Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВАЖНОСТЬ КРАТКОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ



 

Постепенное продвижение к цели

 

Хотя мы понимаем, что заветная мечта каждого предан­ного - вернуться в духовный мир, став чистым слугой Кришны (Бога), мы должны также обратить свое внимание на важность краткосрочных целей, которые мы ставим на пути постепенного продвижения к высшей цели. В «Бхагавад-гите» (10.34) Верховный Господь называет нам эту выс­шую цель, которая включает в себя постоянное помятование о Нем:

 

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру мам эвайшйаси йуктвайвам

атманам мат-парайанах

 

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредото­чившись на Мне, ты непременно придешь ко Мне».

 

Господь ясно называет нам высшую цель нашего бытия. Он хочет, чтобы мы всегда думали о Нем, никогда не забыва­ли Его и действовали на радость Ему. На этом возвышенном уровне обитают нитъя-сиддхи, вечно освобожденные суще­ства, чьи мысли всегда находятся в совершенной гармонии с Богом.

Хотя большинство людей не находится на этом редко до­стижимом уровне, Верховный Господь не отвергает их и не счи­тает безнадежными неудачниками. Напротив, в двенадцатой главе «Бхагавад-гиты» Господь предлагает различные альтер­нативы для преданных, которые не способны постоянно ду­мать о Нем. Вначале Он рекомендует процесс садхана-бхакти (практического преданного служения). От нас ожидается, что мы заняты деятельностью, которая заставит наш ум и чувства погрузиться в размышления о Верховной Личности Бога; этим целям служит девятисложный процесс преданного служения:

 

шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам арчанам вандашм дасйам сакхйам атма-ниведанам

 

«Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окруже­ния и деяний, рассказывать и помнить о них, слу­жить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возно­сить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого предан­ного служения»

(«Шримад Бхагаватам», 7.5.23).

 

Бог, впрочем, знает, что для многих будет сложно следо­вать даже этим принципам бхакти вот почему Он просит нас работать для Него или помогать тем, кто строго следует процессу садхана-бхакти. Если мы не можем постоянно думать о Господе или следовать пути садхана-бхакти, то должны поддерживать тех, кто способен следовать этому процес­су, и работать для Господа, подобно игроку в команде.

Но даже если мы не способны работать для Бога или по­могать серьезным преданным, Он все равно не отвергает нас и не теряет надежду на нас. Наоборот, Он поощряет наш труд, каким бы он ни был, и просит нас оставаться непривя­занными к плодам нашей работы. Но для многих людей да­же последняя просьба остается сложной, а может быть, их страсти так сильны, что они просто не хотят прислушивать­ся к Его словам. В этом случае Кришна просит нас накапли­вать знания. Бог лично предлагает нам выбор. Хотя Он хо­чет, чтобы мы всегда думали о Нем, Он понимает, что мы еще не готовы полностью сосредоточить ум на Нем.

Постоянная медитация на Господа подразумевает, что мы поклоняемся Ему с глубокой сосредоточенностью и поз­воляем Ему действовать через нас. На этом уровне мы будем очень тесно связаны с Господом, поскольку у нас уже не бу­дет ложного эго, которое проявляется в виде страха, гнева, зависти, похоти, жадности, опьянения, безумия и т. п. Враги ума больше не станут нападать на нас, поскольку мы всегда будем увлечены медитацией на Бога. Все вышеперечислен­ные качества уводят наш ум прочь от Господа, направляют его в другую сторону. Поэтому, если мы не способны пол­ностью вручить свои умы Господу и получить в ответ Его целиком, Он указывает нам пути, чтобы мы постепенно приблизились к Нему и оставались под Его опекой, которая распространяется на всех без исключения.

 

йе йатха мам прападйанте

тамс татхайва бхаджамй ахам

мама вартманувартанте

манушйах партха сарвашах

«Как человек предается Мне, так Я и вознаграж­даю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притаи»

(«Бхагавад-гита», 4.11).

 

Погружены ли мы полностью в мысли о Господе, следу­ем ли другим процессам или просто исповедуем атеизм или имперсонализм, мы все равно остаемся на пути к Нему, и Он взаимодействует с нами в зависимости от наших мыс­лей и поступков. Мы не собираемся поспешно называть че­ловека никчемным только потому, что он не может пока трудиться исключительно для Бога.

 

Совершенство приходит во время работы

 

Если мы вспомним атлетов, которые участвуют в Олимпийских играх, то поймем, что многие из них шли к своим целям на протяжении долгих лет. Кто-то начинал свой спортивный путь еще в младенчестве и так добился успеха. Вряд ли кто просыпался в одно прекрасное утро и ни с того, ни с сего становился мастером спорта и чемпи­оном, минуя каждодневные тренировки. Как правило, они должны быть полны решимости достичь цели и трениро­ваться до седьмого пота. Порой этим атлетам приходится тренироваться десятки часов каждый день. Вся их жизнь построена вокруг того вида спорта, которым они занима­ются. Несмотря на то, что у них есть еще какие-то дела, спорт постоянно остается их приоритетом, и они даже вы­бирают диету, друзей и способ зарабатывания денег с уче­том своего вида спорта. Мечтая когда-нибудь завоевать зо­лотую медаль на Олимпиаде, эти атлеты постоянно ставят перед собой краткосрочные цели, которые ведут их к пье­десталу победы.

Постарайтесь это понять. Если у нас будут просто выс­шие цели и не будет никакой стратегии или краткосрочных целей, в большинстве случаев высшая цель так и останется лишь словами. Мы нуждаемся в глубокой медитации и стратегиях, которые могут помочь нам продвигаться от одного успеха к другому, пока мы в конце концов не до­стигнем высшей ступени развития. Вспомним историю из «Махабхараты», когда Арджуна попал стрелой в глаз рыбы. Почему он смог сделать это? Многие могучие кшатрии (во­ины) пытались поразить эту мишень, чтобы завоевать Дра-упади, но лишь Арджуне удалось с блеском выдержать ис­пытание. Он без труда выполнил задание лишь потому, что до этого упорно упражнялся в стрельбе и тренировал свою способность сосредоточиваться. Непрерывная практика и постепенное продвижение через определенные кратко­срочные цели помогли ему достичь таких высот военного мастерства.

 

Корабль без руля

 

Несмотря на то, что мы считаем себя слугами Бога и, в конечном итоге, желаем стать полностью сознающими Бо­га, наш ум остается очень сильным. Если мы не составляем подробных планов, то майя, или дьявол, или искуситель -называйте это как угодно, — будут планировать за нас. Если мы каждый день не ставим перед собой краткосрочных це­лей, нам будет очень тяжело продвигаться к высшей цели. В Африке есть поговорка: «Если ты не знаешь, куда держишь путь, то дорога решит это за тебя». Даже родители старают­ся дать своим детям некую цель, которая будет вести их по жизни. К несчастью, из-за все увеличивающихся трудностей в воспитании детей в наше время некоторые родители про­сто позволяют детям вести себя, как им вздумается.

Современная система образования тоже тяготеет к такому типу обучения, когда детям позволяется учить то, что им по душе. Однако, посылая своих детей в мир без какой-либо стратегии или основополагающих принципов, мы уподоб­ляемся тем, кто спускает на воду корабль, не прикрепив к нему руль. Не объяснив им ничего, мы просто гоним их прочь, наивно надеясь, что они как-то найдут некую точку опоры. Если мы вводим их во взрослую жизнь без каких-либо навыков, жизнь легко раздавит их.

Разумеется, родители должны учитывать индивидуаль­ность своего ребенка и стараться вдохновлять его в соответ­ствии с его природными склонностями. В противном случае ребенок просто взбунтуется, если родители будут каждую секунду одергивать его, заставляя его думать, ходить или го­ворить в той или иной манере. Но если мы посылаем своих детей в мир и позволяем им действовать так, как подсказы­вают им их чувства, то они не просто собьются с пути, как корабль без руля, но и превратятся в негодяев, которые бу­дут ненавидеть своих родителей за то, что те дали им эту, с позволения сказать, свободу. Позднее они охарактеризуют вашу снисходительность как отсутствие любви и заботы, ибо вы как родитель не использовали свои возможности, чтобы спланировать их будущее.

 

Как пройти до конца

 

Подростки и молодые члены духовных общин год за го­дом слышат, что нашей высшей целью является чистая пре­данность Господу. В то же время вокруг себя они видят столько отклонений, столько чувственных наслаждений, что эта пресловутая высшая цель набивает у них оскомину и кажется очень далекой и неоднозначной. Но если у них по­являются краткосрочные цели, способные задействовать их энергию, они чувствуют себя намного лучше, чем тогда, когда они год за годом жили жизнью преданных и пытались «допрыгнуть» до высшей цели. Они нуждаются в счастье, приключениях и успехах, которые не дадут им пойти на дно жизни.

Я так взволнованно говорю об этом, поскольку вижу, что происходит во многих общинах и что происходило со мной. Оглядываясь на прожитые годы, я вижу, как милость моего духовного наставника питала мой энтузиазм в служе­нии на протяжении этих лет. Но я также вижу, какую важ­ную роль сыграли мои краткосрочные цели. Мы постоянно слышим слово «предаться», но ведь предание себя -- это процесс. Иногда люди говорят нам: «Просто исполняй свои обязанности». Однако дхарма, или религиозный долг, также зиждется на способностях, или адхикаре. Мы не можем на­вязать дхарму людям, а должны вдохновлять их жить по за­поведям дхармы. Почитая дхарму, мы со временем естест­венным образом подойдем к санатана-дхарме, нашим вечным обязанностям. Если вы служите исключительно из чувства долга, не испытывая никакой радости, постепенно ваша жизнь превратится в пытку, и вы также станете счи­тать себя источником мучений для тех, кто больше других заботится о вас. Вас постоянно будут одолевать всяческие беспокойства, что попросту объясняется нехваткой радости в вашей жизни.

Так или иначе, мы всегда одержимы безумием. Либо мы сходим с ума и опьяняемся любовью к Богу, либо теряем рассудок в погоне за каким-нибудь чувственным удовольст­вием. Все дело в том, куда мы направляем наше безумие. Когда нас охватит неуемное стремление к достижению це­лей, которые соответствуют нашим склонностям, мы нач­нем заражать друг друга тем, чем живем и дышим. И наоборот, если мы выполняем свои обязанности, как манекены, или, хуже того, из-под палки, просто отсчитывая дни, мы тоже влияем на окружающих, делая их слабыми, поскольку наша апатия проникнет в сознание каждого и ослабит их желание достичь определенной цели.

Вот почему иногда на Олимпийских играх все медали в одном виде спорта — золотую, серебряную и бронзовую — завоевывают спортсмены из одной и той же страны. По­скольку золотой медалист тренировался с таким рвением, его энтузиазм сказался на достижениях всей команды. В ре­зультате у них образовалась целая плеяда выдающихся спортсменов, и все благодаря одному человеку, который смог на своем примере вдохновить других на достижение высшей ступени мастерства.

Если мы только слышим о высшей цели, но не имеем ни малейшего представления, как ее достичь, мы непременно скатимся на уровень секты. Поскольку нам не удастся взой­ти на более высокую ступень, мы будем чувствовать себя об­манутыми, но при этом начнем притворяться, что уже всего достигли. Вследствие этого мы превратимся в людей, кото­рые хотят действовать и служить как им заблагорассудится, отвергая краткосрочные цели, поскольку не хотят выглядеть слишком независимыми. Нам скажут: «Да ты просто в майе, в иллюзии. Не пытайся стать независимым. Просто рабо­тай». Но так уж случилось, что у нас есть определенные спо­собности и интересы, которые мы можем использовать в служении гуру, Богу и общине.

Мы должны по возможности быть занятыми в деятель­ности, которая лучше всего подходит для нашего характера (если это не майя), особенно если следуем девятисложному процессу. Сам Господь дарует нам альтернативные пути, чтобы мы прогрессировали тогда, когда не способны все время думать о Нем. Он дает нам авторитетные краткосроч­ные задачи. Мы не собираемся приобщаться к ложным целям, будь то краткосрочные или конечные цели, но мы так­же не собираемся принижать живую природу сознания Кришны. Бог всегда живой, и если мы найдем способ, как обуздать свой ум, и определим для себя, каким видом служе­ния заниматься, наша любовь к Господу усилится.

 

Наметить цель

 

Чтобы избежать ложных целей или не прийти туда, куда мы приходить не хотим, нужно первым делом четко пред­ставить себе цель, которую мы хотим достичь в своей жиз­ни, а затем подробно уяснить метод, с помощью которого мы эту цель достигнем. Если мы хотим быстро оценить ту или иную философию или учение, мы должны задать про­стой, но важный вопрос: что представляет собой высшая цель, которую достигает человек, верно следующий этому учению? Любая теология, философия или религия предлага­ет свою цель, до которой доходят те, кто достиг высот этих учений. Неважно, желает ли человек сотворить рай на зем­ле, познать энергии Господа, развить определенную шакти или мистическую силу, достичь небес или прийти во Вриндаван, в духовный мир, — каждый путь предполагает вы­полнение особых требований. Но что еще более важно — тот, кто идет по одному из этих путей, должен развить соот­ветствующий тип сознания, связанный с заветной целью, если хочет пройти путь до конца.

Порой люди спрашивают: «Разве все теологии и филосо­фии не ведут к одной же цели? » Если мы пристально взгля­нем на цели различных учений, то обнаружим, что их цели и направления действительно разнятся. Разве студент, уча­щийся на одном факультете университета, получает диплом Другого факультета? Если человек добивается успеха в опре­деленной сфере и прилежно посещает занятия, он получит докторскую или иную степень именно в той дисциплине, которую изучал. Поэтому, прежде чем браться за изучение того или иного предмета, человек должен спросить: «Какую квалификацию я приобрету, когда изучу всё, что касается этой области знания? » Мы задаем такие вопросы при по­ступлении в академию и в других сферах материальной жизни, и мы должны задавать эти важные вопросы, вступая в жизнь духовную.

Некоторые люди пугаются и даже ужасаются, узнав на­конец о цели учения, которому следуют. Однако если цель подходит нам, мы должны задаться вторым вопросом: что мне следует делать, чтобы достичь этой пели? Даже если кто-то не готов пока полностью следовать правилам и пред­писаниям, одного лишь согласия с необходимостью таких правил и предписаний будет достаточно, чтобы он смог продвигаться в верном направлении. По крайней мере, та­кой человек не отступит от конечной цели, хотя пока не мо­жет придерживаться всех правил. В таком случае человек может делать то, на что ему хватает сил, стараясь прибли­зиться к заветной цели насколько можно ближе. Но если мы не согласны с самой целью, нам надо заняться чем-то дру­гим — тем, что поможет нам достичь тех целей, к которым мы действительно стремимся.

Если человек на самом деле стремится к цели и до неко­торой степени способен следовать методу, он должен задать третий вопрос: достиг ли кто-нибудь из тех, кто серьезно следовал этому методу, заветной пели, и если да, то что они обрели? Мы должны изучить жизнь тех, кто уже пришел к цели, ибо в конечном итоге нам также предстоит испытать те же ощущения и обрести те же качества, когда наша завет­ная мечта исполнится.

При этом следует понять, что если мы нашли цель, ко­торая подходит нам, но мы не обладаем квалификацией, чтобы следовать методу, то она так и останется недостижи­мой, пока мы не найдем в себе силы действовать должным образом. Если мы по-настоящему хотим достичь цели, то со временем заставим себя следовать всем необходимым ус­ловиям. С другой стороны, если мы не хотим действовать соответствующим образом, нам следует честно спросить себя, а хотим ли мы на самом деле достичь этой цели? Бы­вает и так, что нам не по душе какая-то цель, и тогда нам нужно отбросить лицемерие и найти другой путь с соответ­ствующими методами. Правда, может случиться, что мы никогда не захотим предпринять необходимые шаги к до­стижению той или иной цели, и в этом случае надо найти метод, которому мы согласны следовать, и искренне идти в заданном направлении.

 

Найти себе занятие

 

После того, как мы четко представили себе цели, кото­рых нам хотелось бы достичь, мы должны наметить основ­ные вехи развития и найти способы, как поддерживать свой энтузиазм. Если мы проанализируем свою жизнь, то обна­ружим, что самые счастливые минуты нашего духовного путешествия мы переживали, когда наш ум был полностью погружен в какое-либо начинание или замыслы, и мы при этом не ожидали ничего взамен. Мы можем служить разно­образными способами, но как только мы начнем действо­вать бескорыстно, не забывая при этом, что являемся преданными, мы обретем силу, чтобы обуздать свой ум. По своему опыту я знаю, что, если не направляю свой ум на определенную цель, мой ум становится невменяемым или начинает метаться. Такие нескончаемые колебания могут привести к тому, что человек чувствует себя ничтожеством, гневается или ощущает себя одиноким, и у него ухудшается настроение, ибо все это — свойства самого ума. Но в мину­ты, когда у вас есть план или цель, которые приводят вас в восторг, вы наполняетесь такой энергией, что способны сделать намного больше, чем рассчитывали.

Для каждого человека подходит свое занятие. Напри­мер, преданный, живущий в храме или среди людей отре­ченных, может спросить: «Какую же цель ставить тому, кто просто занят монашеской деятельностью, живет в храме и у кого нет ни жены, ни детей? » В этом случае цель не обя­зательно должна быть связана с материальной энергией; средоточием ее может стать каждодневное служение. На­пример, преданный может дать обет прочесть за шесть ме­сяцев определенное количество книг или подумать, как со­здать лучшие условия для себя и для всего монастыря в целом и приурочить это к какой-нибудь дате, скажем, к концу года. Цель, которую мы выбираем, должна задей­ствовать всю нашу энергию. Если это произойдет, мы бу­дем с большей радостью продолжать свое духовное путе­шествие, поскольку рутинная деятельность превратится для нас в средство достижения заветной мечты. Очень опасно давать уму волю. Поскольку наш ум и окружающая среда постоянно нападают на нас и причиняют беспокой­ства, мы должны быть настороже и развивать больше вну­тренней силы, если хотим получить возможность достичь высшей цели.

Нам следует более тщательно изучить свою жизнь. Ког­да вы планируете какое-то мероприятие или строительство, жизнь становится более яркой. Но понаблюдайте за своим умом, когда вы просто чахнете от своих ежедневных «риту­алов». Где бы вы ни жили, куда бы вы ни ходили — будь то храм, монастырь, церковь, мечеть или синагога, вы не стане­те счастливым, пока не найдете себе применение в том или ином деле, завершение которого станет важной вехой в вашей жизни. Учитывая силу ума, мы иногда вынуждены об­манывать его, чтобы ум был погружен в культуру преданно­сти. Если мы не займем его — он займет нас.

Помню, когда я участвовал в специальной программе по распространению книг нашего духовного учителя по музе­ям, библиотекам, университетам и среди профессоров. Все, кто был в этой группе, пришли к нашему духовному настав­нику, вооружившись ручками и карандашами, чтобы полу­чить от него особые наставления, как распространять его книги. Мы надеялись получить секретные, подробные на­ставления, которые помогли бы нам достичь наших целей. Однако наш духовный наставник просто сказал: «Не жалей­те сил, и Кришна поможет вам». Когда мы получаем настав­ления общего характера, на нас возлагается ответственность за то, как мы это наставление усвоим и как мы применим его в том или ином деле, которое нам надо завершить. По­рой наставления могут показаться незамысловатыми или расплывчатыми, но если они наделены силой и мы чутко внимаем им, нам обеспечен полный успех. Наша группа тогда поверила в это простое наставление, и позже мы до­стигли такого успеха, о котором даже мечтать не смели. В нашей группе было несколько нестандартно мыслящих, умных юношей, и они ставили перед нами краткосрочные задачи и разрабатывали краткосрочные стратегии, которые помогали нам осуществить долгосрочные планы.

Выделите время для того, чтобы оценить свои способно­сти и найти деятельность, которая будет вдохновлять вас. Ка­кой вид духовной деятельности оживляет и волнует вас как преданного? Направьте себя по этим путям ради достижения Целей, которые дороги вам, и вы станете более счастливым. Теперь снова отложите на день эту книгу и запишите на бу­маге несколько краткосрочных целей, которые имеют для вас значение, и наметьте план по их осуществлению.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. ВАЖНОСТЬ ГЛУБОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
  2. Важность приверженности своим взглядам
  3. Важность прочных семейных уз
  4. Важность цены открытия для минимума или максимума дня
  5. Важность цены открытия для минимума или максимума дня
  6. Вопрос 23. В типовой конфигурации для ежемесячного расчета амортизации ОС для целей бухгалтерского и налогового учета
  7. Говоря о ликвидности организации, имеют в виду наличие у нее краткосрочных активов в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, предусмотренных контрактами.
  8. Группировка месторождений по сложности геологического строения для целей разведки
  9. Дерево целей; дерево решений; дерево работ; организационную структуру исполнителей; матрицу ответственности; сетевую модель; структуру потребляемых ресурсов; структуру затрат.
  10. Для целей регистрации ПрЭВМ, БД
  11. ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЫЧЕТА НА ОБУЧЕНИЕ


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь