Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие, признаки и виды социальных норм
Рассматривая нормативное регулирование в социальной жизни, целесообразно выделить две стороны этого явления. Во-первых, в основе регулирования социальных процессов с помощью специальных правил “лежит” их нормативность. Во-вторых, нормативность проявляется преимущественно в виде особых правил, стандартов, эталонов поведения участников социального общения. Нормативность – это абсолютное свойство развития высшей формы материи – социальной жизни. Нормативность является объективной необходимостью, закономерностью, законом развития социальной жизни. Данная закономерность заключается в том, что любая совокупность социальных явлений, несмотря на их хаотичное и беспорядочное состояние, неизбежно самоорганизуется в ту или иную упорядоченную форму. Происходит унификация социальной практики по различным системообразующим признакам. Складывается определенный способ взаимодействия участников социального процесса. Появляются единообразные схемы развития, функционирования общественных отношений, определенные стандарты поведения. Этот процесс имеет характер обязательного закона, неизбежного условия всякого общественного развития. Общественный прогресс во многом определяется устойчивым характером, стабильностью связей и отношений, внедрением определяемых эталонов в поведение людей, их повторяемостью и приданием им обязательного характера. Ни одно общество не смогло бы существовать без этих общеобязательных правил поведения людей[24]. Основой этого воздействия выступает социальная нормативность. Она выражает объективно необходимые требования взаимодействия явлений и событий как результата предметно-практической деятельности людей. Нормативность выступает формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей [25]. Следовательно, сущность нормативности как социального закона выражается в неизбежной унификации хаотичной совокупности воли отдельных лиц (членов социальной общности) по определенным признакам, обусловленным объективными потребностями данной общности. Унификация в данном случае означает приведение чего-то к единообразию, формирование определенного стандарта[26]. Неизбежность этого процесса связана с наличием тех или иных потребностей и интересов членов общества. Нельзя определить единственный или даже преобладающий путь решения интересов, все зависит от содержания интересов, их поддержки и противодействия им, от ситуации в обществе[27]. Осознавая свои интересы, члены общества стремятся объединить свою волю, систематизировать ее по различным признакам, придать существующим социальным потребностям различные нормативные формы. Происходит нормативная саморегуляция личности. Это способ защиты человека во внешней общественной среде, реализации им своих интересов, внутреннего самовыражения в поведенческой деятельности, связи с себе подобными. Это, наконец, способ выявления вовне свойств модели личности, соединяющей сферу сознательного и бессознательного[28]. Следует подчеркнуть, что нормативность выступает не только формой бытия социальных интересов и потребностей, но и как процесс формирования и выявления этих способов существования социальной реальности. То есть нормативность выступает, с одной стороны, как форма социального развития, а с другой – как его основное содержание. В целом, специфика социально-нормативного регулирования выражается в нормативности общественных процессов и явлений и особых формах ее выражения, главное место среди которых занимают общественные правила поведения – нормы. Поэтому нормативное регулирование можно определить как особую форму социальной деятельности, направленную на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе. Что касается системы социально-нормативных регуляторов, то в юридической литературе она получила достаточное освещение[29]. Поэтому, не вдаваясь в анализ существующих классификаций, будем рассматривать взаимодействие права с моралью, корпоративными, религиозными и обычными нормативными регуляторами.
Соотношение права с отдельными видами социальных регуляторов Соотношение юpидических и моральных ноpм Соотношение норм права и норм морали складывается из двух типов связи: взаимоподдержки, основанной на единстве и однонаправленности действия; конфликта, основанного на различиях и противоречиях. Единство права и морали выражается в том, что: – обе эти категории являются надстроечными; – представляют собой разновидность социальных норм; – опираются на единый политический фундамент; – имеют один и тот же объект регулирования; – основываются на свободе воли индивида; – служат для упорядочения общественных отношений; – являются показателями социального и культурного развития общества. Различие права и морали проявляется в том, что: – нормы права устанавливаются государством, а нормы морали формируются в сознании людей; – нормы права регулируют те отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку; – нормы права представляют собою более или менее точно детализированные правила поведения, тогда как нормы морали не содержат точных детализированных правил; – нормы права закреплены в специальных государственных актах, нормы морали “живут” в сознании людей; – право обеспечивается принудительной силой государства, мораль опирается на силу общественного мнения; – право представляет собой систему норм, мораль же таковой не является; – мораль обладает более высоким уровнем требований, чем право. Однонаправленность действия права и морали: – право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений; – их требования во многом совпадают; – мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления; – один и тот же поступок получает в глазах людей одну и ту же оценку – как правовую, так и моральную; – право и мораль плодотворно сотрудничают в отправлении правосудия в деятельности органов правопорядка, юстиции. Противоречия между правом и моралью: – нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается. (Известно, что фактический, незарегистрированный брак не влечет юридических последствий. В этой связи отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь. По закону – да, а согласно морали? И наоборот); – право нечто запрещает, а мораль разрешает. (В советском УК были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие показания против родителей и близких родственников).
Право и корпоративные нормы
Отличительная особенность корпоративных норм состоит в том, что они принимаются общественными объединениями (партиями, профсоюзами, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т.д.) и регулируют отношения между их членами. Ведя речь о связи корпоративных норм и права, следует прежде всего иметь в виду, что конституционные нормы, а также статьи Федерального закона “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 г. (ст. 4, 6, 17 и др.) корректируют нормы общественных объединений, “очерчивают” их рамки незыблемыми границами прав и свобод человека и гражданина. Корпоративные нормы со своей стороны оказывают определяющее содействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения своих представителей в избирательные комиссии. Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться это право, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать членов избирательных комиссий. Приведенный материал свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, которая выражается в двух основных направлениях – взаимоподдержки и конфликта. Право и религиозные нормы
Право и религия – это системные регуляторы общественной жизни в прошлом и настоящем. Они могут находиться в состоянии взаимоподдержки и конфликта. Взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем. Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект – поведение людей, основанное на их сознании и воле. Во-вторых, Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции РФ является светским государством. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством наряду с конституционными положениями регулируются ГК РФ и Федеральным законом “О свободе совести и религиозных объединениях” от 26 сентября 1997 г.[30] В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания – нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как “относись к другому как к самому себе”, “не лжесвидетельствуй”, “не укради” и другим. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к “переводу” их в индивидуальное сознание, создает предпосылку для правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности. В-четвертых, надо иметь в виду, что существуют легальные и нелегальные религиозные организации. Церковь – особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет им иноверцев. В действительности, как подтверждает история, такие противопоставления, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (например японская религиозная секта Аум Сенрике), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей. Такого рода деятельность также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы