Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Двадцать три пункта для изучения



В: Нельзя ли дать какие-либо афоризмы или утверждения, кото­рые я мог бы записать и изучать, что помогло бы продвижению по суфийскому пути?

О: Если вы не жизнеспособны в обычном мире, вы не станете таковым нигде. Если вы плохо умеете контактировать с людьми, мы не можем предложить вам взамен сообщество, где 'мы понимаем друг друга'. Это относится к игре-в-жизнь и, конечно, некоторые люди называют ее реальной жизнью.

 

* * *

Если вы привыкли, что в повседневном мире вас поддер­живают и подталкивают социальные, психологические и другие давления, то в некотором смысле вы реально вообще не суще­ствуете. Те люди, которые падают духом и раскисают в часто не оказывающей давление дервишеской среде, становятся утоми­тельными для других или стараются привлечь или добиться вни­мания: они распадутся на части, и никто не сможет им помочь.

 

* * *

Старайтесь помнить, а если не можете помнить, попытайтесь хорошо ознакомиться со следующей мыслью.

Многие люди, которые воображают, что они с нами, потому что физически присутствуют, или потому, что согласно обыч­ным критериям (чувство преданности, проникнутости идеями) якобы присутствуют, многие из этих людей, в действительности, вовсе не здесь. Если вы один из них, мы ничего не можем для вас сделать. Если вы подобны обычному человеку, то есть, если у вас есть склонность 'быть здесь' только для ограничен­ного и примитивного развлечения, но это только склонность, а не способ жизни, тогда мы, может быть, сможем достичь некоторого успеха.

 

* * *

Помните, что человек настолько стандартизован, что внеш­нему наблюдателю, замечающему его реакции на различные стимулы, нет нужды предполагать наличие у каждого человека индивидуального управляющего ума. Вероятнее, что он сделает вывод о существовании отдельного внешнего ума, а о людях, как о простых выразителях его воли.

* * *

Зафиксируйте следующее:

Фактически, все известные вам организации в большой степени работают на вашей жадности. Они притягивают вас, по­скольку то, что они говорят или делают, взывает к вашей жадно­сти. Это скрыто только их фасадом. Если вы перестанете слушать их слова и посмотрите на результат, вы вскоре увидите это.

 

* * *

Помните, что жадность включает в себя жадность не быть жадным. Так, если кто-либо говорит: «Не будь жадным, будь ще­дрым», вы, возможно, внутренне истолкуете это таким образом, что будете развивать жадность к щедрости. Тем не менее, это остается жадностью.

* * *

Есть вещи, которые нужно делать для себя. Сюда входит ознакомление с данными вам учебными материалами. Реально вы можете делать это – и таким образом приобрести реальные качества – только если прекратите на время потакать желанию немедленного удовлетворения.

 

* * *

Все члены современных обществ, за немногим исключе­нием, нуждаются в переходе от примитивной морали к более высокой. Примитивная мораль – это та, которая говорит вам, словно ребенку, что честность сделает вас счастливым, при­несет удачу, приведет вас к более высоким вещам. Честность, сейчас вас можно проинформировать, существенна как инстру­мент, а не как почитаемый, редко-достижимый эмоционально-отягощенный идеал.

 

* * *

У суфиев есть их собственные методы отталкивания непод­ходящих людей. Вы, возможно, знаете только один или два способа. Обратите внимание на приемы, которые, например, за­ставляя людей делать вывод об их никчемности, отталкивают их.

 

* * *

То, что вы можете счесть притягательным, или что даже распространяется нами, чтобы быть притягательным для вас, возможно вовсе и не предназначено для этого. То, что притя­гивает вас или других к нам, может быть тем, что составлено нами как инструмент, который дает возможность считать вас (или других) неподходящими.

 

* * *

Можно давать или отказывать способом, гораздо более дей­ственным, утонченным, полезным, который совершенно неза­метен для людей, думающих, что давание или отказ делается посредством внешней оценки. Если вы ищете какой-либо знак одобрения или 'продвижения', знайте, что вы не готовы для этого. Прогресс приходит через способность учиться, и он нео­становим. Никто не может стать между вами и знанием, если вы достойны его.

* * *

Кто угодно или что угодно может стать между вами и зна­нием, если вы недостойны его.

* * *

Вы можете научиться большему за полчаса прямого контакта с источником знания (не имеет значения видимая причина контакта или предметная сторона дела), чем за годы формальных усилий.

* * *

Вы можете учиться и снабжать себя скрытым знанием, развитие которого происходит на более поздней стадии. Только те, кто настаивает на немедленном внимании к себе, хотят чего-то еще.

* * *

Роль учителя в том, чтобы пробуждать способности в уче­нике, обеспечивать тем, что имеется тогда, когда это будет полезно, направлять его к развитию, а не в том, чтобы по­ражать, создавать впечатление добродетели, силы, важности, общей информированности, знания или чего-то еще.

 

* * *

Систематические занятия или режим ценны тогда, когда они полезны. Когда это не так, они могут быть отравляющими.

 

* * *

Те, кто ищет последовательность как главный фактор в людях или в учебных материалах, ищут систему на стадии, на которой она не обозначена. Так делают дети и дикари, когда они требуют информацию, которая объяснит или сделает возможным все. Последовательность же, предлагается теми людьми, чье дело – предлагать комфорт и утешение как цель.

 

* * *

Если вы ищете озарения или понимания, тогда как то, в чем вы действительно нуждаетесь, это информация или отдых от внешних давлений, вы ничего этого не получите. Если вы знаете, чего хотите, вам следует пойти и получить это.

 

* * *

Если вы привносите привычку судить о вещах в те области, где она неприменима, вы будете судить способом, который не соответствует вашим потребностям.

 

* * *

Вы не можете работать на более высоком уровне, применяя целиком понятия, язык и опыт более низкого уровня. Работа на более высоком уровне заключается в сочетании поведения и отношений.

* * *

Высшая степень нелепости, лишающая вас способности к реальному учению за пределами достигнутой вами стадии, это воображать, что одно является другим. Если вы думаете, что книга – это бутерброд, вы можете пытаться есть ее и не будете способны учиться тому, чему книга может научить. Если вы к тому же воображаете, что 'открыты', или 'работаете', или страстно стремитесь учиться в то время, как лишь играете в социальную игру, вы ничему не научитесь. К тому же люди, которые отказываются играть в эту игру с вами, непременно, рано или поздно, будут вас раздражать.

 

* * *

Объединения людей могут принимать две формы: образова­ния, основанные для того, чтобы выражать или реализовывать стремления своих членов; и другие, которые существуют для того, чтобы приобретать то или снабжать тем, что необходимо. Желания и потребности не одно и то же. Различие в информа­ции. Если люди знают, что им нужно, им не приходится путать желания с потребностями.

 

* * *

Если вы еще не знаете различия между мнением и фактом, вы можете изучать его по ежедневным и еженедельным газетам.

 

Всеобъемлющая учеба

Учение и не-учение

В: Многие люди столько читают, и все же это их не меняет, в чем дело? Можно ли не впитывать суфийскую информацию через написанное слово?

О: Чтобы учиться чему-то, вам, вероятно, надо многократно к нему обращаться, возможно, просматривать под разными углами зрения, и надо также уделить ему определенного рода внимание, что даст вам возможность учиться.

По нашему опыту, люди терпят неудачу в учении по суфийским материалам по той же причине, что и в учении другим вещам – они читают избирательно.

То, что затрагивает их эмоционально или нравится им, или бросает в дрожь, они будут помнить или искать в большем количестве и более сильного воздействия.

Поскольку такие вещи часто являются последним из то­го, в чем люди, может быть, нуждаются, и поскольку такое несбалансированное отношение к любой вещи делает человека нуждающимся в уравновешивании его подхода, мы имеем ту ситуацию, которую вы описываете.

Мы можем сразу же признать невероятным то, что культуры, которые стремятся выдвигать на первый план необработанные вещи, вещи, которые мгновенно привлекают, и проектировать их в притягательных формах, поддерживать и подкреплять их, дадут в целом людей со склонностями к чему-то иному, нежели к еще большему количеству таких же вещей. Более того, это поведение просто увековечит такой тип личности и позиции, что создали его в самом начале.

Если у вас есть шоколадный торт, украшенный шестнадцатью вишенками, и вы сразу поедаете вишни, потому что они вам нравятся, и затем хотите знать, почему вы не съели торт – что это даст вам? И если я расскажу, понравлюсь ли я вам?

Вот тот барьер, который надо преодолеть. Через него прохо­дят, наблюдая его в действии, решая преодолеть его и предприни­мая действия, чтобы всесторонне изучить его, а не притворяться учеником и потом удивляться, почему не научился.

ВИДЕТЬ В ГЛУБИНЕ ГОРЫ РУДУ

Чтение не меняет людей, пока они не готовы измениться. Руми сказал: «Вы видели гору, вы не видели в глубине горы руду».

Просто наличие полезной книги, даже одной из величай­ших книг, не означает, что можно или, возможно, следует пытаться в любой данный момент времени учиться по ней пра­вильно. Суфий Садреддин сказал в своем Testament: «Отныне не позволяйте каждому пытаться учиться на писаниях шейха Ибн Араби или моих, ибо эти ворота закрыты для большей части человечества».[13].

Так потому, что учителя, возможно, не нуждаются в содер­жимом книг, но могут использовать их для учеников, в то время как ученики, возможно, не знают, что вряд ли извлекут пользу, изучая книги произвольно, как обычно они это делают.

Даже самотитулованные 'специалисты', среди них есть и фи­лологи, не переводят правильно различные уровни и подтексты суфийских материалов. В. действительности, есть признаки, что многие из них вообще не видят дополнительных измерений и альтернативных прочтений классической литературы. Неко­торые даже признают, что не способны это сделать.[14] Отчасти характерно, что они почему-то не прекращают переводить или не обогащают свое восприятие этих материалов.

Суфийское употребление работ Хафиза совершенно иное, чем у обычных переводчиков или читателей.[15] Я уже отмечал в другом месте[16], что, едва ли найдется правильное толкование самого первого куплета основной классической суфийской ра­боты Руми The Masnavi, хотя его много раз переводили и тысячи раз цитировали.

Мы могли бы дать сотни примеров. Действительно, давайте просто откроем Gulistan (Розовый сад) Саади, возьмем один отрывок и посмотрим, что получится. Вот отрывок, как он звучит на персидском:

Kasani ki yazdan-parasti kunand

Bi-awazi dulab masti kunand.

Один английский перевод дает, достаточно дословно, следу­ющее:

Those who are God-worshippers

Become drunken (even) at the sound of a water-wheel.

(Те, кто поклоняется Богу,

Опьяняются (даже) от звука водяного колеса.)

Так вот, слово dulab (водяное колесо) означает также, мета­форически, на персидском 'обман'. Следовательно, Саади говорит:

1. Люди, поклоняющиеся божественному (yazdan), прихо­дят в состояние опьянения даже при звуке водяного колеса. В таком контексте это может означать либо то, что они мо­гут быть столь обусловленными [конечно, в случае поверх­ностных людей], что любая вещь ввергнет их в то, что они считают религиозным состоянием, либо еще то, что любая вещь могла бы напомнить [правильно настроенным мистикам] о Божественном.

2. Любой человек, принадлежащий к упомянутым выше типам, может быть введен в соответствующее состояние (вообра­жаемое или реальное) обманом.

Итак, вместо не вызывающего возражений, но фрагментар­ного перевода «Все, что угодно, ввергнет верующего в экстаз», мы находим целый смысловой спектр, открывающийся по мере того, как мы рассматриваем слова в их альтернативных значени­ях, он включает:

1. Фиксация на Божественном может привести к опьяне­нию им посредством звука, производимого неживым объектом, не предназначенным вызывать такой эффект.

2. Люди, сосредоточенные на Божественном, могут вновь возвращаться к опьянению [которое может быть, а может и не быть, неподдельным мистическим переживанием] при помощи ритмического звука.

3. Истинные мистические переживания в преданном могут быть вызваны ритмическими методами.

4. Переживания, о которых предполагают, что они мисти­ческие, могут быть обманом вызваны в людях, занимающихся [искренне или нет] служением богу.

Персидская поэзия изобилует многозначностями такого ро­да. Суфию надо быть в состоянии удерживать в уме все взаимоисключающие возможности осмысления, чтобы видеть весь диапазон возможных значений человеческого опыта, ко­торый обычные люди втискивают в гораздо меньший диапазон понимания.


Поделиться:



Популярное:

  1. C S: Предметом изучения « римского права» являются
  2. C.Для предоставления возможности сравнивать рыночные стоимости акций компаний одной отрасли
  3. I. Константинопольская патриархия по ее интеллектуальной стороне.
  4. II этап. Обоснование системы показателей для комплексной оценки, их классификация.
  5. II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (во второй половине XV и в XVI в.).
  6. II. СОЦИОМЕТРИЯ КАК ЭМПИРИЧЕСКИ-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОДРАМЫ
  7. II. ТЕМЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  8. III. Источники для изучения Греческой церкви XVII в.
  9. III. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени).
  10. IV. Источники для изучения той же истории XVIII в.
  11. IV. Материальное состояние Константинопольской патриархии.
  12. IX. ЗНАЧЕНИЕ «УНИВЕРСАЛИЙ» КОСМОС, ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО И РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ПСИХОДРАМЫ


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь