Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава VII. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА



 

Художественная деятельность, так же как и игра, яв­ляется типичной для дошкольного возраста. Дошкольни­ки с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, зани­маются аппликацией, танцуют, поют, слушают сказки, чи­тают стихи, драматизируют любимые произведения.

Развитию художественных видов деятельности способ­ствуют не только доступность и привлекательность их, но и некоторые возрастные особенности детей. К их числу относят «реактивность» детей на «непосредственные впе­чатления, доставляемые органами чувств», «чуткость к образно-эмоциональным моментам» (Н. С. Лейтес), характерное для этого периода соотношение первой и вто­рой сигнальных систем. «Дети вообще близки к так на­зываемому «художественному» типу, для которого ха­рактерны яркость восприятия, наглядная, образная па­мять, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления»[76].

Художественная деятельность развивается на протя­жении всего дошкольного детства, особенно же активи­зируется она к концу дошкольного возраста. В переходный к школьному период появляется особая форма развитой игры — игра-драматизация — своеобразная «предэстетическая» деятельность.

А. Н. Леонтьев выделяет в качестве характерных следующие ее особенности: 1) в отличие от более ран­них игр, она не отражает обобщенных действий изобра­жаемого героя, но воспроизводит «типичное для него»; 2) непосредственное подражание сменяется произвольным творческим построением; 3) для ребенка становится важ­ной не только та роль, которую он на себя берет (кого, что изображает), но и то, насколько совершенна пере­дача объективного содержания, выраженного в конкрет­ной роли. Все это дает основание считать игру-драма­тизацию «одной из возможных форм перехода к продук­тивной, а именно к эстетической, деятельности с харак­терным для нее мотивом воздействия на других людей»[77].

Специфичны мотивы художественной деятельности. Одна из характерных отличительных сторон мотивации художественной деятельности — общение посредством искусства. Конечно, дошкольный возраст — лишь преды­стория такого вида общения. Но ведь важно уже в дет­ские годы создать предпосылки, зачатки общения посред­ством искусства.

Рассмотрим некоторые виды художественной деятель­ности детей дошкольного возраста.

 

Рисование дошкольника

 

Разнообразны виды изобразительной деятельности до­школьника. Особое место среди них принадлежит ри­сованию. Детское рисование давно привлекало внимание ученых; специальный же интерес к нему возникает в 80— 90-е гг. XIX в. Интерес к детскому рисунку проявляют одновременно психологи, педагоги, историки, этнографы, искусствоведы. С самого зарождения детской психологии рисунок ребенка считался одним из средств для исследо­вания его душевного мира. Один из первых исследователей детского рисунка в России известный психолог и пси­хиатр В. М. Бехтерев, еще в начале XX в. обращая внимание своих коллег на детский рисунок, отмечал, что рисование «...представляет собой крайне поучительный предмет исследований».

Детское изобразительное творчество направлено на изображение окружающей действительности. Однако реальный мир в продуктах своей деятельности ребенок отражает не механически. Отражение это сложно обуслов­лено всем ходом психического развития ребенка, его воз­растными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением (Е. И. Игнатьев, Е. А. Флерина, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Т. С. Ко­марова и др.).

Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к позна­нию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем более развито у детей вос­приятие, наблюдательность, чем шире запас его представ­лений, тем полнее и точнее отражают они действитель­ность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности дошкольника находят отражение такие специфические особенности его мышления, как конкретность, образность (изображая Ле­нинград в блокаде, дети рисовали город, окруженный проволокой («Пробили блокаду, сняли проволоку, ура! »). Изобразительная деятельность ребенка теснейшим обра­зом связана не только с отдельными функциями (вос­приятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ре­бенка, темперамент, некоторые половые различия. Маль­чики, например, любят рисовать солдат, лошадей, транс­портные средства (корабли, поезда, самолеты), мчащихся всадников; девочки предпочитают изображать дома, при­роду. У мальчиков обнаруживается большее тяготение к динамическим построениям, у девочек же — к статическим изображениям, они чаще в своем рисунке используют орнаментальное и декоративное оформление, украше­ние.

На качестве детского рисунка сказывается здоровье ребенка, его общее физическое и психическое состояние. Так, Н. Н. Бурмистрова выявила, что у дошкольников, больных скарлатиной, происходит как бы деградация изобразительных навыков и умений, рисунки их стано­вятся более примитивными, ребенок часто переходит к бес­сюжетному рисунку, отходит от использования цвета, тонких дифференцировок и переходит к бесцветному или неадекватному по использованию цвета рисунку. В процес­се же выздоровления изобразительная деятельность ребенка постепенно усложняется, достигая, как правило, того уровня, на котором была до заболевания.

Имеют свои особенности и рисунки детей с больной психикой. Так, для детей дошкольного возраста, страда­ющих шизофренией, характерны незавершенность в изо­бражении предметов и действий, резкая деформация фор­мы, увеличение анатомических частей, диспропорция, геометризация, смешанная проекция, вычурность, разор­ванность в изображении, нагромождение, наслоение, не­обычная тематика, патологическое влечение к изображе­нию определенных предметов, парадоксальность в изобра­жении героев сюжета и некоторые другие особен­ности[78]. Выявленная зависимость качества рисунка от сос­тояния здоровья ребенка дает возможность специалистам использовать детский рисунок в качестве диагностичес­кого метода.

Возникновению изобразительной деятельности ребенка предшествует подготовительный период (см. гл. V, § 2). На этом этапе, создавая каракули, ребенок не ставит еще изобразительной цели.

Особо значимым в развитии изобразительной деятель­ности является период, когда ребенок начинает сам ста­вить перед собой изобразительную задачу. Рисование его переходит при этом в новую стадию — стадию собственно изобразительной деятельности.

Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении дошкольного возраста механизмов зрительно-двигательной координации, зри­тельно-двигательной готовности к рисованию.

Процесс рисования, как правило, сопровождается рас­сказом ребенка, словесными обозначениями изображае­мых предметов. Словесные обозначения помогают ребенку вычленить в предметах их признаки. Слово на первых ша­гах овладения изобразительной деятельностью является существенной «добавкой» к детскому рисунку. По мере ов­ладения языком графического изображения рисунок при­обретает все более самостоятельное значение, потребность в словесных дополнениях к нему постепенно уменьшается. Слова начинают в основном нести функцию регулирую­щую, планирующую процесс изображения, контролирую­щую способы и приемы изображения.

Одна из наиболее характерных особенностей рисунка дошкольника — его схематизм. Так, изображая человека, дети часто рисуют «головонога» (голову, руки, ноги). К числу специфических особенностей стиля детского рисунка относят также «прозрачность», «незаслоняемость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его не­редко одновременно как бы с нескольких точек зрения — стены, крышу, дверь, забор и людей, мебель через как бы «прозрачные» стены).

 

«На замечание воспитателя по поводу детского рисунка «Почему в закрытой корзине видны яблоки? » ребенок отвечает: «А я открыл и посмотрел, там их много было, мама с рынка принесла» (из исследований Е. А. Флериной).

 

В рисунке ребенок стремится передать все свои знания о предмете. Затруднение вызывает у него передача дина­мики предметов. Нередко выход из него дети (наибо­лее часто младшие дошкольники) находят в звукоподра­жаниях, жестах. От динамики моторного порядка и не­произвольной ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой.

Трудность для ребенка представляет и передача перспективных сокращений, пропорциональности отдель­ных частей предмета и т. п.

На протяжении дошкольного возраста под влиянием обучения, развития психических функций, приобретения опыта рисунок ребенка становится богаче по содержанию, более детализированным, выразительным.

В последние годы в детской психологии все чаще рисо­вание ребенка рассматривается как синтетическая дея­тельность, характеризующаяся проявлением разных сторон психического развития, использованием опыта, приобретенного в разных видах детской деятельности, усвоением разнородных элементов социального опыта, человеческой культуры[79].

В рисунке ребенок не только проявляет свой уровень познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему. Уже содержание рисунков свидетельствует о предпочтениях ребенка, о том, что его особенно интересует, привлекает.

В детских рисунках мы увидим 'веселый праздник, цирк, поразивший ребенка своей красочностью, необыч­ностью, любимца Петрушку, персонажей взволновавшей его сказки, рассказа, кинофильма, отважных, сильных космонавтов, летчиков, пожарных. Важнейшие события, явления, отозвавшиеся в душе ребенка, значимые для него, находят отражение в его творчестве.

Основными средствами для выражения отношения к изображенному служат линия и цвет. Причем цвет в до­школьном периоде чаще используется в плане выразитель­ном, нежели в изобразительном. Кроме того, в качестве специальных выразительных средств ребенок использует орнамент и симметрические построения, преувеличение или преуменьшение отдельных предметов, композицию[80].

Гордыми красавцами рисовали советские корабли дети в годы Великой Отечественной войны, похожими на пре­красных птиц — советские самолеты, огромными, побед­ными — наши танки, а фашистские — мрачными, мелки­ми, безобразными.

 

«— Никак не могу нарисовать красноармейца, — говорит мальчик, — у меня все время получается фашист.

— Почему? — Такой безобразный...

 

Шурик нарисовал наш самолет и просит другой лист бумаги: «Я не хочу рисовать фашистский самолет на одном листе с нашим» (из дневни­ка воспитателей детских садов Ленинграда)[81].

 

Для изучения эмоционального отношения дошкольни­ков к окружающему миру анализируются, как правило, рисунки на такие темы, которые уже сами по себе требуют от детей выразить свое собственное отношение к действи­тельности («Самое прекрасное», «Самое безобразное», «Самое смешное» и т. п.).

Изучая рисунки на темы «Самое красивое» и «Самое некрасивое», В. С. Мухина обратила внимание на сле­дующее: дети трех лет почти все сразу приступали к изо­бражению «самого красивого». Младшие дошкольники изображали только то, что умели и предпочитали. Пред­ложение нарисовать «самое некрасивое» вызывало боль­шие затруднения — дети либо отказывались от рисования некрасивого, либо находили выход в доизобразительном черкании, без старания. Начиная с пятилетнего возраста дети поражают самостоятельным многообразным решени­ем заданных тем. Красивое для ребят — это то, что дает приятные зрительные впечатления (яркие цвета: желтый, оранжевый, красный, голубой, изумрудно-зеленый), орна­менты, эмоционально пережитые явления природы, прият­ные животные, хорошие, одобряемые окружающими поступки людей, результаты человеческой деятельности, несбывшиеся желания. Некрасивое — все неприятное, страшное, пугающее в реальности и в сказках (волк, черти); поступки, которые осуждаются, ревы, грязну­ли и т. д. Некрасивое часто оформляется темными (чер­ной, коричневой и др.) красками.

В дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. Они начинают овладевать выразительными средствами доми­нирующих в их среде художественных направлений, усваивать социальный опыт и применять его в своем изо­бразительном творчестве. «Ребенок, — подчеркивает В. С. Мухина, — присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет»[82].

 


Поделиться:



Популярное:

  1. E) организация и руководство деятельностью Правительства
  2. II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (во второй половине XV и в XVI в.).
  3. III. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени).
  4. VIII. ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИЛИ УТРАЧЕННОЕ ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ СТРАН СРЕДНЕГО ДОСТАТКА
  5. Аквизиционная деятельность страховщика и его посредников
  6. Аналитическая и синтетическая деятельность
  7. Билет 28 Законодательная деятельность парламента России – стадии законодательного процесса
  8. Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией, его предмет и метод
  9. Влияние семейной микросреды на развитие личности дошкольника
  10. Влияние сотрудничества на учебную деятельность
  11. Влияние трудовой деятельности дошкольника на его психическое развитие
  12. Внешняя и внутренняя деятельность


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 2536; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь