Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Озарение, полученное от цветка



Есть одна буддистская история о цветке. Однажды Будда показал цве­ток перед аудиторией в 1250 монахов и монахинь. Он хранил молчание. Слушатели тоже молчали. Каждый напряженно думал, пытаясь понять, ч го означает поведение Будды. Затем, внезапно, Будда улыбнулся. Он улыбнулся, потому что один человек, присутствующий здесь улыбнулся ему и цветку. Этого монаха звали Махакашьяпа. Улыбнулся именно он, и Будда улыбнулся в ответ и сказал: “У меня есть дар озарения, и я передал его Махакашьяпе”. Эта история обсуждалась многими поколениями дзэн-ских студентов, и люди продолжают искать смысл этой истории. Для меня смысл очень прост. Когда кто-то держит цветок и показывает его вам, он хочет, чтобы вы увидели это. Если вы продолжаете думать, вы не поймете, что происходит. Человек, который не думал, который был про­сто самим собой, смог увидеть этот цветок у себя внутри и улыбнулся.

Эта трудность все время возникает у нас в жизни. Если мы не полно­стью являемся самими собой и не искренни в настоящий момент, мы все упускаем. Когда ребенок улыбается вам, то если вы оторваны от дейст­вительности, думая о будущем или о прошлом, или охвачены мыслями о других проблемах - ребенок для вас реально не существует. Метод ясно­сти восприятия заключается в том, чтобы вернуться к себе для того, что­бы ребенок проявился для вас как чудесная реальность. Затем вы можете увидеть его улыбку и обнять его.

Я хочу привести вам стихотворение, написанное моим другом, кото­рый умер в возрасте двадцати восьми лет в Сайгоне, около тридцати лет тому назад. После его смерти, люди нашли много прекрасных стихотво­рений, написанных им, и я был поражен, когда читал этот его стих. Он очень короткое, но очень красивый;

Стоя тихо у изгороди, Ты улыбаешься прекрасной улыбкой, Я безмоявен и мог> чувства наполнены Звуками твоей прекрасной песни, У которой кет начала и нет конца. Я глубоко кланяюсь тебе.


 


“Ты” - относится к цветку, георгину. В то утро он шел вдоль изгоро­ди и увидел этот маленький цветок во всей его полноте, и пораженный им, он остановился и написал это стихотворение.

Я наслаждаюсь этим стихотворением. Вы можете подумать, что его автор был мистиком, поскольку его способ видения вещей очень глубок. Но он был обычным человеком, таким же, как любой из нас. Я не знаю, каким образом и почему он смог так видеть, но это прекрасный способ практики осознанности. Мы нуждаемся в том. чтобы быть в контакте с жизнью и смотреть глубже, независимо от того, пьем ли мы свой чай, гуляем, сидим или аранжируем цветы. Секрет успеха в том, чтобы быть реально самим собой, и когда вы естественны, вы пребываете в контакте с жизнью.

Комната для дыхания

У пас есть комнаты для всего, для приема пищи, для сна, для того, чтобы смотреть телевизор, но у нас нет комнаты для осознанности. Я рекомендую вам выделить маленькую комнату в своем доме назвать ее “комнатой для дыхания”, где мы можем побыть в одиночестве и практи­ковать правильное дыхание и улыбку, особенно в трудные мгновения. Эта комната должна стать Посольством Королевства Спокойствия. Ее нужно уважать и не допускать в ней гнева, криков и подобных вещей. Когда на ребенка начинают кричать, он может найти там прибежище. Ни отец, ни мать не могут на него кричать. Он там в безопасности. Родите­лям тоже необходимо уединяться в этой комнате, для того чтобы сидеть, дышать, улыбаться и восстанавливаться. Такая комната полезна для всей вашей семьи.

На мой взгляд, комната для дыхания должна быть обставлена очень просто, и не быть слишком светлой. Купите маленький колокольчик с красивым звуком и несколько подушек для сидения или стулья, и воз­можно вазу для цветов, чтобы напоминать вам о вашей истинной приро­де. Вы или ваши дети могут составлять букеты, сохраняя состояние осознанности и улыбаясь. Каждый раз, когда вы немного огорчаетесь, вы знаете, что лучшее в этом случае - пойти в эту комнату, медленно от­крыть дверь, сесть, позвонить в колокольчик - в моей стране мы не гово­рим “ударить” в колокол или “бить” в колокол - и начать дышать. Звук колокольчика поможет не только тому, кто находится в комнате для ды­хания, но и другим людям в этом доме.

10 Тит Нат Хан


Например, ваш муж раздражен. С тех пор, как он практикует осоз­нанное дыхание, он знает, что лучшее, что можно сделать в этом случае -пойти в эту комнату, сесть и начать практиковать. Вы не предполагаете о том, куда он пошел; вы были заняты тем, что резали морковку на кухне. Но вы тоже страдаете, потому что, только что вы поругались между со­бой. Вьг режете морковку и сильно стучите ножом, потому что энергия гнева передается движениям. Внезапно, вы слышите колокольчик, и вы знаете, что делать. Вы останавливаетесь, вдыхаете и выдыхаете. Вы чув­ствуете себя лучше, и вы уже можете улыбнуться, подумать о своем му­же, который знает, что делать, когда он в гневе. Сейчас он сидит в ком­нате для дыхания, дышит и улыбается. Это прекрасно; не многие люди делают это. Внезапно, чувство нежности приходит к вам, и вы чувствуете себя намного лучше. После трех дыханий вы начинаете резать морковку снова, но уже совсем по-другому.

Ваш ребенок, который был свидетелем этой сцены, знает, какой ура­ган мог разразиться. Она заперлась в своей комнате и молча ждет. Но вместо бури, она слышит колокольчик, и понимает, что происходит. Она чувствует облегчение, и хочет выразить свое уважение отцу. Она мед­ленно идет в комнату для дыхания, открывает дверь, тихо входит и садит­ся рядом, чтобы показать свою поддержку. Это ему очень помогает. Он уже готов выйти - он снова способен улыбаться - но пока его дочь сидит там, он хочет позвонить в колокольчик снова, чтобы она подышала.

Находясь на кухне, вы слышите второй звон колокольчика и пони­маете, что резать сейчас морковку - не лучшее дело. Поэтому вы кладете нож и идете в комнату для дыхания. Ваш муж замечает, что дверь откры­та, и вы входите. Таким образом, он сейчас уже в порядке, и задержива­ется еще немного, и звонит в колокольчик, для вашей практики дыхания. Это прекрасная сцена. Если вы очень богаты, вы можете купить изыскан­ную картину Ван Гога и повесить в своей комнате. Но она будет менее прекрасна, чем эта сцена в комнате для дыхания. Практика спокойствия и умиротворения - это одно из самых живых и вдохновенных человеческих действий.

Я знаю семьи, где дети входят в комнату для дыхания после завтрака, садятся и дышат, “Вдох - Выдох”, и так до десяти дыханий, и затем они идут в школу. Если ваш ребенок не хочет дышать десять раз, возможно три раза для него достаточно. Это прекрасное и полезное для всей семьи начало дня. Если вы осознанны утром и стараетесь сохранять осознан­ность в течение дня, вы можете придти домой и завершить день с улыб­кой, которая свидетельствует о том, что осознанность еще здесь.


 


Я уверен, что в каждом доме должна быть комната для дыхания. Такая простая практика, как осознанное дыхание и улыбка, очень важны. Они могут изменить нашу цивилизацию.

Продолжая путешествие

Мы прогуливались вместе в состоянии осознанности, учимся как ды­шать и улыбаться в полной осознанности, дома, на работе и в течение всего дня. Мы обсуждали осознанное принятие пищи, мытье посуды, во­ждение машины, ответы по телефону, и даже то, как косить траву. Осоз­нанность - это фундамент нашей счастливой жизни.

Но как мы можем справляться с трудными эмоциями? Что нам делать, когда мы чувствуем гнев, ненависть, угрызения совести или печаль? Здесь представлено много практик, которым я учился и некоторые из них я открыл для себя в течение последних сорока лет работы с подобными состояниями. Давайте продолжим наше совместное путешествие вместе и попробуем некоторые из этих практик?


ю*


Часть 2: Преображение и исцеление - река

Чувств

Наши чувства очень сильно влияют на наши мысли и поступки. Внут­ри нас течет река эмоций, в которой каждая капля - это отдельная эмо­ция, и каждая эмоция связана с другими, пока существует. Чтобы наблю­дать за этим, мы садимся на берегу этой реки и опознаем каждое чувство по мере того как оно поднимается на поверхность, течет мимо и исчезает '

Существует три вида эмоций - приятные, неприятные и нейтральные Когда мы испытываем неприятные эмоции, нам может захотеться про­гнать их прочь. Но более эффективным будет вернуться к осознанному дыханию и просто наблюдать его, отождествляясь молчаливо с самим собой: “Вдыхая, я знаю, что испытываю неприятное чувство. Выдыхая, я знаю, что испытываю неприятное чувство”. Называя чувства своими именами, такими как “гнев”, “печаль”, “радость” или “счастье”, мы по­могаем осознавать их яснее и глубже принимать.

Мы можем использовать дыхание, чтобы быть в контакте с нашими чувствами и принимать их. Если наше дыхание легкое и спокойное -естественный результат осознанного дыхания - наш ум и тело будут по­степенно становиться легкими, спокойными и чистыми, так же как и наши чувства. Сознательное наблюдение базируется на принципе “не двойственности”: наше чувство неотделимо от нас или вызвано только чем-то внешним; Наше чувство - это мы и в данную минуту мы - это чувство. Мы ни подавляем, ни пугаемся чувства, ни отвергаем его. Наш подход в том, чтобы не цепляться за чувства и не отвергать их, в том, чтобы отпустить себя, и это важная часть практики медитации.

Если мы встречаем неприятную эмоцию с вниманием, любовью и ненасилием, мы можем преобразить ее в здоровую энергшо, которая мо­жет наполнить нас. Благодаря осознанному наблюдению, неприятные эмоции много открывают нам, предлагая нам озарение и понимание в отношении себя и общества.

Без хирургии

Западная медицина уделяет слишком большое внимание хирургиче­ским методам. Доктора хотят убирать те вещи, которые не желательны. Если у нас в теле что-то неправильно, очень часто они советуют нам сде­лать операцию. То же самое касается психотерапии. Терапевты хотят по-


нам избавиться от не желаемого и сохранить только то, что желае-

Но в результате нас может остаться очень мало. Если мы пытаемся

1 бвосить то, что нам не хочется иметь, мы можем выбросить большую

часть себя.

Вместо того, чтобы отделываться от чего-либо, мы можем научиться кусству изменения. Мы можем преобразить свой гнев во что-либо бо­лее полезное, например, понимание. Нам не нужен хирург, чтобы удалить гнев. Если мы гневаемся на наш гнев, то он тут же усиливается в два Мы можем только спокойно наблюдать его с любовью и вниманием. Если мы смотрим на свой гнев таким образом, без попыток убежать от него он преобразится. Это примирение. Если мы спокойны внутри, мы можем примириться с нашим гневом. Мы можем таким же образом по­ступать с депрессией, тревогой, страхом и другими неприятными чувст­вами.

Преобразить чувства

Первый шаг в работе с чувствами в том, чтобы научиться распозна­вать их, когда они возникают. Действующая сила здесь - осознанность. В случае страха, например, вы вызываете осознанность, смотрите на свой страх и опознаете его как страх. Вы знаете, что страх рождается внутри вас и что осознанность тоже происходит от вас. Они оба находятся внут­ри вас, не борются, а один наблюдает за другим.

Второй шаг - стать одним целым со своим чувством. Лучше не гово­рить: “Уходи, страх. Ты мне не нравишься. Ты - это не я”. Лучше ска­зать: “Привет, страх. Как поживаешь? ” Затем вы можете пригласить две свои части, страх и осознанность подружиться и стать одним. Это может выглядеть как борьба, но вы знаете, что вы больше, чем ваш страх, вам не нужно бояться. Пока осознанность присутствует, она может сопрово­ждать ваш страх. Основная практика - питать ваше осознание с помо­щью осознанного дыхания, сохранять его здесь, живым и сильным. Даже если у вас не получается сохранять осознание сильным вначале, если вы питаете его, оно будет становиться сильнее. Пока вы осознанны, вы не будете погружаться " в свой страх. Фактически, вы начнете изменять его ' каждый раз, когда у вас появляется осознанность.

Третий шаг в том, чтобы успокоить чувство. В то время, как ваше осознание хорошо следит за вашим страхом, вы начинаете успокаивать его. “Вдыхая, я успокаиваю деятельность моего тела и ума”. Вы успокаи­ваете ваше чувство, просто пребывая с ним. как мать'нежно держит пла­чущего ребенка. Чувствуя материнскую нежность, ребенок успокаивается


и перестает плакать. Мать — это ваша осознанность, рожденная из глу­бины вашего сознания, и она будет оберегать вашу боль. Мать, держа­щая ребенка - одно целое с ребенком. Если мать думает о другом, ребе­нок не успокоится. Мать откладывает в стороны другие вещи и просто держит своего ребенка. Так что не избегайте своих чувств. Не говорите: “Это не важно. Я не только чувство”. Приходите и будьте вместе с ним. Вы можете сказать: “Выдыхая, я успокаиваю страх”.

Четвертый шаг в том, чтобы высвободить чувство, позволить ему быть. Благодаря вашему спокойствию, вы чувствуете это легче, даже окруженный страхом, и вы знаете что ваш страх не будет перерастать в нечто, что переполнит вас. Когда вы знаете, что вы способны позаботить­ся о своем страхе, он уже сокращен до минимума, стал мягче и не так не­приятен. Сейчас вы можете улыбнуться и позволить ему быть, но, пожа­луйста, не останавливайте его. Успокоение и выражение есть лекарство только для симптомов. Теперь у вас появляется возможность идти глуб­же и понять сами корни своего страха.

Пятый шаг - смотреть глубже. Вы пристально смотрите на свое дитя -ваше чувство страха - и видите, что не так, даже после того как ребенок уже перестал плакать, после того как страх прошел. Вы не можете дер­жать ребенка все время, и поэтому вы смотрите внутрь его, чтобы уви­деть, что не так. Но смотря, вы увидите, что поможет вам изменить ваше чувство. Вы поймете, например, что его страдания имеют много причин, внутри и вне его тела. Если что-то не так снаружи, то если вы приведете это в порядок, сохраняя нежность и внимательность к ситуация, он по­чувствует себя лучше. Смотря в своего ребенка, вы увидите элементы, которые заставили его плакать, и когда вы увидите их, вы будете знать, что делать, чтобы изменить чувство и быть свободным.

Этот процесс похож на психотерапию. Вместе с пациентом терапевт смотрит па природу боли. Часто, терапевт может раскрыть причины страдания, которые пойдут в разрез с тем, как пациент смотрит на вещи, с его убеждениями по поводу самого себя, с его культурой и обществен­ными взглядами. Терапевт вместе с пациентом изучает эти точки зрения и убеждения, и вместе они помогают ему освободиться от тюрьмы, в ко­торой он находился. Но усилия пациента играют решающую роль. Учи­тель должен дать рождение учителю внутри своего студента. Психотера­певт должен дать рождение психотерапевту внутри пациента. “Внутрен­ний психотерапевт” пациента затем может работать постоянно и эффек­тивно.

Терапевт не лечит пациента, просто давая ему другие убеждения. Он старается помочь ему увидеть те идеи и убеждения, которые привели его к страданию. Многие пациенты хотят избавиться от болезненных


чувств, но они не хотят избавляться от своих убеждений, от взглядов, которые лежат в самой основе их эмоций. Таким образом, пациент и психотерапевт должны работать вместе, чтобы помочь пациенту увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле. То же самое относится к си­туации, когда мы используем осознанность, чтобы изменить свои чувства. После того, как мы признали чувство, объединились с ним, успокоили его и приняли его, мы можем смотреть глубже в его причины, которые часто основываются на неправильном восприятии. Как только, мы поймем причины и природу наших чувств, они начнут изменяться.

Осознание гнева

Гнев это неприятная эмоция. Он похож на горящее пламя, сжигающее ваш самоконтроль, и заставляет вас говорить и делать вещи, о которых вы впоследствии жалеете. Когда кто-то зол, мы можем ясно увидеть, что он или она пребывают в аду. Гнев и ненависть это то, из чего и состоит ад. Ум без гнева прохладен, свеж и здравомыслящ. Отсутствие гнева основа­но на реальном счастье, любви и сострадании.

Когда свет осознанности падает на наш гнев, он немедленно начинает терять часть своей разрушительной природы. Мы можем сказать себе: “Вдыхая, я знаю, что во мне есть гнев. Выдыхая, я знаю, что я есть мой гнев”. Если мы постоянно идем за своим дыханием в то время, когда мы наблюдаем за своим гневом, он уже не сможет овладеть нашим сознани­ем.

Мы должны, призывать свою осознанность, когда возникает гнев. На­ше осознание гнева не должно подавлять его или прогонять его. Оно про­сто смотрит за ним. Это очень важный принцип. Осознанность - не су­дья. Она больше похож на старшую сестру, нежно и заботливо присмат­ривающую за своей младшей сестрой и поддерживающую ее. Мы кон­центрируемся на дыхании, утверждаясь в осознанности и глубже позна­вая себя.

Когда мы злимся, мы обычно не склонны смотреть на себя. Мы хотим думать о том человеке, который заставляет нас сердиться, думать о его ненавистных нам качествах - его грубости, нечестности, жестокости, злобности и т.д. Чем больше мы думаем о нем, слушаем его, смотрим на него, тем больше разгорается наш гнев. Его нечестность и злобность мо­гут быть реально существующими, воображаемыми или преувеличенны­ми, но, фактически, корень проблемы - это гнев сам по себе, и мы долж-


ны вернуться и посмотреть в первую очередь внутрь себя. Лучше, если мы не будем слушать или смотреть на человека, которого мы считаем причиной своего гнева. Подобно пожарному, мы, прежде всего, должны лить воду на пламя, и не терять время, смотря на того, кто поджег дом. “Вдыхая, я знаю, что я зол. Выдыхая, я знаю, что должен приложить всю мою энергию на то, чтобы позаботиться о моем гневе”. Таким образом, мы прекращаем думать о другом человеке, и мы воздерживаемся от дей­ствий и слов, пока наш гнев существует. Если мы направим свой ум на наблюдение за нашим гневом, мы будем избегать произвести те повреж­дения, о которых мы можем пожалеть потом.

Когда мы гневаемся, мы сами становимся этим гневом. Подавлять его или прогонять его, все равно, что подавлять или прогонять себя. Когда мы радуемся, мы радость. Когда мы гневаемся, мы гнев. Когда гнев рож­дается в нас, мы можем сознавать, что гнев - этр энергия внутри нас, и мы можем допустить то, что эта энергия существует для того, чтобы пре­образиться в другой вид энергии. Когда у нас есть ящик для компоста, наполненный органическим материалом, который гниет и пахнет, мы знаем, что можем превратить эти отбросы в красивые цветы. Во-первых, мы можем смотреть на цветы и на компост как на противоположности, но когда мы смотрим глубже, мы видим, что цветы уже содержатся в компосте, а компост уже содержится в цветах. Требуется всего пара не­дель, чтобы цветы превратились в компост. Когда садовник смотрит на компост, то он не чувствует грусти или отвращения. Напротив, он ценит перегной и не пренебрегает им. Необходимо всего несколько месяцев, чтобы компост дал рождение цветам. Нам нужно применить то понима­ние и не двойственное отношение, которое есть у садовника к своему гневу. Нам не нужно бояться или отвергать его. Мы знаем, что гнев мо­жет быть тем самым компостом, и что он может родить что-либо пре­красное. Мы нужен гнев так же, как садовнику нужен компост. Если мы знаем, как принять свой гнев, у нас уже есть немного спокойствия и радо­сти. Постепенно мы можем полностью преобразить гнев в покой, любовь и понимание.

Избивать подушку

Выражение гнева не всегда лучший способ обходиться с ним. Про­явление гнева может стать постоянной практикой, и таким образом он усилится в нашем сознании. Если выражать гнев на человека, на которого мы сердимся, это может принести большой вред.


Некоторые из нас могут предпочесть уйти в свою комнату, закрыть дверь, и колотить подушку. Мы называем это “ощутить свой гнев”. Но я не думаю, что это так. Фактически, мы не ощущаем даже свою подушку. Если бы мы в самом деле почувствовали ее, мы узнали бы, что такое по­душка и не стали бы бить ее. Все же, эта техника временно может рабо­тать, потому что когда мы бьем подушку, мы тратим много энергии, и через некоторое время мы истощены и чувствуем себя лучше. Но корни нашего гнева остались не затронутыми, и если мы поедим, наша энергия вернется. Если корни нашего гнева полить снова, он возродится вновь, и нам снова придется колотить подушку.

Избиение подушки может принести вам какое-то облегчение, но не надолго. Для того, чтобы произвести реальное изменение, мы должны иметь дело с корнями нашего гнева - серьезно взглянуть на сами их при­чины. Если мы этого не делаем, семя гнева вырастет вновь. Если мы практикуем осознанную жизнь и сажаем семена здоровья и осознанно­сти, они окажут влияние на наш гнев и смогут преобразить его даже без нашей просьбы об этом.

Наша осознанность будет заботиться обо всем, как солнце заботится о растениях. Солнцу не кажется, что оно делает что-то большое, оно просто светит на растения, но это преображает все. Маки закрываются каждый раз, когда спускаются сумерки, но когда солнце светит на них один или два часа, они открываются. Таким же образом, осознанность, если ее практиковать постоянно, приведет к преображению цветка нашего гнева, и он откроется и покажет нам свою собственную природу. Когда мы поймем корни нашего гнева, мы освободимся от него.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь