Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 39. О доказательствах, фальшивых свидетелях и т. д.



§ 1145. Имеется много видов доказательств, которые все или некоторые из них достаточны для подтверждения. В этой главе мы укажем некоторые виды доказательств, положительные мо­менты каждого из них, время их применения и то, как можно и должно оспаривать свидетелей.

§ 1146. По нашему мнению, согласно нашим обычаям, имеет­ся восемь видов доказательств. И первый вид состоит в том, что кто-либо признает то, что от него требуют, соглашается испол­нить требуемое либо без всякого отказа, либо после некоторого отрицания факта. Это доказательство наилучшее, наиболее про­стое и наименее дорогостоящее из всех.

1 Высший королевский апелляционный суд во Франции в то время.


§ 1147. Второй вид доказательства — письменное доказа­тельство. Если кто-либо дал письменное обязательство, а затем отрицает его, следует при доказательстве прибегнуть к самому обязательству, так как отрицание не является достаточным ос­нованием для обесценивания письменного доказательства. Об этом виде доказательств мы достаточно говорили в главе, посвя­щенной письменным обязательствам.

§ 1148. Третий вид доказательства — дуэль (gages de bataille); но это доказательство не должно приниматься в тех случаях, когда речь идет о поручительстве. Об этом виде дока­зательств и о случаях, когда оно должно быть принято во вни­мание, мы будем говорить в главе, посвященной апелляциям. И пусть тот, кто прибегает к этому доказательству, будет осто­рожен, так как из всех доказательств это самое опасное.

§ 1149. Четвертый вид доказательства — доказательство при помощи свидетелей. К нему прибегают в тех случаях, когда отри­цается какой-то факт и проситель предлагает его подтвердить при помощи свидетелей. Для этого доказательства необходимы по мень­шей мере два законных свидетеля, которые отвечали бы после при­несения присяги на предложенные вопросы одинаково. А о том, как их следует допрашивать, мы расскажем в следующей главе.

§ 1154. Пятый вид доказательства: утверждения одной сто­роны не оспариваются другой стороной...

§ 1155. Седьмой вид доказательства: обстоятельство, которое хотят доказать, настолько ясно само по себе, что не требует иного доказательства...

§ 1156. Восьмой вид доказательства — доказательство при помощи презумпции (presompcions). Этот вид доказательства мо­жет иметь множество способов, так как одни могут представить дело так ясно, что оно становится доказанным при помощи пред­положений, а другие столь сомнительны, что злодеяние никак ими не доказывается.

§ 1165. Участники судебного разбирательства, которые долж­ны [в ходе его] представить доказательства, берут охрану в той курии, где расследуется жалоба, и подчиняются обычаю, какой действует в этой курии, так как все, кто имеет право суда в графстве, могут держать свою курию [вести процесс], как им это нравится: согласно старинному обычаю или, по их желанию, согласно установлению короля1. И тот, кто будет представлять

1 Имеется в виду ордонанс Людовика IX 1260 г.


доказательства, должен знать, по какому обычаю будет совер­шаться суд [действовать курия].

В случае если сеньор творит суд согласно старинному обы­чаю, следует предоставлять доказательства в первый день рас­следования. И если истец не докажет [основательность] своей жалобы в этот день, он теряет свое дело и не может возобновить [процедуру] доказательства. Если же сеньор держит курию по установлению короля — имеется два дня для [рассмотрения] доказательств. Оно начинается в первый день, назначенный для расследования, и, если в этот первый день станет очевидной ошибка, истец не возобновит доказательства во второй день, но, напротив, потеряет свое дело из-за ошибки в доказательстве.

§ 1175. Женщины, привлеченные в качестве свидетелей, не должны быть допущены в том случае, если против них выступает тот, против кого они должны свидетельствовать, в каком бы состоянии они ни находились — вдовы, замужние или девушки. Исключение составляет только один случай: когда речь идет о засвидетельствовании факта рождения ребенка или его возраста. Ибо если женщина имеет двух мальчиков (males jumeaus) и старший хочет доказать старшинство, нельзя будет установить, кто старше без свидетельства женщины. И в этом случае ей следует верить.

§ 1214. Если король основывает рынок или заключает какое-либо соглашение со своими подданными, то [договор], оформ­ленный письменно и заверенный печатью, стоит полного свиде­тельства в деле за него и против него, даже если не имеется письма [документа] от его подданного. Потому что король в своем суде может быть судьей и обвинителем и нельзя апелли­ровать на его решение — вещь невозможная ни для кого, кроме короля. Точно так же его свидетельству, заверенному его печа­тью, должно верить, будь то [в деле] за него или против него, потому что справедливо думать, что в свидетельстве того, кто имеет в управлении все королевство, нет ничего, что не явля­лось бы истинным и законным.

§ 1215. Иное правило существует для всех дворян, находя­щихся под властью короля, для всех прелатов и всех тех, кто по обычаю может иметь печать. Если они свидетельствуют своими письмами в каком-то деле за себя и против своих подданных, их свидетельства не имеют никакой цены, потому что никому нет веры в свидетельстве своей тяжбы, кроме как королю. Итак,


когда барон, или прелат, или кто-то другой, кто может иметь печать, заключает соглашение со своими подданными, — дол­жен принимать [в суде] их письма [документы], потому что каждому верят в то, о чем он свидетельствует по письму, — [однако только в деле] против него, но не за него, в отличие от короля, как было сказано выше.

Глава 45. Об отказах, сервитутах и т. д.

§ 1432. Тот, кто преследуется закрепощением, может изба­виться от преследования следующими путями. Первый путь та­ков: сам серв и его мать всю свою жизнь были свободными людьми и не несли никакой крепостной повинности по случаю своего крепостного состояния... И тогда сеньор, который пре­следует этого серва, должен доказать, что мать матери данного лица была крепостной этого сеньора... Но если сеньор не может этого доказать, [серв] остается свободным, если только сеньор не приведет новых доказательств происхождения своего утвер­ждения, так как по закону никто не имеет права сказать бывше­му всегда свободным человеку: «Вы мой серв»; это следует до­казать. Если же он не говорит о происхождении [крепостной зависимости] и не может доказать, что данный человек когда-либо платил ему крепостную подать, то его не следует слушать и данное лицо остается свободным.

§ 1433. Другое основание, по которому тот или иной человек может защитить себя от того, чтобы попасть в крепостную зави­симость, — это, если он знает, что его мать, бабка или прабабка, будучи крепостными, получили свободу от лица, имеющего пра­во давать эту свободу. Для доказательства достаточно предста­вить письменное удостоверение от сеньора или живых свидете­лей. Этого достаточно для того, чтобы человек оставался сво­бодным.

§ 1434. Известно, что крепостное состояние идет от матери, так как все дети которых она выносила, — сервы, если она кре­постная, даже если отец — свободный человек. Если бы дворя­нин женился на крепостной, все дети, которых она бы имела от него, были бы сервами. И им было бы отказано в иске о призна­нии их дворянами, так как нет такого закона, чтобы сервы полу­чили дворянство, хотя милость получения дворянства должна идти от отца. Таков обычай французского королевства: дворян­ство может получить всякий, чей отец был дворянином, при


условии, что его мать была кем угодно, даже простолюдинкой, но только не крепостной, ибо в таком случае, как это было ска­зано выше, он тоже становится [крепостным]. Если же мать — дворянка, а отец не имеет дворянства, ребенок не может быть дворянином; но все же он не теряет всех привилегий: в отно­шении личности он рассматривается как дворянин и может владеть фьефом, на что вилланы не имеют права. И ясно, что если мужчина серв женится на свободной женщине, все дети свободны...

§ 1435. Третья возможность освободиться от закрепощения неучтивая; но мы ее должны были много раз выдвигать, защищая человека, которого хотят закрепостить, — это если серв говорит, что хочет доказать свое незаконнорожденное происхождение; если он может это доказать, он — вне крепостной зависимости. Доказательством незаконнорожденности является установление факта рождения человека до замужества матери или того факта, что его отец не был дома за десять месяцев до его рождения и находился в чужих и дальних землях, не возвращаясь домой; это значит, что он не может быть сыном данного лица... Третьим доказательством незаконнорожденности является факт рождения ребенка через десять месяцев после смерти отца во время вдов­ства матери. И если человек докажет, что он незаконнорожден­ный, он остается свободным и живет по статуту незаконнорожден­ных. И пусть люди не думают, что рожденные вне брака, они что-либо выигрывают, так как незаконнорожденный не наследует ни звания отца, ни звания матери или семьи, ни состояния и ничего другого. А так как он не наследует ни их имущества, ни их положения, то он не должен наследовать и тяжких условий и тех податей, которые они обязаны платить сеньору.

§ 1436. Четвертым основанием для освобождения от закрепо­щения может служить тот факт, что данный человек является духовным лицом и принадлежал к духовному сословию в тече­ние десяти лет на глазах и с ведома сеньора, который сейчас его преследует и который ранее этому не сопротивлялся, ибо досто­ин похвалы тот сеньор, который, видя, что его крепостной ста­новится клириком, не протестует против этого... Если епископ делает духовным лицом моего человека помимо моей воли, я имею право потребовать возмещения ущерба за потерю этого человека и его имущества, переходящего в юрисдикцию еписко­па; ибо нет никакого сомнения, что я не могу забрать и при­соединить к своему имущество клирика.


§ 1437. Лучше всего для того, кто хочет освободиться от крепостной зависимости, получить для этого подтверждение своей свободы от того суверена, от которого зависит его сеньор; ведь если у меня есть крепостные и я их освобожу без разреше­ния на то моего сеньора, я их теряю...

§ 1451. Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свобод­ных по происхождению людей, рожденных свободной матерью; тех, которые могут и должны были бы по праву называться дворянами. Но не все свободные люди — дворяне, и между правами дворян и других свободных людей существует большая разница, так как дворянами называют тех, которые по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов или рыцарей; и эта знатность идет по прямой отцовской, но никак не материн­ской линии; ведь совершенно ясно, что никто, даже если его мать и дворянка, не может стать дворянином [если только не будет на то особой королевской милости], если только его отец не дворянин. Но по-иному обстоит дело со свободным состояни­ем, так как это состояние идет от матери, и всякий человек, рожденный свободной матерью, — свободен...

§ 1452. Мы говорили о двух состояниях — о знатном и сво­бодном; третье состояние людей — крепостное. И в этом состо­янии не все люди находятся в одинаковом положении: имеются различные условия крепостной зависимости. Ибо одни из кре­постных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют [над ними] право жизни и. смерти, могут держать их в заключении как им будет угодно — за вину или без вины — и ни перед кем за них не несут ответственности, кроме как перед Богом. С другими обра­щаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них: требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепо­стное состояние (servitude). И [лишь] когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество — движи­мое и недвижимое — переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женит­ся на свободной или на женщине из другой сеньории, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если [крепостной] умирает, нет у него иного наследника, кроме сеньора, а дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сень­ору, как это делали бы люди посторонние. Этот последний обы­


чай, о котором мы говорили, носит у крепостных Бовези назва­ние мертвой руки и брачного выкупа (formariages). О других крепостных состояниях в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга рассказывает об обычаях в Бовези.

§ 1453. Как [всем] очевидно, что в настоящее время суще­ствуют люди разного положения, так истинно, что вначале все были свободны и равны, ибо каждый знает, что все мы про­изошли от одного отца и одной матери. Но когда народы стали прибывать, возникли войны и ненависть, причиной их стали гордость и зависть — они тогда правили [людьми] и привели к тому, что отсутствовало [чувство] долга. Те общины в народе, которые имели желание жить в мире, увидели, что они не смо­гут этого добиться, если каждый желает быть таким же великим господином, как другой. Тогда избрали короля и сделали его своим сеньором, дали ему власть судить за их преступления, управлять ими и делать установления над ними. Для того чтобы он мог обезопасить народ от врагов и плохих судей, нашли меж­ду собой тех, которые были более красивыми, сильными и муд­рыми, и дали им власть над собой при условии, чтобы помогали бы им жить в мире, а также помогали королю их опекать. От них произошли те, которых называют дворянами.

От других, которых также избрали, произошли те, которые свободны, но не родовиты. Сервы произошли по причине мно­гообразных способов приобретений. Потому что некоторые по­явились благодаря захватам на войне: одни попадали в зависи­мость сами со своими наследниками из-за выкупа или чтобы вый­ти из тюрьмы. Другие стали сервами, потому что они себя продали из-за бедности или [уступая] жажде стяжательства. Не­которых сделал сервами король: когда он пошел сражаться про­тив народа другой страны, он приказал, чтобы все те, кто мог носить оружие, шли ему помогать, а те, которые останутся — и они, и наследники, — будут людьми сервильного состояния; иные произошли от тех, кто бежал с поля сражения, а другие от тех, кто отдал себя благочестию церкви, потому что [уже] нача­ла распространяться христианская вера. Были и такие, которые стали сервами потому, что не имели возможности защитить себя от сеньоров, которые несправедливо, силой их обратили в зави­симость. И благодаря этим многочисленным причинам, по кото­рым они попали в сервильное состояние, мы можем понять, что большую милость сделали те сеньоры, которые дали им свобо­


ду. Потому что это великое зло, когда кто-либо из христиан находится в положении серва.

§ 1457. Наш обычай более мягок (courtoise) в отношении к крепостным, нежели во многих других странах, ибо во многих других странах сеньоры могут распоряжаться жизнью и смер­тью своих крепостных когда и как им угодно, а также принуж­дать их вечно жить на своих землях. В Бовези же с ними обра­щаются более человечно, ибо при условии уплаты своим сеньо­рам положенных обычаем ренты и специального налога, собираемого с каждой семьи (chevages), они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нигде они не долж­ны отказываться платить следуемый сеньору брачный выкуп (formariages), за исключением мест, пребывание в которых мо­жет дать им свободу, как, например, в некоторых городах, вся­кий житель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо, как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он может потребовать его возвращения, если зая­вит на него свои права в течение одного года и одного дня или в течение того срока, который действителен для этих мест, со­гласно их обычаям. Многие крепостные, таким образом тайно ушедшие от своих сеньоров на жительство в другие места, полу­чили свободу.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь