n, где b = a + 1, c = b + 1, … и т.д. То есть каждый последующий

член ряда равен предыдущему, увеличенному на определенное число, в

данном случае на единицу (арифметический ряд). Такой ряд может быть

проиллюстрирован числами: 1, 2, 3, …, n – 1, n.

В геометрическом ряде все элементы могут быть получены путем

умножения или деления каждого последующего члена ряда на определенное

число, например ряд: 1, 2, 4, 8, 16, …n, где каждый последующий член ряда

равен предыдущему, умноженному на двойку.

Логарифмический ряд имеет более сложную закономерность изменения,

которая может быть выражена определенной формулой.

В таких рядах всегда может быть выделен период ряда, то есть

определенный член ряда и интервал, который его отделяет от предыдущего и

последующего членов ряда.

Выделяют ритмические и метрические ряды. Метрический ряд, или

метр, – это ряд, в котором период ряда остается постоянным, то есть никаких

изменений в такой системе не происходит, кроме однообразного повторения

элементов, интервалов между ними, или всего этого вместе. В ритмическом

ряду период ряда закономерно изменяется, поскольку и элементы, и

интервалы между ними увеличиваются или уменьшаются по определенным

законам.

И ритмические, и метрические ряды присутствуют в природе.

Например, день сменяется ночью, цветок ромашки имеет одинаковые

лепестки, группирующиеся практически на одном и том же расстоянии

вокруг сердцевины, ячейки пчелиных сот также представляют собой

метрический ряд, поскольку абсолютно идентичны друг с другом. А вот

домик улитки в виде спирали уже строится по ритмическим законам,

поскольку спираль – это кривая с непрерывно изменяющимся радиусом.

Примером метрического ряда в архитектуре может служить колоннада

древнегреческого храма – периптера (Парфенон, храм Зевса в Олимпии и

др.).

В приведенных выше примерах древнегреческих храмов есть

архитектурные элементы, которые строятся по ритмическим законам, в

частности, фронтон, представляющий собой равнобедренный треугольник.

Действительно, наклонные линии фронтона как бы скользят вдоль

направляющей, образованной геометрическим местом точек, закономерно

удаленных от основания фронтона, начиная от угла к вершине и от вершины

к другому углу.

Выделяют простые и сложные ритмические ряды. Простой ряд

характеризуется взаимосвязью элементов на основе единственной

закономерности их изменения, например, изменения высоты элемента, в то

время как сложный ряд несет в себе две или больше закономерностей

изменения. Сложный ряд может быть получен путем наложения простых

ритмических рядов друг на друга.

Основная литература: 1, 2 [52-72], 3

Дополнительная литература: 8

Контрольные вопросы:

1. Какую роль играет ритм в архитектуре?

2. Чем метрический ряд отличается от ритмического?

3. Что такое период ряда?

4. Чем простой ритмический ряд отличается от сложного?

5. Приведите примеры ритмических закономерностей в природе и

архитектуре.

Тема лекции 12 – Выявление и гармонизация фронтальной

Поверхности.

Как нам уже известно, в архитектурной композиции различают три типа

форм – фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Каждая из

них имеет свои особенности выявления и гармонизации. Так, фронтальная

композиция, имеющая дело с двухмерной плоскостью, и проявляющаяся в

архитектуре в виде фасадов зданий, стен интерьеров, обладает некоторыми

особенностями восприятия, обусловливающими специфические подходы к

выявлению анализируемой поверхности. Например, плоскости могут

отличаться силуэтом, быть вогнутыми или выпуклыми. Если взять три

плоскости с разными силуэтами, конфигурацией, то они будут производить

разное впечатление. Возьмем прямоугольник, трапецию и треугольник. В то

время как прямоугольник сразу же воспринимается как плоскость, то ни о

трапеции, ни о треугольнике этого однозначно не скажешь: последние

создают иллюзию перспективного сокращения и претендуют скорее на

объемный образ, чем на плоский (те же сомнения появляются, если вершину

трапеции сделать в виде выпуклой арки, в таком случае создается иллюзия

усеченного конуса). Глядя на все три плоскости, нельзя также однозначно

сказать, являются ли они плоскостями в прямом смысле, то есть, не являются

ли выпуклыми или вогнутыми, в особенности при таком освещении, когда

светотень исчезает.

Есть несколько способов избежать этих иллюзий и получить

возможность однозначно судить о характере плоскости, заставить плоскость

быть плоскостью. Первый, связан с тем, что горизонтальные и вертикальные

линии, нарисованные на поверхности объема, при перспективном

сокращении также будут рассматриваться в перспективе, тогда как те же

линии на плоскости остаются параллельными. Поэтому, чтобы не

сомневаться в том, является ли изображение плоским или объемным, нужно

в рассматриваемых границах нарисовать сетку из горизонтальных и

вертикальных линий. В определенной степени это помогает и при

определении выпуклости или вогнутости плоскости, так как вертикальные

или горизонтальные линии, нарисованный на одинаковом расстоянии друг от

друга, на выпуклой или вогнутой поверхности будут следовать за формой

поверхности.

То же самое можно сказать и о членениях – вертикальных или

горизонтальных, членения однозначно позволяют судить о характере

фигуры – является ли она плоской или объемной, выпуклой или вогнутой. А

если членения выступающие, то они обязательно отбросят падающую тень,

которая как бы обрисует характер поверхности.

Все сказанное имеет практическое значение. Действительно, если мы

работаем над плоскостью фасада, и в силу композиционной задумки решили

сделать его силуэт в виде трапеции или треугольника, или придать вершине

фасада плавную кривую линию, то должны предпринять ряд мер, чтобы не

создавать иллюзии объема при восприятии плоскости. Сделать это можно,

прежде всего при помощи членений, используя необходимость создания

оконных проемов, пилястр, карнизов и др. элементов, имеющих

функциональное и эстетическое назначение.

Естественно, что членения помогут не только выявить плоскость, но и

гармонизировать ее с помощью достижения целостности,

пропорционирования и метроритмических закономерностей, а также

цветовой гармонии и акцентирования.

Основная литература: 1, 2 [181-190], 3

Дополнительная литература: 8

Контрольные вопросы:

1.Как силуэт плоской фигуры влияет на ее восприятие?

2.С помощью каких средств можно выявить характер плоскости?

3.Какую роль играют членения на плоскости?

4.Каким образом можно гармонизировать фасады зданий.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь