Разработка и проведение творческого мероприятия
Евгений и Екатерина Шорниковы
Скачать лекцию " Разработка и проведение творческого мероприятия"
Организаторская работа имеет «дистанцию». На дистанции между стартом и финишем расположены этапы.
СТАРТ – получение задания
1-й этап – определение цели и усвоение задач
2-й этап – обеспечение работы (условия, средства, исполнители)
3-й этап – планирование работы и распределение задач
4-1 этап – оперативное руководство (согласование, учет, контроль)
5-й этап – анализ эффективности и подведение итогов работы
ФИНИШ – отчет о выполнении задания
Правила организаторской работы:
Правило №1. Получив задание, разберитесь в нем.
Правило №2. Учитывайте возможности членов коллектива.
Правило №3. Определите, что может понадобиться вам в работе.
Правило №4. Работа должна быть понятна каждому. Познакомьте всех членов группы с заданием: его целью, содержанием, условиями выполнения.
Правило №5. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.
Правило №6. Будьте внимательны при завершении работы. Требуется отчетность о выполнении задания от всех, кому давались поручения.
Правило №7. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем.
С чего начать?
НАЧИНАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ЛЮБОГО ДЕЛА СЛЕДУЕТ С ФИНАЛА!
Финал мероприятия – тот результат, который мы достигаем (например: башня из песка, плакат на тему…), то эмоциональное состояние, настроение, в котором пребывают участники после того, как все завершилось.
Далее формируем цели и задачи намечаемого дела.
Работа творческой группы
1. определение основной темы, связывающей все, что происходит во время мероприятия.
2. определение формы или вида мероприятия.
• межлагерная форма
• общелагерная форма
ü шоу, полностью подготовленные заранее и не предусматривающие импровизации
Ø конкурс песни, танца
Ø вожатский концерт
Ø спектакль
ü шоу, сочетающее в себе как элементы, подготовленные заранее, так и элементы импровизации
Ø КВН
Ø Мистер или Мисс лагеря
ü шоу, не требующее подготовки участников и основанные исключительно на импровизации во время действия
Ø конкурс актерского мастерства
Ø Любовь с первого взгляда
• межотрядная форма
Распределение обязанностей по блокам подготовки
Необходимы ответственные за блоки:
Ø сценарий
Ø репетиции
Ø техническое обеспечение
Ø оформление
Ø музыкальное оформление
Главная задача ответственного состоит в том, чтобы объяснить другим, как легче справиться с заданием, ответить на вопросы, рассказать все относительно сроков, порядка информации о ходе дела.
1. Разработка сценария
Этап написания сценария – один из самых сложных этапов подготовки мероприятия. Для этого удобно использовать сценарный план мероприятия:
1. форма мероприятия
2. название
3. время проведения
4. место проведения
5. цель
6. задачи
7. ответственные за:
сценарий
репетиции
техническое обеспечение
оформление
музыку
8. инструментарий (реквизит)
9. обязанности и роли
10. декорации
11. содержание:
настройка зала (игры с залом)
текст ведущих и действующих лиц
текст вызова отрядов (если предполагается)
12 финал и последействие
Главная задача ответственного за сценарий – систематизация данных, полученных от других (данные об оформлении, техническом обеспечении и т.д.), а так же написание текстов для ведущих, для актеров, для настройки зала и т.д.
Если шоу требует выбора лучших, то, конечно, не обойтись без жюри. Кто может быть жюри?
ü весь зрительный зал (выбор аплодисментами, поднятие цветных карточек, тайное голосование и т.п.). Но при зрительской оценке возможна необъективность.
ü приглашенное жюри, главное, чтобы их мнение уважали участники.
И самое приятное – награждение. Необходимо сделать так, чтобы ни один участник не остался незамеченным, не ушел с ощущением неоцененности непризнанности.
2. Продумывание реквизита
Ответственный за этот блок должен предусмотреть все, что может понадобиться во время мероприятия: костюмы, декорации, освещение и т.д.
3. Подбор музыки
Даже если в лагере есть ди-джей, все равно один из членов творческой группы должен взять на себя ответственность за взаимодействие с ним. В обязанности ответственного за этот блок входит информирование ди-джея о необходимой музыке, месте и времени репетиций и самого мероприятия, контроль работы ди-джея и помощь ему.
4. Репетиции
Человек, ответственный за этот блок, должен построить график репетиций, заранее раздать текст участникам и информировать их о месте и времени репетиций, продумать мизансцену (нахождение участников на сцене).
Важно не забыть следующие моменты:
*сценарий должен быть на руках у каждого
*репетируются сначала отдельные сцены, а затем все соединяется в общую картину
*музыкальное сопровождение репетируется вместе с действием на сцене
*необходимо, чтобы участники на сцене не заслоняли друг друга, были хорошо освещены говорили громко и глядя в зал
5. Реклама
Для рекламы мероприятия можно использовать любые возможности лагеря:
*лагерное радио
*анонс на общелагерном сборе (на линейке, на дискотеке)
*объявления в отрядах
*вывешивание рекламных плакатов и т.п.
Структура мероприятия
1. Настройка зала
Настройка начинается еще с момента входа в зал. Встреча участников. Оглашение того, зачем все сегодня собрались. В зале уже должна звучать музыка, сцена должна быть оформлена декорациями.
Чтобы перед действием воцарила тишина, необходимо использовать техники настроя зала:
*игры с отбивание ритма
*игры с повторяющимся движением и текстом
*игры с использование музыкально сопровождения
*игры с сознательным провоцированием аплодисментов
2. Творческая завязка
Создание интриги и мотивации на активное участие зрителей.
Типы интриг: смена пространства, световая, музыкальная, театральная пауза, легенда.
В творческой завязке ставится задача, которая должна привести к какому-нибудь необычному результату.
3. Действие с включением всех участников
4. Работа со зрителями
Необходимо включать конкурсы со зрителями, игры с залов для заполнения пауз.
5. Особенности логического завершения мероприятия
Сюжет завершается словами ведущих о том, что все получилось, и мы достигли необходимого результата, например, нашли «ключи от города Солнце» или закрыли «двери в страну Зла».
6. «Жирная» эмоциональная точка
Может быть ярка, лирическая, загадочная...
Подробнее о сценарии
В сценарии конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, в какой обстановке происходит действие.
Продумывание композиции
Композиция – организация действия и соответствующее расположение материала. Компоненты композиции:
1) Экспозиция (ввод в действие).
Короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта. Располагается в начале, она кратковременна и в ней отражается общий характер темы будущего мероприятия. Экспозиция дает начало действию.
2) Завязка (начало конфликта, начало основного действия).
3) Основное развитие.
Здесь укладывается основной сюжет мероприятия. Делится на блоки, которые завязаны на теме.
4) Кульминация (наивысшая точка развития конфликта)
Кульминация – это центральное, главное событие.
5) Развязка (разрешение конфликта).
Уровни сценарной записи
В зависимости от сценарной обработки материала предполагаются разные уровни сценарной записи:
1. Сценарный план.
Скелет сценария. Отражается тема и идея, характеристика аудитории. Остальная часть сценарного плана – это набросок композиционного построения.
2. Литературный сценарий.
Подробная литературная разработка замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкального оформления и использования всех технических сопровождений (слайды, световые эффекты).
3. Режиссерский сценарий.
Точно указывается сценическая площадка, конкретное использование технических служб. Расписывается звуковое и световое сопровождение, а также организационные моменты: конкретно КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ!
Этапы работы над замыслом сценария
В процессе работы над замыслом можно проследить этапы:
I. Сбор и поиск материала;
II. Определение тематической основы: изучение предполагаемой аудитории, постановка задач;
III. Поиск дополнительных фактов, уточнение событий. Поиск, если необходимо, реальных героев, работа с ними.
IV. Отбор художественного материала. Отсмотр номеров, подбор видеоряда.
V. Выбор формы, обоснование конфликта. Поиск сюжетного хода, образной выразительности, спецэффектов.
Эмоционально-выразительные средства: - живое слово;
- поэзия;
- хореография;
- музыка.
VI. Непосредственная работа над композицией сценария. Отбор приемов активизации зрителя, постановка и поиск решения организационных вопросов.
VII. Сценарная запись.
Эмоциональное выгорание
Скачать лекцию " Эмоциональное выгорание"
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин " синдром психического выгорания".
По определению Н.Е. Водопьяновой, эмоциональное выгорание – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.
В. В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.
Модель эмоционального выгорания
Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Вторая составляющая - деперсонализация (личностная отстраненность) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п.
Третья составляющая эмоционального выгорания — редукция личностных достижений (ощущение утраты собственной эффективности) — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный
Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».
В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, недостаточное вознаграждение за работу, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, не возможность влиять на принятие решений, отсутствие или недостаток поддержки, а также наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)
Стадии эмоционального выгорания
В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.
1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.
1. Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие:
• чрезмерная активность;
• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
• ограничение социальных контактов.
б) Истощение:
• чувство усталости;
• бессонница;
• угроза несчастных случаев.
2. Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам:
• потеря положительного восприятия коллег;
• переход от помощи к надзору и контролю;
• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
• доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.
б) По отношению к остальным окружающим:
• отсутствие эмпатии;
• безразличие;
• циничные оценки.
в) По отношению к профессиональной деятельности:
• нежелание выполнять свои обязанности;
• искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
г) Возрастание требований:
• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
• чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
• зависть.
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия:
• постоянное чувство вины, снижение самооценки;
• безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.
б) Агрессия:
• защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
• подозрительность, конфликты с окружением.
4. Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта:
• снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
• ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера:
• отсутствие собственной инициативы;
• снижение эффективности деятельности;
• выполнение заданий строго по инструкции,
в) Эмоционально-социальная сфера:
• безразличие, избегание неформальных контактов;
• отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
• избегание тем, связанных с работой;
• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;
• неспособность к релаксации в свободное время;
• бессонница, сексуальные расстройства;
• повышение давления, тахикардия, головные боли;
• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
• зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;
• чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
• экзистенциальное отчаяние.
Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте!
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
*физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
*эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
*поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);
*интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
*социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.
Вывод
В настоящее время нет единого взгляда на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Не стоит ждать и гадать наступит ли у вас эмоциональное выгорание, работая в не совсем благоприятных организационных условиях длительный период и имея другие факторы способствующие эмоциональному выгоранию стоит проводить ряд профилактических мер.
• Самовыражайтесь. Нет лучшей профилактики синдрома эмоционального выгорания, чем занятия, где вы выражаете свое «я». Если возможности, скажем, попеть или поиграть в шахматы в коллективе нет, то хотя бы чаще делитесь друг с другом свежими и интересными впечатлениями своего досуга, не держите их в себе.
• Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Если то, что вам предлагают, в ваших интересах, используйте веру в вас окружающих как стимул, повышающий уверенность в себе. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
• Маленькие радости в ваших руках. Стоит ли огорчаться из-за того, что знакомые редко дарят вам подарки? Создайте ситуацию дарения — купите цветы, поставьте на стол, и вы увидите, как улучшится настроение.
• Берите тайм-ауты. Если вы ощущаете информационную перегрузку, уединитесь на 30-40 минут. Только так вы сможете полностью осмыслить полученную информацию. Подойдет укромный уголок или, если его на работе нет, прогулка на свежем воздухе в одиночку. При возможности, провести релаксационные упражнения.
Очень эффективна борьба с ним - при помощи дней молчания. Можно проводить их раз в неделю. Для этого выберите выходной день, который вы проведете в полном молчании. Отключите все телефоны, ни с кем не разговаривайте. Когда человек оказывается в тишине, его подсознание само включает механизмы саморегуляции и восстановления от эмоциональных перегрузок. Кроме этого, если вы замечаете первые признаки этой проблемы, нужно окружать себя бело-голубыми цветами. Это могут быть предметы интерьера, одежда, картины, цветы. Этот цвет тоже на подсознательном уровне помогает преодолеть эмоциональное выгорание».
• Создавайте группы по интересам. Один из лучших способов противостояния выгоранию - групповое общение с такими же специалистами, как и вы, но с других мест работы. Группа должна быть не менее пяти человек. В их кругу можно легко выговорить свои профессиональные проблемы, посмеяться над ними, и в конце концов может оказаться, что в сравнении с другими у вас все не так уж плохо. Встречаться достаточно раз в неделю. Если нет возможности создать группу вне работы, то путь в эту группу войдут ваши коллеги, но темы ваших бесед, ваши действия не должны касаться работы.
• Задвигайте стул в конце дня. Будьте профессионалом только на работе - не уносите рабочие переживания домой, чтобы они не «сжигали» ваше драгоценное личное время. Для этого поможет простой ритуал: закончив работу, задвиньте стул в стол, закройте дверь и скажите: «Все, я уже не… вожатый… педагог» или кто вы там по профессии. И дальше будьте самим собой.
• Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Между состоянием тела и разумом существует тесная связь: чем больше вы тренируете свое тело, тем крепче становятся и нервы. То, на что на работе ранимо отреагирует физически слабый человек, для крепкого зачастую лишь послужит поводом для шутки.
Дополнительные советы
1. Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки
2. Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой
3. Проще относиться к конфликтам на работе
4. Не пытаться быть лучшим всегда и во всем
5. Стремление к тому, что хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без самоуничтожения
6. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих
7. Открытость новому опыту
Стратегии помощи (рекомендовано для старших вожатых)
Итак, мы обсудили причины, которые лежат в основе эмоционального выгорания. Перейдем к рассмотрению стратегий помощи, сразу оговорив, что считаем успех в данном вопросе трудным, а при недобросовестном подходе – маловероятным.
Первым этапом, на наш взгляд, должно стать информирование вожатых о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами – работой в сфере человек–человек. При правильном, корректном, заранее разобравшись в данной теме, подходе вы увидите на лице ваших коллег облегчение, снижению тревожности вызванной тем, что их поняли. Кроме того, это несколько снизит их озабоченность собственным состоянием, потому что оно станет более понятным, определенным, а значит — подконтрольным.
Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию вожатыми своего перфекционизма, то есть страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. Однако этому должна предшествовать подготовка, мотивирующая их к этому. В качестве подготовки стоит провести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. Можно также рассказать о взаимосвязи психологического здоровья и успешной жизни.
И только после такой «артподготовки» рассказать о частотности такого явления, как страх ошибки, страх собственного несовершенства, который может принимать разные формы. Это может быть острое реагирование на претензии родителей, даже при понимании того, что ты действовал абсолютно правильно. Это может быть глубокое переживание ситуации, когда отряд плохо справились с выступлением, хотя ты на самом деле понимаешь причину этого: накануне их возили в театр и они просто устали, не успели подготовиться. Люди такого плана сверхстарательны и являются находкой для руководства лагеря, но им самим приходится постоянно быть в ситуации крайнего напряжения, потому что их девиз: «Я должен всегда работать хорошо, чтобы все были мною довольны».
Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только в том случае, если старший вожатый осознает его необходимость, предоставит для него условия и сам будет в этом участвовать.
Далее. Здесь должна проводиться большая работа по сплочению коллектива, причем желательно, чтобы это позволяло учителям выйти из привычной роли: например, участие в спортивном празднике, совместная поездка в дом отдыха, в театр.
Очень сплачивает совместное пение. Нужно придумать форму празднования дней рождения. Хорошо, если в школе удастся организовать место для отдыха.
И только когда в коллективе установится атмосфера безопасности, можно проводить тренинги, основное содержание которых должны составлять упражнения на «поглаживание» и актуализацию естественного внутреннего ребенка, обучение аутогенным тренировкам, различными техниками релаксации.
Материал подготовила Айбазова Мадина Азимовна СПО «АТОМ»
Кто дойдет до конца – тот огромный молодец.) Любимые Товарищи – вы справитесь.) поверьте в себя и все получится.)
Журавлёва М.)
[1] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1970- год.
Популярное: