Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИН И ПРОЦЕССОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



В настоящее время историко-материалистическое объяснение причин и процессов происхождения государства и права является наиболее аргументированной позицией в научном отношении. Иногда упрощенно и неверно по существу историко-материалистическую концепцию называют марксистской теорией. Это не случайно, т.к. представители марксизма внесли значительный вклад в решении проблемы, хотя только их суждениями ограничиться нельзя.

Согласно этой версии государство есть закономерный результат, продукт исторической эволюции общества. Общество рассматривается как исторически развивающаяся система отношений между людьми. Любое общество нуждается в урегулировании отношений между людьми, поскольку в противном случае оно не может наладить даже самый простой способ производства средств существования. Даже охота и собирательство в условиях первобытнообщинного строя уже требовали большой степени урегулированности отношений между людьми. В дальнейшем, с развитием общества, с усложнением хозяйства и иной деятельности людей значение урегулированности отношений возрастало. Люди не могут существовать без того, чтобы постоянно осуществлять саморегуляцию. Регулирование означает, что человеческое поведение обуславливается определенными рамками, целенаправленно регулируется.

Люди осуществляют саморегуляцию либо с помощью т.н. индивидуальных речевых акций (например, угроза в отношении лица, физическое воздействие, изгнание кого-либо из племени, позднее - это приказы об увольнении и т.п.), либо с помощью т.н. нормативного регулирования

Суть последнего заключается в упорядочивании поведения людей с помощью правил поведения, адресованных персонально неопределенному кругу лиц.

История свидетельствует о том, что общество не может осуществлять саморегуляцию без того, чтобы в определенных случаях не прибегать к принуждению. Осуществлять принуждение и добиваться на этой основе социальной урегулированности могут лишь те субъекты, те члены общества, которые обладают властью. Власть можно определить как фактическую способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определнное воздействие на поведение других людей. осуществление власти - постоянный фактор общественной жизни. Общественная власть и обе разновидности общественного регулирования бели известны людям задолго до того, как появилось первое государство. Первое же государство появилось на Земле приблизительно 5-6 тысяч лет назад, т.е. в то время, когда человеческое общество существовало уже очень давно.

Исторические факты говорят о том, что появлению государства, государственно-организованному обществу предшествовала родовая организация власти, первобытнообщинный строй. Для того, чтобы выявить причины возникновения государственности и для проведения отличия государственности от родовой организации общества, мы должны обратиться к родовой организации общества, эволюция которой и привела к возникновению государства и права.

Основой организации общества как целого был род, или родовая община, т.е. объединение людей по кровному родству, а также по общности имущества и родовой деятельности. Совместная деятельность, общая собственность объяснялись условиями выживания людей. единственным субъектом власти был род в целом. В качестве основного органа власти выступали родовые собрания, на которых принимались все совместные важные решения. Частично властные функции выполняли старейшины, которые выбирались из авторитетов. Род характеризовался значительным единством, т.к. внутри рода еще не существовало различных общественных интересов и стремлений.

В качестве правил поведения, норм, выступали обычаи - исторически сложившиеся стереотипы поведения людей, продиктованные природой, общественной необходимостью и вошедшие в привычку в результате длительного выполнения и многократного повторения. Люди на данном этапе не отличали права от обязанностей, и не было выделения различных видов социальных норм. Поэтому такие обычаи называли мононормами.

Родовая организация функционировала в течение многих тысячелетий и не знала таких явлений, как государство и право. процесс же возникновения государства и права органически связан с разложением первобытнообщинного строя, а государство и право появились как закономерный результат внутреннего развития общества, и они пришли на смену, соответственно, родовой организации общества и обычаям.

Рассмотрим, с какими причинами это связано.

Схематически и условно можно провести следующий комплекс взаимосвязи причин: общественное разделение труда привело к совершенствованию орудий труда - рост производительности труда - появление избыточного продукта - возникновение и развитие товарообмена (который носил неравноценный и случайный характер) - отдельные семьи, позже - отдельные лица, получают возможность сосредотачивать в своих руках материальные ценности - возникновение имущественного неравенства между людьми (чего раньше не было), которое сочеталось с неравенством общественного статуса, общественных функций, - резкое усложнение государственной и всей общественной жизни. В результате потребовалось выделение особого слоя людей, которые осуществляли бы только управленческие функции.

Постепенно общество стало кардинально другим. Если раньше оно не знало социального расслоения, не знало различие социальных интересов внутри себя, то теперь общество характеризуется социальным неравенством, противоречивыми интересами внутри себя.

В условиях резко усложнившейся хозяйственной жизни остро проявилась потребность в жестком централизованном управлении, в наличии постоянно действующего слоя управленцев, осуществляющих контроль за производственным процессом, распределением материальных благи в этой связи наделенных властными полномочиями.

С одной стороны, в связи с острым социальным и имущественным расслоением, с появлением различных социальных интересов и в связи с явным преобладанием (экономическим и духовным) родоплеменной аристократии, крупных собственников над другими социальными группами проявила себя потребность в таком социальном регулировании, в основе которого лежит уже не авторитет, а возможность органического, систематичного принуждения, адресованного, главным образом, всем зависимым, несвободным, неимущим, рабам и т.д.

Постепенно из общества выделяется разряд людей, который на постоянной основе занимается управлением и принуждением и в этой связи - осуществлением власти.

Общественная власть постепенно утрачивает свой непосредственно общественный характер и в большой степени сосредотачивается в руках родоплеменной аристократии, военных вождей, крупных собственников, которые теперь опираются на военную дружину, а не на всеобщее вооружение, как это было раньше. На каком-то этапе должность вождя племени перестает быть выборной и начинает передаваться по наследству. Его личные функции резко возрастают. Таким образом, возникают основы монархической государственной власти.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (ИЛИ ТЕОКРАТИЧЕКСАЯ) ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Название этой теории происходит от греческого слова teologia - teos - бог, logos - учение. В числе наиболее видных представителей теории можно назвать христианских философов-богословов Августина Аврелия и Фому Аквинского.

Теологическая теория является одним из самых старых объяснений происхождения государства и права. Тория божественного происхождения государства и права принимала различные формы. Кратко сущность данной теории можно определить так: государство и права возникают и развиваются как осуществление божественного промысла, божественного замысла.

Но так или иначе данная теория не имеет исторических подтверждений, она, главным образом, опирается на веру и не допускает доказательств. Поэтому можно сделать вывод, что данная теория ненаучна, поскольку основана не на объективных исторических фактах и сведениях, а на вере в бога, в божественный промысел.

ПАТРИМОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Патримониальная теория происхождения государства и права происходит от латинского слова «patrimonium», которое означает «право собственности на землю».

Она объясняет происхождение государства и права из права собственника на землю.

Согласно данной теории, государственная власть не происходит от нарда, как это полагала, например, договорная теория, а происходит из права собственности властвующих. Государственная власть есть ни что иное, как медленно в результате продолжительных и незаметных изменений преобразованная власть земельного собственника над живущими на его земле людьми. Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией.

Эта точка зрения основана на тех отношениях, которые дает нам средневековая историческая действительность. Представление о принадлежности всей земли князю, королю, царю долгое время бытовала во Франции, в Германии, в России и до сих пор находит юридическое выражение в Великобритании. Территория государства выходит, преобразуется из государевой земли.

Государственное хозяйство, финансы есть постепенное преобразование из частной собственности государя.

По-другому можно сказать, что государственная территория и государственные финансы производны от, соответственно, земли, находившейся в частной собственности государя, и от его хозяйства. Необходимые расходы, например, на ведение войны, долгое время покрывались из частных средств государя. Вероятно, именно поэтому в свете данной концепции налоговое обложение рассматривалось не как государственная обязанность, а как позорный знак личной зависимости.

Органы подчиненного управления, как например министерства, произошли от слуг государя.

При таком медленном, поступательном преобразовании всех частных отношений в публичные невозможно определить точный момент возникновения государства.

Особенно важное политическое значение патримониальной теории предавали в реакционное время после французской революции.

В целом, нельзя отрицать исторической обоснованности данной теории. Но часто в контексте патримониальной теории даются неверные истолкования, интерпретации исторических фактов. Патримониальная теория пыталась вывести государственную власть из права собственности на землю, для того, чтобы обосновать «собственное право» государя.

Среди ученых высказывается мысль, что на самом деле имело место вовсе не земельное право собственности, а насильственное обладание землей, приобретенное и охраняемое собственной силой. И с этой точки зрения патримониальная теория приближается по своей сути к теории завоевательного происхождения государства.

СЕМЕЙНАЯ (ПАТРИАРХАЛЬНАЯ) ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Основоположником семейной теории происхождения государства и права является древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Согласно его учению, государство является продуктом естественного развития общества, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе появления государства лежит естественное стремление людей к общению. Общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из нескольких селений или родов складывается государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, включающей в себя все другие формы общения.

Т.е. семейная теория ищет истоки происхождения государства в семье и стремится определить момент перехода от родового строя к государственному.

Являясь первоначальной формой организованного общения, семья путем естественного размножения переходит в род как в союз лиц, объединенных происхождением от одного общего предка, родоначальника и подчинением его власти.

В свою очередь род, вследствие экономических условий расколовшийся на несколько родов, принимает форму племени как союза людей, объединенных приданием об общности происхождения.

Племя трансформируется в народность как союз лиц, объединенных общностью исторического прошлого.

В этом ряде преобразований общественных союзов. Момент перехода к государственному состоянию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы.

 

БИЛЕТ № 19


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь