Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовные слабости и оскорбления



 

К сожалению, духовная цена гнева еще выше. Гнев может стать причиной всевозможных оскорблений, таких, как ос­корбления преданных, святого имени, святых мест паломни­чества, а также духовного учителя. Гнев не только заставляет нас оскорблять преданных и духовного учителя, но и делает смехотворным наше преданное служение. Гнев сравнивают с духовным самоубийством.

В Четвертой Песне «Шримад-Бхагаватам» Дакша, один из полубогов, проявляет необоснованный, безрассудный гнев, который невозможно было сдержать ни увещеваниями, ни добрыми советами. Гнев совершенно затмил его разум. Если мы станем жертвой такого гнева, мы утратим ясность пони­мания, что может совершенно опустошить нас духовно. В «Шримад-Бхагаватам» (4.2.19) Дакша в гневе проклинает Господа Шиву:

 

нишидхйаманах са садасйа-мукхйаир

дакшо гиритрайа висриджйа шапам

тасмад винишкрамйа вивриддха-манйур

джагама кауравйа ниджам никетанам

 

Майтрея продолжал: «Дорогой Видура, несмотря на увещевания всех собравшихся, Дакша, охвачен­ный безудержным гневом, проклял Господа Шиву. После чего покинул собрание и вернулся домой».

 

В комментарии Шрила Прабхупада пишет:

«Гнев оказывает такое пагубное влияние, что даже великий Праджапати Дакша, охваченный гневом, ушел с собрания, на котором присутствовали великие мудрецы, подвижники и свя­тые во главе с Брахмой. Все просили его остаться, однако, вне се­бя от ярости, он покинул собрание, сочтя унизительным оста­ваться в этом освященном месте. Возгордившись своим высоким положением, он думал, что его слова непререкаемы. Из этого стиха явствует, что все собравшиеся, включая Господа Брахму, просили его умерить свой гнев и не покидать их обще­ства, однако, несмотря на их просьбы, он покинул место, где должно было состояться жертвоприношение. Таковы последст­вия слепого гнева. Поэтому в «Бхагавад-гите» говорится, что, ес­ли человек стремится достичь ощутимых результатов в духов­ной практике и развить в себе духовное сознание, он должен остерегаться вожделения, гнева и гуны страсти. На этом приме­ре можно видеть, что даже великий человек, такой, как Дакша, может потерять рассудок под влиянием вожделения, гнева или страсти. Само имя «Дакша» указывает на то, что он был очень искушен в материальной деятельности, и все же из-за неприяз­ни, которую питал к такому возвышенному преданному, как Шива, он подвергся нападению трех врагов: гнева, вожделения и страсти. Поэтому Господь Чайтанья советовал нам ни в коем случае не позволять себе оскорблять вайшнавов. Он сравнивал оскорбление вайшнавов с бешеным слоном. Бешеный слон мо­жет натворить много бед, и, подобно этому, от человека, оскор­бившего вайшнава, можно ожидать чего угодно».

В «Бхагавад-гите» говорится, что привязанность ведет к иллюзии, затем к замешательству, а затем — к падению. В данном случае многие великие мудрецы и риши пытались наставлять Дакшу, но гнев затмил его разум до такой степени, что он не смог понять ни ошибочности своего поведения, ни того, что ему говорили другие. Если мы хотим прогрессиро­вать, то должны избегать подобного поведения. Иначе ничего не получится. Всякий раз, когда мы замечаем в себе рост вож­деления или гнева, мы должны насторожиться. Гнев не дает нам возможности вступить в духовное общение с Божествен­ной Четой, Богом Отцом-Матерью в духовном царстве.

Вожделение, гнев и страсть делают людей безумными, и как в преданном служении, так и в мирской жизни они мо­гут совершать ужасные поступки, хотя впоследствии обычно сожалеют об этом. Зачастую люди оскорбляют своих ближ­них вместо того, чтобы любить их. В данном случае Дакша должен был любить и уважать своего зятя, Господа Шиву, а также других великих личностей, среди которых был и Гос­подь Брахма. Но из-за своей раздражительности он не смог принять ни одного разумного совета от великих мудрецов, которые в один голос пытались успокоить его.

 

Гнев скрывает причину страданий

 

Если мы используем гнев как защитный механизм, он будет заставлять нас скрывать свои страдания. Иногда гнев быва­ет вызван чувствами одиночества, страха, вины, обиды или даже гордости. Хотя внешне это кажется гневом, за ним кро­ется более глубокая причина. Гордость в особенности пагуб­на. Если йогам или пандитам (ученым) недостает преданно­сти, то, несмотря на совершаемые ими аскезы, они будут развивать знание, могущество и даже гнев, но не любовь и сострадание. Гнев в тонкой форме часто присутствует у великих йогов, и поэтому они могут порой проклинать других. Дакша является одним из примеров такого поведе­ния. Сначала он проклял Господа Шиву, а затем Нандишва-ра, один из главных спутников Господа Шивы, проклял всех, кто поддерживал Дакшу. В конце концов мудрец Бхри-гу обрушил на всех последователей Господа Шивы ужасное проклятие, и все пошло кувырком. Все эти брахманы обла­дали огромной шакти, но из-за недостатка бхакти иллюзия покрыла их знание.

 

Гнев порождает неадекватную реакцию

 

Гнев может приводить к тому, что та или иная ситуация вы­зывает у нас гораздо больше беспокойств, чем нужно. Напри­мер, если чьи-то слова или поступки раздражают нас, наше видение ситуации затуманивается. Подавленный гнев также может приводить к неадекватной реакции, что заставляет нас действовать соответственно и лишает нас способности посту­пать разумно. Даже если ваш гнев оправдан, вместо того, что­бы потворствовать ему, можно попытаться отделить посту­пок от личности. Существует выражение «ненавидеть грех, а не грешника». Несмотря на то, что человек может грешить, мы должны все равно до некоторой степени ценить и любить его. Если поведение человека действительно неправильное, мы можем испытывать неприязнь к поступку, но не нужно навешивать ярлык на самого человека.

Мы не хотим, чтобы отрицательные эмоции, связанные с определенным дурным поступком человека, отразились на наших взаимоотношениях с ним в целом. Это неблагоприят­но, даже если продолжается всего несколько мгновений. Не нужно превращать отдельный эпизод в целую историю. Если человек действовал агрессивно, мы должны проявить заботу и поступить ответственно, целостно, сострадательно. Но если вместо разумного подхода мы навешиваем на человека ярлык, это уведет нас от бескорыстной любви. Это лишит нас способ­ности искренне помогать людям и проявлять заботу о них.

 

Умение справляться с гневом

Противодействуйте деградации

 

Умение справляться с гневом — важный навык духовного во­ина. Мы не должны преуменьшать серьезность последствий гнева, приводящего к насилию и даже войнам. Некоторые террористы испытывают такой сильный гнев, что готовы пожертвовать своей жизнью только ради того, чтобы причи­нить вред другим. Очевидно, что в обществе, в котором лю­ди чувствуют себя одинокими и незащищенными, влияние гнева будет продолжать усиливаться. Чтобы защититься от этих угроз и нападок, люди становятся агрессивными.

Более того, когда люди чувствуют, что их не ценят, куль­тура гнева возрастает еще больше. И хотя эта негативная культура продолжает усиливаться, духовные люди должны пытаться противостоять ей и помогать тем, кто стал ее жерт­вами. Если возможно, нужно сначала постараться изгнать этих врагов из собственного сознания, а уж потом становить­ся духовными воинами и помогать другим. Рассмотрим с разных точек зрения, как вначале помочь себе, а потом - другим.

 

Ведите дневник

 

Ведение дневника — одна из техник, позволяющих справить­ся с гневом. Делая записи, вы сможете глубже проанализиро­вать события вашей жизни. Это помогает повысить и уро­вень ответственности, поскольку если мы сами не выработаем план и стратегию, за нас это сделает майя, иллю­зия. Либо мы строим планы, как увеличить свою предан­ность, либо позволяем двойственности мартъя-локи, плане­ты смерти, постоянно бомбардировать нас временными, преходящими заботами. Если поддаться влиянию окружаю­щей среды, ум и чувства буквально утащат нас в сторону:

 

мамаивамшо джива-локе

джива-бхутах санатанах манах-шаштханиндрийани пракрити-стхани каршати

 

«Живые существа в материальном мире суть Мои вечные отделенные частицы. Оказавшись в обусловленном состоянии, они вынуждены вести су­ровую борьбу с шестью чувствами, к числу кото­рых относится ум»

(«Бхагавад-гита», 15.7)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь